Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издания произведений святителя Тихона




Святитель Тихон Задонский кроме яркого и поучительного примера своей жизни оставил потомству и другое наследство — свои мудрые, глубоко назидательные и спасительные творения. В них нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые одушевляли и наполняли его великое, любящее сердце. Поэтому его творения не менее самых высоких подвигов жизни возбуждают к святителю благоговейное почитание.

При жизни святителя сочинения его не печатались. Будучи правящим архиереем, он заставлял переписывать свои поучения, наставления и инструкции и рассылал их по епархии, а позже, когда был на покое, его сочинения переписывали келейники. Это делалось для того, чтобы как можно больше людей приобщить к спасительным истинам. В своем духовном завещании святитель Тихон поручил келейнику И. Ефимову представить их на рассмотрение Святейшего Синода, в который представлял на усмотрение все свои рукописи.

В частности, он писал: «Оставляю я по себе сочинения, до пользы души надлежащие, в которых я по силе своей и возможности, отставши от трудов епаршеских и живучи на уединении, трудился, а именно:

1) о христианстве в шести томах;

2) письма посланные в одном томе;

3) письма келейные в одном томе;

4) о истине евангельского учения и о вере в одном томе;

5) инструкция христианская в одном томе;

6) сокровище духовное, от мира собираемое в четырех томах;

7) краткие нравоучительные слова в одном томе;

8) проповеди трудов епаршеских в одном томе.

Сия вся представляю вашему Святейшеству на благоусмотрение, а поручил их своему келейному служителю Ивану Ефимову до вашего Святейшества доставить. Ежели же, в чем, паче чаяния моего, в них погрешил, прошу не воли моей, но неразумию моему вменить. Я всегда со Святой Церковью был и есмь согласен и в сочинениях моих старался о пользе и исправлении братии моея христиан, а более в них душу свою унывающую поощрял к покаянию и подвигу в благочестии»[5].

Выполняя завет, И. Ефимов сразу после погребения святителя прибыл в Святейший Синод и представил сочинения. В ответ поступило распоряжение: сочинения переплести в тетради и хранить в архиве. Но усердный келейник не успокоился на этом. 25 октября он подает в Святейший Синод прошение, в котором просит разрешения напечатать краткие нравоучительные слова святителя Тихона. В этом живое участие принял и Высокопреосвященный Гавриил, митрополит Петербургский. В ближайшее же время он дал отзыв на указанные нравоучительные слова, «что противного учению Православной Церкви в них ничего нет и что они, напротив, с пользой могут быть употребляемы в пользу общества»[6]. После такого положительного отзыва краткие нравоучительные слова святителя Тихона из архива Святейшего Синода были выданы И. Ефимову и вскоре напечатаны.

Через три месяца, 26 января 1784 года, Ефимов подает второе прошение, чтобы ему выдали и разрешили напечатать остальные сочинения святителя. «Находящиеся в Святейшем Правительствующем Синоде, — пишет он в своем прошении, — сочинения покойного Преосвященного Тихона, епископа Воронежского, желаю я взять все для того, чтобы их напечатать... А сколько принадлежащих до первого тиснения книг, о том прилагается при этом реестр». И далее И. Ефимов перечисляет, какие он желал бы книги напечатать. Святейший Синод решил это прошение удовлетворить, т.е. рукописи для опубликования выдать, но предварительно поручил нескольким лицам, как, например, архимандриту Павлу из Симонова монастыря, архимандриту Макарию из Сергиевской пустыни и ректору Петербургской семинарии архимандриту Иннокентию, прочитать их и дать на них отзыв. 21 марта 1784 года последовал указ, разрешающий напечатать перечисленные сочинения.

Таким образом, прошло немногим более чем полгода, и большинство творений святителя Тихона увидело свет. Живое слово Воронежского святителя с любовью было принято верующими людьми.

