Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неожиданные и непредсказуемые: как выбирали Государственную Думу 20 лет назад

Умови та порядок припинення діяльності СПС КПІ

Порядок внесення змін до Статуту СПС КПІ

Зміни і доповнення до Статуту приймаються З’їздом СПС КПІ кваліфікованою більшістю голосів (дві третини) присутніх делегатів за наявності кворуму.

Про внесені зміни і доповнення до Статуту повідомляється орган, який здійснив реєстрацію у порядку передбаченому чинним законодавством.

Умовами припинення діяльності СПС КПІ є відповідне рішення суду (ліквідація) або рішення кваліфікованої більшості (дві третини) делегатів З’їзду за наявності кворуму (ліквідація, реорганізація).

Порядок проходження ліквідації (реорганізації) СПС КПІ при прийнятті даного рішення З’їздом:

- вибори на позачерговому З’їзді Ліквідаційної комісії, яка є єдиним органом, що має право представляти інтереси СПС КПІ на період до остаточного завершення процедури ліквідації (реорганізації).

- майно та кошти СПС КПІ, що залишаються після проведення усіх розрахунків, повернення кредитів, позик та обов’язкових відсотків по ним і проведення інших обов’язкових платежів, направляється на завдання, визначені останнім З’їздом та Статутом і перерозподілу між членами СПС КПІ не підлягає.

Порядок ліквідації СПС КПІ при відповідному рішенні суду проходить згідно рішення суду та чинного законодавства.

В декабрьские дни мы отмечаем не только 20-ю годовщину принятия Конституции Российской Федерации, но и вспоминаем события, следовавшие параллельным курсом этому историческому акту всенародного волеизъявления. Речь пойдет о первых выборах Государственной Думы новой России.

Начало 1990-х гг. трудно назвать временем созидания в истории нашей страны. Во всех сферах общественно-политической и экономической жизни нашего Отечества наблюдался глубокий раскол и кризисные явления. Вместе с тем, в 1992-93 гг. были проведены радикальные реформы конституционного строя, в результате которых существенное изменение претерпели органы законодательной власти, была сформирована новая, по сути, избирательная система.

Одним из ключевых моментов конституционной реформы стало решение о проведении выборов двухпалатного парламента вместе с референдумом о принятии Конституции. Соответствующее положение содержалось в известном Указе №1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации»[1] от 21.09.1993 года, который предписывал провести выборы Государственной Думы 11-12 декабря 1993 года. Одновременно Указом вводилось в действие «Положение о выборах депутатов Государственной Думы».

Первоначальная редакция документа определила численный состав Государственной Думы в 400 депутатов, из которых 270 избирались по мажоритарной избирательной системе в одномандатных округах, а 130 по пропорциональной системе в общефедеральном избирательном округе[2]. Правом выдвижения кандидатов в одномандатных округах наделялись избирательные объединения и группы избирателей. В свою очередь под избирательными объединениями понимались политические партии, политические движения и их блоки. Примечательно, что в состав блоков могла входить любая общественная организация, если право участия в выборах было прописано в ее уставе.

Положение вводило единообразный порядок поддержки выдвигаемых кандидатов в форме сбора подписей избирателей. Для общефедерального списка необходимо было собрать 200 тысяч подписей (позднее снижено до 100 тысяч), для выдвижения кандидата в одномандатном округе не менее 2% подписей избирателей, зарегистрированных в округе. Отдельно оговаривалось, что на выборах в одномандатном округе должно быть представлено не менее 2-х кандидатов. При проведении выборов был предусмотрен порог явки избирателей в 25%, существовала графа «против всех».

Впервые кандидатам и избирательным объединениям было гарантировано право на равный доступ к государственным общефедеральным средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

В Положении о выборах нашли отражение новеллы, предложенные группой народного депутата РФ Виктора Шейниса[3]. Впоследствии, при участии председателя Центральной избирательной комиссии Николая Рябова, была создана уточненная редакция Положения, утвержденная Указом Президента от 1 октября[4]. А 6 ноября в Положение были внесены еще несколько небольших, но существенных изменений[5]. Таким образом, был увеличен численный состав депутатов Государственной Думы до 450 человек, 225 из которых избирались в одномандатных избирательных округах и 225 по партийным спискам.

