Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы групповой работы в социологии управления




Тема 5. Роль социологии управления в профессиональной деятельности

Тема 4. Социальное планирование как форма комплексного решения проблемы социального развития

Социальное планирование – научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, стадий) развития социальных процессов и основных средств претворения целей в жизнь в интересах населения.

Социальное планирование – определение целей, заданий, сроков, темпов, развития социального планирования.

Формы социального планирования различаются:

- адресным планирова­нием,

- планированием при помощи косвенных (эко­номических и социальных) рычагов.

Методы социального планирован ия:

· аналитический;

· комплексный;

· проблемно-целевой;

· социальный эксперимент;

· экономико-математический;

· количественного анализа.

Объекты социального планирования. Уровни социального планирования. Стратегия и тактика планирования.

Алгоритм социального планирования:

1. Обоснование и разработка общего плана. Иерархия целей и задач. Стратегия и тактика плана. Руководство планом: люди и организационная среда.

2. Реализация плана по стадиям. Стадии и задания (мероприятия). Показатели и индикаторы. Исполнители и ответственность.

3. Использование ресурсов. Ресурсы материальные, финансовые. Люди. Мотивация. Ресурсное обеспечение заданий. Размещение ресурсов по стадиям.

4. Мониторинг и контроль в процессе осуществления плана. Контрольные ориентиры в конце каждой стадии. Сравнение с запланированными результатами. Обратная связь. Отклонение от плана. Корректировка заданий. Управление риском.

5. Оценка результатов после окончания плана. Сравнение полученных и запланированных результатов. Анализ мероприятий плана. Выводы как заключительная фаза перехода к практике.

Показатели и нормативы социального развития. Роль социологических исследований в социальном планировании.

Предшественниками метода групповой работы являются методики, созданные в социальной психологии и в прикладных разработках по теории систем: различают виды групповых тренингов, прежде всего тренинг психологической восприимчивости (сензитивности) и процедуры коллективного поиска решений.

Основное назначение групповой работы — решение сложных проблем, требующих совместных усилий представителей различных организаций или разных подразделений внутри одной организации, разных специалистов, например проблемы внедрения инноваций, развития организаций, социальные вопросы управления организацией и т. п.

Групповая работа позволяет в ряде случаев качественнее и быстрее решать возникающие проблемы, для этого используются различные методы:

- метод обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов в школах, колледжах, вузах и т. д., как одна из основных форм работы в различных видах игр (инновационных, организационно-деятельностных, практических, деловых наряду с межгрупповыми формами взаимодействия),

- метод самостоятельной выработки решений (работа временных целевых групп, организационное проектирование, специальные совещания, семинары).

Для эффективной групповой работы необходимо:

1) определенные предварительные условия, в том числе:

-предварительного построения команд,

- формирования определенного климата в группе,

- «выращивания» группы до определенной степени зрелости,

- процесс подготовки членов группы к совместной работе.

2) выбор и присутствие консультанта, координирующего работу.

Таким образом, преимущество групповой работы достигается благодаря эффекту взаимодействия, который возможен, когда участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, чувствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повышается.

Аспекты групповой работы:

1. Содержательный — совместная работа по решению задач, определению направлений деятельности, поиску средств ее достижения.

2. Качественный - совместная работа по формированию сплоченной, «сыгранной» команды, по перестройке мышления участников, развитию ролевых отношений, по выработке навыков совместной работы, формированию групповой культуры.

3. Структурный - формирование группы, определение состава участников, определение продолжительности совместной работы, ролевой и позиционной структуры группы.

4. Координационный. Для планирования, организации и контроля работы группы требуется еще один компонент - координатор. В качестве координатора может выступать внешний или внутренний консультант организации, группа консультантов, руководитель.

Аспекты групповой работы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. В случае если не решены вопросы «качества» группы, возникают проблемы получения результата работы по содержанию, если такая группа берется за содержательную работу.

Как считают специалисты, до 80% всех проблем организации — это нерешенные проблемы людей, работающих в организации. Если группа не может решить социальный вопрос, это значит, что ее члены еще не «созрели» для такой работы, т.е. не решили свои личностные и межличностные проблемы.

Возможны различные варианты организации групповой работы.

Особенно сложно решение нестандартных проблем, не имеющих аналогов, в это случаи, желательно, чтобы групповая работа осуществлялась при участии организатора.

Организатор:

- осуществляет контроль самого процесса поиска решения,

- предлагает новые методы работы или помогает группе их разработать,

- не дает готовых вариантов решений,

- не участвует в обсуждении содержания решения, но может направлять обсуждение.

Также возможно в обсуждении участие консультанта в разработке содержания решений, когда используется опыт решения задач, которые имеют аналогичные решения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.