Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минск БГУ 2004 10 страница




Стратегия экономического ускорения. Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971—1972 гг. были задействованы также внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повышена заработная плата трудящимся. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. В IV пятилетке (1971—1975 гг.) среднегодовой прирост промышленного производства составил 10,4 %, национальный доход увеличился на 62 % при плане 38—39 %, прирост сельскохозяйственного производства достиг 22 % при плане 18—21 %, средняя заработная плата возросла на 40 % при плане 17—18 %. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства «развитого социалистического общества».

Увеличение внешнего долга Польши. В середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта в капиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд долларов.

Ухудшение материального положения населения и активизация рабочего движения. Все более ощутимыми становились трудности с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство приняло решение провести в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на решительное сопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плойке и на тракторном заводе «Урсус» под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивым газом. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Результаты V пятилетки (1976—1980) оказались неожиданными. Темпы роста национального дохода, зарплаты упали более чем в 8 раз, промышленного производства — более чем в 2,5 раза. Объем сельскохозяйственной продукции в 1980 г. составил 90 % от уровня 1975 г. В 1979 г. уровень национального дохода государства не только не вырос, но и упал на 2,3 %.

Таким образом, со второй половины 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в «реальном социализме», оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. К началу 80-х гг. страна находилась в преддверии социально-экономического и политического кризисов, одной из причин которых являлось изменение мировой хозяйственной конъюнктуры.

Оформление организованной оппозиции. До событий конца 1974 — начала 1976 г. оппозиционность проявлялась в двух формах: как диссидентство и умеренная (конструктивная) оппозиция. Легальной оппозицией были клубы католической интеллигенции (существовало пять клубов) и действовавшая в сейме депутатская группа «Знак» (количеством пять человек). Легальная оппозиция имела несколько журналов и издательств, среди которых были такие известные как «Тыгодник повшэхны» (редактор Е. Турович), «Вензь» (редактор Т. Мазовецкий) и «Знак» (редактор Б. Цывиньский).

Июньские события 1976 г. дали новый толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих (КОР), в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций в июне 1976 г., развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

В 1977 г. был создан Комитет общественной самозащиты (КОС), который объединился в последствии с КОР. Новый комитет КОР—КОС, среди руководителей которого были Я. Куронь, К. Модзелевский, А. Михник и другие, объединял тех, кто выступал против тоталитарного режима.

Особое внимание было обращено на рабочую среду. Рабочим читали лекции о «белых пятнах» в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями, касающимися прав трудящихся. Была налажена широкая «самиздатовская» деятельность, для ведения пропаганды широко использовались западная польскоязычная печать и радиостанции. В конце 70-х гг. началось создание свободных профсоюзов.

Рост влияния Костела на общественную жизнь Польши. Во второй половине 1970-х гг. стали возникать и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К. Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы римского в Польшу в 1979 г.

Социально-экономический и политический кризис 1980—1981 гг. Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Рабочие стали требовать строительства памятника жертвам событий декабря 1970 г.

17 августа рабочие Гданьска создали Межзаводской стачечный комитет (МСК), который включал представителей 460 предприятий города. 18 августа были сформулированы и переданы властям требования, состоявшие из 21 пункта. Одним из них было право на создание независимых от партии и администрации профсоюзов.

В тот же день состоялось чрезвычайное заседание руководства Гданьска при участии представителя Политбюро ЦК ПОРП С. Кани и командующего военно-морским флотом адмирала Янчишина. Вечером того же дня Э. Герек признал ошибки, пообещал провести реформы и призвал бастующих вернуться на работу.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и право на создание ими независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования соратников и экспертов бастующих. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, много лет проработавший в партийном аппарате, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

Создание независимого профсоюза «Солидарность». В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность». К концу 1980 г. в нем состояло около 3 млн. членов. Другие профцентры значительно уступали ему по численности. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой. Большую помощь ей оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. В ее ряды в течение короткого времени вступило около 9 млн. человек, из них около 1 млн. членов ПОРП (20 % от общей численности партии). «Солидарность» выросла на волне рабочего протеста и в первое время не имела ясных перспектив дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией «саморегулирующейся революции». Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.

В сентябре 1980 г. состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, который внес изменения в состав партийного и государственного руководства. Вместо Э. Герека пост первого секретаря партии занял С. Каня, а пост председателя Совета Министров — Ю. Пиньковский. В феврале 1981 г. Пиньковский подал в отставку и на пост председателя Совета Министров ПНР был назначен генерал В. Ярузельский, сохранивший за собой пост министра национальной обороны. В октябре 1981 г. он был избран первым секретарем ЦК ПОРП. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР, требовавшего принятия более решительных мер против «Солидарности».

Обострение политической ситуации в конце 1981 г. и введение в стране военного положения. Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского Договора в Польшу, Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, почти 6 тыс. руководящих деятелей «Солидарности» всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим. В ходе введения военного положения погибли восемь человек.

Экономические и политические реформы 1980-х гг. Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

31 декабря 1982 г. Государственный совет приостановил действие военного положения, а 22 июля 1983 г. вообще отменил его. Руководство ПОРП предприняло попытку восстановить свой авторитет и сплотить своих сторонников. С этой целью в октябре 1982 г. через сейм был проведен закон о профсоюзах. По нему разрешалась деятельность профсоюзов, признающих руководящую роль ПОРП в строительстве социализма и придерживающихся принципа общественной собственности на средства производства. Однако меры, предпринимаемые партийным и государственным руководством, не приносили ожидаемого результата. В обществе сохранялась напряженность и недоверие к ПОРП.

