Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я не виноват, или Пассивные личности




 

Проблемы нашего времени как раз в ду­ховной расслабленности, пассивности по от­ношению к тяжелому труду мучительного постижения Истины.

Проф. М.М. Дунаев

 

Психопатические личности всегда сложны в воспри­ятии, общении, терапии и духовном руководстве. Предметом нашего рассмотрения в этом разделе будут люди с психоло­гическими особенностями, позволяющими охарактеризовать их как пассивных. Мы выделим два типа пассивных личностей: импуль­сивный и "слабохарактерный".

Основная черта первого типа — действие по прихоти, отсутствие четких моральных принципов, искажение воли, извращенное восприятие действительности.

Прихоть, любое самое необыкновенное желание явля­ются для них категорическим императивом (Категорический императив — здесь: не требующее возражений руководство к действию.), это "импульс, которому невозможно сопротивляться".226 Причем возни­кающие в душе импульсы чаще всего довольно примитивны по содержанию и вычурны по форме. В жизни таких людей немало, многие из них приходят в Церковь. Но крайняя пас­сивность является для них серьезным препятствием на пути преображения души.

Ослабление и неверная направленность волевого нача­ла, энергия которого предназначена для восхождения к По­каянию, и импульсивность — два основных фактора, тормо­зящих движение по этому пути. Умом они способны понять многое, но приложить усилия для достижения серьезных це­лей — для них задача архисложная. Их корабль сотрясают волны прихотей, мощных внутренних порывов, в которых они сами порой не отдают себе отчета: "Сам не знаю, почему так получилось — взял да и сделал".

Выпадение умственно-аналитической фазы совершения поступка очевидно: "Я не могу контролировать свой им­пульс, свое побуждение". Не стоит забывать, что побуждения эти носят греховный, а порой аморальный и асоциальный характер. При этом сам человек не может логически обосно­вать мотивы своих поступков.

Описанные в святоотеческой литературе фазы развития греха (прилог, собеседование, сочетание, действие, грехов­ный навык, страсть) в данном случае не реализуются. Невоз­можно определить, где начальный помысел, абсолютно от­сутствует фаза обдумывания, борьбы, и откуда появляется намерение к действию, если контроль над ситуацией у этих людей настолько слаб, что о них говорят: "Виновен, но не умышленно".227 Мы видим только конечный итог — дейст­вие, овладевающее всем естеством, всей душой с высвобож­дением большого количества энергии. Само действие являет­ся и началом, и концом греховного акта. Осознание приходит позже, порой одновременно с удивлением и разочарованием: "Я не хотел брать эти деньги, оно само так получилось".

Знакомому с православной аскетикой читателю такое описание может напомнить бесовское одержание. Насколько верно это предположение?

Исходя из святоотеческого учения о воздействии злых духов на человеческую душу, священник и психолог Адриан ван Каам предложил различать демонические обсессии и по­сессии. "Демонические посессии или одержимость дьяволом, когда злые духи забирают власть над телом и душой, могут быть излечены только непосредственно Божией волей. Они крайне редки в настоящее время... Демоническая мини-обсессия возникает только на фоне доступной для сил зла падшей части нашей натуры, признаком которой является гордость ".228

Направленность действий человека на зло при слабом понимании самим человеком сути происходящего действи­тельно напоминает прямое воздействие духов злобы (посессию). Но не будем спешить с выводами. "Особенностью мини-обсессий является их почти полное сходство с расстройствами, вызываемыми психологическими, социальными и нейрофизиологическими причинами". Тут и возникает опасность спутать психологическую анома­лию с этой духовной болезнью. Хотя в случаях явных лично­стных расстройств демоническое влияние очевидно, но все же оно опосредованно, и выражается в уже перечисленных качествах: пассивности, слабоволии, низкой самокритично­сти, неумении обуздывать желания.

Святой Антоний Великий предупреждал, что развитие поступка, действия надо встречать и анализировать именно на уровне помысла: "Не всякому помыслу своему следуй".230 И более того: "Помыслов и пожеланий своих не выполняй".231 Надо сверять их с евангельским законом и собственной сове­стью. Именно проверка помыслов отсутствует у импульсив­ных личностей.

