Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алкоголизм — страсть или болезнь?




Читайте также:
  1. Алкоголизм и Вата
  2. Алкоголизм и Питта
  3. Алкоголизм.
  4. В эту минуту им овладела новая страсть и вытеснила у него из головы все тревоги
  5. Влияние алкоголизма и табакокурения на здоровье
  6. ВЫСКАЗЫВАЯСЬ ВСЛУХ: СО СТРАСТЬЮ О ЖИВОТНЫХ СТРАСТЯХ
  7. Движим страстью». 1 страница
  8. Движим страстью». 2 страница
  9. Движим страстью». 3 страница
  10. Личностные предпосылки пивного алкоголизма
  11. ОТ АЛКОГОЛИЗМА ИЛИ НАРКОМАНИИ

Грех, привившись к человеку как дичок к благородно­му дереву, истощает соки своего кормильца, подчиняет себе всё человеческое естество и порождает кислые и горькие плоды — новые грехи и страсти. Грех не способен породить ничего полезного и благородного, поскольку корнями своими уходит глубоко в ад, откуда и черпает разрушительные силы. Так и весьма распространённый порок пьянства, быстро пе­рерастающий в алкоголизм, то есть зависимость души и тела от химического вещества и производимых им эффектов, вы­растает на грехе и приносит свои горькие плоды — разруши­тельные страсти.

"Христианин верит, что человек создан, чтобы стре­миться к духовной полноте, к обретению единства с Богом, соединению с Ним. Но вследствие первородного греха с са­мого зачатия человеческое существо несет в себе некоторую пустоту, не заполненную Духом, как бы некий объем безду­ховности. Взрослея, ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью. И, вместе с этим, начинает неосознанно ощущать свою духовную неполноту. А это рождает сильную потребность (чаще всего — неосознаваемую) чем-то запол­нить эту пустоту. Но недостаток Духа можно восполнить только Духом же, причем сделать это доступно не самому человеку, а лишь Тому, от Кого исходит этот Дух, т.е. Богу. Человек может лишь захотеть (или не захотеть) целиком от­даться Божественной воле. Если же этого желания следовать воле Бога нет, то стремление заполнить внутреннюю пустоту приводит к попыткам заместить, "засыпать" ее тем, что на какое-то время может дать иллюзию жизни, собственной ду­ховной полноты и гармонии. Эту иллюзию могут давать са­мые разнообразные "заменители" — среди них и те, что, без­условно, порицаются обществом (наркотики, насилие, стяжа­тельство), и те, что вызывают в обществе неоднозначную ре­акцию (алкоголь, азарт, пища, секс, власть). Больше того, да­же многие безусловные ценности (работа, дружба, человече­ская любовь, благотворительность, религия), если они пере­стают быть средством и превращаются для человека в цель деятельности, тоже могут стать для него наркотиком. И от каждого из таких наркотиков человек может впасть в зависи­мость, утрачивая дарованную Богом свободу".309

В отношении к алкоголизму существуют две крайно­сти: одни считают, что это только грех, другие, — что это всего лишь болезнь. Известно, что в мозге, согласно теории А.Ухтомского, за годы пьянства формируется патологиче­ский очаг, требующий постоянного приема алкоголя. Это оп­ределяет физическую зависимость. Но если всё дело в пато­логическом очаге, находящемся в коре головного мозга, то почему бы не "вычислить" это место и не удалить его физи­ческим способом? Именно так рассуждали учёные Института мозга человека в Санкт-Петербурге. Ими найдена "извилина", в которой формируется зона влечения, а также предложена методика вымораживания этого участка мозга через трепанационное отверстие.310



Оставим в стороне этическую сторону этого метода, напоминающего лозунг: "Лучшее средство от перхоти — гильотина". Но сами хирурги, выполняющие подобную опе­рацию, в один голос утверждают, что их метод только даёт шанс человеку перестать быть наркоманом, ликвидируя лишь элемент физической зависимости. Сам человек остаётся тем же. Вновь попробовав наркотики, он снова станет наркома­ном. К тому же, по наблюдению врачей, появившаяся после операции "пустота" ввергает человека в сексуальные излише­ства, в склонность к агрессии или к гневу. Вспоминается евангельская притча о "семи злейших бесах", входящих в выметенный дом, из которого был изгнан один нечистый дух (Лк. 11, 24-26). Так же вполне может произойти с человеком, который уповает лишь на медицину и её средства, а не на милость Божию.

Дело в том, что алкоголь поражает не какой-либо орган или участок организма - страдает весь человек. Нет ни одно­го личностного качества, которое не подвергалось бы уро­дующему влиянию этой страсти. Налицо теснейшая связь пьянства с нравственной и духовной сферой, и одержимый ею весьма рискует быть побежденным в битве за вечную жизнь. "Не обманывайтесь: ...пьяницы... Царствия Божия не наследуют" (Кор. 6, 9-10).

Но есть и другая крайность. В православной среде рас­пространено мнение о том, что алкоголизм — это всего лишь греховное пристрастие, и человеку нужно просто захотеть освободиться от него, чтобы вновь начать вести трезвый об­раз жизни. Это представление слишком близко к юридиче­ской теории, которая трактует грех прежде всего как нару­шение заповеди Божией, отсюда вывод: "За грех надо су­дить, нарушение нормы божественного закона ожидает своё воздаяние и кару".311

Вместе с тем, у многих Восточных Отцов грех понима­ется не столько как преступление против нравственного за­кона, сколько как "заболевание души".312 Духовных врачей больше интересовала не юридическая сторона вопроса, а пути исцеления уязвлённой грехом души. Именно это понима­ние греха в большей степени привилось русскому Правосла­вию. Для нашего народа характерно стремление пожалеть больного грехом человека. Здесь есть место и для милосер­дия, и для осознания тяжести освобождения от этой тяжкой страсти.

Трудно не согласиться с американскими исследовате­лями А. Спиккард и Б. Томпсон, что "алкоголизм является "проблемой всей личности", а исцеление от общего пораже­ния требует напряжённого труда, особой тренировки и времени. Хотя алкоголик может иногда чудесным образом исцелиться от своего физического стремления к алкоголю, не существует мгновенного исцеления от духовного и психо­логического ущерба, наносимого наркотическим пристра­стием". 313

Трудно описать, сколько горя приносит эта "болезнь" человеку и его ближним. И всё же мы снова слышим: "болящий", "страждущий"... Пусть будет так, пусть любовь человеческого сердца не иссякнет, ибо только она может быть настоящим врачеванием любого "недуга". Но если че­ловек хочет освободиться от тяжких оков винопития, он должен чётко осознать: я — не просто больной, я — грешник, который губит свою жизнь. И пусть милосердие окружаю­щих не будет очередным поводом для саможаления и само­оправдания.

 





Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 52.91.90.122
Генерация страницы за: 0.002 сек.