Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена истории




Fantastic! Fantastic!» - восклицает иностранец, войдя в Петропавловский собор. Памятник архитектуры, построенный по указу Петра I в XVIII веке, до сих пор вызывает восторженные отклики посетителей. Чем же так привлекает туристов это историческое место?

Дарья из Саратова делится своими впечатлениями, которых хоть отбавляй: «Я впервые здесь. Приехала в Петропавловскую крепость специально, чтобы посетить этот собор. Все вызывает внутренний восторг. Я чувствую связь с историей, гордость за своих предков и хочу вернуться сюда еще раз!»

Несмотря на будничный день в Петропавловском соборе царит оживленная атмосфера. Группы иностранных туристов то и дело курсируют из стороны в сторону, щелкая затворами фотоаппаратов. Их сопровождают гиды, которые постоянно повторяют: «Пройдите сюда, обратите внимание направо, взгляните налево». Организатор экскурсии для визитеров из Китая высказалась о посещаемости Петропавловки: «Это одно из самых популярных мест Петербурга. Здесь всегда большой ажиотаж публики: в любой день и время года».

Наряду с иностранцами здесь можно встретить группы школьников, хвостом следующих за своим экскурсоводом. Что заставило их оказаться в этом месте во внеурочное время? Интерес к истории своей родины или школьная обязаловка? Ученица 8 класса одной из питерских гимназий говорит, что посещение Петропавловского собора не является для нее значимым событием в жизни. «Смотреть на пустые саркофаги – это слишком скучно», - отмечает девушка. Да и ее товарищи без особого энтузиазма слушают рассказы о Романовых и архитектуре здания.

В соседнем зале представлены фотографии и исторические документы царской семьи. Двигаясь к выходу, посетители перемещаются сюда. Некоторые, как уже известные нам школьники, быстро проходят мимо фотовыставку и многочисленные сувенирные лавки. Но есть и те, кто пришел сюда с жаждой новых знаний. Глядя на генеалогическое древо Романовых, мужчина шепчет жене: «Слишком сложно, но интересно. Давай сфотографируем, а дома изучим».

Каждый из посетителей Петропавловского собора преследует собственные цели, но любой, кто хоть раз побывал здесь, запомнит это место. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Можно быть уверенными, что и через десяток лет мы встретим на Заячьем острове Петербурга толпы зевак, желающих прикоснуться к истории.

 

Аня Спиричева

 

Цветы для императоров.

Петропавловский собор на Заячьем острове занимает почётное место в моём личном списке прекрасных сооружений. Как человек, не слишком осведемлённый в искусстве архетектуры и в церковном искусстве, я наслаждалась в храме позолотой и лепниной, барахатом и мрамором. В общем, глаз радовался, сердце пело, другие органы удовлетворённо помалкивали. А интересно, что чувствует человек, день за днём работающем в Соборе? Предположим, шести десяти четырёхлетний музейный смотритель Лариса Сабинина?

Петропавловский собор Лариса Ивановна любит давно. Нежные чувства с ней разделяли сначала матьма, водившая её туда маленькую Лару, потом подруги, ибо крепость была для них излюбленным местом прогулок. А когда Лара выросла и стала Ларисой Ивановной, она привела туда старшего сына. Потом и младшего. Но полностью соединить свою жизнь с Петропавловским собором она смогла только семь лет назад. Работала на фабриках «Скороход» и «Ленвест», торговала в ларьке на Московском вокзале, вышла на пенсию и стала музейным смотрителем.

Великолепие Собора вскоре стало для неё привычным. Конечно, на работу в офисе служба Ларисы Ивановны не очень-то похожа, но, тем не менее, это работа. Смотритель должен следить за порядком, вытирать пыль, проверять, всё ли на месте. Есть ещё несколько дел, которые не входят в обязанности смотрителя, но выполняются им: например, помогать туристам, особенно иностранным. Иногда случаются неожиданности. Как-то Собор посетил хор из Вологды, который жутко хотел исполнить что-нибудь. Им разрешили.