При изучении литературы по данному вопросу нас удивило совпадений мыслей совершенно далеких по миро­воззрению авторов о том, что у пассивно-импульсивных лич­ностей искажена нормальная мотивация и присутствует же­лание избежать ответственности за собственные поступки. Они ищут для себя возможности найти защиту от личной от­ветственности перед другими и перед собой.

Ребенок забирается под одеяло с головой, отгоражива­ясь от окружающего мира, считает, что он теперь изолиро­вался в другом измерении и отвечать за свои поступки не придется. Подобный механизм инфантильного страха перед ответственностью вытесняет из сознания любые попытки ос­мысления и логической, нравственно обоснованной мотива­ции. Остается лишь прихоть, импульс.

Мы недаром привели мысль игумена Евмения об уме­нии отказывать как проявлении зрелого чувства ответствен­ности, поскольку еще одна значимая черта этих людей — по­датливость и внушаемость. Тот же автор называет поведение таких людей "греховным, неконтролируемым".232 Вот харак­терные самооправдания, приводимые ими: "Я ничего не могу с собой поделать, бес попутал".

"Таким образом, импульс для этих людей не случайное, а регулярное явление... При неуловимой мотивации человек регулярно ощущает свою непричастность к мотивам жела­ния или действия".233

Не всегда импульс ведет за собой драматические, яркие проявления. Когда человек, не понимая зачем, тихо подходит к бару, наливает стакан водки, залпом выпивает его и столь же тихо ложится спать — это также проявление импульсив­ности на фоне пассивности. "Захотелось — выпил..." Духов­ный дефект людей с подобной личностной аномалией довольно глубок. Он выражается, помимо неразвитого чувства ответственности за свои действия, в явной самоуверенности и отсутствии угрызений совести за свои поступки. Хотя встре­чаются и "мучащиеся", переживающие вину, делают они это своеобразно: оправдывая себя и обвиняя обстоятельства.

Какими же глазами будет смотреть такой человек, при­дя в Церковь, на свое место в ней, окружающие реалии? Ка­кие опасности подстерегают его? Одна из главных проблем пассивных личностей - их неискренность на исповеди. Они стремятся спрятать себя за стену обстоятельств, представив священнику свои поступки в интерьере тяжелых объектив­ных факторов. Конечно, это бывает с каждым прихожанином, но для описываемого типа людей данная черта является осо­бенно характерной. Процесс очищения ядовитого зелья (греха) от множества оберток, в которые он завернут, бывает болезненным, будто режут по живому. Священнику необхо­димо терпение и даже долготерпение, иначе его подопечного быстро вынесет волной стихийного импульса за ограду Церкви. Стоя за ней, он будет обвинять пастыря в том, что он слишком молод (или, наоборот, стар и глух), что за требы "дерут" втридорога, что иконы развешены не в том порядке, и вообще его не поняли и ничем не помогли.

Второе, не менее важное обстоятельство, — неумение вести перспективное планирование своей жизни, ставить ак­туальные духовные цели, со смирением и терпением стре­миться к их осуществлению. У этих людей все стихийно, по­рывисто. Легко заметить, что рассуждения о серьезных пред­метах у них поверхностны, мимолетны, не затрагивают внут­ренней сути явления.

Услышав краем уха, что в Староконюшенном районе, в селе Горные Валуйки (за 200 км от дома), проживает старица, которая якобы умеет предсказывать, наш герой очертя голову кинется к ней, не продумав как следует ни обстоятельств по­ездки, ни духовной ее цели. Отрывочные мысли, по его соб­ственному признанию, в этот момент таковы: "Возможно, она мне предскажет, как быть с новой работой; или вдруг онамне расскажет что-то важное?" Есть догадки, предположе­ния, и нет четкой цели.

Третья опасность для них — начать "игру в послуша­ние". Поменяв внутренний импульс на побуждение извне, столь же удобно уходить от ответственности. Духовная цель послушания (приобретение смирения) остается для них за­крытой. Прп. авва Дорофей проводит следующую аналогию: "Как в запряженной колеснице один конь не может опере­дить другого, иначе сломается колесница, так и послушанию нужно, чтобы с ним сопряжено было смирение".234

Как видим, послушание и смирение неразделимы, на послушание идут со смирением, отсекая свою волю для ее воспитания, а не погубления, для приучения ее к добру, а не для маскировки своего духовного бессилия. Эти люди "буквально сваливают на плечи священника все свои пробле­мы... Они ждут исповеди, ждут встречи со священником, иногда спрашивают, как бороться с грехами, а на самом деле противостоять греху не хотят ". Под послушанием они "подразумевают чувство защищенности, сознание того, что духовник о тебе заботится, предположение, что если ты не помолишься, то духовник это сделает за тебя и т.п... Но стоит духовнику начать указывать на подлинные грехи и недостатки человека, поднимается буря возмущения, обиды, негодования ".236

Вот типичный пример.

