КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алкоголизм — страсть или болезнь?Грех, привившись к человеку как дичок к благородному дереву, истощает соки своего кормильца, подчиняет себе всё человеческое естество и порождает кислые и горькие плоды — новые грехи и страсти. Грех не способен породить ничего полезного и благородного, поскольку корнями своими уходит глубоко в ад, откуда и черпает разрушительные силы. Так и весьма распространённый порок пьянства, быстро перерастающий в алкоголизм, то есть зависимость души и тела от химического вещества и производимых им эффектов, вырастает на грехе и приносит свои горькие плоды — разрушительные страсти. "Христианин верит, что человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте, к обретению единства с Богом, соединению с Ним. Но вследствие первородного греха с самого зачатия человеческое существо несет в себе некоторую пустоту, не заполненную Духом, как бы некий объем бездуховности. Взрослея, ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью. И, вместе с этим, начинает неосознанно ощущать свою духовную неполноту. А это рождает сильную потребность (чаще всего — неосознаваемую) чем-то заполнить эту пустоту. Но недостаток Духа можно восполнить только Духом же, причем сделать это доступно не самому человеку, а лишь Тому, от Кого исходит этот Дух, т.е. Богу. Человек может лишь захотеть (или не захотеть) целиком отдаться Божественной воле. Если же этого желания следовать воле Бога нет, то стремление заполнить внутреннюю пустоту приводит к попыткам заместить, "засыпать" ее тем, что на какое-то время может дать иллюзию жизни, собственной духовной полноты и гармонии. Эту иллюзию могут давать самые разнообразные "заменители" — среди них и те, что, безусловно, порицаются обществом (наркотики, насилие, стяжательство), и те, что вызывают в обществе неоднозначную реакцию (алкоголь, азарт, пища, секс, власть). Больше того, даже многие безусловные ценности (работа, дружба, человеческая любовь, благотворительность, религия), если они перестают быть средством и превращаются для человека в цель деятельности, тоже могут стать для него наркотиком. И от каждого из таких наркотиков человек может впасть в зависимость, утрачивая дарованную Богом свободу".309 В отношении к алкоголизму существуют две крайности: одни считают, что это только грех, другие, — что это всего лишь болезнь. Известно, что в мозге, согласно теории А.Ухтомского, за годы пьянства формируется патологический очаг, требующий постоянного приема алкоголя. Это определяет физическую зависимость. Но если всё дело в патологическом очаге, находящемся в коре головного мозга, то почему бы не "вычислить" это место и не удалить его физическим способом? Именно так рассуждали учёные Института мозга человека в Санкт-Петербурге. Ими найдена "извилина", в которой формируется зона влечения, а также предложена методика вымораживания этого участка мозга через трепанационное отверстие.310 Оставим в стороне этическую сторону этого метода, напоминающего лозунг: "Лучшее средство от перхоти — гильотина". Но сами хирурги, выполняющие подобную операцию, в один голос утверждают, что их метод только даёт шанс человеку перестать быть наркоманом, ликвидируя лишь элемент физической зависимости. Сам человек остаётся тем же. Вновь попробовав наркотики, он снова станет наркоманом. К тому же, по наблюдению врачей, появившаяся после операции "пустота" ввергает человека в сексуальные излишества, в склонность к агрессии или к гневу. Вспоминается евангельская притча о "семи злейших бесах", входящих в выметенный дом, из которого был изгнан один нечистый дух (Лк. 11, 24-26). Так же вполне может произойти с человеком, который уповает лишь на медицину и её средства, а не на милость Божию. Дело в том, что алкоголь поражает не какой-либо орган или участок организма - страдает весь человек. Нет ни одного личностного качества, которое не подвергалось бы уродующему влиянию этой страсти. Налицо теснейшая связь пьянства с нравственной и духовной сферой, и одержимый ею весьма рискует быть побежденным в битве за вечную жизнь. "Не обманывайтесь:...пьяницы... Царствия Божия не наследуют" (Кор. 6, 9-10). Но есть и другая крайность. В православной среде распространено мнение о том, что алкоголизм — это всего лишь греховное пристрастие, и человеку нужно просто захотеть освободиться от него, чтобы вновь начать вести трезвый образ жизни. Это представление слишком близко к юридической теории, которая трактует грех прежде всего как нарушение заповеди Божией, отсюда вывод: "За грех надо судить, нарушение нормы божественного закона ожидает своё воздаяние и кару".311 Вместе с тем, у многих Восточных Отцов грех понимается не столько как преступление против нравственного закона, сколько как "заболевание души".312 Духовных врачей больше интересовала не юридическая сторона вопроса, а пути исцеления уязвлённой грехом души. Именно это понимание греха в большей степени привилось русскому Православию. Для нашего народа характерно стремление пожалеть больного грехом человека. Здесь есть место и для милосердия, и для осознания тяжести освобождения от этой тяжкой страсти. Трудно не согласиться с американскими исследователями А. Спиккард и Б. Томпсон, что "алкоголизм является "проблемой всей личности", а исцеление от общего поражения требует напряжённого труда, особой тренировки и времени. Хотя алкоголик может иногда чудесным образом исцелиться от своего физического стремления к алкоголю, не существует мгновенного исцеления от духовного и психологического ущерба, наносимого наркотическим пристрастием". 313 Трудно описать, сколько горя приносит эта "болезнь" человеку и его ближним. И всё же мы снова слышим: "болящий", "страждущий"... Пусть будет так, пусть любовь человеческого сердца не иссякнет, ибо только она может быть настоящим врачеванием любого "недуга". Но если человек хочет освободиться от тяжких оков винопития, он должен чётко осознать: я — не просто больной, я — грешник, который губит свою жизнь. И пусть милосердие окружающих не будет очередным поводом для саможаления и самооправдания.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |