КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Последствия внутриличностных конфликтов
Искажения отношения к людям, нарушения в работе (по К. Хорни). Невротическая личность видит окружающих через призму своих потребностей, порожденных гордыней (потребность в торжестве делит людей на соперников и последователей, потребность умалять себя делает людей могущественными, потребность в помощи волшебника наделяет людей магическими способностями). Человек видит в других то, что отказывается видеть в себе (соринку в чужом глазу видите, а в своем — бревно не замечаете). Возникают страх перед людьми и глубинная неуверенность в них, снижение проницательности, наблюдательности, уязвимость в межличностных отношениях, вследствие раздутой гордыни человек уязвим с разных сторон. Человек придает чрезмерную, излишнюю важность и значение любви и сексу. Нарушения в работе: 1. Захватнический тип: а) нарциссический: - неспособность к последовательным усилиям; - склонность разбрасываться; б) поклонник совершенства: - стиснут между Надо сделать и сделать как Надо — места для творчества не остается; - слишком дотошен в деталях, методичен; в) высокомерно-мстительный: - недостает идей; - фиксация на второстепенном (учитель, интересующийся не детьми, а методиками преподавания; социальный работник, изучающий методику социальной работы, а не клиентов; менеджер управления, уделяющий основное внимание не сотрудникам, а методикам и технологиям управления); - не умеет делегировать работу, все делает сам, боится проверок. 2. Смиренный тип: - ставит невысокие цели, низкого мнения о своих возможностях, сомневается. Качество его работы не обязательно страдает, а сам он — всегда; - хорошо работает «на дядю» но не на себя; - отдача лучше, когда работает в коллективе или под присмотром, не может высказать свое мнение, написать отчет или систематизировать свои знания в одиночку; - как только дело пошло хорошо — начинает придираться к себе. Острая тревога возникает и когда дела идут хорошо, и когда дело буксует; - не может сосредоточиться на творческой работе — слишком большое внутреннее напряжение не позволяет работать долго, работает медленно; - главный недостаток — неумение взяться за суть вопроса из-за запрета на власть, агрессию, захват. 3. «Ушедший в отставку»: - не может хорошо работать в «принудиловке», ненавидит крайние сроки, ожидания окружающих; - хорошо делает только ту работу, которая нравится Ему; - бесконечно откладывает работу, особенно ее начало. Положительные и отрицательные последствия внутриличностного конфликта. Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизации личностного развития. Психологи В. Афоньков и Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые стадии функционирования. Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде. Индивид осознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнению А.Н. Леонтьева, «иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития, ведь гармоничная личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека». Однако известный российский психолог В. Леви считает, что имеет место и открытое им явление психалгии. «Так я назвал весьма обширный разряд состояния душевной боли, которые бывают и у вполне здоровых людей, и именно для них наиболее мучительны и чаще всего ведут к самоубийству. Чрезвычайно важное наблюдение — психалгия необязательно сопровождается депрессией, душа болит дико, невыносимо, жизнь — ад сплошной, но активность, работоспособность, общительность, ясный ум сохраняются». Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности. Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности. Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов. Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций. Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности. Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни. Острые внутриличностные конфликты, как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностных конфликтов в невротические. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль. Невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломляется: - проблемой «быть», т.е. базальным уровнем беспокойства при неврозе страха; - проблемой «быть собой среди других» с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе; - проблемой «быть среди других» при неврастении (А. Спиваковская). Факторы и механизмы разрешения внутриличностного конфликта. Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном разрешении достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом, снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта, повышение качества и эффективности профессиональной деятельности. Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутриличностного конфликта, конструктивное отношение к нему: 1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, опыта преодоления себя. 2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутриличностного конфликта. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху. 3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными особенностями темперамента, различны. Например, меланхолик долго размышляет, взвешивает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлективный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамику разрешения внутриличностного конфликта — на скорость переживаний, их устойчивость, собственный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь. 4. На процесс разрешения внутриличностного конфликта оказывают влияние половозрастные особенности личности. С возрастом внутриличностные конфликты обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Работа над своим прошлым — анализ своей биографии — один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов: 1. Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия — они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству. 2. Формируйте жизненные ценности и следуйте им. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-флюгером. 3. В тоже время надо стараться быть необходимо гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и если надо, меняться. Постоянство может превратиться в консерватизм. 4. Уступая в мелочах, не превращайте это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам. 5. Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться. 6. Не будьте рабом своих желаний, трезво оценивайте свои возможности по удовлетворению потребностей. 7. Необходимо учиться управлять собой, своей психикой. 8. Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностного конфликта. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации. 9. Постоянно уточняйте и корректируйте для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностного конфликта. 10. Стремитесь к высокому уровню личностной зрелости. 11. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком его Я была бы соответствующей его реальному Я, т.е. обеспечивать адекватность самооценки. 12. Не копите проблемы, которые требуют разрешения. 13. Не стоит браться за все сразу, оптимальный выход — создание приоритетных направлений в реализуемых программах и выполняемых задачах. Сложные проблемы лучше решать по частям. 14. Старайтесь не лгать. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут за собой актуализацию чувства вины. 15. Не паникуйте. Старайтесь по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам. «Не желать, так как отпугнешь, не надеяться, иначе больно будет, если не получится, не искать дважды в одном месте — удача не глупее тебя, искать молча, не хватать грязными руками, вовремя отпускать» (В. Леви).
6.5. Механизм психологической защиты В ходе обычной жизни защитные механизмы помогают преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием суровой неподатливости реальных обстоятельств. С точки зрения внешнего наблюдателя непродуктивное действие защитного механизма проявляется в несовпадении целей и средств их достижения в поведении человека. Виды решения внутриличностного конфликта психологической защитой (поздние) взрослого человека по К. Хорни: 1. Захват — тип решения конфликта по методу «Против людей». Ведет к изоляции от окружающих. 2. Смирение — обращение к любви окружающих. Тип решения конфликта по методу «к людям» ведет к болезненной зависимости от окружающих. 3. Отставка — тип решения конфликта по методу «от людей». Ведет к личностному «загниванию, засыханию, угасанию желаний, притязаний, здоровых амбиций». 4. Отрицание («не замечай этого») развивается с целью сдерживания негативных эмоций, подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия их игнорированием. 5. Проекция («обвини это») — приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия себя на этом фоне. Для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. 6. Регрессия («плачь об этом») — возвращение к детским формам поведения. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с применением инициативы. 7. Замещение («напади на что-нибудь, заменяющее это») — для сдерживания гнева на более сильного во избежание ответной агрессии. Имеет активные и пассивные формы, и может использоваться независимо от типа конфликтного реагирования человека. 8. Подавление («не помни об этом») сдерживает страх, проявление которого неприемлемо для позитивного самовосприятия и грозит попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется забыванием его источника и обстоятельств, ассоциирующихся с ним. 9. Изоляция («не чувствуй этого») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги. 10. Интроекция («не знай, откуда это») — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны. 11. Интеллектуализация («переосмысли это») — произвольное толкование событий для развития чувства собственного контроля над ситуацией. Развивается в раннем подростковом возрасте. 12. Аннулирование («отмени это») — поведение или мысли, сводящие на нет неприятность, доставляющую сильное беспокойство. 13. Сублимация («трансформируй это») — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства путем социально одобряемых действий. 14. Рационализация («найди оправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавляемыми чувствами. 15. Реактивное образование («обрати это в противоположность») — выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки. 16. Компенсация («приобрети это») — используется сознательно. Для сдерживания чувств печали, горя, потери, по поводу реальной или мнимой потери, недостатка, неполноценности. В нее входят идентификация и фантазия. 17. Идентификация («будь как это, чтобы не потерять это») — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладания с чувствами в связи с возможной утратой. 18. Фантазия («мечтай об этом») — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта. Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите концепции механизма возникновения внутриличностного конфликта. 2. Раскройте типологию внутриличностных конфликтов. 3. Каковы последствия внутриличностного конфликта?
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |