Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ва­си­лий IV (Ва­си­лий Ива­но­вич Шуй­ский) (1552—1612), рус­ский царь (1606— 1610 гг.)




По­яс­не­ние.

Ан­дрей Дмит­ри­е­вич Са­ха­ров

По­яс­не­ние.

 

А.Д.Са­ха­ров (1921 – 1989) – физик и об­ще­ствен­ный де­я­тель, ака­де­мик АН СССР. Его ак­тив­ная жизнь и де­я­тель­ность при­шлись на 1950-1980-е г.г. -прав­ле­ние Н.С.Хру­ще­ва и Л.И.Бреж­не­ва, на су­ще­ство­ва­ние то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма в СССР.

На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

1) На­уч­ная ра­бо­та. Тру­дил­ся над со­зда­ни­ем во­до­род­ной бомбы, ко­то­рая про­шла ис­пы­та­ния в 1953 г. С 1953 по 1968 ра­бо­тал над со­вер­шен­ство­ва­ни­ем ядер­но­го ору­жия. Осо­зна­вая все по­след­ствия при­ме­не­ния и ис­пы­та­ний но­во­го ору­жия, пы­тал­ся оста­но­вить гонку во­ору­же­ний, вы­сту­пал за пре­кра­ще­ние ядер­ных ис­пы­та­ний. Об­ра­щал­ся к ру­ко­во­ди­те­лю СССР Н.С.Хру­ще­ву.

 

2) С конца 1960-х – один из ли­де­ров пра­во­за­щит­но­го дви­же­ния в СССР. Вы­сту­пал за от­ме­ну цен­зу­ры, по­ли­ти­че­ских судов. В своей из­вест­ной ра­бо­те «Раз­мыш­ле­ния о про­грес­се, мир­ном со­су­ще­ство­ва­нии и ин­тел­лек­ту­аль­ной сво­бо­де» (1968) он опи­сал угро­зы че­ло­ве­че­ству, вы­те­ка­ю­щие из его раз­об­щен­но­сти. Выход видел в де­мо­кра­ти­за­ции и де­ми­ли­та­ри­за­ции об­ще­ства.

 

В 1975 году был удо­сто­ен Но­бе­лев­ской пре­мии мира за «бес­страш­ную под­держ­ку фун­да­мен­таль­ных прин­ци­пов мира между лю­дь­ми» и за му­же­ствен­ную борь­бу со зло­упо­треб­ле­ни­я­ми вла­стью и лю­бы­ми фор­ма­ми по­дав­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства». В 1980 г. после рез­ко­го осуж­де­ния со­вет­ско­го втор­же­ния в Аф­га­ни­стан, был лишен всех на­град и по­ме­щен под до­маш­ний арест в Горь­кий.

 

Воз­вра­тил­ся в Моск­ву при М.С.Гор­ба­че­ве, был из­бран на­род­ным де­пу­та­том в Вер­хов­ный Совет СССР (1989), имел свой про­ект по­ли­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, но не успел его осу­ще­ствить…

 

Ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти: боль­шой вклад в науку,, весь мир знает А.Д.Са­ха­ро­ва как круп­ней­ше­го уче­но­го, бес­страш­но­го борца за права че­ло­ве­ка. И хотя в 1960-1970-е его де­я­тель­ность не смог­ла кар­ди­наль­но по­вли­ять на раз­ви­тие стра­ны, он на­ря­ду с дру­ги­ми дис­си­ден­та­ми го­то­вил почву для ду­хов­но­го об­нов­ле­ния Рос­сии, Б.Н.Ель­цин на­звал его «на­сто­я­щим ду­хов­ным отцом де­мо­кра­ти­че­ских пе­ре­мен в Рос­сии», со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли его «со­ве­стью нашей эпохи».

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по ис­то­рии 25.04.2014 Ва­ри­ант ИС10902.

36. За­да­ние 40 № 5122. Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1) Ва­си­лий Шуй­ский; 2) Фри­дрих II (ко­роль Прус­сии); 3) Алек­сандр III; 4) А. Д. Са­ха­ров.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

I. До вступ­ле­ния на пре­стол

1. В 80-х гг. XVI в. Шуй­ские за­те­я­ли борь­бу с шу­ри­ном и фа­во­ри­том царя Фёдора Ива­но­ви­ча Бо­ри­сом Го­ду­но­вым, ко­то­рая окон­чи­лась не­уда­чей. Шуй­ские по­па­ли в опалу. В 1586 г. князя Ва­си­лия Ива­но­ви­ча ото­зва­ли из Смо­лен­ска, где он был на­мест­ни­ком, и от­пра­ви­ли в ссыл­ку.

2. В 1591 г. Го­ду­но­ву по­на­до­би­лась по­мощь опаль­ных ари­сто­кра­тов. При за­га­доч­ных об­сто­я­тель­ствах в го­ро­де Уг­ли­че погиб брат Фёдора Ива­но­ви­ча, ца­ре­вич Дмит­рий. Во главе след­ствен­ной ко­мис­сии встал князь Ва­си­лий Ива­но­вич. Он пришёл к од­но­знач­но­му вы­во­ду — не­счаст­ный слу­чай.