В 1788 году ставился вопрос о переиздании книги святителя Тихона «Наставление христианское», а в 1794 году - некоторых его проповедей. Через год Иоанн Ефимов обращается к митрополиту Гавриилу с просьбой разрешить второе издание сочинений святителя Тихона. В это время были изданы следующие творения: «Наставление христианское и прибавление о взаимных должностях христианских», «Разные проповеди, сочиненные и говоренные в Воронежской епархии», «Краткие нравоучительные слова», «Разные письма, к некоторым приятелям посылаемые», «Письма келейные», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Об истинном христианстве», «Плоть и дух». Все сочинения, кроме «Разные письма» и «Об истинном христианстве», вышли из печати вторым изданием.

В 1799 году протоиереем Евфимием Болховитиновым, инспектором Воронежской семинарии (впоследствии митрополит Киевский Евгений) были собраны и изданы «Остальные сочинения Преосвященного Тихона».

Здесь в шести разделах помещались сочинения и переводы святителя, которые прежде не были опубликованы:

1) наставление духовенству;

2) наставление всей пастве;

3) переводы с греческого;

4) размышление и замечание из текстов;

5) наставление для монашествующих;

6) письма к приятелям.

Затем митрополит Евгений в 1825-1826 гг. издает полное собрание творений св. отца в пятнадцати томах под названием «Сочинения Преосвященного Тихона, Епископа Воронежского и Елецкого».

По указу Св. Синода в 1836 и 1860 годах это издание было полностью повторено.

Со времени прославления святителя Тихона и открытия его св. мощей изданием его творений начинает заниматься непосредственно Святейший Синод. Все прежние издания полного собрания творений были признаны неудовлетворительными, так как они не были сверены по первоисточникам и не были расположены в хронологическом порядке. Это дело было поручено директору Московской Синодальной типографии Н.П. Гилярову-Платонову. Вскоре также была утверждена программа издания. Сложным и трудным делом нового издания по поручению директора типографии непосредственно занялся помощник хранителя рукописей в Публичном Румянцевском музее (ныне — Российская Государственная библиотека) И.Д. Бердников.

Побуждаемый любовью к святителю Тихону, он в течение пяти лет собрал по разным местам рукописи, сличал варианты, восстанавливал их подлинность. Он отыскал 27 новых сочинений святителя Тихона и расположил весь собранный материал в порядке хронологии появления произведений, в то время как в прежних изданиях такого порядка не было. В основу нового издания был положен принцип «печатания по подлинным рукописям» и восстановления целостности текста. Это издание вышло в 1875 году в пяти томах под названием «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского»[7].

 

 

Глава 3. Значение творчества Тихона Задонского

Святитель Тихон Задонский - один из самых достойных русских епископов XVIII века. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых от светских властей, ревностно заботился о духовном воспитании клириков и простого народа. Аскет и проповедник, святитель Тихон оставил после себя многочисленные сочинения.

Во всех своих сочинениях святитель Тихон Задонский имел в виду нравственное воспитание верующего народа. «Он хотел, — говорит проф. П.С. Казанский, — быть не ученым толкователем истин веры христианской, а простым проповедником Евангелия для простых душ христианских, ищущих спасения. В творениях его мало можно встретить таких богословских догматических рассуждений, в которых бы истины веры излагались в систематическом порядке. Он не обращается к ученым доказательствам веры Христовой. Имея целью не человекоугодие и не услаждение читающих, а единственно пользу и спасение, назидание, а не показание своей мудрости, он говорил только о том, что необходимо и полезно знать христианину»[8]. Весь смысл и значимость литературного творчества святитель выразил в следующих словах: «Познается христианин не от того, что красно и богоугодно живет; не от внешнего любомудрия, но от евангельской и христианской философии обучения.

Многие красно говорят и пишут, но грубо живут. Многие изрядно в естественных речах философствуют, но христианского и алфавита не знают. Истинный мудрец есть, кто миру юрод и Христу мудр. Подлинно несмыслен и безумен, кто хотя и все знает, но Бога и Христа Сына Божия не знает. Учись убо, христианине, христианской евангельской философии и будеши истинно мудр»[9].

