Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора




Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Выдача (экстрадиция, от лат. - выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства) является важной составной частью международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В основе института выдачи лежит принцип (или выдай, или суди), который означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления.

Экстрадиция направлена на реализацию принципа неотвратимости ответственности и основана на принципах и нормах международного и национального права. В современном мире с учетом процессов глобализации, значительной миграции и роста транснациональной преступности вопросы выдачи преступников, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений, приобретают все большее значение.

С точки зрения процессуального права выдача - это процесс передачи лица, совершившего преступление или обвиняемого в совершении преступления, одним государством (запрашиваемым) другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление, либо государству, гражданином которого это лицо является, либо государству, против интересов которого направлено преступное деяние.

Основными целями выдачи являются: 1) уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, влекущего за собой применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года; 2) исполнение постановленного судом и вступившего в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание, в отношении лица, не отбывшего данное наказание.

Экстрадиция включает в себя выдачу обвиняемых в совершении преступления для их уголовного преследования, а также передачу лиц тому государству, где в отношении их вступил в силу обвинительный приговор суда, для приведения приговора в исполнение.

Часто используемое словосочетание "выдача преступника" юридически некорректно, так как противоречит основополагающему принципу презумпции невиновности. Субъектом экстрадиции может быть не только осужденный, т.е. лицо, чья виновность в совершении преступления установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, но и лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления. При использовании термина "преступник" применительно к институту выдачи в нарушение принципа презумпции невиновности предрешается вопрос о виновности выдаваемого лица.

Проблема выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора является наиболее сложной для практической реализации, поскольку непосредственно затрагивает суверенитет государств и находится на стыке международного и внутригосударственного права.

Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.

1. Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности состоит в передаче лица, совершившего деяние, предусмотренное международным договором в качестве основания выдачи.

2. Выдача лица для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства.

3. Выдача на время осуществляется в тех случаях, когда лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено. В этом случае оно может быть выдано на срок расследования конкретного преступления. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено запрашиваемому государству.

Следует различать выдачу преступников (экстрадицию) и возвращение преступников, совершивших угон воздушного судна, государству его регистрации. Вместе с угонщиками возвращаются воздушное судно, документы, оружие, личные вещи и багаж, а также другие имеющиеся доказательства.

Правовыми основаниями выдачи являются многосторонние конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений, а также специальные региональные и двусторонние соглашения о правовой помощи или выдаче преступников и национальное законодательство.

Многосторонние конвенции, регулирующие вопросы выдачи, включают документы ООН, Совета Европы и СНГ.

К числу значимых для России документов ООН относятся конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений, включая Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенцию ООН против коррупции 2003 г. и другие акты, содержащие специальные разделы о выдаче, которые применяются к преступлениям, охватываемым данными Конвенциями. Кроме того, 14 декабря 1990 г. была принята Резолюция 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН "Типовой договор о выдаче". Данный документ не носит обязывающий характер, но имеет рекомендательное значение для межгосударственного регулирования вопросов выдачи.

Европейская Конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг. регулирует вопросы выдачи между государствами - членами Совета Европы. При ратификации данной конвенции Россией был сделан ряд заявлений и оговорок, в том числе касающихся права страны отказать в выдаче в определенных ситуациях.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г., включает специальный раздел "Выдача", посвященный данному виду правовой помощи государств - членов СНГ.

Кроме того, важное значение имеют региональные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, например Европейская конвенция о пресечении терроризма 1997 г., ратифицированная Россией Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ, специально посвященная проблеме выдачи в связи с преступлениями, предусмотренными данной Конвенцией.

Поскольку наша страна является одновременно участником Совета Европы и СНГ, в практике реализации указанных выше конвенций российскими правоохранительными и судебными органами порой возникают коллизии, связанные, главным образом, с особенностями толкования норм Европейской Конвенции о выдаче 1957 г. Европейским судом по правам человека.

Основания для выдачи

Понятие "экстрадиционного преступления". Действующее международное уголовно-процессуальное право предусматривает право государств обращаться с просьбой о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства при наличии оснований для выдачи. Общим условием для выдачи является совершение лицом деяния, обладающего признаками так называемого "экстрадиционного преступления", включая следующие:

- совершение лицом деяния, наказуемого по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств (правило двойной криминальности);

- совершение лицом деяния, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание (правило минимального срока наказания).

При выдаче соблюдается также следующее правило: лицо, которое было выдано, подвергается уголовному преследованию только за то преступление, в связи с которым оно было выдано (правило конкретности).

В Российской Федерации установлены сходные основания для выдачи. Выдача Россией лица, находящегося на ее территории, может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации (ч. 3 ст. 462 УПК).

