Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Августа 18




Августа 17

Августа 16

Простояв два дня за противною погодою, поехали на другой день обратно через Выг-озеро в деревню Ревиш-наволок, но восставшая вдруг буря понудила нас пристать к острову, где, простояв часа с два, пустились в путь, буря увеличилась, и мы с трудом достигли до другого острова, лежащего в недальнем расстоянии от первого. Простояли на оном остаток дня и ночевали.

 

Приехав водою до деревни Ревиш-наволок и немного в оной постояв, отправились озером 3, а потом верхами 27, потом водою 12 верст в деревню Сумостров.

 

В деревне сей ночевав, проехали 15 верст водою по озерам и 20 верст сухим путем, приехали в Сумский острог.

Сей отстоит от Повенца в 175 верстах, лежит при реке Суме из Сумозера, при деревне Сумоостров текущей.

Обывательских дворов 300. Большая часть из оных с подклетами и печи с выводными трубами. Кроме теплой вверху горницы, у каждого есть на сопротив холодная без печи, в коей живут летом. Селение имеет положение правильное и расположено по берегам Сумы реки, окружается пространными покосами и небольшими пашнями. Поселян мужска пола 283, женска 385 душ.

Упражняясь большее время в лове рыб, не брегут о хлебопашестве. И скотоводство не весьма обильно, ибо во всем Остроге не более 51 тягловых лошадей, рогатого скота 131, овец 108. Из птиц они водят одних куриц, коих в Остроге находится 113. Сеют по большей части жито и мало ржи, в плодоносный год жито родит сам шесть, рожь же сам четверть. Здесь косят не горбушами, но ручными косами.

Многие из жителей доставляют себе пищу отвозом ездящих на моление в Соловецкий монастырь. Они возят их на корчмарах (суда с палубами) и непокрытых судах, за провоз берут на разных судах по 14 копеек с человека в обе стороны. Притом котлы и квас употребляется без платы судовщика. На корчмарах сажают по 70, на непокрытых судах по 30 человек.

Большая же часть поселян ездят на рыбные промыслы в Мурманско. Сие отстоит в 718 верстах от Кемского городка, и лов в оном простирается в правую сторону от Колы на 200 верст до Вайдо губы, в левую же на 360 до семи островов Харлова, Зеленцина и проч. и на 150 до Светлого носа, от Колы же отстоит в 360 верстах. В нем ловят треску, пикшей (род шелухою и видом сходствующим с сигами) и палтасину и продают в Архангельске.

В Мурманско ходят и сухим путем и плывут водами.

Сухим путем от Сумы отходят в марте месяце в Кемь из сел по берегам рек: Летней, Поньгомы, Черной, Керети, Кандалакши и Колы, пешие поспевают до Колы, а другие же на лошадях или взяв оленей приезжают на оных в полторы недели, водою же выезжают о троицких днях из Сумы реки в Белое море, держат путь прямо до становища или пристани при наволоках, на коих построены хижины и анбары, сии наполняют за год прежде солью, мукою и веревками и нанимают стеречь оные живущих вблизи лоплян; от становищ сих, взяв по 4 человека на карбасы или шняки (суда при ловле употребляемые) и взяв ярус или рыболовную снасть, состоящую из 40, у иных же из 100 стоянок или веревок, длиной каждый из оных в 37 сажен и все вместе связаны; на стоянке сии привязывают из тонкой пряжи оростяги или сплетенные в три или четыре раза из тонких веревок снурки, к коим привязываются тонкою пряжею для лова палтаских — большие, для прочих же рыб малые уды, на каждой веревке бывает уд сих до 12. Кроме яруса сего, берут с собою лесы о двух удах, сплетенные в пять рядов из тонкой веревки, и запасаются черенами длиною вершков по 5. Отъехав версты с три, ловят сим лесом, наживив оный червями, пикшей; сих разрезав вдоль и вынув кость, режут на небольшие куски и наживляют оными ярусные уды. Отъезжают от 15 до 30 верст далее и закидывают сей ярус, смерив глубину мерником, в сем месте простирающуюся от 200 до 300 сажен, привязывают по мере оной веревку, сию прикрепляют к чурбану, в который воткнута палка сажени в полторы, к концу коей привязан голик для знаку, где лежит закинутый ярус, таковых знаков бывает до шести. Ярус сей лежит в благополучный ветер сутки, в непогоду же не ловят. В одну тоню вылавливают трески, пикшей и палтасины до двух сот пуд, во все же время лова добывают от 200 и до 500 на шняку, таковых шняк зажиточные имеют и по 8. Четыре работника, пришедшие зимой, участвуют в добыче с хозяином, им всем плотится треть добытого, приплывшим же с хозяином о троицыны дни плотится им по 18; сии ежели успеют приехать в надлежащее время, заказывают также ярусы. Рыбу – треску и пикшей – с сего времени до Иванова дня сушат, палтасину же солят, с лова возвращаются все на судах, смотря по погоде, с августа на 1, иногда же и сентября 1 числа, и 8 те оного приезжают в Архангельск, ибо в сие время бывает обыкновенно рыбная продажа. Пуд сухой трески продается по 70 и пуд соленой 37 и 40 к., сала трескового 1 р. 50 к., палтасины и пикшей по 1 р. 20 к., ездящие сухим путем в успешный в лове год добывают до 40, плывущие по водам до 30 рублей.