Ко всему прочему, Лариса Ивановна ухаживает за цветами. Не пытайтесь вспомнить кадки внутри или клумбы около Собора. Это букеты, которые посетители приносят почившим правителям. Военные несут Петру Первому. Детский писатель Сергей Козлов кладёт цветы на надгробие Екатерины Второй. А трупа Александринского театра каждое 30 августа перед открытием нового сезона приносит две корзины роз: белые - императрице Александре Фёдоровне, розовые - Елизавете Петровне. И эти ритуалы - самая приятная часть в работе Ларисы Ивановны, потому что она чувствует, как становится частью чудесной традиции.

 

Екатерина Ступина

 

 

Боже, храни Петербург!

Ни для кого не секрет, что о каждой достопримечательности Петербурга ходит немало разных легенд. Петропавловский собор не стал исключением из этого списка: с ним тоже связано некоторое количество мифов и городских примет.

Расспрашивая посетителей собора об известных им легендах, мы узнаём несколько занимательных фактов. Люди в возрасте говорят, что через шпиль Петропавловского собора проходит луч «божественной» энергии – всем, кто желает ощутить его действие на себе, следует встать на медный пятачок лицом на восток. Молодые люди пожимают плечами: «Не знаем ничего такого, зато слышали, что если обойти вокруг храма, не заходя внутрь, то плохое настроение улетучится само собой». Кто-то присоединяется к беседе и упоминает усыпальницу царской семьи: прикосновение к мраморной крышке принесёт удачу и поможет в свершении важных дел. Судя по глазам говорящих, они и сами не знают, насколько верны их слова, но «раз говорят, значит, действует» - оправдывается группка молодёжи.

В церковной лавке нам открывают главную тайну Петропавловского собора. Существует легенда об ангеле, что, пролетая над Петербургом, облюбовал этот город и решил во что бы то ни стало сберечь его ото всех бед. Тогда явился он императору и велел ему возвести собор – когда же строительство было завершено, опустился ангел на золочёный шпиль, и замер. Там он и находится по сей день, оберегая наш город. Экскурсоводы часто шутят: «Скажите, какого размера Ангел на шпиле собора?» – «В натуральную величину». Высота фигуры на шпиле составляет 3,2 метра, а размах крыльев – 3,8 метра.
Это не первая легенда с участием ангела-хранителя Петербурга. В разных точках города, где есть скульптуры крылатых защитников, бытуют свои легенды, что заставляет задуматься: только ли человеческое воображение и желание верить в сверхъестественные силы породило все эти истории, или же город в самом деле обязан своим существованием высшим силам?

Возможно, когда-нибудь мы это узнаем. На сегодняшний же момент Петропавловский собор является одним из действующих соборов Петербурга, однако большей популярностью он пользуется в качестве памятника архитектуры у туристов, которые съезжаются сюда со всего мира. Наряду с выходными богослужениями здесь проводят экскурсии, где рассказывают об истории собора и открывают прочие загадочные легенды.

 

Тайны Петропавловского собора или что можно услышать или увидеть без экскурсии…

Петропавловский собор. Ни одна организованная экскурсия в крепость не обходится без его посещения. Сотни туристов и горожан каждый день и в любую погоду оказываются в стенах храма.

Сегодня моя очередь.

Темный, пасмурный понедельник. Тихонько накрапывает мелкий и уже привычный питерский дождик.

Длинная очередь у входа в храм. Первый шаг внутрь ознаменовывается не восхищением от богатейшего внутреннего убранства, а остановкой перед пропускным шлагбаумом. «Вход строго по билетам!» - гласит нехитрая надпись перед ним. Определенная сумма в денежном эквиваленте теперь, видимо, считается совершенно ничтожной для каждого страждущего на пути к Богу.

