Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строй жизни восточных славян и его эволюция в предгосударственную эпоху




Социально-экономическое развитие. Восточные славяне в эпоху колонизации Европы жили родоплеменным строем, основанном на кровнородственных связях между людьми. Родом выступал коллектив родственников, ведших своё происхождение от единого общего первопредка и связанных обычаем экзогамии. Роды состояли из содружества близкородственных общин. Кровнородственная о бщина объединяла родственников, являвшихся коллективным собственником земель и угодий. Основу экономического строя составляла общая собственность родовой общины на средства производства, коллективный труд и потребление, обусловленные низким уровнем развития производительных сил общества.

 

По мере оседания славян на территории Великой Русской равнины, увеличения здесь плотности населения и перехода наших предков к пашенному земледелию кровнородственную общину у них заменила соседская территориальная община. Сначала она утвердилась на юге, в степной зоне господства полян, где звалась миром, позднее – на севере, где получила название верви (веревки), так как веревкой отмеряли участки земли общинникам. Пахотная земля выделялась семьям участками – наделами, которые постепенно за ними закреплялись, однако никогда не становились частной собственностью семьи. Общинная коллективная собственность при этом сохранялась на пастбища, водоемы, леса и сенокосы.

Прогресс техники способствовал росту эффективности сельского хозяйства и появлению избыточного продукта, то есть излишка над необходимым для жизнеобеспечения. В степной полосе господствующее положение у славян занимала пашенная система земледелия с использованием рала, позднее – деревянного плуга с железным наконечником, лемехом. Кроме них славяне знали топор, мотыгу, борону, серп, заступ, цепы, ручные жернова Тягловой силой здесь преимущественно были волы. Система эксплуатации земли называлась перелог: участок земли эксплуатировался несколько лет, затем переходили на другой. В лесной зоне тягловой силой были лошади. Здесь применяли подсечно-огневую систему земледелия: участок леса вырубали и раскорчевывали, деревья сжигали, золой удобряли почву, которую затем эксплуатировали два-три года и бросали. Сельскохозяйственные продукты производились исключительно для нужд потребления. Продукция рыболовства, охоты и бортничества предназначалась главным образом для торговли.

Переход к новой форме организации труда поднимал заинтересованность семей в обладании все большим объемом продукции. Те из них, которые оказывались в состоянии аккумулировать избыточный продукт (производить больше других, иметь доступ к распоряжению излишками общины, отнимать, обменивать и т.д.), неизбежно должны были превращать его в прибавочный продукт, позволявший уже эксплуатировать труд соплеменников. Это создавало фундамент для имущественного неравенства, формирования условий для развития частнособственнических поземельных отношений и индивидуализации трудовой деятельности. Таким образом, переход от родовой к соседской территориальной общине у восточных славян произошел в результате замены родственных связей экономическими, основанными на перераспределении и присвоении избыточного продукта.

Социально-политическое развитие. Появление имущественного расслоения вело к возникновению социального неравенства, то есть разницы по положению людей в обществе. Так начался процесс распада родового строя, выделения правящей верхушки общин (лучших людей, старцев) из числа зажиточных соплеменников и понижения социального статуса обедневших сородичей, выражавшегося в усечении их правомочности вплоть до обращения в долговую кабалу. Рабский труд восточные славяне применяли в ограниченных масштабах, а рабское состояние распространяли чаще всего на военнопленных. Рабов предпочитали брать на продажу. Это был один из главных источников доходов от торговли. Свод неписанных правил запрещал обращать соплеменников в рабство за долги. Однако Владимиру Мономаху даже в начале XII века пришлось внести в «Русскую Правду» статью, запрещавшую подобную меру в силу злоупотребления ею со стороны богатеев и ростовщиков. Рабство у восточных славян тем не менее имело патриархальный характер: рабы считались младшими, то есть неполноправными членами семей. Жизнь общества регулировалась нормами обычного права, в котором оставалась главной традиция кровной мести.