 

Женщина средних лет с выраженным им­пульсивным характером долгое время досаждала священнику, требуя дать ей "послушание". Она объясняла свое желание стремлением к духовному росту и тем, что она хочет "отсечь свою волю". Священник некоторое время отговаривал ее, стре­мясь объяснить ей смысл этого духовного действа, но она упорствовала, поскольку понимала послу­шание как целенаправленную деятельность по чьей-то указке. А тут как раз, в связи с приближаю­щейся осенью, храму потребовались деньги на ре­монт крыши. Нужен был человек, который бы объе­хал все кредитоспособные предприятия района с

просьбой о помощи. Трудности этого дела (дальние дороги, ожидание транспорта, ночевки в стеснен­ных условиях, нерегулярное питание) были очевид­ны. Но импульс, двигавший этой послушницей, был чрезвычайно силен. Наконец ее "благословили". После нескольких поездок наступил глубокий кри­зис. Неудобства путешествий стали для нее глав­ной проблемой, порождая многочисленные жалобы.

 

"К сожалению, большинство неофитов видят в "жизни по благословению" возможность ухода от ответ­ственности за свои действия и поступки. Безответствен­ные решения и необдуманные шаги приносятся под благосло­вение духовнику для того, чтобы, недолго думая, всю вину за то, что не получится, свалить на батюшку".237

Импульсивная личность в силу своей неспособности к анализу актуальных целей "загорается" в начале любого при­глянувшегося дела. Порой, как в данном случае, даже духов­нику не удается притушить этот огонь. Завершение дела не включается в перспективный анализ, а тем более не решается проблема духовной составляющей любого начинания.

Святой Антоний Великий настраивал всякого следую­щего путем спасения на внимательное отношение ко всем своим действиям: "Пусть каждый из вас замечает и записы­вает свои поступки и душевные движения, как бы с намере­нием сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, сты­дясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает чтоб его видели?"

Нежелание того, "чтобы тебя видели", у пассивных личностей перерастает в замаскированность всех поступков от себя самого, с отсутствием всякого духовно-нравственного анализа своего поведения.

Не стоит, однако, думать, что это абсолютно беспо­мощные люди. Нет, они успешно выполняют краткосрочные задачи, которые относятся к сфере личных интересов, по­скольку их поведение в целом эгоцентрично. Если затронуты их интересы, "они совершают социальные манипуляции с большим пониманием".239

Используя принятый нами критерий пассивности, можно подвести следующий итог вышеизложенным мыслям. Если истероидный, параноидный, обсессивно-компульсивный и шизоидный типы личности несомненно обладают мощным зарядом активности (впрочем, имеющим неверное направление), то у пассивных типов, таких, как импульсив­ный и слабохарактерный (наряду с депрессивным), это свой­ство ослаблено. Следовательно, активные типы могут под бдительным оком опытного духовника использовать свои положительные качества, постепенно преображая себя. А вот пассивным личностям хочется, чтобы всю духовную работу проделал за них кто-то другой, а они бы пожинали плоды.

Продолжая исследование на тему пассивных лично­стей, выведем на сцену новый персонаж. Мы назовем его слабохарактерным. В известных классификациях такого на­звания нет, но это понятие вполне поддается описанию.

Существует термин, охватывающий всех людей "слабого" типа, — дефензивная личность. Это человек неав­торитарный, защищающийся, непрактичный, инертный, не­уверенный в себе, малодушный. Конечно, под это понятие попадают многие астеники и психастеники, дефензивные ши­зоиды и даже некоторые эпилептоиды. Слабохарактерных издревле называли меланхоликами. В классической западной литературе по акцентуациям и психопатиям этот тип людей называется неустойчивым.240

Несмотря на зависимость от внешних обстоятельств, взгляд нашего героя на них совершенно нереален. Многие из этих людей чрезмерно доверчивы, и когда им рассказывают всяческие небылицы и истории с налетом нездорового мис­тицизма, они принимают их за чистую монету. Более того, их легко убедить, что в подобных историях и сокрыта суть Пра­вославия.