Очередь успешно пройдена. Внутреннее богатство не может не восхищать. Золото и мрамор соседствуют друг с другом, сливаясь в единое гармоничное целое. Негромкий голос экскурсовода перебивает мальчик лет семи, упрямо твердящий своему отцу: «Папа, я кушать хочу! Хватит уже разглядывать эти камни!» Жизнь, как она есть, в святом месте приобретает какой-то иной, чужеродный оттенок.

Екатерининский предел. «Отпевальница» русских императоров. К слову, подмечает кто-то рядом (видимо, местный), наряду с «главами земли Русской» здесь были похоронены и коменданты здешней крепости. И сразу шум среди остальных туристов. Шутка ли, хоронить в одном ряду императора-освободителя и простого коменданта Петропавловской?

Заходит разговор о «легендах» собора. Толпа вслушивается. «Темное прошлое» никогда, видимо, не перестанет интересовать людей. «Интересно, что в Петропавловском соборе рядом лежат и Екатерина Вторая, с чьего молчаливого согласия был убит император Петр Третий, и Александр Первый, косвенно виновный в убийстве своего отца Павла Первого, и сами трагически погибшие самодержцы…» Именно эти слова успевает выхватить мой слух из всей долгой речи. И тут же вопрос «из зала». Маленькая девчушка, лет 5 на вид, вопрошающе смотрит и со всей серьезностью в голосе спрашивает: «Это они что, друг друга убивали что ли? Прямо тут, по-настоящему, такими большими пистолетами?» Живой детский интерес перебивается на полуслове. «Ну что ты за глупости несешь!», - ворчливо отвечает ей женщина лет 60, держащая ее за руку.

А экскурсия тем временем выходит на улицу. На лавочках, перед собором, мне встречается женщина, которая делится еще одной «сказкой-былью» об этом месте. «Поговаривают, что фигура Ангела, находящаяся на шпиле собора, была под угрозой падения. И тогда некий простой кровельщик, Петр Телушкин, вручную, без всяких инструментов и приспособлений, взобрался на шпиль и починил его. За что был награжден правом на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках.»

Таким стал мой собор. Магический или обыденный? Это каждый решает для себя сам. Для меня – просто удивительный. Загадку которого не удалось угадать еще ни одному туристу, в том числе и мне…

 

Дарья Шкирдова

 

Вот мы и встретились

Немногие знают, что Петропавловский собор, что в самом центре Петербурга у устья реки Невы, ярко привлекающий взоры, входит в сотку небоскребов России. По данным Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде обитания (Council on Tall Buildings and Urban Habitat, CTBUH). Желтое сооружение с золотым шпилем, устремленным в высоту, грандиозно не только своими крупными масштабами, но и изящной простотой и четкостью построений в лучших традициях петровского барокко. Собор входит в единый комплекс особо охраняемых государством культурных объектов.

Моё знакомство с собором проходило в один из тех вечеров, когда в Питере после жаркого сентября установилась прочно серая и холодная погода. С десяток белых чаек в воздухе над мостом раздавали свои возбужденные крики по всей округе, девочка кормила их хлебом, модная парочка искала место, где заинстаграммиться. Всё смеялись над чем-то. Я проходил мимо красивого парка с чисто выбритым газоном, прелестный вид расстрельных колонн и старшего брата Исаакиевского собора просачивался через этот парк. Красная стена, по границе с парком, обнесенная вокруг собора, напоминала Красную площадь в Москве. Заячий остров, отсюда начинается река Нева, отсюда начинается история Петербурга. И вот я прямо под ним, вместе с тихими туристами, наверное, из Европы, любуюсь величественностью далекого восемнадцатого века.

По замыслу главного архитектора проект собора снаружи представлял собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра. Внутри - пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. Позолоченный резной иконостас сделан из липы. На колокольне располагается 103 колокола, с 1757 года из них сохранился 31. В соборе часто проходят богослужения, в том числе торжественные, проводимые патриархом Кириллом.

