Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика Просвещения в Германии




В конце 18 века Германия характеризуется политической и экономической раздробленностью (300 княжеств, 50 имперских городов), мелкодержавным абсолютизмом; третье сословие (бюргеры, крестьянство) лишено всяких прав.

Княжеские резиденции, университетские и вольные города (Лейпциг, Гамбург, Геттинген, Веймар) выступают культурными центрами.

Литература становится центром национальной жизни, призывает к объединению нации, ставит актуальные социальные вопросы (ликвидация раздробленности, социального неравенства, достижение просветительских идеалов свободы и личного достоинства, обличение деспотизма).

Просвещение в Германии развивается позднее, медленее и сложнее, чем в других странах Европы. В первой половине века – темпы замедленные, ориентация на Францию, господство рационализма.

В 50-х – 60-х годах расцвет Просвещения, формирование нац. литературы, посвященной изучению немецкого нац-го хар-ра, актуальных проблем Германии. Новая эстетика (И. Винкельман, Г. Лессинг). Художественные течения: просветительский реализм (драмы Г. Лессинга), сентиментализм (Ф. Клопшток), рококо (Христоф Виланд).

Тв-во Г. Лессинга характеризуется критикой классицизма. Он формулирует принципы новой немецкой драмы, предлагает новую систему драматических жанров. Считает, что характеры должны быть реальными, обычными. Театр должен быть правдивым и выполнять воспитательную функцию.

Писал в жанре мещанской драмы, где семейные и личностные отношения отображают общественные конфликты. В центре драм – герой, который отстаивает собственное право на личную свободу, уважение и достоинство. Главная причина трагедии героев – произвол сильных мира сего, тирания, коварство, деспотизм (актуально для Германии).

Наиболее известные пьесы – «Натан Мудрый», «Мисс Сара Симпсон», «Эмилия Галотти».

В 70-х годах – ускоренные темпы развития лит-ры, разработка проблем философии, эстетики, истории, культуры, языка. Важнейшие явления немецкой лит-ры – движение «Буря и натиск», течение «веймарская классика». Крупнейшие фигуры – Ф. Шиллер, И. Гете

 

3. Движение «Буря и натиск» и «веймарская классика»: своеобразие мировосприятия, эстетики и поэтики.

Движение «Буря й натиск» (70 – 80-е гг.) - немецкий вариант позднего европейского сентиментализма. Теоретик – И. Гердер. Категорическое неприятие культа разума и канонов классицизма. Названный по одноименной драме Ф. Клингера (одного из представителей).

Эстетика:

- Протест против насилия над личностью, деспотизма; равенство всех людей.

- Руссоизм, культ природы и чувства, противопоставление страсти разуму; отрицание рационализма в искусстве.

- Историзм, культ германской древности, интерес к фольклору, самобытность каждого народа.

- Тип героя – яркая, сильная личность, индивидуалист, который вступает в конфликт с обыденной, невежественной средой.

- Эмоциональность, патетика, демократизм поэтической речи.

К литературе штюрмеров принадлежит роман Гете – «Страдания юного Вертера» (1774), драмы Ф. Шиллера «Разбойники» (1781), «Коварство и любовь» (1784).

Веймарская классика (90-е годы) – период позднего творчества Гете й Шиллера (г. Веймар).

Возвращение к принципам античного искусства, но в новом качестве. Античность – не предмет для наследования, а источник вдохновения. По мысли веймарцев, если духовно воспитать народ, он будет стремиться к свободе. Средство для духовного возрождения нации – понимание красоты. Древние греки были свободными, поэтому создавали прекрасные произведения искусства. То есть, чувство красоты способно пробудить в людях стремление к свободе. Т.О. главная цель современного и античного искусства – гуманизм.

Стремление отобразить в искусстве «вечные вопросы», исторические, философские проблемы. Величественные образы, высокие идеи.

Новый тип героя – обобщенный образ, более идеализированный и эстетизированний.

У Шиллера к этому периоду принадлежат исторические драмы, баллады

У Гете – баллады, статьи по искусству, дилогия про Вильгельма Мейстера («Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствования Вильгельма Мейстера»), завершенный «Фауст».

 

4. Трагедия Й.В. Гете «Фауст»:

- история создания

Творчество Гете, а именно, его трагедия «Фауст» стала завершающим этапом не только немецкого, а и европейского Просвещения.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), представитель зажиточного бюргерства, получил прекрасное образование. Занятия юриспруденцией не помешали ему увлечься средневековой философией и алхимией, современными ему философскими учениями, играть ведущую роль в литературной жизни его эпохи – он становится лидером штюрмеров.

