Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об опыте 17 страница




 

[1600] Боятся того, что сами выдумали (лат.). – Лукан, I, 486

 

[1601] Есть ли кто несчастнее человека, ставшего рабом своих собственных измышлений (лат.). – Источник приводимой Монтенем цитаты не установлен.

 

[1602] Жители Тасоса, желая отблагодарить Агесилая… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Изречения лакедемонян, Агесилай, 25

 

[1603] Трисмегист – «трижды величайший». В эллинистическом Египте греческий бог Гермес (вестник богов) был отождествлен с египетским богом науки и магии Тотом и стал называться «Гермесом Трисмегистом». Ему приписывалось авторство так называемых «герметических сочинений», т. е. «книг по тайным наукам», созданных в начале нашей эры в эллинистическом Египте. – Приводимое в тексте см. Августин. О граде божием, VIII, 24

 

[1604] Кому лишь одному дано познать богов и небесные силы или не познать их (лат.). – Лукан, I, 452

 

[1605] Если бог есть, то он живое существо… – Все приводимые ниже аргументы почерпнуты у Цицерона (О природе богов, II, 6–12 и III, 13 – 14).

 

[1606] Нет, хоть лопни! – ответил (лат.). – Гораций. Сатиры, II, 3, 319

 

[1607] Когда они думают о боге, которого не в состоянии постигнуть, то в действительности думают о самих себе, а не о нем; они сравнивают не его, но себя, и не с ним, а с собой (лат.). – Августин. О граде божием, XII, 15

 

[1608] Монсенис – одна из горных вершин в Альпах.

 

[1609]… было подстроено жрецами… – Случай, описанный у Иосифа Флавия (Иудейские древности, XVIII, 4).

 

[1610] Варрон… сообщает… – Это сообщение приводится у Августина (О граде божием, VI, 7).

 

[1611] Аристон – имя отца Платона, происходившего из знатного афинского рода; Периктиона – имя матери Платона. Приводимая Монтенем версия происхождения Платона почерпнута у Диогена Лаэрция, III, 1

 

[1612]… ради детей? – т. е. чтобы дети могли хвалиться своим «божественным» происхождением.

 

[1613] Мерлин – легендарный волшебник и пророк древних бриттов, герой рыцарских романов т. н. «Артуровского цикла». По преданию, был рожден без отца.

 

[1614] У магометан народ верит… – Монтень опирается здесь на труд своего современника Гильома Постеля, путешествовавшего по восточным странам (см.: G. Postel. Histoires orientales. Paris, 1560).

 

[1615]… для всякого существа нет ничего прекраснее… его самого… – Приводится у Цицерона (О природе богов, I, 27).

 

[1616]… бог имеет человеческий облик. – Приводится у Цицерона (О природе богов, I, 18).

 

[1617] Таковы привычка и предубеждение нашего ума, что если человек начнет размышлять о боге, то представляет себе его в виде человека (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 27

 

[1618] Ксенофан – см.прим. 17, т. I, гл. XI.

 

[1619]… почему… гусенок не мог бы утверждать… – Монтень здесь и дальше осмеивает антропоморфизм и антропоцентризм (согласно которому человек есть конечная цель мироздания) как религиозно-идеалистические предрассудки.

 

[1620] Насколько природа – ласковая примирительница, настолько она благоприятствует тому, что ею создано! (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 27

 

[1621] Сыновья Земли, от которых, трепеща, ждал гибели сверкающий дом древнего Сатурна, были укрощены рукой Геракла (лат.). – Гораций. Оды, II, 12, 6

 

[1622] Здесь Нептун потрясает стены и основания, выворачивая их огромным трезубцем, и весь город рушит до основания. Там беспощадная Юнона первая завладевает Скейскими воротами (лат.). – Вергилий. Энеида, II, 610 ел.

 

[1623]… чтобы поразить и изгнать… чужеземных богов. – Кавнии – одно из критских племен. – Это сообщение приводит Геродот (I, 172).