 

Леонид Поповцев

 

 

Без попкорна, но тоже интересно!

 

Своя «Эйфелева Башня»

 

Одним из самых доступных, а главное, недорогих способов провести время считается поход в кино. Почему? Наверное, потому что дешево (по сравнению с театрами и концертами), да и попкорн вкусный. А, может, кино уделяется больше всего внимания? Огромные постеры расклеены по городу, а в телевизоре то и дело мелькают трейлеры. Кино разрекламировано неплохо, ничего не скажешь. Но вот что касается выставок, музеев, а также памятников культуры, тут реклама куда-то исчезает. Конечно, если это какая-то масштабная выставка наподобие Манифесты или Ван Гог Alive, то афиши будут висеть на каждом углу. Ну а как же привлечь внимание петербуржцев, скажем, к Петропавловскому собору, который занимает третье место по высоте среди зданий Петербурга?

 

Сотрудница собора, Лидия Алексеевна, считает, что посетителей хватает и не надо никого привлекать. Причем под посетителями она подразумевает туристов. А на вопрос «Как же заинтересовать молодежь, что им рассказать, чтобы у них появилось желание посетить собор» Лидия Алексеевна ответила, что есть много разных выставок, никакую конкретную при этом, не назвав. В конце она добавила, что ее это вообще мало волнует.

 

Противоположным примером является экскурсовод Татьяна Титова, которая организовала группу в социальной сети «Любимый город. Экскурсии для взрослых и детей», где приглашает всех желающих на разные экскурсии по Санкт-Петербургу. Так, например, 5 октября в 12 часов дня состоится экскурсия на колокольню Петропавловского собора, где вас познакомят с историей строительства и реставрации собора, расскажут историю часов – курантов и многое другое. Но главное, что, поднявшись на самый верх, можно полюбоваться панорамой Санкт-Петербурга с высоты 43 метров. Не Эйфелева Башня, но тоже впечатляет! И таких мест много. Как утверждает сама Татьяна «Создавая эту группу, я ориентировалась именно на социальные сети, ведь там молодежь, да и зачастую дети проводят больше всего времени. И я рада, что мне удалось привлечь их внимание».

 

В группе можно найти и другие увлекательные места, которые стоит посетить, но если хочется увидеть Петербург весь и сразу, Петропавловка – идеальный вариант. Без попкорна, конечно, но тоже интересно!

 

Дарья Смирнова

 

Петропавловский собор является ценным архитектурным и религиозным сооружением. Но какую цену придется заплатить, чтобы прикоснуться к частичке истории?

 

Сегодня Петропавловский собор - одна из главных достопримечательностей Петербурга, которую стремятся посетить гости города. Действительно, воскресным днем на площади перед собором оживленно, всюду снуют туристические группы разных мастей, гуляют семейные пары с детьми, а в небо с завидной регулярностью поднимается вертолет, готовый показать вам окрестности с высоты птичьего полета. С колокольни льется перезвон – это карильонист взялся за работу. Всюду кипит жизнь, всюду, кроме входа в сам собор. Редкий зевака подходит к дверям и, потоптавшись, разворачивается и удаляется восвояси.

Почему? Все просто. Хочешь прикоснуться к истории - гони монету. Цена за билет 250 руб. За посещение колокольни взымается отдельная плата в размере 150 руб. Итого, чтобы посмотреть на «Петра творенье» нужно выложить 400 руб.

 

По словам билетера Веры Сергеевны, с каждым годом посещаемость собора падает. Особенно среди русских граждан. Основной контингент – иностранные туристы. И это неудивительно, мало кто захочет расстаться с деньгами, особенно если можно бесплатно посетить службу, которая проходит каждое воскресенье с 7 до 10 утра.

