Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение эргономических принципов в процессе конструирования 5 страница




• Потребности «развития»: выражают стремление человека к со­зиданию и внесению новизны в ситуацию, в которой он находится.

Как использовать направленность и теорию мотивации в инженер­но-психологическом проектировании и разработках техники, не совсем ясно, но её влияние на принятие решения выделено и представляет интерес при решении задач обеспечения мотивации к решению оперативных задач и в профессиональном обучении.

Характер — это индивидуальное сочетание психологических особенностей человека, проявляющееся в виде типичного, тря­сущего данному человеку способа поведения в повторяющихся жизненных ситуациях.

Характер человека формируется в конкретных социальных усло­виях и зависит от культурной среды, обстоятельств жизни, тру­довых и семейных обязанностей и т.д. Характер формируется на базе темперамента, который определяет аго своеобразие и неповторимость. Описание характера связывают с «чертами ха­рактера», в которых выражается система отношений человека к действительности, к другим людям, самому себе. Особое значе­ние для деятельности человека в экстремальных условиях име­ют волевые черты: целеустремлённость, настойчивость, реши­тельность, самообладание, мужество, смелость.

На базе обобщения черт формируются описания типов характе­ра. Различают так называемые патологические типы характера: сочетания отрицательных черт, а лиц, ими обладающих, называ­ют «акцентуированными личностями». Аномалии характера, связанные с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, на­зывают «психопатиями». Обычно выделяют четыре их вида:

• «стенический»: повышенная раздражительность в сочетании с быстрой истощаемостью;

• «возбудимый»: неадекватная эмоциональная реакция на внешние раздражители, склонность к бурным вспышкам гнева, агрессии;

• «истерический»: повышенная эмоциональная подвижность, впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм;

• «паранойяльный»: повышенная подозрительность, недоверчи­вость, высокая самооценка, склонность к сверхценным идеям.

При отборе на работу в СЧМ и особенно связанные с ответст­венностью и угрозой жизни профессии следует исключать воз­можность допуска лиц с психопатическими и психопатологичес­кими чертами характера. Это осуществляется в системах про­фессионального отбора при использовании процедур психологи­ческого тестирования.

Способности — это совокупность свойств личности, определяю­щая успешность обучения какой-либо деятельности и совершен­ствования в ней. Способности отражают системные интеграль­ные возможности личности, проявляющиеся при достижении тех или иных результатов. Это потенциал человека, который в той или иной мере определяется степенью соответствия его воз­можностей требованиям деятельности. Способности становятся базисом для формирования профессионально-важных качеств (ПВК), вид и содержание которых определяются требованиями конкретной профессии. Способности имеют более широкий, сис­темный и универсальный характер, чем профессионально-важ­ные качества. Структура способностей определяет зону регуля-торных свойств личности, проявляющихся в деятельности. Лич­ность, знающая границы своих способностей, формирует в соот­ветствии с ними направления своего развития, уровень притяза­ний и зону деятельности. Способности развиваются в деятель­ности и служат инструментом для формирования профессио­нального и личного опыта человека. В понятие «опыт» включе­ны события жизни, оказавшие влияние на формирование лично­сти, её инструментально-профессионального содержания.

4.4.3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции

Воля — способность человека действовать, чтобы достичь сози­дательно поставленную цель, преодолевая при этом внутренние препятствия, возникающие под влиянием двух противоположно направленных тенденций, одна из которых обусловлена побуж­дением, а другая — значимой для человека целью. Проще гово­ря, это способность действовать в соответствии с целями, по­давляя непосредственные желания и стремления.

Воля реализуется в акте «волевой регуляции» — сознательном создании состояния оптимальной мобилизованности, активнос­ти, концентрировании в нужном направлении. При этом проявля­ются волевые качества — энергичность, терпеливость и вы­держка.

«Энергичность» — способность волевым усилием поднимать ак­тивность до необходимого уровня.

«Терпеливость» — способность поддерживать с помощью воле­вого дополнительного усилия напряжённость работы на задан­ном уровне при возникновении внутренних условий, препятству­ющих этому (при утомлении, гипоксии и т.д.).

«Выдержка» — способность волевым усилием ослаблять излиш­нюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки.

Обеспечение функционирования психики в опасной ситуации обеспечивается «смелостью».

«Решительность» — способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для не­го ситуации, при наличии неуверенности и боязни.

