Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувствительность к обучению Направленная активность




СЕНЗИТИВНОСТЬ

 

Например, сензитивным периодом для развития речи является возраст от 1,5 до 3 лет, ощущения и восприятия от 1 до 3 лет. Если данный период упустить, то обучение будет вестись по специальным программам.

Предпосылки:

1. Биологический фактор:

а) наследственность

Наследственность — свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Наследственность – это способность живых организмов к передаче своих признаков и свойств от родителей к потомству из поколения в поколение. Наследственность -это своего рода биологически молекулярный шифр, свойства организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуальность развития в целом. Генотип -совокупность всех членов генетической конструкции организма. Он содержит прошлое в свернутом виде: 1) информацию об истории прошлого человека, 2) связанные с этим программу индивидуального развития.


По наследству передается:

- внешний облик человека;

- безусловные рефлексы;

- задатки способностей;

- темперамент;

 

По наследству не передается:

- профессия;

- характер;

- способности;

- привычки, навыки и умения;

- умение общаться;

- умение строить отношения.


 

 


Наследственность предполагает изменчивость при передаче по наследству некоторых черт. Обеспечивает наиболее эффективное приспособление к условиям существования.

б) врожденные особенности

Врожденные особенности – это особенности организма, которые младенец приобрел в процессе внутриутробной жизни и при рождении.

Неблагоприятные факторы могут вызвать изменение в строении и функционировании отдельных анализаторов, а ряде случаев затормозить общее развитие центральной нервной системы, что в свою очередь, скажется на психическом развитии.

Неблагоприятные факторы: стрессовые ситуации, отравление плода, болезнь матери, несовпадение резус-факторов, многоплодная беременность, экологическая обстановка.

Можно ли стать человеком, не имея человеческого мозга?

При наблюдении детенышей человека и шимпанзе обнаруживалось большое сход­ство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выявилось и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освободить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не приводит к правильному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается только внешний рисунок действия, а не его смысл. Недоступны для дете­ныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке.

Значит, без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

Другая проблема - возможности человеческого мозга вне свойственных людям условий жизни в обществе.

В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четвереньках. Их удалось выследить. Однажды Сингх с группой охотников спрятались у волчьей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки - одна примерно восьми, другая - полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала, по существу, так и не овладела - с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего 40 слов. Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни.

Таким образом, и определенное строение мозга, и определенные условия жизни, воспитания необходимы, чтобы стать человеком. Однако их значение различно. Примеры с шимпанзе и Камалой в этом смысле очень характерны. Черты обезьяньего поведения в значительной мере заложены в мозгу обезьяны, предопределены наследственно. Черт же человеческого поведения, человеческих психических качеств в мозгу ребенка нет. Зато есть нечто другое - возможность приобрести то, что дается условиями жизни, воспитанием, пусть это будет даже способность выть по ночам.

2. Социальный фактор

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Среда может быть природной и социальной. Определяющее значение на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, солнце, вода, земля, силы притяжения, электромагнитные поля. Природная среда важна, но она не определяет развитие. Ее влияние является косвенным (опосредованным).

Социальная среда сложна по структуре, постоянно меняется. На психическое развитие ребенка оказывает влияние макро- (государство, страна), мезо- (республика, область), микросреда (семья, группа). Влияние микро- и макросреды зависит от возраста ребенка. На детей раннего и дошкольного возраста большее внимание оказывает микросреда. Взрослые могут оградить детей от неблагоприятной макросреды. В подростковом возрасте влияние макросреды возрастает. Ребенок сам решает, какие нормы поведения ему нужны. Макросреда может изменять мировоззрение, убеждения взрослых людей. Дети быстрее приспосабливаются к условиям макросреды, чем взрослые.

Каждое поколение людей выражает свой опыт, свои знания, умения, психические качества в продуктах своего труда. К ним относятся как предметы материальной культуры (окружающие нас вещи, дома, машины), так и произведения духовной культуры (язык, наука, искусство). Каждое новое поколение получает от предыдущих все, что было создано раньше, вступает в мир, «впитавший» в себя деятельность человечества.