Учитывая, что кампания по выборам депутатов явилась внезапной, сжатой и проходила де-факто в условиях конституционного кризиса, из 35 избирательных объединений выдвинувших свои списки, только 13 были в итоге зарегистрированы и допущены к участию в выборах. Еще 14 не смогли вовремя представить на регистрацию подписные листы, 2 избирательных объединения отозвали свои списки, а 6 было отказано в регистрации[6].

В целом избирательные объединения, принимавшие участие в выборах, отражали весь политический спектр России начала 1990-х гг. Пропрезидентские круги представлял избирательный блок «Выбор России», сформированный одноименным движением, партиями «Демократическая инициатива» и «Крестьянская партия России», а также движением «Демократическая Россия». Первую тройку списка возглавили первый вице-премьер Егор Гайдар, бывший народный депутат Сергей Ковалев и министр социальной защиты населения РФ Элла Панфилова[7]. Особенностью избирательной кампании 1993 года было право членов правительства не только участвовать в выборах, но получать мандаты депутатов, сохраняя министерские портфели.

К числу сторонников Президента относилась и «Партия российского единства и согласия» - ПРЕС, в составе списка которой выдвигались 4 действующих члена Правительства: Сергей Шахрай, Александр Шохин, Юрий Калмыков и Геннадий Меликьян.

Демократической оппозицией курсу Президента являлся блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» (позднее «Яблоко»). В состав блока вошли «Республиканская партия РФ», «Социал-демократическая партия РФ» и партия «Российский христианско-демократический союз – Новая демократия». Список блока возглавили бывший вице-премьер РФ Григорий Явлинский, бывший руководитель Главного контрольного управления при Президенте РФ Юрий Болдырев и посол России в США Владимир Лукин. В составе списка также выдвигался один из авторов «Положения о выборах» Виктор Шейнис. Идеологически к блоку примыкало «Российское движение демократических реформ» во главе с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, которое также принимало участие в выборах 1993 года.

В качестве оппозиционной выступала и Демократическая партия России, список которой возглавил ее лидер, бывший народный депутат СССР и РФ Николай Травкин. Второе место в списке занял известный кинорежиссер Станислав Говорухин.

К центристам причислял себя «Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса». Этот блок был образован Российским союзом промышленников и предпринимателей, Всероссийским союзом «Обновление», Российским социал-демократическим центром, Ассоциацией промышленников и предпринимателей России, двумя отраслевыми профсоюзами и движением «Ветераны войн - за мир». Во главе списка встал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский. В список входили также известные политики: бывший народный депутат РФ и ответственный секретарь Конституционной комиссии Верховного Совета РФ Олег Румянцев, лидер Народной партии «Свободная Россия» Василий Липицкий и др.

Близок к «Гражданскому союзу во имя стабильности, справедливости и прогресса» был и блок «Будущее России — Новые Имена», образованный Молодежным движением в поддержку Народной партии «Свободная Россия» и Политико-экономической ассоциацией «Гражданский Союз». В его списке были в основном молодые начинающие политики, которые и впоследствии не стали известными.

Центристским можно было считать и политическое движение «Женщины России», список которого возглавляли председатель Союза женщин России Алевтина Федулова и советник Президента РФ по делам женщин, семьи и детей, бывший народный депутат РФ Екатерина Лахова.

Левого спектра придерживалось движение «Достоинство и милосердие», во главе которого стояли вице-президент Российской академии наук Константин Фролов и бывший министр культуры СССР, известный актер и режиссер Николай Губенко.

Во главе списка Конструктивно-экологического движения России «КЕДР» встали председатель движения «Солдатские матери России» Любовь Лымарь и начальник управления Санэпиднадзора РФ Владимир Чибураев.

Левые силы были представлены Коммунистической партией РФ (КПРФ) и Аграрной партией России. Список КПРФ возглавили лидер партии Геннадий Зюганов, бывший народный депутат РФ, космонавт Виталий Севастьянов и бывший прокурор Виктор Илюхин. В списке партии были также бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, бывший главный редактор газеты «Советская Россия» Валентин Чикин, бывший главный редактор газеты «Комсомольская правда» Геннадий Селезнев и другие известные политики.