Сумской острог принадлежал Архангельской губернии, ныне же все поморские берега сего селения причислены высочайшим указом в ведомство Олонецкой губернии и состоят в Повенецком уезде.

Повенецкий уезд граничит к востоку частью Онежского уезда, к западу – шведскою Лапландиею и частью Финляндии, к северу – Кольским, к югу же Петрозаводским и Вытегорским уездами. Длина его, считая от уездного города до пограничного к северу с шведскою лопариею Мульдозерской деревни до 600, в ширину же от деревни сея до Порозерской деревни, смежных с Выборгскою губерниею до 400 верст.

Положение большей частью гористое, прерывающееся множеством озер, рек и болот.

Знаменитые озера суть: Куйто, на верхнее, среднее и нижнее разделяющееся; величиною 125 верст. Из оного течет река Кемь, впадающая в Белое море. Устье верхнего Куйто имеет протоки, состоящие в небольших озерах, простирающихся до самой Мульдозерской деревни. Каменное при деревне Бабьей губе. Сие, соединяясь с другими двумя, Кемью и Нюком, простирается на 75 верст.

В лесах здешних растет сосна, ель, осина; березы весьма мало, прочих же деревьев и совсем не находится.

Звери, здесь живущие: медведи, лисицы, куницы, зайцы, выдры, горностаи, белки, россомахи и олени. В нынешние же времена бьют только зайцев, оленей и белок, других же зверей совсем не ловят.

Птицы в лесах водятся: рябчики, тетерева, куропатки и мошники, так же лебеди, дикие гуси и утки.

Рыба в здешних водах ловится: щуки, лососи, окуни, ряпуха, мелкие сиги и плотва.

Поселения, из коих, кроме некоторых российских погостов, во всех прочих живут лопляне, и для сего за нужное считаю описать оных образ жизни и свойства.

Лопляне не строятся, подобно россиянам, под один верх, но избирают водное положение, и инде двор отстоит версты с полторы от другого. Сараи и сенники делают наравне с избами, внизу же хлевы для скотины и конюшни.

Многие из лоплян возят для продажи в Петербург дичину, масло, икру и рыбу. Живущие же на границе имеют торг в ближних шведских городах: Оле, Торневе и Калибурге. Товары, россиянами привозимые, состоят в пеньке, льне, нитках, полотне, набойке, пряниках, гребнях, крашенине, китайке, ножах, мыле, меду, сукне, тесемках, тике, табаке, холсте, восчанке и юфти. В деревне Юшкозере находится пограничная таможня, по показанию коей в прошлом 784 году вывезено на 6793 р. 95 ½ к., из коих с надлежащих по тарифу пошлин взято 324 рубля.