3. Когда через десть лет Лже­д­мит­рий I вторг­ся в пре­де­лы Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, Шуй­ский воз­гла­сил: «Дмит­рий из­бе­жал коз­ней Бо­ри­са Го­ду­но­ва, а вме­сто него убит и по­хо­ро­нен по-кня­же­ски сын од­но­го свя­щен­ни­ка».

4. В 1605 г. са­мо­зва­нец вен­чал­ся на цар­ство. Боль­шое вли­я­ние об­ре­ли по­ля­ки, «под­толк­нув­шие» его к трону. По­ло­же­ние рус­ской ари­сто­кра­тии стало шат­ким. Шуй­ский ор­га­ни­зо­вал за­го­вор про­тив Лже­д­мит­рия, но планы за­го­вор­щи­ков были на­ру­ше­ны аре­ста­ми. Сам Шуй­ский взошёл на плаху. Од­на­ко в по­след­ний мо­мент Лже­д­мит­рий по­ми­ло­вал его. Это лег­ко­мыс­лен­ное ре­ше­ние сто­и­ло са­мо­зван­цу вла­сти и жизни. В конце мая 1606 г. Шуй­ский нанёс удар. За­го­вор­щи­ки воз­бу­ди­ли на­род­ное не­до­воль­ство и во­рва­лись в цар­ские покои. На­ча­лось по­все­мест­ное из­би­е­ние поль­ских сол­дат, пали Лже­д­мит­рий и его при­ближённые.

II После вступ­ле­ния на пре­стол

1. Его из­бра­ли на цар­ство и вско­ре вен­ча­ли. Такая по­спеш­ность по­вре­ди­ла делу: не был со­зван Зем­ский собор, ко­то­рый мог бы при­дать вла­сти Шуй­ско­го боль­ше за­кон­но­сти. Вско­ре в стра­не объ­яви­лось сразу не­сколь­ко новых «цар­ских от­прыс­ков»; один из них, Лже­д­мит­рий II, по­лу­чил под­держ­ку поль­ской шлях­ты. В южных зем­лях на­рас­та­ло вос­ста­ние И. Бо­лот­ни­ко­ва (1606—1607 гг.).

2. В этих усло­ви­ях Ва­си­лий Ива­но­вич ре­шил­ся на рис­ко­ван­ный шаг: в Уг­ли­че были об­ре­те­ны мощи «не­вин­но­уби­ен­но­го» ца­ре­ви­ча Дмит­рия, ко­то­ро­го ка­но­ни­зи­ро­ва­ли как му­че­ни­ка. Это долж­но было убе­дить всех и каж­до­го: ца­ре­вич мёртв, а новые са­мо­зван­цы всего лишь сму­тья­ны.

3. Вос­ста­ние Бо­лот­ни­ко­ва уда­лось успеш­но по­да­вить.

4 Борь­ба с от­ря­да­ми Лже­д­мит­рия II за­тя­ну­лась.

5. В 1609 г. поль­ский ко­роль Си­гиз­мунд III от­кры­то вторг­ся на рус­скую тер­ри­то­рию и оса­дил Смо­ленск.

6. Шуй­ский об­ра­тил­ся за по­мо­щью к швед­ско­му ко­ро­лю. Объ­единённые швед­ско-рус­ские силы во главе с та­лант­ли­вым во­е­на­чаль­ни­ком М. В. Ско­пи­ным-Шуй­ским на­нес­ли не­при­я­те­лю ряд по­ра­же­ний.

7. Вес­ной 1610 г. по­ло­же­ние на­ча­ло вы­прав­лять­ся, энер­гич­ная по­ли­ти­ка Шуй­ско­го, ка­за­лось, при­нес­ла свои плоды. Од­на­ко в этот мо­мент Ско­пин-Шуй­ский не­ожи­дан­но скон­чал­ся. Рус­ские вой­ска 24 июня по­тер­пе­ли со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние от по­ля­ков у села Клу­ши­на (между Вязь­мой и Мо­жай­ском).

8.В июле 1610 г. пред­ста­ви­те­ли дру­гих ари­сто­кра­ти­че­ских родов взбун­то­ва­ли вой­ско и сверг­ли Шуй­ско­го. Царь был на­силь­но по­стри­жен в мо­на­хи. Ари­сто­кра­ти­че­ское пра­ви­тель­ство вы­да­ло его по­ля­кам. Ва­си­лий Ива­но­вич скон­чал­ся в плену.

III Итоги и ре­зуль­та­ты.

Ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти на пре­сто­ле окон­ча­тель­но раз­ва­ли­ли рус­ское го­су­дар­ство и при­ве­ли его на край ги­бе­ли

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 08.05.2014. До­сроч­ная волна, ре­зерв­ный день. Ва­ри­ант 201.

37. За­да­ние 40 № 5128. Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1) Алек­сандр Нев­ский; 2) А. И. Гуч­ков; 3) Фран­клин Ру­звельт; 4) Б. Н. Ель­цин.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.