В первую тройку списка Аграрной партии России вошли лидер партии бывший народный депутат РФ Михаил Лапшин, председатель ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса России Александр Давыдов и зам. председателя Правительства РФ Александр Заверюха. В список были включены также бывший председатель Совета Республики Верховного Совета РФ Владимир Исаков и бывший народный депутат РФ, лидер фракции «Коммунисты России» Иван Рыбкин.

Правый центр на выборах Государственной Думы 1993 года представляла Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с Владимиром Жириновским (который занял третье место на президентских выборах 1991 года). В списке значились психотерапевт Анатолий Кашпировский, эколог Михаил Лемешев, главный редактор «Юридической газеты» Олег Финько. Примечательно, что ни один прогноз, опубликованный за 10 дней до выборов, не предполагал преодоление 5-процентного барьера победительницей выборов – ЛДПР[8].

По результатам голосования 12 декабря 1993 года преодолели пятипроцентный барьер и были допущены к распределению мандатов восемь списков. Это ЛДПР (22,9%), «Выбор России» (15,5%), КПРФ (12,4%), Политическое движение «Женщины России» (8,1%), Аграрная партия России (8,0%), «Блок: Явлинский– Болдырев–Лукин» (7,9%), Партия российского единства и согласия (6,7%) и Демократическая партия России (5,5%)[9].

Всего в выборах приняли участие 54,8% от числа зарегистрированных

избирателей. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в

сумме 87,1% от числа действительных голосов, или 44,1% от числа зарегистрированных избирателей.

ЛДПР лидировала в 64 субъектах Федерации. Только в двух республиках (Ингушетии и Дагестане) партия получила менее 5%. Наибольшей (40,1%) была ее поддержка в Псковской области, а наименьшей (2,8%) в Республике Ингушетия.

«Выбор России» лидировал в 12 субъектах Федерации. В четырех республиках за него голосовало менее 5% избирателей. Наибольшую поддержку (31,2%) блок получил в Москве, наименьшую (1,4%) в Республике Ингушетия.

КПРФ лидировала только в четырех кавказских республиках. При этом в трех северных областях и трех автономных округах партия набрала менее 5%. Наибольшей (50,7%) была ее поддержка в Республике Дагестан, наименьшей (3,6%) — в Ямало-Ненецком автономном округе.

Из объединений, не прошедших в Думу, наибольшее число голосов получили Российское движение демократических реформ (4,1%) и «Гражданский союз» (1,9%). Первое опиралось в основном на тот же электорат, что и «Яблоко», второе — на тот же электорат, что и Демократическая партия России. Блок «Будущее России — Новые Имена» получил 1,3%, «КЕДР» - 0,8%, движение «Достоинство и милосердие» — 0,7%.

Против всех списков кандидатов проголосовало 4,2% избирателей. Уровень протестного голосования был особенно высоким в Республике Тыва (17,4%). В остальных субъектах Федерации он не превышал 10%.

Выборы мажоритарной половины Думы проводились по 223 одномандатным избирательным округам (кроме Набережно-Челнинского округа № 25, где был зарегистрирован всего один кандидат, и Чеченского округа № 32). В результате выборов были избраны 219 депутатов[10].

Более половины мандатов (136) получили кандидаты, выдвинутые группами избирателей. Из избирательных объединений наиболее успешно в одномандатных округах выступили «Выбор России» (25 мандатов), Аграрная партия России (16 мандатов) и КПРФ (10 мандатов). Несмотря на безоговорочную победу ЛДПР в голосовании по общефедеральному округу, партии не удалось развить успех в одномандатных округах, в основном из-за отсутствия узнаваемых и популярных кандидатов на местах. В одномандатных округах ЛДПР получила лишь 5 депутатских мандатов.

Итоги выборов 1993 года, как и результаты референдума о принятии Конституции Российской Федерации, практически сразу были подвергнуты сомнению. Ряд авторов полагает, что явка избирателей на референдуме не достигла значения в 50%[11], и, следовательно, сам референдум и проходившие параллельно с ним выборы следовало признать несостоявшимися. В пользу высказанной точки зрения свидетельствует поспешное уничтожение первичных материалов голосования по указанию ЦИК РФ, затягивание с опубликованием официальных итогов, противоречия при оглашении предварительных результатов референдума, например секретарем ЦИК В. Загуляевым.