Существует ряд системных, включающих проявления других сфер психики волевых свойств: настойчивость, дисциплиниро­ванность, самостоятельность, целеустремлённость, инициатив­ность, организованность.

Волевым качествам часто противопоставляют «суггестивные качества», отражающие процесс внушения — подсознательно­го восприятия человеком информации из окружающего мира без критического осмысления с её последующим использова­нием в деятельности. Внушение проявляется в свойстве субъ­екта быть податливым воздействиям окружающих людей, со­ветам и указаниям других — внушаемости. Внушаемые люди легко заражаются настроениями и привычками других. Внуша­емость может принимать форму «самовнушения». Степень внушаемости — это ситуативная переменная, она зависит от очень большого числа факторов, как внешних, так и внутрен­них. К ним относятся: возраст, пол, тип нервной деятельности, неопределённость ситуации, стресс и т.п.

Воздействие на внушаемого человека специальными физичес­кими (свет, пассы, фиксация зрения), психологическими (рече­вая коммуникация) и установочными факторами ведёт к разви­тию «изменённого состояния сознания». Оно часто демонстри­руется на «гипнотических» сеансах. В этом состоянии нарушено нормальное функционирование адаптивных и конструирующих механизмов сознания, что ведёт к трансформации личности. Свойство человека впадать в гипнотические состояния называ­ется гипнабельностью. Несмотря на внешнюю похожесть, гипна­бельность и внушаемость — это разные свойства. Гипнабель­ность относится к физиологическим, а внушаемость — к психо­логическим механизмам.

Внушённые состояния и гипнотические фазы могут возникать у операторов СЧМ самопроизвольно при деятельности в условиях «монотонии», невысоких уровнях освещения, бликующих эле­ментах на пультах, неопределённости подаваемой информации.

При проектировании человеко-машинных систем важно предус­мотреть меры по исключению гипнотических состояний операто­ров. Для этого используются организационные и проектировоч­ные решения, обеспечиваются научно обоснованные условия труда и отдыха операторов. Проектировочные решения рабочего места оператора включают анализ алгоритмов и средств индика­ции для предотвращения монотонии и утомления органов зрения и слуха, ведущих к изменённым состояниям сознания.

4.4.4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния

Поведение человека в физическом мире сопровождается преоб­разованиями информации и энергии в различных формах, кото­рые осуществляются особыми контурами регулирования орга­низма, ведущими к оптимальному расходу энергии, мобилизации сил при достижении целей деятельности, решению задач самосо­хранения. К таким системам относятся механизмы эмоциональ­но-волевой регуляции и сопровождающие их функциональные психофизиологические состояния организма.

Эмоции (от лат. возбуждать, волновать) — особый класс субъек­тивных психических явлений, представленных субъекту в непо­средственном виде, отражающих в форме приятных или непри­

ятных переживаний и ощущений отношения человека к физиче­ским и социальным мирам, процессам и результатам его практи­ческой деятельности.

Деятельность человека всегда сопровождается определёнными эмоциями и эмоциональными состояниями различной степени выраженности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния челове­ка. Эмоции отражают, формируют и сопровождают физиологиче­ское состояние организма в тот или иной момент жизни и опре­деляют эмоционально-оценочную реакцию человека на ту или иную ситуацию. В эмоциях одновременно содержатся информа­ционная компонента в виде эмоциональной оценки и активацион­ная компонента в форме энергетической реакции организма. Эмоция перестраивает организм человека в требуемом (направ­лении, обеспечивая его адекватное состояние. Эмоционально-экспрессивные движения человека — мимика, жесты, пантоми­мика — выполняют функцию общения и передачи его отношения к происходящему в данный момент, а также функцию воздейст­вия — оказания определённого влияния на того, кто является субъектом восприятия этих движений. Интерпретация таких дви­жений воспринимающим человеком обусловлена контекстом, в котором идёт общение.

Психологически понятие «состояние» не достаточно определено и применяется в основном для обозначения системной реакции организма на те или иные воздействия окружающих (в том числе социальных) и профессиональных сред, направленные на дости­жение полезного результата. В эргономике иногда применяется близкое по содержанию понятие «праксическое состояние» — состояние, возникающее и сопровождающее рабочую деятель­ность человека. К праксическим относят состояния функциональ­ного комфорта, психического утомления, психического напряже­ния, отсутствия мотивации, эмоционального стресса, монотонии, тревожности, индифферентности.