неповинным неповинен будеши, со строптивым развратишися", — сказано в книге Псалмов (Пс. 17, 26). Это

применимо к любому человеку, тем более актуально для сла­бохарактерного типа, поскольку он сильно зависит от среды, в которой находится. Это не обычное приспособленчество, к которому склонны конформисты. Этим людям и приспосаб­ливаться не нужно, поскольку они, как жидкость, принимают форму любого сосуда. Когда такой человек попадает на при­ходскую "посиделку", где серьезно обсуждаются вопросы духовной жизни, он активно участвует в разговоре, не на ми­нуту не сомневаясь в его серьезности и значительности. В тот же вечер он может попасть в компанию далеких от Церкви людей и тут же поддержит их не в меру веселые выходки. Чем больше такой человек общается с серьезными, глубоко верующими людьми, тем больше он меняется в лучшую сто­рону. Но быстрая перемена взглядов обличает отсутствие во­левого стержня, столь необходимого для сопротивления гре­ху. Мнения и события, существующие в данный момент, час­то становятся доминирующими и определяют поведение и образ мыслей такого человека. При этом попирается одно из главных правил аскетики: анализ внешнего и внутреннего побуждения, проверка его на соответствие нравственному закону.241

Как импульсивному человеку (по его же признанию) "невозможно" сопротивляться возникшему внутри желанию, так слабохарактерному "невозможно" устоять перед внешни­ми обстоятельствами.

 

Помним, как один человек, придя в Церковь, бросил пить, но через некоторое время впал в за­пой лишь по невозможности отказать своим "друзьям". Они сторожили его несколько дней после работы и таскали по забегаловкам. После он оп­равдывался: "Я не хотел пить, но меня никто не поддержал в тот момент, а человек слаб, устоять перед искушением трудно, тем более что я отказы­вать не умею!" Услышав такое объяснение, так и хочется воскликнуть словами персонажа пьесы Е.Шварца: "И что характерно, я не виноват!" (Так говорил король, оправдывая свои поступки плохой наследст­венностью, воспитанием, обстоятельствами.)

Святой Антоний Великий по этому поводу пишет: "Несмысленному человеку свойственно за грехи свои винить рождение свое или другое что, когда самопроизвольно упот­ребляет он худое слово или делает недоброе дело".242

Среди слабохарактерных особенно много алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов. "Отсутствие внутреннего волевого стержня быстро приводит к социальной деграда­ции. По некоторым данным, личности с чертами неустойчи­вости составляют до 50% алкоголиков и до 70% наркома­нов".243

Такому человеку присуще ощущение, что его соблаз­нили, подтолкнули к чему-либо, а он "не устоял". В этом за­метно "искажение нормального чувства намерения и час­тичная или мимолетная мотивация".244 Это уход от ответст­венности в виде ее "экстернализации".245 Но в том-то и дело, что эти люди сами находят внешнее давление, которое будет играть для них определяющую роль и на которое можно при случае все свалить. Следовательно, активный поиск все же им присущ. Они неосознанно ищут такую "экологическую нишу", где бы сами ни за что не отвечали, но делали то, что хочется.

Критическое отношение к внешнему давлению у этих людей снижено. И даже человек, сознательно пришедший к Православию, продолжает попадать в различные неприятные ситуации, при этом убеждая себя и окружающих, что причи­ны всех его падения — вовне. Он же — не виноват, так как не устоял, "бес попутал".

Конечно, любой человек, даже опытный подвижник, может уступить в борьбе с грехом. Но "пока человек верит, что его жизненная ситуация, его греховное поведение, его страстные проявления, его безденежье или несчастностъ порождаются кем-то другим, какой-то внешней силой, или, возможно, неблагоприятным стечением обстоятельств, у него нет оснований стремиться к личностному изменению"246

Поскольку этот тип так подвержен влиянию извне, он легко впадает в зависимость от харизматических личностей — лжестарцев и лжепророков. И вообще, нельзя не заметить, что пассивная личность как нельзя меньше соответствует евангельскому идеалу: "Ищите... стучите... просите"... На­пряженное делание и трезвение — вот что должно прийти на смену безволию и пассивности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.