Направление Российской Федерацией запроса иностранному государству о выдаче лица, находящегося на его территории, для уголовного преследования или исполнения приговора производится на основании международного договора с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством России. Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора (ч. 1 и ч. 2 ст. 460 УПК).

Российская Федерация в соответствии с заключенным ею международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории России, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по УК и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет также произведена выдача (ч. 1 и ч. 2 ст. 462 УПК).

Основания для отказа в выдаче подразделяются на обязательные и факультативные. Согласно обязательным основаниям выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином России. В силу ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 1 ст. 13 УК граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

3) в отношении указанного в запросе лица на территории России за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 27 УПК);

4) в соответствии с российским законодательством уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию (ст. 78, 83 УК; ст. 24, 27 УПК);

5) имеется вступившее в законную силу решение российского суда о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ (ч. 1 ст. 464 УПК);

6) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному законодательству РФ преступлением.

Согласно факультативным основаниям в выдаче лица может быть отказано, если:

1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории России или против интересов России за пределами ее территории;

2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК; ч. 2 ст. 464 УПК).

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа (ст. 464 УПК).

В целях защиты прав и свобод выданного лица в законодательстве установлены пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации.

Лицо, выданное России иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче (за исключением случаев, когда преступление совершено лицом после его выдачи). Однако согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию России (в этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло покинуть территорию России не по своей вине);

2) выданное лицо покинуло территорию России, но затем добровольно возвратилось в Россию (ст. 461 УПК).

Правило о пределах уголовного преследования (правило конкретности) установлено для того, чтобы исключить случаи злоупотребления доверием запрашиваемого государства при решении вопроса о возможности выдачи. Например, выдача запрашивается в связи с обвинением в общеуголовном преступлении, а на самом деле лицо хотят привлечь к ответственности за политическое преступление, обвинение в совершении которого исключает выдачу (см. п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче).

Процессуальный порядок принятия решений о выдаче

Когда компетентным органам заинтересованного в выдаче государства становится известно, что преступник находится на территории иностранного государства, с которым имеется двусторонний договор о выдаче (правовой помощи), либо государства - участника соответствующей многосторонней конвенции, и одновременно отсутствуют обстоятельства, исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому государству требование (запрос) о выдаче. Сношения по вопросам выдачи, вытекающие из Конвенции СНГ, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) стран-участниц (ст. 80). Назначенным органом Российской Федерации по рассмотрению вопросов о выдаче в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче является Генеральная прокуратура РФ (ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного Протокола и второго дополнительного Протокола к ней").

Направление Российской Федерацией запроса иностранному государству о выдаче лица, находящегося на его территории

При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого перечисленных оснований и условий все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Законодательством установлены требования к содержанию такого запроса (ч. 3-5 ст. 460 УПК; ст. 12 Европейской конвенции о выдаче; ст. 58 Конвенции СНГ).

В 2009 г. Генеральная прокуратура РФ направила 503 запроса о выдаче лиц из-за рубежа, из них 352 запроса направлены в страны СНГ и 151 запрос - в страны дальнего зарубежья. В этом же году принято 289 решений о выдаче в Российскую Федерацию, из них государствами СНГ- 249, странами дальнего зарубежья - 40.

Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории России

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляют лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняют ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со ст. 463 УПК (ч. 4-7 ст. 462 УПК). Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение семи суток со дня его вынесения (ст. 463 УПК).

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа в выдаче (ч. 3 ст. 464 УПК).

В 2009 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 2218 запросов о выдаче из Российской Федерации, главным образом, из стран СНГ (2178); принято 1390 решений о выдаче из нашей страны; отказано в выдаче 346 человек; в 237 случаях принято решение об отсрочке выдачи лиц из России.

Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до окончания исполнения приговора (ч. 1 ст. 465 УПК; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче; ст. 63 Конвенции СНГ). Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, ст. 78 УК) или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ст. 465 УПК).

При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требования поступили от нескольких государств, запрашиваемое государство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно относительно тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче). В Российской Федерации решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ч. 7 ст. 462 УПК).

Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица, передача выдаваемого лица, передача документов

При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК (ст. 97-110). Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения российским судом. Генеральный прокурор РФ или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица (ст. 466 УПК).

Законодательством РФ подробно регулируются вопросы передачи иностранному государству выдаваемого лица, а также предметов, являющихся орудиями преступления, несущих на себе следы преступления или добытых преступным путем (ст. 467, 468 УПК).

Решения, принятые Генеральным прокурором РФ как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных ст. 460-468 УПК, Европейской конвенцией о выдаче, Конвенцией СНГ и другими соответствующими двусторонними договорами РФ, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 19 и ст. 125 УПК могут быть обжалованы в суд заинтересованными лицами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.