Продав отечественные произведения свои, привозят из шведской Лапландии в Россию звериные кожи: беличьи, выдровые, горностаевые и куньи, ефимки, деланое серебро, бобровую струю, и проч.; в прошлом году вывезено всего на 6895 р. 14 к., с коих пошлин собрано 188 р. 25 к.

Они также ездят на ярманки в Шунгский погост и продают там мехи, рыбу и уклад. Сей разделяется на три вида: первой руки продается 4 к. фунт, второй по 3 к. Уклад или жильник, в коем 2/3 железа — 2 к., в оба торга привозят оного до 10.000 пуд.

Руда, уклад доставляющая, правильно в число красных болотных руд причтена быть может. Добывают оную в Пялозере (в 76 верстах от Петрозаводска), в Семгозерском и Сельском погостах, также при тивдийской ломке и обыкновенно в болотах. В ближних от оных сушах, срубив из двух саженных бревен костер, обжигают на оном руду; из 25 пуд обожженной руды выходит пятипудовый криц (сырец), из коего получают до 2-х пуд уклада.

Плавка сего следующим образом производится: положив в сыродутный горн (в оный уголь и руду сыплют сверху) весом руды, замазывают горн и по дутию нескольких часов вынимают выплавившийся криц, коего пуд продается по 1 р., и для продажи оного учрежден каждую субботу торг.

Укладчики, купив криц сей, переплавляют в обыкновенных кузнечных горнах, выливают на пол и дробят, по простужении разбивают молотом, полагают потребное для двух полос количество кусков сих на песок на дно горна, делают довольный огонь, сплавливают в широкую и короткую полосу, рубят пополам, тянут из каждой половины полосы молотом прут, закаливают водою и получают помянутый уклад. Сей, будучи еще раз перекален, делается настоящею сталью.

Хлебопашество у них в великом небрежении, и, по изустному уведомлению поселян, хлеб жнется в четвертый год от начатия обработания нивы.

В первый, избрав место для оной, валят растущие на оном деревья, в другой — палят хвою (сучья), в третий — подчищают и кладут хлам в груды, жгут и посевают, и в четвертый уже поспевает у них жатва.

На одной ниве двух посевов никогда не производится, и ежели постигнет их неурожай, пропадают тщетно четырехгодичные труды, и для получения жатвы потребно употребить еще толикое же время на обработку новых нив.

Лопляне сеют токмо рожь и жито, самый зажиточный не более четырех четвертей засевает, убогий — по четверику, многие же и совсем не имеют пашен.

На нивах в добрый урожай рожь родится сам шесть и больше, на полях же сам четверть, они пашут обыкновенно на нивах, на полях же весьма редко, и запасных полей у них нет; на одном засевают и рожь и жито. Не имеющие лошадей орут железною заостренною с обеих сторон лопатою; вынув оною немного земли, сбрасывают на сторону и таким образом обрабатывать полосу продолжает.

Уже седьмой год проливные дожди препятствуют им пожигать, посеянное же погибает от морозов, и от сего жители терпят великую нужду в хлебе и для приобретения пищи ходят в поморскую Кемь и другие места, служат в казаках и питаются подаянием; многие же отправляют за границею разные работы, как-то: шьют шубы, рубят дрова и проч.

В Юшкозерской деревне устроен для продовольствия крестьян хлебный магазин, в оном имеется для ссужения оных, ржи до 2500 четвертей.

Лопляне убогие едят хлеб, деланный из сосновой коры или из соломы, и питающиеся оным пухнут и кажутся дородными, в самом: же деле слабосильные.

Хлеб из сосновой коры следующим образом приготовляется: по снятии коры очищают оной поверхность, сушат на воздухе, жарят в печи, толкут и прибавляют муки, замешивают тесто и пекут хлеб.

Хлеб из соломы: берут и рубят намелко концы колосьев, и солому, сушат, толкут и мелют, присыпают муки и приуготовляют хлебы.