 

[1624] Так суеверие связывает богов с самыми ничтожными делами (лат.). – Тит Ливий, XXVII, 23

 

[1625] Здесь были ее [Юноны] оружие и колесница (лат.). – Вергилий. Энеида, I, 16

 

[1626] О святой Аполлон, обитающий в самом центре земли! (лат.). – Цицерон. О гадании, II, 56

 

[1627] Афиняне чтят Палладу, миносский Крит – Диану, Лемнос – Вулкана, Спарта и Микены – Юнону, Менал – голову Пана в сосновом венке; Марса же почитают в Лациуме (лат.). – Овидий. Фасты, III, 81

 

[1628] Храм внука соединен с храмом знаменитого предка (лат.). – Овидий. Фасты, I, 294

 

[1629]… число их очень велико, достигая тридцати шести тысяч… – Приводится у Гесиода: Труды и дни, 252, где говорится о тридцати тысячах богов. Дальнейшее почерпнуто Монтенем у Августина (О граде божием, IV, 27), цитирующего Варрона.

 

[1630] Так как мы не считаем их еще достойными неба, то позволим им по крайней мере обитать на дарованных им землях (лат.). – Овидий. Метаморфозы, I, 194

 

[1631] Хрисипп полагал, что… все боги погибнут, кроме Юпитера. – Приводится у Плутарха (О распространенных взглядах, 27).

 

[1632] Крит – колыбель Громовержца (лат.). – Овидий. Метаморфозы, VIII, 99

 

[1633] Публий Муций Сцевола – римский правовед, консул 133 г. до н. э., в том же году – верховный понтифик; Цицерон называет Сцеволу основателем науки гражданского права. – Приводимые высказывания Сцеволы и Варрона приводятся у Августина (О граде божием, IV, 27 и 31).

 

[1634] В то время как он ищет истину, которая открыла бы ему все пути, мы считаем, что ему лучше обманываться (лат.). – Августин. О граде божием, IV, 31

 

[1635] Фаэтон – сын бога солнца Гелиоса и океаниды Климены. Не справившись с конями огненной колесницы своего отца, он упал на землю и разбился насмерть.

 

[1636]… небо и солнце… из камня… – Анаксагор – см.прим. 54, т. II, гл. XII.

 

[1637]… природа… изумительный огонь, способный порождать… – Приводится у Цицерона (О природе богов, II, 22).

 

[1638] Архимед – величайший древнегреческий математик и механик, которого Энгельс называет одним из представителей «точного и систематического исследования» в древности.

 

[1639]… Сократ считал… – Это приводится у Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, IV, 7, 2). Полной Лампсакский – один из виднейших учеников Эпикура. Говоря о «сладких плодах», которые Полион вкусил, познакомившись с учением Эпикура, Монтень имеет в виду отношение Эпикура к чувственному познанию. Эпикур не отрицал его, но ограничивал, считая, что вследствие своей неточности оно не может дать истинного познания.

 

[1640] Как рассказывает Ксенофонт… – Воспоминания о Сократе, IV, 7, 7

 

[1641]… по поводу природы демонов… – Демоны здесь в смысле духи, гении, руководящие действиями людей, хранителями которых они являются.

 

[1642] Дышло и ободья вокруг больших колес были золотые, а спицы – серебряные (лат.). – Овидий. Метаморфозы, II, 107

 

[1643]… вращающихся вокруг веретена необходимости, о коем писал Платон. – Государство, 616–617 Употребляемый Платоном образ «веретена необходимости» – эмблема «мировой оси», вокруг которой обращается все сущее; отливающие разными цветами небесные тела представляют собой, по объяснению комментаторов Платона, различные отблески планет.

 

[1644] Мир – это гигантский дом, опоясанный пятью зонами, из которых каждая имеет особое звучание, и пересеченных поперек каймой, украшенной двенадцатью знаками из сияющих звезд и увенчанный упряжью луны (лат.). – Стихи Варрона, приводимые Валерием Пробом в его комментариях к VI эклоге Вергилия.

 

[1645]… природа… не что иное, как загадочная поэзия! – Платон. Алкивиад второй. Монтень, введенный в заблуждение Марсилио Фичино, в переводе которого он пользовался Платоном, неточно передает мысль Платона.

 

[1646] Все эти вещи скрыты и погружены в глубокий мрак, и нет столь проницательного человеческого ума, который смог бы проникнуть в тайны неба и земли (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, II, 39

 

[1647] Тимон Флиунтский (320–230 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-скептик, ученик Пиррона. Тимон писал не только философские трактаты, но и ямбы, и эпические поэмы, и комедии. Приводимое в тексте содержится в его сатире («Силлы») на разных философов, встреченных им в загробном мире. У Тимона говорится о «фантастических измышлениях» Платона (см. Диоген Лаэрций, III).

 

[1648]… Платон… говорит… – Тимей, 72 d.

 

[1649]… мы довольствуемся неясными и обманчивыми очертаниями… – Это сравнение приводится у Платона (Критий 107 b-d).