Задонский подвижник знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по нескольким учебникам и философским исследованиям, но через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение над самим собой и другими, а также через созерцание окружающей его природы. Вот почему мысль и слово святителя всегда были глубокими и назидательными. Он на протяжении всей своей жизни старался осуществить в своей душе тот идеал нравственного совершенства, который предписан в святом Евангелии. Поэтому, будучи сам строгим исполнителем всех христианских законов, он в то же время призывал к этому и всех тех, кто обращался к нему за советом, указывая им правильный путь, ведущий ко спасению.

Следовательно, особенностью живого слова святителя Тихона является стремление действовать на ум и сердце христианина не силой отвлеченного рассуждения, но внутренней силой христианского учения, которое как истина живая и всеобъемлющая, удовлетворяя всем существенным потребностям человеческой души, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и невольно покоряет ум и сердце человека. «В этом отношении у него много сходства с простотой писаний мужей Апостольских»[10].

И в этом видна особая благодатность творений святителя Тихона, т.е. его сочинения носят на себе печать того благодатного, богопросвещенного состояния, которое называется помазанием. Они отражают в себе веяние Духа Святого, живущего в его душе, отражают его духоносный ум и сердце и пламенеющую в сердце любовь Христову. «Все эти свойства ставят святителя Тихона Задонского в ряду высоких св. отцов и учителей Церкви и дают ему право быть всегда современным христианским писателем»[11].

С другой стороны, сочинения святителя были сразу приняты людьми с любовью, и благодаря этим высоким свойствам внимание к ним не ослабевает и по настоящее время. По словам архимандрита Евлогия, они «всегда кажутся новыми, интересными и близки сердцу каждого христианина, как близки и всегда новы те вечные, неизменные, живые истины, о которых они проповедуют»[12].

Все многочисленные творения святителя Тихона Задонского проникнуты евангельским и святоотеческим духом и поэтому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого христианина, какого бы развития умственного и нравственного он ни был, в каком бы звании и состоянии ни находился. Эти творения служат ему духовным руководством на всех путях его жизни, утешая его в скорбях, останавливая от грехов, поучая его христианским обязанностям в семье и в обществе и указывая верный путь к Царству Небесному.

В заключение этого краткого обзора и характеристики творений святителя Тихона можно привести слова одного из его келейников. «О, как много людей, — говорит он, — жаждущих вечного спасения, духовная сия струя напояла в маловременной сей жизни. Но и по преставлении его в блаженную вечность напояет через душеполезные свои сочинения»[13].

 

Заключение

 

Творения святителя Тихона имеют большое значение не только для Русской, но и всей Православной Церкви, являясь частью ее Священного Предания. Помимо этого объективного фактора, существует еще ряд обстоятельств, делающих личность и духовное наследие святителя особенно близкими православным христианам конца ХХ века, а изучение его творений - особенно значимым.

1. Творения святителя Тихона имеют преимущественно нравоучительный характер и практическую направленность. В новое время, когда возникающие ереси являются главным образом лишь повторением или видоизменением заблуждений уже известных и опровергнутых Церковью, особую актуальность приобретают вопросы христианской нравственности, насущным становится указание «пути ко спасению» и водительство на этом пути посредством проповеди и нравственно-аскетических творений. Именно в этом видел свою задачу как архипастырь и как церковный писатель святитель Тихон.

2. Современное состояние России и русского общества во многом напоминает времена святителя Тихона. Как теперь, так и тогда Россия являлась страной, открытой западному миру, влияние которого стало существенным фактором жизни всех (хотя и в разной мере) слоев русского общества. Влияние это имело (и имеет), с точки зрения христианской нравственности, характер преимущественно отрицательный. В смысле религиозном - по причине активного распространения неправославных и вообще нехристианских взглядов; в плане бытовом - из-за искажения традиционного уклада жизни русского общества: среди его высших слоев стали распространяться взгляды эпохи Просвещения, стремление к роскоши, искание чинов, наград, презрение к простому народу, а среди последнего тоже колебания в вере (вследствие этого - возникновение уже «русских» рационалистических сект, усиление настроений раскола, возрождение языческих верований и обрядов), а также пьянство и иные пороки. В настоящее время названные явления лишь усугубляются.