Осенью пекут лепешки из так называемой травы векхи. Сия растет около малых ручьев, корень ее толщиною с мезинец, длиною же иногда и до 12 вершков; лист их подобен березовому, но токмо на концах имеет наподобие сосновых шишек, и ежели оные покраснеют, то значит перезрели и корень в пищу бывает негоден, ибо употребляют его до тех пор, пока и лист еще не растет.

Вырыв оный на сходе с полей снега, сушат, толкут, бьют мутовкою, прибавляют сосновой муки и пекут из теста сего зеленые, вкусом горькие лепешки.

Рокка (похлебка), всеми тамо весьма любимая, следующим образом приготовляется: вскипятя воду, кладут рыбу, бросают потом ржаной, ежели же ея нет — сосновой муки, варят и поставляют на стол.

Посуда, употребляемая для варенья пищи, заключается в двух медных разной величины котлах и в коих по приготовлении и едят. Для хранения же съестных припасов, как равно ковши и рукомойники, плетут из бересты.

Мельницы они не имеют, но в подпольях малые жернова, коими ежедневно мелют потребное для пищи.

Скотоводство поселян не весьма обильно: лошади, коровы, овцы и у немногих свиньи весь домашний скот составляют; дворовых же птиц совсем не водят. Самый богатый имеет не больше двух лошадей, 2-х коров, 5 овец. Кормят их осиновым листом, мешая оный с рубленой соломой, обдают кипятком и парят раскаленными ядрами.

По причине глубоких снегов лопляне на лошадях не ездят, но употребляют для перехода дальних расстояний шукши (лыжи), из коих одна длиною в четыре аршина, шириною же в 3 вершка и всегда бывает березовая, другая же бывает из разного дерева и длиною в три аршина, шириною же равная с первой. Березовая шукша надевается на левую ногу и низ под оной выстроган, по средине же выдолблен во всю длину лыжи желобок; она употребляется по свидетельству их для удобного раската, и гоняющиеся за зверьми подбивают весь испод правой лосиновыми лапами дабы шерсть при всходе на гору, противостоя, скатываться препятствовала. Посередине для ноги делается род колодки, и чтобы оная прямо стояла, привязывают с заду из вицы или кожи петлю и застегивают ногу. Шукши сии во всем сходствуют с употребляемыми на льду коньками, исключая, что идущий на оных подпирается палкою с кружком на конце, палка сия препятствует шукшам погрязать в снегу. В морозный ясный день перебегают на оных до 70 верст.

Повествуют, что великий Петр называл народ сей птицами, летающими на деревянных крыльях и питающимися древесной корой.

Для перевозу тяжестей употребляют оленей, запрягая их в так называемые кережки; кережка сия представляет совершенно вид поперек перерубленного челнока, длина его до трех аршин, шириною же до 12 вершков. Лоплянин, сидя в ней, правит, переметывая при поворотах на другую сторону одною возжою, привязанною к носу оленя, на шею коего надета лямка (петля) и пропущена между ног к носу кережки, ежели же оная пошатнется, справливает тогда рукою и в таковой повозке проезжает до 60 верст в день. Оленей держат всегда в лесу и, когда надобно, взяв одного доморощенного, идут к ним в лес, и к сему же пристают и лесовые. На дороге кормят их белым мхом, ягелем именующимся, и болотным хвощем.

Одеждою жители края сего ни в чем от смежных им россиян не отличны, и, исключая обуви, здесь носят востроносые с загнутыми концами сапоги, кеньгами по-лопски называющиеся. Женщины же на головах носят сороки, подобные российскому повойнику, только напереди сии имеют как бы расходящиеся рожки. На груди висит у достаточных серебряный, у прочих медный восьмиконечный крест. Платье сходствует с сарафаном и подпоясано суконным поясом, на ногах же надеты похожие на коты ступни.

Девицы на голове носят из красного сукна повязку, унизанную сзади бисером, кос они не плетут и волосы имеют распущенные, одежда и обувь во всем замужним подобна.