 

[1650]… подбросила… какой-то предмет, чтобы он споткнулся… – Приводится у Платона в «Теэтете» (174 а-b). По Платону, однако, служанка Фалеса была не из Милета, а из Фракии; к тому же в рассказе Платона не говорится ничего о том, будто она бросила что-то под ноги Фалесу, чтобы он споткнулся.

 

[1651] Никто из исследующих беспредельность небесного свода не смотрит на то, что у него под ногами (лат.). – Цицерон. О гадании, II, 18 Приведенные слова выражают мысль не Демокрита, а самого Цицерона и направлены как раз против Демокрита.

 

[1652] Как говорит Сократ у Платона… – Платон. Теэтет (см.прим. 458).

 

[1653]… людям, которые находят доводы Раймунда Сабундского слишком слабыми… – Здесь явная ирония со стороны Монтеня, ибо на несостоятельность доводов Раймунда Сабундского указывает прежде всего он сам, разоблачая их на протяжении всей этой обширной главы.

 

[1654] Что укрощает море и регулирует год; блуждают ли звезды по своей воле или движение их предопределено; почему серп луны то растет, то убывает; к чему стремятся и на что способны гармония и раздор в мире? (лат.). – Гораций. Послания, I, 12, 16

 

[1655] Все эти вещи сокрыты от нас вследствие слабости нашего ума и величия природы (лат.). – Плиний Старший. Естественная история, II, 37

 

[1656] Ведь способ, каким соединяются души с телами, весьма поразителен и решительно непонятен для человека; а между тем это и есть сам человек (лат.). – Августин. О граде божием, XXI, 10

 

[1657] Клавдий Гален (129–200) – римский врач и естествоиспытатель, величайший теоретик античной медицины.

 

[1658]… Аристотель… бог схоластической науки… – Для мировоззрения Монтеня характерно его отрицательное отношение к Аристотелю, но не к подлинному Аристотелю, а к искаженному католической церковью, «Аристотелю с тонзурой», как остроумно называет его Герцен. Борьба с аристотелизмом была для Монтеня борьбой со схоластикой; недаром Монтень называет Аристотеля богом схоластической науки. В этой борьбе Монтень имел сподвижником и соратником своего выдающегося современника, Петра Рамуса, аргументацию которого против Аристотеля он использует и продолжает.

 

[1659]… идеи Платона… – Согласно идеалистическому учению Платона, идеи – прообразы чувственных вещей, вечные, неизменные и не зависящие от условий пространства и времени, в то время как чувственные вещи непрерывно изменяются, возникают и погибают, а потому лишены истинного существования. – Основатель древнегреческой атомистики Левкипп и его гениальный ученик Демокрит (см.прим. 29, т. I, гл. XIV) признавали наряду с материей (бытием) самостоятельное существование пустого пространства (небытия). Бытие – полное, небытие – пустое. – Согласно Фалесу, вода есть начало всего; из нее возникают все вещи и в нее они в конце концов разрешаются. – Об Анаксимандре см.прим. 310, т. II, гл. XII. – О Диогене Аполлонийском см.прим. 320, т. II, гл. XII. Мусей – невозможно определить, какого Мусея Монтень имел в виду. – На основании одного этого упоминания об Аполлодоре нельзя определить, какого Аполлодора Монтень имел в виду. Согласно учению Эмпедокла, вещества периодически соединяются и разъединяются под действием двух основных сил: любви, как принципа соединения, и раздора, как принципа разъединения веществ. В соответствии с этим возникают и распадаются образующие мир тела-вещества. – Согласно учению Гераклита, первоосновой мира является огонь.

 

[1660]… учение Аристотеля об основах природных вещей… – Ср. Аристотель. Физика, I, 7

 

[1661]… нет людей более легкомысленных, чем… филодоксы… – Термин филодоксы («любители мнений») Платон применяет в «Государстве» (V, 480 а), обозначая им людей, которые «обо всем мнят, не зная того, о чем имеют мнение», в отличие от истинных любителей мудрости – философов. Последние любят то, что знают, филодоксы же – то, о чем имеют мнение.

 

[1662]… подобно Палладе, вышедшей из головы своего отца… – Согласно мифу, богиня мудрости и наук Афина Паллада родилась, выйдя в полном вооружении из головы Зевса.