Фактически легитимация выборов состоялась за счет участия в них основных политических сил и элит молодой России, а также признания выборов всеми участниками избирательного процесса. Выступая на круглом столе, посвященном 20-летию принятия Конституции и выборов в Парламент, 28 октября 2013 года Владимир Жириновский дал следующую оценку событиям тех дней: «12 декабря было голосование и по Конституции. Но основное внимание было привлечено к выборам… Левые силы говорили, что Конституция антинародная, и не собирались голосовать. А правые партии тоже не хотели голосовать, утверждая, что это Конституция авторитарного режима. Но ЛДПР исходили из того, что если её не принять, то вся наша борьба на выборах автоматически снимается. Если бы Конституция не была принята, то и Парламент не был бы избран.

ЛДПР на выборах 1993 года получили 23 процента голосов избирателей. Мы этого не ожидали. Не было попыток сфальсифицировать выборы. Все понимали, что если перекладывать бюллетени, то может получиться так, что Конституция не будет принята.» [12].

Историческое значение выборов 12 декабря 1993 года заключается в том, что они ознаменовали собой конец эпохи противостояния ветвей власти. Россия получила новый парламент, избранный на основе многопартийности, всеобщего равного и прямого избирательного права. Одновременно, Государственная Дума содействовала легитимации государственного строя, очерченного в проекте Конституции. Выборы создали платформу для дальнейшего реформирования политической системы, преодоления рисков распада государства и гражданской войны. Именно Государственная Дума первого созыва приняла важнейшие конституционные и федеральные законы, завершившие оформление системы органов власти современной Российской Федерации.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Агитационный материал (листовка) ЛДПР на выборах депутатов Государственной Думы РФ первого созыва 12 декабря 1993 года

Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки России


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Агитационный материал (почтовая открытка) избирательного блока "Выбор России" на выборах депутатов ГД РФ первого созыва 12 декабря 1993 года Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки России


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Агитационный материал (листовка) КПРФ на выборах депутатов ГД РФ первого созыва 12 декабря 1993 года

Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки России


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Карикатура на участников выборов депутатов ГД РФ первого созыва 12 декабря 1993 года


[1] Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"//Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, N 39, ст. 3597.

[2] Там же. Положение о выборах депутатов Государственной Думы, ст. 3.

[3] Подробнее см. Обухов С.П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением. Проблема массового восприятия (1989-2005 гг.). Рос. акад. наук, Ин-т сравнит. политологии. М.: ИПЦ «Маска», 2005. С. 365-366.

[4] Указ Президента РФ от 01.10.1993 N 1557 (ред. от 04.02.1994) "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период"//Собрание актов Президента и Правительства РФ, 11.10.1993, N 41, ст. 3907.

[5] Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 66.

[6] Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы.//Источник публикации - http://www.vibory.ru/Publikat/PES/ch-2-3.htm, Иванченко А.В. Лысенко В.И. Выборы и всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации в 1993 году//Выборы в Российской Федерации. М.: ВЕЛТИ, 1998. С. 50-51.

[7] Здесь и далее сведения об избирательных объединениях и кандидатах приводятся по изд. Иванченко А.В., Любарев А.Е., Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. С. 72-75.

[8] Обухов С.П. Указ. соч. С. 366.

[9] Результаты выборов Государственной Думы 1993 года приводятся по данным ЦИК РФ, источник публикации http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1993/1993_itogi_FS_obshefed_okrug.html

[10] Иванченко А.В., Любарев А.Е. указ. соч. С. 77.

[11] Обухов С.П. Указ. соч. С. 362.

[12] Из выступления Владимира Жириновского на Круглом столе, приуроченном к 20-летию Конституции и Федерального Собрания Российской Федерации//Источник публикации http://ldpr.ru/#leader/speech/From_the_speech_of_Vladimir_Zhirinovsky_at_a_round_table_dedicated_to_the_20th_anniversary_of_the_Constitution_and_the_Federal_Assembly_of_the_Russian_Federation

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Майно та кошти СПС КПІ | Уставъ и чинъ имат, и слезы, и молитвы, и умиление, и смирение, и еже въ ум боговидение и умъ к Богу имат беспрестани»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.