Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние утомления




 

Утомление изучается учёными уже не одно столетие. В первую очередь это состояние привлекло внимание к себе психологов труда, а затем и спорта. Объясняется это его особой практической значимостью: утомление является одним из самых важных факторов эффективности труда. Во всей полноте проблема утомления должна рассматриваться по крайней мере в 3-х аспектах: 1.успешности деятельности; 2.физиологических механизмов; 3. механизмов психики.

Период работы спортсмена разделяется на 2 этапа (у Н.Д.Левитова на 3):

1. На протяжении его функциональные системы достигают оптимального и

устойчивого уровня деятельности, работа осуществляется при оптимальном способе регулирования, без существенного напряжения психических сил. Этот период (фаза) называется компенсированным утомлением. Работа поддерживается за счёт нарастающего возбуждения в ЦНС.

2. Это фаза некомпенсированного утомления характеризуется снижением работоспособности, спортсмен не может преодолевать это состояние, несмотря на приложение всё больших и больших усилий. В этой фазе интенсивно развивается охранительное торможение в нервных центрах, которое и приводит спортсмена к вынужденному прекращению работы.

При утомлении в организме х х х изменения в деятельности нервной и сенсорной систем, двигательного аппарата, желёз внутренней секреции, внутренних органов. Главная роль в развитии утомления принадлежит ЦНС, в особенности коре больших полушарий головного мозга. Нервные клетки обладают наименьшей функциональной выносливостью, быстро истощаются по сравнению с другими клетками организма. Они раньше тормозятся, их работоспособность снижается в первую очередь.

Утомление – вызванное работой, временное снижение работоспособности вследствие нарушения регуляторных процессов. Утомление – это нормальное состояние, возникающее при длительной или интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать требуемую интенсивность и качество работы. «Без утомления нет повышения тренированности».

Одним из первых признаков утомления является чувство усталости – оно является отражением субъективного мира человека. Но его основу составляют физиологические сдвиги, и в этом оно объективно, как любое физиологическое явление.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее оптимальные способы функционирования. При утомлении поддержание минутного кровотока осуществляется увеличения ЧСС, а не ударного объёма сердца; сила сокращения отдельных миофибрилл снижается, двигательные реакции выполняются большим, чем в начале работы, числом функциональных мышечных единиц. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций. Это приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоординации в работе регуляторных механизмов, затруднениям в формировании положительных и тормозных рефлексов. Как следствие замедляется темп работы, нарушается точность, ритмичность, координированность движений.

С психологической точки зрения утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние.

Выдвигались различные теории утомления, каждая из которых подчёркивала одну из сторон развивающихся изменений. Большое распространение получили в своё время гуморальные теории. Например, теория «истощения» причину утомления видела в истощении энергетических ресурсов, расходуемых во время работы. Теория «задушения» причину утомления видит в нарушении процессов окисления, а теория «засорения» - в засорении крови продуктами распада веществ. Но эти теории не объясняли все наблюдаемые явления.

Одним из первых на значение ЦНС в развитии утомления указал И.М.Сеченов. Его опыты по стимулированию влияния «активного отдыха» показали, что влияние эмоционального состояния на работоспособность велико. Роль ЦНС – в координации функций организма. Методом срочного уменьшения утомления является активный отдых. Эффект активного отдыха был установлен И.М.Сеченовым ещё в 1903 году в следующем эксперименте. Работая на эргографе правой рукой, он достигал полного утомления. Перед повторной работой в одном случае он отдыхал, а в другом – работал левой рукой. После этого работа правой рукой оказывалась большей, чем после пассивного отдыха, т.к. работавшие ранее и пришедшие в тормозное состояние нервные центры «заряжались» при возбуждении симметричных центров.

Н.Д.Левитов выделяет в состоянии утомления следующие компоненты:

1. Чувство слабосилия: утомление субъективно переживается как ощущение снижения сил, чувство напряжения и неуверенности в правильности действий, невозможности поддерживать работоспособность на прежнем уровне.

2. Расстройство внимания: снижение объёма внимания, нарушение процессов переключения и распределения, высокая отвлекаемость.

3. Расстройство сенсорных процессов: снижение чувствительности анализаторных систем, увеличение абсолютных и разностных порогов чувствительности.

4. Нарушение двигательных функций: замедление простых и сложных реакций выбора, парадоксальное на 1 взгляд ускорение двигательных реакций, снижение точности движений, резкое увеличение числа ошибок, разрушение сложных двигательных навыков, некоординированная реализация отдельных моторных стереотипов.

5. Нарушение памяти: затруднение извлечения информации из долговременной памяти, ухудшение процессов воспроизведения, в кратковременной памяти ухудшаются процессы запоминания и удержания информации.

6. Нарушение мышления: снижается эффективность процессов мышления за счёт стереотипности мышления, подмены поиска новых решений готовыми стандартными ответами, иногда – потеря целенаправленности интеллектуальных актов, дезорганизация мышления.

7. Трансформация мотивов деятельности: смена мотивов – в начале преобладает «деловая» мотивация, затем – мотивы прекращения деятельности и ухода от неё. Необходимость продолжать работу может привести к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность, самоконтроль, настойчивость.

9. Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость как результат охранительного торможения. Человек может заснуть в любом положении, даже стоя.

Таким образом, утомление – личностно-когнитивное состояние. Перечисленные компоненты проявляются не все сразу одновременно.

Спортивная деятельность, как правило, протекает на фоне большого утомления (30% от всего периода работы – при развивающемся утомлении). На длительность компенсированного утомления влияют возраст, уровень тренированности, психофизиологические особенности личности. У младших школьников этот период выражен слабо, у старших – больше, особенно при наличии соревновательных мотивов, что необходимо учитывать при дозировании нагрузки. Соревновательный мотив удлиняет период компенсированного утомления, т.к. повышает уровень эмоционального возбуждения, особенно усиливается проявление волевых качеств (упорства).

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.