 

[1663] Природа души неизвестна, неизвестно, рождается ли она вместе с телом или потом внедряется в тех, кто родился, погибает ли она вместе с нами, прекращая существование со смертью, спускается ли она во тьму к Орку и в пустынные пространства или же по воле богов вселяется в других животных (лат.). – Лукреций, I, 113 ел.

 

[1664] Кратет – см.прим. 223; т. II, гл. XII. – Дикеарх Мессенский – см.прим. 31, т. I, гл. XX. – Асклепиад Вифинский (I в. до н. э.) – знаменитый врач и естествоиспытатель.

 

[1665] Он изрыгнул свою кровавую душу (лат.). – Вергилий. Энеида, IX, 349

 

[1666] Она [душа] обладает огненной силой и имеет небесное происхождение (лат.). – Вергилий. Энеида, VI, 730 – Гиппократ (460 – ок. 377 гг. до н. э.) – прославленный врач, прозванный отцом медицины.

 

[1667] Телу присуще некое жизненное состояние, которое греки называют гармонией (лат.). – Лукреций, III, 100

 

[1668]… что он называет энтелехией… – Энтелехией Аристотель называет осуществление в противоположность возможности. Душу Аристотель называет первой энтелехией организма.

 

[1669] Какое из этих мнений истинно, ведомо одному только богу (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 11

 

[1670] Бернард Клервоский (1091–1153) – французский церковный деятель, вождь воинствующей католической партии, враг Абеляра; Монтень имеет в виду его «Книгу о душе», гл. I.

 

[1671] Гераклит… утверждал… – Приводится у Диогена Лаэрция, IX, 7

 

[1672] Герофил – выдающийся анатом древности; жил в Александрии в первой половине III в. до н. э.

 

[1673] Часто говорят о здоровье, что оно является свойством тела, однако оно не составляет у здорового человека отдельной части (лат.). – Лукреций, III, 103

 

[1674] Там трепещут страх и ужас, в этом же месте бурлят радости (лат.). – Лукреций, III, 142

 

[1675] Стоики помещают душу в сердце… – Это приводится у Плутарха (Мнения философов, IV, 5).

 

[1676] Эрасистрат – выдающийся врач древности, живший в Александрии в первой половине III в. до н. э., младший современник Герофила. – См. Бытие, IX, 4

 

[1677] Не следует даже доискиваться, какой вид имеет душа и где она обитает (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 28

 

[1678]… душа… старается вырваться… – Приводится у Сенеки (Письма, 57, 7).

 

[1679]… в предисловии к… жизнеописаниям… – Плутарх. Жизнеописание Тесея, вступление.

 

[1680]… о чем он думал, определяя человека как двуногое бесперое животное! – Приводится у Диогена Лаэрция (VI, 40).

 

[1681]… мысль, которая ставит эпикурейцев в… затруднительное положение. – Приводимая здесь и ниже критика эпикурейской физики взята у Цицерона (О природе богов, II, 12 и 37 и III, 9).

 

[1682]… Платон… в другом месте… – Алкивиад I, 129 а.

 

[1683] Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем-либо из философов (лат.). – Цицерон. О гадании, II, 58

 

[1684] Когда Платон помещал… – При рассмотрении здесь учения Платона Монтень опирается на вторую часть его диалога «Тимей» и еще в большей степени на Диогена Лаэрция (III, 67).

 

[1685] Солнце никогда не уклоняется от своего пути среди небесного свода, но своими лучами оно освещает все (лат.). – Клавдиан. На шестое консульство Гонория, 411

 

[1686] Остальная часть души рассеяна по всему телу и движется волею ума и по его повелению (лат.). – Лукреций, III, 144

 

[1687] Бог наполняет все – земли, моря и бездонное небо; и стада, и все дикие звери, и люди, и рождающиеся существа требуют от него немного жизни; а под конец, все, вновь распавшись, возвращается туда же, и для смерти не остается места (лат.). – Вергилий. Георгики, IV, 221 ел.

 

[1688] Доблесть твоего отца передалась тебе (лат.). – Неизвестно, откуда Монтень почерпнул эту цитату.

