Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе спортивного совершенствования




 

Практика спорта показывает, что высокий уровень квалификации спортсмена, опыт не гарантируют ему формирование оптимального психического состояния на соревнованиях. Мы объясняем это явление сформировавшимися за долгие годы занятий спортом прочными стереотипами поведенческих реакций, в том числе и отрицательных, на тренировках и соревнованиях. Неудачный опыт выступления на первых соревнованиях, связанный с воздействием каких-либо негативных раздражителей, впоследствии по механизму ассоциаций, может провоцировать формирование неблагоприятных предстартовых и стартовых состояний даже у опытных спортсменов. В этой связи при обучении спортсменов с большим стажем соревновательной деятельности представляется необходимым одновременное использование психотехник (релаксационных, дыхательных, концентрационных, активизирующих), что позволит создать условия для формирования новых ассоциативных связей и совершенствования регуляторных механизмов психики. Кроме базовой и индивидуально-специализированной частей обучения психической саморегуляции на данном этапе необходимо использование дополнительной (комплексной) части. В качестве средств комплексной части можно использовать функциональные эффекты массажа (ощущение теплой и расслабленной мышцы). Такая же информация заложена в словесных формулах психорегулирующей тренировки, что облегчает создание мысленных образов, способствует образованию ассоциативных связей в коре больших полушарий и взаимосвязи между управляющими и исполнительными системами организма по механизму условного рефлекса.

После проведения сеанса массажа, на фоне его функциональных эффектов, спортсмен прослушивает и проговаривает словесные формулы психорегулирующей тренировки. Магнитофонная запись ПРТ воспроизводится на фоне естественных шумов или музыкального произведения. В процессе занятия желательно регистрировать изменения психического состояния спортсмена после расслабляющей и мобилизующей частей ПРТ (самый простой и доступный метод – измерение частоты сердечных сокращений).

Анализ источников научно-методической литературы указывает на необходимость использования массажа релаксирующей направленности, так как у большей части спортсменов выявляется преобладание процессов возбуждения перед стартом. Кроме того, при выполнении заданий произвольного расслабления и произвольной мобилизации, наибольшие затруднения у спортсменов возникают при введении себя в состояние успокоения и расслабления.

Массаж выполняется приемами финского и классического разминания свыше 6 минут на мышечных группах, а в зоне соединительно-тканных структур (сумочно-связочный аппарат и места прикрепления мышц) приемами финского разминания от 2 до 6 минут в сочетании с поглаживанием, выжиманием, вибрацией (короткие и длинные пассы) от 1,5 до 2 минут на рабочем сегменте.

Рабочие сегменты:

1. Пояснично-кресцовый отдел позвоночника.

2. Грудной отдел позвоночника.

3. Шейный отдел позвоночника.

Выбор данных сегментов обусловлен величиной нагрузки на центральные отделы позвоночника и большим количеством рефлексогенных зон, при воздействии на которые происходит более быстрое снижение уровня возбуждения в нервных центрах.

Необходимо помнить, что целью обучения спортсменов должно быть не только формирование умений произвольно изменять свое психическое состояние, но и умений анализировать его, правильно оценивать свои субъективные ощущения и увязывать их с функциональными возможностями двигательного аппарата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.