Овладевая этим миром человеческой культуры, дети постепенно усваивают вложенный в нее общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны человеку. Это и есть социальное наследование. Конечно, ребенок не в состоянии расшифровать достижения человеческой культуры самостоятельно. Он делает это при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых - в процессе воспитания и обучения.

Природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальному наследованию.

Ребенок не имеет от рождения каких-либо форм поведения, свойственных взрослому человеку. Но некоторые простейшие формы поведения - безусловные рефлексы - у него врожденны и совершенно необходимы как для того, чтобы ребенок мог выжить, так и для дальнейшего психического развития.

На базе безусловных рефлексов у ребенка уже очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия и к их усложнению. Элементарные безусловно- и условно-рефлекторные механизмы обеспечивают первоначальную связь ребенка с внешним миром и создают условия для установления контактов со взрослыми и перехода к усвоению разных форм общественного опыта. Под его влиянием впоследствии складываются психические качества и свойства личности ребенка.

Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для психического развития; без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

Общественный опыт- источник психического развития, из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Взрослый человек сам использует общественный опыт с целью самосовершенствования.

Таким образом, биологические особенности составляют природную основу психики, но родится человеку недостаточно, так как человек формируется как личность под определяющим воздействием социальной среды. И под ее же воздействием претерпевают изменение его биологические особенности.

Условия психического развития:

1. Обучение и воспитание

Обучение – познавательная деятельность, направленная на усвоение общественно-исторического опыта человечества, осуществляемая под руководством специально подготовленного человека (Л.Р. Болотина).

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни.

Вопрос о соответствии обучения, воспитания и развития – один из целенаправленных в разработке проблемы. В зависимости от того, как оценивается роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, мнение психологов разделились.

Для того чтобы обучение и воспитание были эффективными, необходимо подобрать методы, приемы и средства в соответствии с психическим развитием ребенка и его возрастными возможностями.

2. Ведущий вид деятельности

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает дальнее изменение психических процессов и психических особенностей личности ребенка на каждой возрастной стадии его развития.

Ведущий вид деятельности Возраст
Эмоциональное непосредственное общение до 1 года
Предметно-манипулятивная деятельность 1 - 3 лет
Сюжетно-ролевая игра 3 – 7 лет
Учебная деятельность младший школьный возраст
Интимно-личностное общение подростковый возраст
Учебно-профессиональная деятельность юношеский возраст
Продуктивная деятельность взрослый возраст

Смена ВВД связана с возникновением новых мотивов.

3. Общение с взрослыми и со сверстниками

Общение – взаимодействие двух или нескольких людей с целью передачи информации, организации совместной деятельности и оценивания самого себя.

Первым в онтогенезе появляется общение со взрослым. Взрослый удовлетворяет потребности ребенка, обеспечивает ему внимание и ласку, организует совместную деятельность. Если взрослый не удовлетворил потребность в общении, то у ребенка может возникнуть явление госпитализма.

Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения с близким взрослым (6 месяцев – 1 год). В младенчестве это явление накладывает негативный отпечаток на все сферы формирования личности и может иметь в дальнейшем неблагоприятные последствия. Тормозится эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Признаки госпитализма:


- потеря веса;

- апатичность;

- сонливость;

- гипотонус;

- уход от контакта;

- хроническая инфицированность, что приводит к смерти (в крайних случаях).


Если при общении с взрослым ребенок остается непонятым, то у него могут сложиться нарушения поведения. Ребенку необходимо общение с близким взрослым, то есть с тем, который знает желания ребенка, его потребности, организует совместную деятельность, умеет сочувствовать, поднимать настроение ребенку. (Э. Пиклер).

Помимо общения со взрослым ребенку необходимо общение со сверстниками. С 2 лет сверстник является объектом восприятия, с 2,5 лет – возникает необходимость совместной деятельности (игровой), появляется желание общаться со сверстниками. В подростковом возрасте – общение не с взрослыми, а со сверстниками, так как сверстники его понимают, знают его интересы, с ними интересно вести совместную деятельность.

Таким образом, общение с взрослым и со сверстником должно быть полноценным.

4. Активность самого ребенка

Активность — деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это актив­ное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения, в творческой деятельности, в общении.

 

ВЫВОД: Предпосылки психического развития дают возможность для нормального развития, но они могут стать реальностью, если создаются хорошие условия.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.