 

[1689] Храбрых рождают люди храбрые и честные (лат.). – Гораций. Оды, IV, 4, 27

 

[1690] Наконец, почему свирепая лютость переходит по наследству к львиному роду, почему передается от отцов лисе – коварство, а оленям – прыткость и отцовский страх, трепещущий в их членах? Несомненно, потому, что вследствие действия семени вместе с ростом всего тела развиваются и душевные свойства (лат.). – Лукреций, III, 741 и 746

 

[1691]… божественное правосудие, карающее детей за грехи отцов… – См. Плутарх. Почему божественное правосудие иногда не сразу наказывает виновных, 19

 

[1692] Если душа внедряется в тело при рождении, то почему же в таком случае мы не помним о прошлой жизни, почему не сохраняем никаких воспоминаний о совершившихся раньше событиях? (лат.). – Лукреций, III, 671

 

[1693] Если же душа способна настолько измениться, что совершенно утрачивает память обо всем минувшем, то это, по-моему, мало отличается от смерти (лат.). – Лукреций, III, 671

 

[1694] Платон… считал… – О государстве, X, 615 Ь.

 

[1695] Мы видим, что душа рождается вместе с телом, что она растет вместе с ним и одновременно стареет (лат.). – Лукреций, III, 446

 

[1696] Мы видим, что душу можно точно так же врачевать, как и больное тело, и что она вполне поддается лечению (лат.). – Лукреций, III, 509

 

[1697] Значит, природа души должна быть телесна, раз она страдает от оружия и телесных ударов (лат.). – Лукреций, III, 176

 

[1698] Способности души помрачены… поражены и надломлены действием этого яда (лат.). – Лукреций, III, 498

 

[1699] Душа поражена силой болезни, распространяющейся по всему телу, подобно тому как под напором неистового ветра волны бурлят и пенятся на поверхности бушующего моря (лат.). – Лукреций, III, 491

 

[1700] Часто при болезнях тела душа блуждает, не зная пути, лишается разума и начинает говорить вздор: а иногда под влиянием глубокой летаргии она впадает в непробудный сон; глаза смежаются и голова поникает (лат.). – Лукреций, III, 464

 

[1701] Какое безумие – сочетать смертное с бессмертным, думать, что они могут чувствовать и действовать заодно! Что можно представить себе более различное, несоединимое, не вяжущееся друг с другом, чем смертное, соединенное с вечным и бессмертным, чтобы в этом соединении выносить неизбежные жестокие и бурные столкновения? (лат.). – Лукреций, III, 801 cл.

 

[1702] Она погибает вместе с ним под бременем старости (лат.). – Лукреций, III, 459

 

[1703] Он полагает, что во сне душа сжимается, как-то обмякает и угасает (лат.). – Цицерон. О гадании, II, 58

 

[1704] Так же, как может болеть больная нога, между тем как голова может не испытывать никакого страдания (лат.). – Лукреций, III, 111

 

[1705] Как говорит Аристотель… – Метафизика, II, 1

 

[1706]… по словам Цицерона. – Тускуланские беседы, I, 16 – Ферекид Сиросский – см.прим. 170, т. II, гл. XII. – Тулл – имеется в виду Тулл Гостилий, по преданию, третий римский царь (673–642 гг. до н. э.).

 

[1707] Нам скорее обещают, чем доказывают столь приятную вещь (лат.). – Сенека. Письма, 102, 2

 

[1708]… как утверждает Платон… – Законы, X, 888 а – 890 Ь.

 

[1709] Это мечты человека желающего, а не доказывающего (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, II, 38

 

[1710] Нимврод – упоминаемый и Библии легендарный вавилонский царь, будто бы стреминшийся подчинить себе всю землю и небо.

 

[1711] Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну (лат.). – Апостол Павел. I послание к коринфянам, 1, 1, 19

 

[1712] Само сокрытие пользы есть или испытание нашего смирения, или уничижение гордости (лат.). – Августин. О граде божием, XI, 22 Монтень цитирует свой источник не вполне точно. У Августина сказано: не сокрытие пользы, а сокрытие истины.

 

[1713] Когда мы рассуждаем о бессмертии души, то немалое значение для нас имеет единодушное мнение людей, боящихся или почитающих обитателей преисподней. Я использую это всеобщее мнение (лат.). – Сенека. Письма, 117, 6

 

[1714] Они признают, что наши души столь же живучи, как вороны: они долговечны, но не бессмертны (лат.) – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 31

 

[1715] О… себе Пифагор говорил… – Сообщаемая в тексте легендарная генеалогия Пифагора приводится у Диогена Лаэрция (VIII, 4, 5), а также у Плутарха (О лице, видимом на диске луны, 28–30). – Эталид – один из сыновей Гермеса. – Эвфорб – один из участников Троянской войны.

 

[1716] Верно ли, отец, что некоторые возвышенние души возносятся на небо, а затем снова возвращаются в бренные тела? Откуда такая страстная жажда жизни у этих несчастных? (лат). – Вергилий. Энеида, VI, 719

 

[1717] Ориген – см.прим. 373, т. II, гл. XII.