К этому периоду его творчества принадлежат пьеса «Гец фон Берлихинген» (1771), роман – «Страдания юного Вертера» (1774), драма «Эгмонт» (1787), первая редакция «Фауста» - «Пра-Фауст» (1775).

Со временем, будучи приглашенным в княжество Веймар, он находится на государственной службе, в которой вскоре разочаровывается. Путешествие в Италию (1786-1788) открывает ему античное искусство и гуманизм, что, равно как и дружба с Ф. Шиллером, способствует формированию принципов веймарской классики.

Произведения: стихи и поэмы («Римские элегии», «Западно-Восточный диван», баллады); драма «Ифигения в Тавриде» (1788); романы «(«Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), «Годы странствования Вильгельма Мейстера» (1829))

Духовное и творческое развитие художника в полной мере отразилось в его вершинном произведении – трагедии «Фауст», которую он писал на протяжении всей жизни, обращаясь в моменты кризиса к популярному у штюрмеров средневековому сюжету об ученом, продавшем душу дьяволу.

Сюжет популярный в европейской литературной традиции: в легенде об ученом-чернокнижнике из немецкой народной книги, Фауст заключает договор с чертом ради мирских удовольствий. В «Трагической истории доктора Фауста» К. Марло, предшественника В. Шекспира, Фауст продает душу, желая обессмертить свое имя. В большинстве произведений (Г. Видман, И. Поритцер) образ Фауста трактуется негативно, и в финале Мефистофель забирает его душу.

Ситуация изменяется в эпоху Просвещения, когда фаустианская тема вновь входит в обиход классической немецкой литературы. Так, Лессинг закладывает основы просветительской концепции образа Фауста, человека дерзновенного ума, молодого ученого, полного стремления к истине и обуреваемого жаждой познания.

Вслед за Лессингом к этой теме обращаются представители «бури и натиска». В 1770-е гг. появляются «Пра-Фауст» И.В. Гете (1773-75), драматический отрывок «Фауст в аду» Я.-Р. Ленца (1777), первая часть прозаической драмы «Жизнь и смерть доктора Фауста» Ф. Мюллера (1778); несколько позже был написан роман Ф.-М. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (1790). В трактовке штюрмеров Фауст - «бурный гений», мятежный индивидуалист, сверхчеловек, выступивший против убожества современного ему филистерского общества.

Первая часть написана в 1806 году, вторая – в 1832. Первоначальная редакция была готова еще в штюрмеровские годы, и отрывок из нее был напечатан в 1790 г. В 1775г. был закончен «Пра-Фауст» - первая редакция «Фауста». Фауст здесь - типичный штюрмер, он гибнет, восстав против всех законов, божеских и человеческих. При жизни Гете «Пра-Фауст» не издавался.

 

- жанровое своеобразие

Авторское определение жанра – трагедия. В центре – важные проблемы жизни человека и общества, нерешенные конфликты приводят к гибели главного героя.

Но так как произведение предназначалось и для чтения, его можно назвать поэмой: философской (глобальность затронутых проблем), драматической (характер конфликтов).

В произведении органично переплелись черты штюрмерской (романтической) и веймарской (классицистической) эстетики. Штюрмерство: герой - типичный штюрмер, бросающий всем вызов. Фауст родственен Вертеру, присутствует штюрмерский мотив детоубийства, соблазнения юной девушки. Свободная композиция. Избыток лиризма. Гротеск, фантастика, символика цвета, звука. Веймарская классика: культ красоты, поиски гармонии, универсализм, попытка через миф осмыслить проблемы духовного бытия и мироздания. Пластичные, но менее жизненные сюжеты и образы. Античные образы, античный стих.

Присутствуют и элементы романтизма (хоры ангелов) и реализма: тема строительства (Бальзак, Золя).

 

- проблематика

Автор поднимает проблемы духовного состояния личности, взаимоотношения человека и природы, роли культуры в развитии человечества, место человека на земле, смысл его существования, моральный выбор, противоречивость процесса познания и самопознания.

Трагедия характеризуется универсализмом: художественное пространство – земля, небо, рай; художественное время – прошлое, настоящее и будущее; персонажи – из реальной действительности, фольклора, мифов, Библии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.