 

«Функциональное состояние» — комплекс наличных характерис­тик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвен­но обусловливают выполнение деятельности.

Выделяют две группы функциональных психических состояний, негативно влияющих на деятельность человека — «стресс и утом­

ление». Разные уровни стресса отражены в понятиях психической напряжённости, эмоциональной напряжённости, реакции тревоги.

Под «утомлением» понимают временное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Вы­деляют физическое и умственное утомление, острое и хроничес­кое, мышечное, сенсорное, интеллектуальное и т.п.

Стресс определяет на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях особенности состояния и поведения инди­вида в «экстремальных условиях».

«Физиологический стресс» определён канадским физиологом Г. Селье (Н. Selje) в связи с общим адаптационным синдромом, проявляющимся в виде неспецифической (не зависящей от вида стимулов) реакции организма человека на внешние воздействия.

«Психический стресс» возникает при действии «психических стрессоров», к которым относятся значения элементов ситуации, ощущаемые и переживаемые субъектом как источник диском­форта. В.Д. Небылицин выделяет внешние и внутренние факто­ры стрессорности. «Внешние стрессоры» определяются:

— видом воздействия, его содержательными специфическими особенностями;

— продолжительностью воздействия;

— интенсивностью;

— объективной трудностью работы или достижения цели;

— дефицитом информации или неопределённостью возможных исходов;

— ограниченностью времени достижения цели;

— физическими, микроклиматическими, гигиеническими и други­ми экологическими факторами, препятствующими деятельности.

Эффективность действия стрессоров на психику человека опо­средуется «внутренними» факторами, к которым относятся:

— субъективное значение воздействий;

— особенности предшествующего опыта деятельности в анало­гичных условиях;

— уровень развития специфической и неспецифической адапта­ции, здоровья, выносливости, тренированности, степени разви­тия навыков и умений действовать в данных условиях;

— особенности человека — индивидуальная выносливость и ди­апазон функциональных возможностей отдельных систем;

— степень готовности к деятельности в данных условиях;

— отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели, волевые качества личности.

Психический стресс сопровождается изменениями функций вни­мания, памяти, логического мышления, психомоторики. Избира­тельно перераспределяются ресурсы организма — те функции, значение которых для деятельности велико, сохраняются и под­держиваются за счёт менее важных функций. В стрессе по мере его развития страдают, прежде всего, более поздние по времени формирования психические структуры человека, связанные с ин­теллектуальными функциями, мышлением и принятием решения.

Практический аспект изучения функциональных состояний состоит в решении вопросов обеспечения деятельности человека в широ­ком диапазоне действующих на него факторов окружающей среды.

Оптимизация функциональных состояний в инженерной психоло­гии, психологии труда и эргономике осуществляется путём:

— рационализации процесса труда (внедрение оптимальных темпа и алгоритмов деятельности);

— усовершенствования орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека;

— рациональной организации и оптимизации рабочих мест и производственной среды;

— оптимизации режимов труда и отдыха;

— нормализации условий работы;

— создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышения материальной и моральной заинтересо­ванности работников, формирования дисциплины труда.

? Контрольные вопросы по главе

1. В чём состоит основная задача психики человека как системы регу­лирования и управления?

2. Назовите анализаторные системы человека.

3. Что такое рецептор и его функции?

4. Назовите общие составные части анализаторной системы.

5. Приведите примеры экстерорецепторов.

6. Как осуществляется перенос информации об окружающей среде в психику человека?

7. Чем обеспечивается избирательность восприятия информации из ок­ружающей среды?

8. Что включает в себя периферический отдел зрительного анализатора?

9. Чем обеспечивается бинокулярное зрение?

10. Что обеспечивает цветовое зрение у человека?

11. Ощущение какого цвета вызывают электромагнитные волны с дли­ной волны 920 нм?

12. В чём заключается эффект Пуркинье?

13. Какие цвета наиболее точно различаются глазом?

14. Назовите три наиболее контрастных соотношения цветов.

15. Что такое КЧСМ и чем она обусловлена?

16. Что такое острота зрения?

17. Назовите время темновой адаптации.

18. Чему равна величина общего поля зрения человека?