 

[1718] Варрон высказал мнение… – Варрон – см.прим. 174, т. II, гл. XII. – Приводимое в тексте см. Августин. О граде божием, XXI, 28

 

[1719] Платон говорит… – Менон, 81 b-d. – Пиндар (518–438 гг. до н. э.) – знаменитый древнегреческий лирический поэт.

 

[1720] Вот как… он развивает свое учение. – Платон. Тимей, 42 Ь.

 

[1721] Не смешно ли думать, что и при любовных объятиях и при рождении животных души стоят наготове, и, бессмертные, ожидают смертного тела, бесчисленные числом; и что, спеша, они спорят между собой, какая, обойдя других, водворится первой (лат.). – Лукреций, III, 778

 

[1722]… это мнение разделяют и некоторые из новейших писателей… – Луис Вивес. Комментарий к «Граду божиему», IX, 11

 

[1723] Следует считать, говорит он… – Плутарх. Жизнеописание Ромула, 14

 

[1724] Архелай (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик и последователь Анаксагора – Аристоксен (род. ок. 360 г. до н. э.) – древнегреческий философ и теоретик музыки, ученик Аристотеля. – Сообщаемая здесь теория Архелая приводится у Диогена Лаэрция (II, 17).

 

[1725] Как если бы тот, кто не знает собственной меры, мог знать меру какой-либо другой вещи (лат.). – Плиний Старший. Естественная история, II, 1

 

[1726]… познание… вещи для человека невозможно. – См. Диоген Лаэрций, I 36

 

[1727] Вы, для которой я… взялся написать… – Монтень здесь обращается к той высокопоставленной особе, для которой он якобы взялся написать весь этот обширный «опыт». В действительности же это была со стороны Монтеня мистификация. Огромный интерес в этом абзаце и в последующих представляют усиленно подчеркиваемые Монтенем предостережения против скептицизма, явно показывающие, что скептицизм являлся для Монтеня лишь оружием в борьбе с церковно-феодальным мировоззрением.

 

[1728] Не следует идти на смерть, как сделал Гобрий… – Этот эпизод приводится у Геродота, III, 78 – Гобрий – знатный перс; Дарий – Дарий I Гистасп (521–486 гг. до н. э.) – древнеперсидский царь из династии Ахеменидов. Вступление Дария на престол связано было с низложением самозванца (Лже-Смердиса), что имеется в виду в приводимом Монтенем примере.

 

[1729] Когда однажды португальцы… взяли в плен… турок… – Приводимый Монтенем пример почерпнут у Озорно «История Португалии (в переводе Гулара)», XII, 23

 

[1730] При чрезмерной утонченности рискуешь впасть в ошибку (ит). – Приводимая Монтенем пословица может быть соотнесена с русской: «Умный, умный аж дурной».

 

[1731]… людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга. – Это недостоверное высказывание, приписываемое Эпикуру, приводится у Плутарха (Против Колота, 27).

 

[1732]… без законов мы жили бы как дикие звери. – Платон. Законы, IX, 874 е.

 

[1733]… если кто-нибудь из… новых учителей… – Имеются в виду протестантские теологи.

 

[1734] Те, кто связали и посвятили себя определенным, строго установленным учениям, вынуждены теперь защищать то, чего не одобряют (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, II, 2

 

[1735] Так размягчается на солнце гиметский воск и под нажимом большого пальца становится более податливым, принимая тысячи разных форм (лат.). – Овидий. Метаморфозы, X, 284

 

[1736]… человеческий разум никогда не может ничего решить. – Здесь перед нами одно из намеренных противоречий Монтеня, часто встречающихся на протяжении его «Опытов». Вначале, от слов «Феофаст утверждал…» и до слов «Человек столь же способен познать все…», Монтень высказывает свою подлинную мысль – убеждение в неуклонном развитии наук и искусств, в успехах человеческого разума. В дальнейшем же Монтень, чтобы отвлечь внимание блюстителей ортодоксии, нагромождает несколько чисто словесных оговорок.

 

[1737] Нельзя понять одну вещь больше или меньше, чем другую, так как есть только одно определение понимания всякой вещи (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, 11, 41

 

[1738] Мульцибер ополчился на Трою, Аполлон стоял за нее (лат.). – Овидий. Скорбные песни, I, 2, б. Мульцибер – одно из имен Вулкана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.