Новым общественно-политическим явлением в VI-VIII вв. было возникновение городов. По свидетельству «Повести временных лет», до призвания Рюрика в Новгород у славян насчитывалось более двух десятков крупных городов. Скандинавские источники называли страну восточных славян Гардарикой, то есть страной городов. Древнейшими городами были: Киев, Чернигов, Любеч, Смоленск, Новгород, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром. Они возникали по главному речному пути «из варяг в греки» и первоначально представляли собой места обмена товаров, слады «рухляди» (пушнины), куда князья свозили дань, а промысловики сходились для гостьбы – торговли. Главными предметами торговли были меха, воск, мед и рабы. Их славяне обменивали на шелк, оружие, ювелирные изделия, пряности, шедшие из Византии по днепровской магистрали, с арабского и среднеазиатского Востока – по волжской («путь из варяг в персы»). Месторасположение городов вдоль рек не было случайным. При обилии лесов и болот речные пути являлись для славян главным средством сообщения друг с другом и остальным миром. По мере возвышения городов в них формировалась правящая прослойка из числа богатых гостей и княжеских доверенных лиц, которых источники называют «старцы градские».

Политический строй. Византийские авторы VI века утверждали, что славяне не управлялись «одним мужем». В борьбе с Византией они выступали племенными группами, каждая во главе со своим военным предводителем. Органом власти у славян было народное собрание – вече (от слова «вещать», «говорить») и выбранный им князь (вождь) со своею дружиной (отряд воинов). Объединявшиеся вокруг князя дружинники делились на старших («княжи мужи») и младших («отроки», «гриди») и составляли привилегированный слой общества. Наряду с дружиной действовало народное ополчение – вои, собиравшееся на случай большой войны. По словам Псевдо-Маврикия, славянские воины «многочисленны, выносливы, легко выдерживают зной и стужу, и наготу тела, и недостаток продовольствия». Аварский хан на требование подчиниться получил от славян в ответ такие слова: «Родился ли на свете и согревался ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?»

Борьба с тюркскими каганами (болгарским, аварским и хазарским) и Византийской империей сыграла важную роль в политической и этнической консолидации восточнославянских племен. В условиях частых войн участие в них всех мужчин становилось экономически невыгодным. Рост избыточного продукта позволял общинам содержать князя с его дружиной. С VIII века в племенных союзах восточных славян началось формирование военно-дружинного привилегированного сословия. В его руках соединялись сила и богатство. Князья объявляли себя верховными патронами земель, а свободные земледельцы обязывались платить в их пользу дань за обеспечение безопасности охраняемой ими общинной территории.

Выводы. Главным политическим содержанием предгосударственной эпохи (VI - сер. IX в.) у восточных славян стал переход от строя первобытной демократии сначала к строю военной демократии, а от него – к протогосударственным формированиям типа племенных княжеств. Готский историк Иордан применительно к VII веку называет мощный союз восточнославянских племен Среднего Поднепровья Рус. Арабские источники перечисляют три таких политических образования VIII века: Куябу в землях полян под Киевом, Славию в землях новгородских словен и Артанию, местоположение которой историками до сих пор не локализовано.

Такая политическая динамика стала возможной благодаря выделению из общинной среды прослойки профессиональных воинов и обособлению внутри неё князей и военной знати, которые превращались в правящую верхушку общества вместе с лучшими людьми общин и старцами градскими. Появление военной знати обусловливалось социально-экономическими сдвигами в строе жизни и деятельности общинников. Благодаря появлению избыточного продукта они могли содержать свою небольшую армию, обязывались кормить её в обмен на защиту. Так возникла первая договорная форма подчинения общинников князьям – дань, и институт её сбора – полюдье. Параллельно падало значение вече и вои.

Таким образом, на стадии предгосударственного развития распад первобытных отношений у восточных славян происходил путем перехода от отношений равенства, основывавшихся на примитивном хозяйстве, к отношениям господства-подчинения, развертывавшегося благодаря прогрессу экономической деятельности. Отношения господства-подчинения возникают везде и всегда, где и когда гарантируется для одной из сторон защита, приводящая эту сторону к подчинению, а с другой стороны присутствует сила, позволяющая распоряжаться человеческими действиями и через это распоряжение господствовать над людьми.

Формы разложения первобытного строя:

1) рост имущественного неравенства;

2) социальная дифференциация родов путем выделения из общинной среды племенной, военной и городской знати;

3) переход от кровнородственной к соседской территориальной общине;

4) угасание вечевой жизни и снижение роли народного ополчения;

5) формирование племенных княжеств и институтов господства в них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.