19. Чему равна максимальная пропускная способность зрительного ана­лизатора?

20. Что такое последовательные образы?

21. Что такое свет?

22. Что такое звук?

23. Что такое бинауральный эффект?

24. Что такое порог болевого ощущения звука?

25. Из чего состоит слуховой анализатор?

26. Что такое эффект маскировки звука?

27. Что такое тембр звука?

28. Что такое форманта?

29. Что такое критическая частота слияния звуков и от чего она зависит?

30. Какие виды ощущений обеспечивает кожный анализатор?

31. Назовите виды рецепторов кинестетического анализатора.

32. Назовите основные запахи, воспринимаемые человеком.

33. Назовите условия восприятия запахов.

34. Назовите основные вкусовые ощущения.

35. Что такое вкусовая адаптация?

36. Что такое контекстуальная зависимость в деятельности анализатор­ных систем?

37. Что такое психическое отражение?

38. Что такое восприятие?

39. Назовите основные свойства восприятия.

40. Что такое представление, его отличия от восприятия?

41. Что такое оперативная память?

42. Опишите свойства декларативной памяти.

43. Что такое процедурная память?

44. Опишите процесс мышления и основные реализуемые в нём функ­ции психики.

45. Назовите основные компоненты оперативного мышления. 46- Что такое речь?

47. Что такое язык?

48. Перечислите особенности речевого общения человека в СЧМ

49. Что такое семантическая неопределённость речи?

50. Что общего и различного между монологической и диалогической речью?

51. Назовите требования, которым должны отвечать профессиональные термины.

52. Кто такие «экстраверты» и «интроверты»?

53. Что такое психологическая совместимость?

54. Что такое деловой этикет?

55. В чём специфика понятия «интеллект»?

56. Что такое «креативность»?

57. Назовите основные факторы креативности по Гилфорду.

58. Что такое когнитивный стиль?

59. Перечислите основные виды когнитивных стилей.

60. Где в СЧМ можно применять процедуры оценки когнитивных стилей?

61. Назовите стадии творческого мышления.

62. Назовите основные черты творческих людей.

63. Проанализируйте фразу «мозг хорошо устроенный лучше, чем мозг хорошо наполненный».

64. Как преобразуется информация из внешнего мира во внутренний мир субъекта?

65. Почему человек легко ориентируется в мире, обладая сенсорной сферой с небольшой пропускной способностью анализаторных систем?

66. От чего зависит степень внушаемости?

67. Что такое изменённое состояние сознания? Каковы методы его со­здания?

68. Что такое гипноз?

69. Чем отличается гипнабельность от внушаемости?

70. Что такое темперамент и чем он отличается от характера?

71. Что такое социальная пластичность?

72. Опишите основные черты сангвиников.

73. Что такое личность?

74. Какие типы и черты темперамента выделяли Кречмер, Стреляу, Шелдон?

75. Что такое черты характера?

76. Что такое функциональное состояние?

77. Что такое функциональный стресс?

78. Назовите примеры стрессогенных факторов.

79. В чём смысл изменения структуры психических функций в стрессе?

80. Что такое мотивация?

81. Что такое мотив?

82. Дайте классификацию потребностей по Алдерферу.

83. Дайте определение понятия «воля».

84. Приведите пример эмоционально-волевого качества.

85. Назовите положительные и отрицательные эмоции и эмоциональные состояния.

86. Чем отличаются праксические состояния от функциональных состоя­ний?

87. Назовите методы создания оптимальных рабочих функциональных состояний.

Темы для групповой дискуссии

1. Свяжите психические свойства человека с особенностями, возникаю­щими в системе «человек — машина» при работе в ней операторов с разными психическими свойствами.

2. Разработайте принципы конструирования рабочего места оператора, ис­ключающие влияние на деятельность оператора суггестивных факторов.

3. Как обеспечить эффективность людей с разными типами темпера­мента в операторской деятельности экипажа подводной лодки?

4. Роль эмоций в операторской деятельности.

5. Чем отличаются функциональные состояния от эмоциональных состо­яний?

6. Какими методами можно оптимизировать состояние человека, рабо­тающего на конвейере?

Литература

1. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966. С. 107-167.

2. Эргономика зрительной деятельности человека / В.В. Волков, А.В. Луи-зов, Б.В. Овчинников, Н.П. Травникова. Л.: Машиностроение, 1989. С. 5-53.

3. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. С. 50-83.

4. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

5. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

6. Холодная MA. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал, 1992. Т. 13, № 3. С. 84-93.

7. Когнитивные стили/Под ред. В.А. Колги. Таллин, 1986.

8. Колга В А. Дифференциально-психологическое исследование когни­тивного стиля и обучаемости: Дис... канд. психол. наук. Л., 1976.

9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, ВВ. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 255-305.

10. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. Кишинев: Гриф, 1992. С. 5-9.

11. Леонтьев А А. Психология общения. Тарту, 1974.

12. Леонтьев А А. Что такое язык. М., 1976.

13. Веккер Л.М. Психические процессы. Том 3. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С. 199-285.

14. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психоло­гии. СПб.: Питер, 2002.

15. Зинченко ГЛ. Опознание и кодирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

16. Русалов В.М. Опыт построения опросника для оценки тндивидуально-психологических характеристик темперамента // В сб. Социально-поихоло-гические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. С. 89-94.

17. Психология индивидульных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппе­нрейтер, В.Я. Романова. ML: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 129-160.

18. Калин В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционалыно-волевая регу­ляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции мо­лодых учёных. Симферополь, 1983. С. 171-181.

19. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 5-73.

20. Немчин ТА. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

21. Хойос К. Мотивация // Человеческий фактор. В 6 т. Т. 1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ. / Ж. Кристен-сен, Д. Мейстер, П. Фоули и др. М.: Мир, 1991. С. 268-294.

22. Голубева ЭА. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. С. 62-88.

23. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология, Т. 1.1993. № 2. С. 37-48.

24. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.


В предыдущих главах мы анализировали процессы приёма и переработки информации человеком, особенности возникновения регулирующих процессов на разных уровнях функционирования психики. Рассмотрим характеристики исполнительной системы человека.

5.1. Антропометрические характеристики

Эти характеристики включают размеры тела человека и его от­дельных частей. Являются случайными величинами, подчинён­ными нормальному закону распределения. Различают статичес­кие и динамические антропометрические характеристики. Пер­вые используются для установления размеров и параметров ра­бочего места оператора, а вторые — для определения объёма рабочих движений, зон досягаемости и видимости, создания биомеханических моделей человека.

При проектировании используются в основном справочные дан­ные, таблицы и модели — манекены.

5.2. Биомеханические характеристики

Описывают характеристики человеческого тела в терминах ме­ханики. Используются аналогии для анализа параметров тела:

кости — структурные члены, центральные оси, плечи рычагов;

тело — объёмы, массивы;

суставы — несущие поверхности и сочленения;

суставная жидкость — смазка;

мышцы — моторы, амортизаторы или фиксаторы;

нервы — схемы управления и обратной связи;

органы — генераторы, потребители;

сухожилия — тросы, передающие силы тяги;

ткань — эластичные, несущие нагрузку поверхности и пружины.

При инженерно-психологическом рассмотрении биомеханических систем используются физико-математические модели, включаю­щие кинематические цепи, динамические особенности взаимо­действия мышц и скелета, особенности позы человека — опера­тора, распределения нагрузок во время выполнения рабочих и уп­равляющих движений. Биомеханический анализ позволяет опре­делить оптимальные соотношения, дающие возможность выпол­нять рабочие движения с минимальными затратами энергии.

5.3. Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция

Любая профессиональная деятельность осуществляется в форме моторных действий руками: эти действия представляют собой сложно координированную деятельность, в которую вовлечены практически все системы организма. Дистальные части руки не ограничены в формировании различных траекторий перемеще­ний в пространстве. Кисть по отношению к плечевому поясу име­ет семь степеней свободы, по отношению к грудной клетке — 16 степеней свободы, а по отношению к опоре (стопам) — около 30. Это обеспечивает «безграничную» свободу перемещений дис­тальных частей руки: они могут перемещаться по любым траек­ториям, словно не имеют никакой связи с туловищем.

Любое управляющее действие человека состоит из «микродви­жений», корректируемых и осуществляемых под контролем

центральных механизмов регуляции мозга. Действие не вос­производится, а «строится» в процессе своего выполнения, по­этому его нельзя повторить в пространстве, а можно лишь со­здать новое действие, близкое по целям и структуре ранее вы­полненному.