Но вернемся на улицу. На лавочке у собора сидит пожилой мужчина, увлеченно что-то рассказывающий мальчугану рядом. Это дед с внуком выбрались на воскресную прогулку. Мужчина, Анатолий Николаевич, рассказывает мальчику историю собора. «Я показываю внуку сердце Петропавловской крепости. История - это мы сами, наше прошлое и будущее. Стыдно не знать о городе, в котором живешь. Правда, заходить внутрь и показывать историю изнутри дороговато. Но я и сам могу рассказать внуку всё, что знаю об этом месте, причем, совершенно бесплатно!», - говорит Анатолий Николаевич.

Какой из всего этого можно сделать вывод? Мы и наше культурное наследие являемся важной частью истории, а история всё ещё важна для нас. Вопреки расхожему мнению, люди не перестали интересоваться историей, просто не все готовы за нее платить.

Ксения Хабибуллина

 

 

Петропавловский собор: реставрация идет постоянно
(Восстановлению подлежит!)

В самом центре Петропавловской крепости сверкает золотым шпилем Петропавловский собор. При входе в него сразу обращаешь внимание на роскошное внутреннее убранство: прекрасную роспись не стенах, огромный позолоченный иконостас почти 20 метров в высоту и боевые знамена на стенах (копии, к сожалению). Большую часть храма занимают гробницы из белого мрамора с бронзовыми буквами, в которых покоятся члены царской семьи. Интерьер строг и изящен, и, наверное, даже самому утонченному эстету не к чему было бы придраться.
Но если пройти немного дальше, то у выхода можно заметить большой короб с прорезью на крышке и надписью: «На реставрацию собора». Казалось бы, что здесь реставрировать? Но мой вопрос по поводу того, куда уходят собранные средства, проходивший мимо священнослужитель ответил:
- В соборе постоянно что-то нужно реставрировать. Пару лет назад закончили работу над иконостасом – покрывали его позолотой, еще пол постоянно рассыпается, и его нужно собирать снова… Реставрация идет все время.
Эти слова подтверждают новостные заметки на официальном портале Музея истории Петербурга: последние несколько лет внутри и снаружи собора проводились масштабные реставрационные работы. Например, два года назад полностью восстанавливался фасад здания и монументальная живопись «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Как сообщает администрация музея, в будущем планируется реконструкция царских комнат – во время революции и декоративная отделка, и мебель были либо уничтожены, либо распроданы. Лишь благодаря чудом сохранившимся авторским проектам, в 2013 году удалось восстановить мраморные камины и некоторые детали отделки.
Всеми реставрационными работами занимается компания «Балтстрой». Более двадцати лет они занимаются восстановлением уникальных памятников архитектуры, таких как Эрмитаж и Адмиралтейство в Санкт-Петербурге и Кремлевский дворец в Москве.

Люда Цупко

 

«Только мне верьте»


Такими словами закончил экскурсию, на которую мне посчастливилось попасть, Василий Васильевич Прохоров – экскурсовод, окончивший театральный институт. Сегодня у него выходной, но он пришел в крепость, и делает доброе дело – совершенно бесплатно рассказывает о соборе всем желающим. А их не мало. Не успела закончиться экскурсия, к которой примкнула я, как высокий мужчина в шарфе спросил что-то у Василия Васильевича, и вокруг экскурсовода снова образовалась группа, которую он повел по обычному маршруту.

Сначала пристроенная к собору в конце 18 века теплая церковь с приделом святой Великомученицы Екатерины. В ней 17 июля 1998 года захоронены останки последнего российского императора Николая II его семьи и слуг. Во всяком случае, экскурсоводы и смотрители собора в это верят, чего нельзя сказать о людях православных. Священники во время службы просят закрывать это помещение и обходят его стороной.

Затем иконостас, в переводе с древнегреческого – стена для икон. По правую и левую стороны от царских врат апостолы Петр и Павел. Сам иконостас деревянный, покрыт сусальным золотом, основной материал – липа. Сложно поверить, но он выполнен без единого металлического гвоздя.