3. Святитель Тихон близок нам не только в связи с актуальностью для человека конца ХХ века тех исторических реалий, которые так ясно предстают и получают свою оценку в его творениях, но и как православный духовный писатель, учитель Церкви, живший в России (уже реформированной Петром I и его преемниками) немногим более двух столетий назад (в истории временное расстояние незначительное), обращающийся преимущественно к простому народу, на языке, нам гораздо более близком, чем язык древнерусских писателей; наконец, как архипастырь святой жизни, великого дара слова и силы духа.

Все это делает творения святителя Тихона Задонского предметом пристального внимания (как изучения, так и душеполезного чтения), а их автора как угодника Божия и святителя Русской Церкви - особенно близким современному православному человеку.

 

 

Список использованной литературы

1. Гиппиус А.Н. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X—XX вв. - М., 1992.

2. Евлогий, архим. О святителе Тихоне Задонском и его творениях. - М., 1898.

3. Житие святителя Тихона, епископа Воронежского // - М. 1991. № 8 (рубрика «Домашняя церковь»).

4. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. - М.: Сретенский монастырь, 2007.

5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творенията на св. Тихон Задонски. - София, 2007.

6. Литвинов В. В. Библиографический указатель литературы о святителе Тихоне Задонском и обзор изданий его творений. — Воронеж, «Воронежская старина», вып. X. 1911. С. 262-263.

7. Михаил (архиепископ). Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской патриархии. 1971. № 10.

8. О творениях преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. – М. «Воскресное чтение». 1971.

9. Панков В., прот. Святитель Тихон, епископ Задонский (К 200-летию со времени преставления) // Журнал Московской патриархии. 1983. № 8.

10. Попов Т. Д. (свящ). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. - М., 1916.

11. Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворца России. - М., 2000.

12. Коледич Е.Н. «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского. Особенности поэтики. – М. 2014.

 

13. Лебедев А. (прот.) Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. — 3-е изд. — СПб., 1896.

14. Энциклопедический словарь. – М. Профиздат. 2010.

 

Интернет-источники

 

15. http://www.portal-slovo.ru

16.http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_1451

17.http://pokrov.gatchina.ru/Holy/Holys/500.htm

18. http://days.ru/Life/life4431.htm

19. http://www.wikipedia.ru


[1] Литвинов В. В. Библиографический указатель литературы о святителе Тихоне Задонском и обзор изданий его творений. — Воронеж, «Воронежская старина», вып. X. 1911. С. 262-263.

[2] Евлогий, архим. О святителе Тихоне Задонском и его творениях. - М., 1898. С.179

[3] Попов Т. Д. (свящ). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. - М., 1916. С.56

[4] Лебедев А. (прот.) Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. — 3-е изд. — СПб., 1896. С.97

[5] Житие святителя Тихона, епископа Воронежского // - М. 1991. № 8 (рубрика «Домашняя церковь»). С.157

[6] Там же. С.159-161

[7] Панков В., прот. Святитель Тихон, епископ Задонский (К 200-летию со времени преставления) // Журнал Московской патриархии. 1983. № 8.

 

[8] Попов Т. Д. (свящ). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. — М., 1916. С.92

[9] Михаил (архиепископ). Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской патриархии. — 1971. — № 10. — С. 60-75.

 

[10] Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворца России. - М., 2000. С.27

[11] Коледич Е. Н. «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского. Особенности поэтики. – М., 2014.

[12] Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. — М.: Сретенский монастырь, 2007. С.53

[13] Там же. С.61




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.