Движения, возникающие при решении двигательной задачи, разделяют на три группы:

— «рабочие или исполнительные», с помощью которых осуще­ствляется воздействие на орган управления;

— «гностические», направленные на познание объекта. К ним относятся осязательные, ощупывающие, измерительные и дру­гие движения;

— «приспособительные», состоящие из установочных, уравно­вешивающих и других движений.

Рабочие движения оператора осуществляются в пределах мо­торного поля — части рабочего места, на которой расположены органы управления.

Исполнительные рабочие движения (операции) по назначению органов управления разделяют на:

• операции включения, выключения и переключения. Их основ­ная характеристика — время реакции;

• выполнение последовательного ряда повторяющихся движе­ний при операциях кодирования и передачи информации. Их ха­рактеристики — темп и ритм движений;

• манипуляционные, связанные с дозированием движений по силовым, пространственным и временным параметрам. Исполь­зуются при настройке аппаратуры и точной установке управляе­мого объекта. Основной параметр — точность дозировочных ре­акций;

• операции сенсомоторного слежения. Заключаются в непре­рывном решении задачи согласования положения управляемого объекта в пространстве с перемещающимся объектом — целью.

Большинство управляющих движений выполняется после вос­приятия и анализа информации в сенсомоторных системах, включающих совместную деятельность анализаторных, воспри­нимающих органов и исполнительных движений. Различают три типа сенсомоторных реакций:

простая сенсомоторная реакция; сложная сенсомоторная реакция;

реакция на движущийся объект в формах компенсаторного и преследующего слежения.

Простая сенсомоторная реакция заключается в ответе заранее из­вестным способом (например, нажатием на кнопку) на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Время реагирования складывается из латентного (скрытого, связанного с обработкой сигнала в нервной системе) и времени моторного акта. Латентное время реакции зависит от вида воздействия и составляет:

— на световое раздражение — 0,16-0,18 с;

— на слуховое — 0,14-0,16 с;

— на болевое раздражение: электрокожное — 0,10-0,12 с; тепловое — 0,36-0,40 с;

— на обонятельное воздействие паров пахучего вещества: линолеума — 0,70-0,80 с;

древесно-стружечных плит — 0,90-1,00 с.

Время моторного акта зависит от вида и траектории движения.

Сложная сенсомоторная реакция включает задачу выбора. Каж­дому из входных сигналов соответствует определённое дейст­вие, например, нажатие тумблера. Время реакции при этом яв­ляется функцией, зависящей от сложности выбора, количества поступающей оператору информации, направления и формы движений, предыдущего опыта оператора.

Повторяющиеся движения зависят от их темпа. Максимальный темп при ударах пальцем составляет для мизинца — 48-56; безымянно­го — 57-62; среднего — 63-69; указательного — 66-70 ударов за 15 секунд. Максимальный темп нажимных ударов для ведущей руки составляет 6,68 нажима/с, для неведущей — 5,3 нажима/с.

При высоком темпе сигналов, следующих один за другим, возни­кает явление «психического блока», проявляющееся в пропуске сигналов и появлении реакций с большим латентным временем.

Вращательные движения рук зависят от направления поворота и совершаются быстрее при повороте правой рукой направо, чем при повороте налево.

Задачи слежения заключаются в удержании с помощью органов управления движущегося объекта на заданной траектории или его совмещении с другим движущимся объектом.

Различают «компенсаторное» и «преследующее» слежение. Первое заключается в восприятии оператором разности между входным и выходным сигналами и сведении её к нулю, а вто­рое — при восприятии оператором всего хода изменений и све­дении разностной ошибки к нулю.

Эффективность решения задач слежения зависит от вида реа­гирования системы слежения. Выделяют «позиционное слеже­ние», «слежение по скорости», «слежение по ускорению».

Оператор при решении задач слежения рассматривается как звено в системе управления. Основным параметром, определяю­щим возможности системы с непрерывным управлением, являет­ся полоса пропускания, которая составляет для человека ~ 1 Гц.

При проектировании систем, включающих задачи слежения, не­обходимо учитывать наличие ограничений в деятельности опе­ратора, возникающих вследствие его невысокой пропускной способности и задержек в биомеханических системах. Квалифи­цированное управление и слежение должны использовать имею­щиеся у человека механизмы предвидения и предвосхищения динамики движения объекта и поведения управляемой системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.