Мужчины при свидании дают друг другу правую руку и кланяются, женщины же крестообразно объемлются и трижды кланяются.

При вступлении в брачный союз лопляне хранят следующие обряды: женихов отец, условясь с невестиными родителями, оставляет задаток, простирающийся у богатых и до 10 рублев, с договором, чтобы в случае несогласия невесты отдать оной ему обратно. Потом, собрав все семейство, входят с женихом в ближний дом и посылают спрашивать, можно ли жениху посмотреть невесту. Родители поставляют оную между двумя женщинами, они выходят наперед, а за ними следует невеста, жених приближается, женщины расходятся и оставляют невесту видимою. Жених, взяв ее за руку, дает женщинам деньги и отводит ее стороне, поднимает у ней брови, растворяет рот, смотрит зубы и все лицо и наконец, оглядев руки, дает невесте полтину или рубль, и сие означает одобрение невесты. На сем расходятся, спрашивают у них взаимного к вступлению в брак согласия, по получении оного, невеста ходит по родне и плачет, свойственники по возможности ее снабжают, и сие продолжается дня с два, после сего жених с невестою делают размену, поставляют две иконы с зажженными при сих свечами и сажают жениха за стол. Невеста, ходя по другой стороне, кланяется три раза жениху, величая его при каждом поклоне по имени и отчеству, и дарит платком. Жених, приняв платок, надевает невесте на руку перстень и сажает возле себя; приходит мать ея, дарит жениха, поздравляет, затем обдаривает всех платками. Поезжане кладут, называя сватьею, деньги на блюдо, тысяцкий (дружка) кормит поставленным на стол пирогом жениха и невесту, давая им попеременно укусывать. Мать выводит невесту из-за стола, сия прощается, кланяясь в землю, с родителями и со всем семейством. Жених выходит на улицу, за ним выводят и невесту. Тысяцкий очерчивает около них топором круг. Сие по неоспоримому их мнению охраняет от действия всякой враждебной силы, после чего тесть говорит дочери: «Слушай, дочь! Ежели не станет у вас дров или лучины, руби лучше, что в дом не попадет, а не ходи просить в другую избу. А ты, зять, наказывай жену свою за первую вину одногодной вицею, за другую — двухгодовою, за третью — трехгодовой, после же трех как заблагорассудишь»,— и отдает после сего невесту. Отец женихов дает каждому из невестиных поезжан по копейке, садятся в сани и едут в церковь, по совершению брач­ного священнодействия отвозят в женихов дом, теща дарит женихово семейство платками и просит к себе. Отец женихов кормит новобрачных хлебом, говоря, что, отведав своего хлеба, прилично итти есть чужого, идут к родителям невесты и по окончании пира расходятся.

Лопляне, похоронив умершего, носимые им во время болезни вещи и даже стружки от гроба бросают в воду. Причину же сему относят закоренелому обыкновению.

Язык лопский весьма недостаточен и, кроме общежитейских слов, для объяснения какого-либо термина потребны многие окольные доводы. Все речения имеют на первых слогах ударение и мягко произносятся. Наречие пограничной лопи, кроме некоторых отличных названий, совершенно сходствует с наречием олончан. Правильных грамматических изменений слова ощутить в нем невозможно, ибо многие из падежей отличаются начальными частицами, иные окончаниями, другие же особливыми речениями. Времен и лиц отдельно они не имеют, но одним наименованием означают вместе оныя, переменяя по обстоятельствам окончания.

Лопляне все вообще греческого исповедания, небольшая часть держит раскол. Гнездо оных находится в вышеописанной даниловской скитне, отстоящей в 60 верст от уездного города. Сие, посеивая разврат в слабые умы верных христиан, нечувствительно их от правил православия оных отвлекает. И от сего на моление в церковь поселяне не ходят, в домах же каждый, поставя свой образ, в углу молится и считает за тяжкий грех образу другого помолиться.

Некоторые... забавляются игрою на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. и можно сказать, что их сосна греет, сосна питает, сосна и веселит.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.