До Петра I царей хоронили в Москве в Архангельском соборе. Петр же после закладки собора велел «теперь царей хоронить здесь» и сам он по собственному указу похоронен «в Петропавловском соборе у южной стеночки».

Так как первый российский император был западником, очень многое в соборе не соответствует православным канонам. Это замечает и смотритель собора Федорова Ольга Даниловна, проработавшая здесь 14 лет. И скульптуры на иконостасе, и большие окна, не характерные для православных храмов, и картины, а кафедра, с которой священник должен читать проповеди - атрибут католической церкви.

Посетителей сейчас немного, не то что летом, особенно по утрам, когда туристов привозят на круизных лайнерах. Храм частично действующий и службы здесь проводятся по выходным, на Пасху, Рождество, 12 июля в день Петра и Павла и в дни памяти тех, кто здесь захоронен.

Несомненно, Петропавловский собор можно считать памятником русской архитектуры. «Но ведь архитектор собора Д. Трезини был итальянец!», скажете вы. Сам он всегда называл себя русским, как и свое творение, которым мы по праву можем гордиться.

 

Аня Хромых

 

Священный клад Петропавловского собора. Гипотеза или факт?

На днях я сходила в Петропавловский собор, с целью узнать его легенды и тайны. Первый человек, которого я расспросила, была смотрительница собора – Ольга Даниловна. Она ни то, что не поделилась легендами со мной, но и ничего не смогла рассказать про сам собор. Единственное, что я от нее узнала, это то, что она работает там 14 лет, и по ее мнению это долго.

Но нельзя сказать, что я вышла из собора ни с чем. Могилы, располагающиеся там, заинтересовали меня. Я узнала, что в 1921 было вскрытие могил Петра 1 и Александра 1. Петр очень хорошо сохранился за счет бальзамирования, но как написано в нескольких источниках могила Александра 1 оказалась пуста. Если углубится в изучении последних лет жизни Александра, то можно узнать о гипотезе, которую на сегодняшний день нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В 30-40 годы 19 века появилась легенда, что Александр, якобы измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Федора Кузьмича (умер 20 января 1864 года в Томске). Вопрос о тождестве Фёдора Кузьмича и императора Александра историками однозначно не определён.

Кроме легенды о пустой могиле Александра 1, есть версия о том, что абсолютно все могилы, располагающиеся в Петропавловском соборе пусты. Поклонником этой версии являлся историк князь Дмитрий Шаховской (1861-1939). Мы не можем проверить достоверность этих гипотез, но если все-таки это правда, то весь пафос Петропавловского собора, все могилы не несут ничего за собой, она являются бесполезными. Кроме того, это обман сотен тысяч туристов со всего света.

 

Привлекли мое внимание так же масонские символы на иконостасе. Известно, что Петр 1 был первым императором, принявшим масонство. Перейдем ко второй, но не менее важной легенде. Санкт-Петербург в переводе с латинского языка означает «святой камень». Под этим камнем подразумевается, как говорится в некоторых источника, Священный Грааль. Тот самые артефакт, существование которого не было доказано, но, тем не менее, на него вели охоту и создавали целые советы по поиску этого артефакта, в их числе были Сталин и Гитлер. Считается, что и Петр первый искал Грааль, именно поэтому он начал строительство Петербурга с заячьего острова, и по той же причине вступил в масоны. (Координаты заячьего острова приблизительно совпадают с возможным месторасположением Грааля.)

После строительства Петропавловского собора, люди стали развивать тему о том, что именно там находится Священный Грааль. На это указывало несколько символов. Во-первых, это то, что Грааль охраняет рыцарь ордена тамплиеров, т е масон, т е Петр 1. Во-вторых, это наличие яблока (шар, располагающийся на шпиле). Яблоко же есть священный плод, дающий богам вечную молодость.

Возможно, никто бы не верил в то, что камень действительно расположен в Петропавловском соборе, если бы не одно но. Наличие Грааля с легкостью объясняет тот факт, почему каждый раз, когда Петропавловскую Крепость пытались уничтожить, а таких случаев было не мало, она оставалась целой. Крепость как будто кто-то охранял. Вот один из примеров: «В 1706 году в крепости вспыхивает страшный пожар – пламя доходит до пороховых сладов, еще несколько мгновений и весь заячий остров взлетит на воздух. Но огонь вдруг резко останавливается, как будто на его пути возникла каменная стена».

Мы не знаем наверняка, нашел ли Петр первый то, что искал. Но и в наши дни есть люди, которым интересна история масонства и Священного Грааля. Так, например, в документальном фильме я наткнулась на интервью с Яной Леоновой, исследователя масонства, вот что она говорит.

- Много веков существует всемирное тайное братство, они называют себя стражами святого Грааля. Мне стало известно, что и на сегодняшний день существуют агенты этого сообщества. Они следят за каждым, кто пытается найти его. Мне стало страшно продолжать заниматься этой темой, и я бросила попытки разобраться глубже.

Я перечислила лишь несколько легенд существующих о Петропавловской крепости. На самом деле их огромное количество. Возможно, именно это и привлекает историков и ученных, а также простых турист вновь и вновь возвращаться к истории этого величайшего и таинственного сооружения всех времен и народов.

 

Кира Пятакова

 

Петропавловский собор: начало Петербурга и конец Дома Романовых."

Начало Великого Града Петрова пошло с закладки Петропавловской крепости. Эти стены помнят многое, каждый камень хранит вековую историю Российской Империи.

В 1703 году, стремясь усилить авторитет молодой северной столицы, император решил возвести новый храм, который должен был стать как сердцем Петропавловской крепости, так и всего Петербурга. Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла. Длилось оно 30 лет. В итоге, окончательно собор был построен только в 1733 году, после смерти Петра Первого.

Петропавловский собор являлся и является по сей день главным зданием в архитектурном ансамбле Петропавловской крепости. Долгое время он оставался своеобразным центром Петербурга, так как являлся самым высоким зданием в городе. По своим размерам он превосходил Меншикову башню и Колокольню Ивана Великого.

Однако не стоит забывать, что он - не только один из старейших исторических памятников. Собор также несёт функцию усыпальницы царской семьи.

Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В Петропавловском соборе захоронено не одно поколение царской династии Романовых. Поначалу, во времена Петра, в соборе хоронили исключительно царских особ - их родственники лежали в Благовещенской усыпальнице. Однако позже, в 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С тех пор в Петропавловской усыпальнице стали погребать близких родственников правителей.

Однако не все Романовы похоронены здесь. Первые из них покоятся в Архангельском соборе. Там же лежит Пётр II Алексеевич. А, к примеру, Иван VI Антонович погребён в Шлиссельбургской крепости. Петр III Фёдорович был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Бывали и случаи перезахоронения. Императрица Мария Фёдоровна скончалась в Дании в 1928 году, и лишь 28 сентября 2006 года её перезахоронили в храме. Та же участь постигла последнее поколение династии: Николай II c семьёй после расстрела был тайно захоронен в лесу у деревни Коптяки Свердловской области, а в 1998 году останки царской семьи перенесли в Петропавловский собор. Последние из дома Романовых были причислены к лику святых Русской Православной Церковью в 2000-ом году как страстотерпцы и великомученики.

Изначально в усыпальнице стояли надгробия. Позже, в 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Однако есть два выделяющихся саркофага - они принадлежат родителям Александра III и сделаны из зелёной яшмы и розового орлеца.

В настоящее время Петропавловский собор является действующим музеем, однако с 1990-х годов в нём регулярно проходят панихиды по российским императорам.

Петропавловский собор по праву можно назвать сердцем Санкт-Петербурга, историческим центром северной столицы, и последним домом династии Романовых.

by Ражева С.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.