В 1986—1987 гг. позитивные процессы в экономике приостановились. В 1987 г. ЦК ПОРП и правительство решили пойти на углубление реформы экономической и общественной жизни. Это предусматривало реорганизацию центральных органов управления, восстановление рыночного равновесия за счет повышения цен, создание рынка средств производства, предметов потребления, капиталов, рабочей силы. С целью заручиться поддержкой населения при реализации реформы в ноябре 1987 г. был проведен референдум, который, однако, не принес желаемого результата.

Деятельность оппозиции в 1980-е гг. После введения военного положения «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была сформирована Временная координационная комиссия «Солидарности». В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Надежды на быстрый компромисс между властями и «Солидарностью» не оправдались. Начался многолетний период борьбы за легализацию «Солидарности», в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену открытой политической борьбы.

Все это время «Солидарность» пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в Польше продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности», польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности». Уже в августе этот лозунг в требованиях бастующих вышел на первый план.

Формирование реформаторского крыла в ПОРП. В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей «Солидарности», изъявивших к этому готовность, а с конца августа 1988 г. началась подготовка заседаний «круглого стола». Идея проведения «круглого стола» сталкивалась с противодействием как радикального крыла в «Солидарности», так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили руководитель партии В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации «Солидарности».

«Круглый стол» 1989 г. «Круглый стол» с участием представителей «Солидарности», правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) — профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г., и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, о создании в парламенте второй палаты — сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

В верхнюю палату — сенат — проводились свободные выборы, в нижней палате — сейме 38 % мест было зарезервировано за кандидатами от ПОРП, лидер которой должен был стать президентом страны. Вместе с союзниками — ОКП и СД — коммунисты получали 65 % мест. Оставшиеся 35 % мест отводились независимым кандидатам, а фактически «Солидарности».

Реализация решений «круглого стола». 17 апреля 1989 г. состоялась повторная регистрация «Солидарности». После завершения работы «круглого стола» в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к парламентским выборам. Прошедшие в июне 1989 г. два тура выборов в парламент принесли оппозиции неожиданный для нее успех. Она провела практически всех своих кандидатов в сейм и сенат уже в первом туре. 19 июля на совместном заседании сейма и сената президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от «Солидарности» не участвовали в голосовании. Победив формально, В. Ярузельский понес моральное поражение.

Создание некоммунистического правительства. После президентских выборов начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа 1989 г. О своей готовности войти в него заявили «Солидарность» и бывшие союзники ПОРП — ОКП и СД. Премьер-министром кабинета стал видный деятель светских католиков Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Переход к парламентской демократии. Со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, происходила трансформация уже существовавших. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение об ее самороспуске. Правопреемником ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП).

Было изменено название государства — с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона.

Для оздоровления экономики страны был принят план стабилизации, предусматривавший введение жестких мер, снижение государственных дотаций («шоковая терапия») и обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы. План получил одобрение на Западе. Его осуществление позволило достаточно быстро стабилизировать финансовую систему, насытить внутренний рынок товарами, начать приватизацию предприятий. Но одновременно продолжало сокращаться промышленное и сельскохозяйственное производство, более быстро, чем предполагалось, росла безработица, превысив в начале 1992 г. 2 млн. человек.

Таким образом, произошедшие в 1989 г. изменения в политической жизни страны свидетельствовали об отказе от советской модели социализма и начале демократических преобразований в Польше.

Тема 7. Западнославянские страны
в 1990-х гг. — начале XXI в.

Политические преобразования в Польше в начале 1990-х гг. Демократическая революция 1989 г. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Начатые правительством Т. Мазовецкого преобразования были укреплены и развиты уже в начале 1990-х гг. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.

Президентские 1990 г. и парламентские 1991 г. выборы в Польше. В 1990 г. прошли досрочные президентские выборы, во втором туре которых победу одержал Л. Валенса. Досрочно завершил свою работу и т. н. «контрактный сейм». В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 1920-х гг., сейм состоял из множества политических партий, с преобладанием правых и центристских. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ, направленных на создание демократического, индустриального общества западного образца, к чему стремилось большинство политических сил страны. Отсутствие единства нашло отражение в частой смене правительственных кабинетов в период 1991—1993 гг. (Я. К. Белецкого, Я. Ольшевского, В. Павляка, Х. Сухоцкой).

Социально-экономические преобразования в стране. Еще в 1989 г. в Польше была разработана программа социально-экономических преобразований в стране («шоковая терапия»). Её основная задача заключалась в стабилизации экономики и скорейшем переходе от социалистической к рыночной системе хозяйствования. Реализация программы началась 1 января 1990 г. с либерализации цен и ограничения денежных доходов населения. Однако вопрос о росте инфляции не был снят, что привело к использованию государством жесткой денежной политики. С одной стороны, это дало свои результаты уже к середине 1990 г., а с другой — в стране наблюдался спад промышленного производства, критическое положение в сельском хозяйстве и как следствие — нарастание социальных проблем.

В 1990—1992 гг. была проведена и т. н. «малая приватизация», в результате которой 97 % магазинов, торговых точек, ресторанов и других объектов перешли в частную собственность. Основные направления предложенной Л. Бальцеровичем экономической политики были характерны для всех правительственных кабинетов, работавших в 1991—1993 гг.

Парламентские 1993 г. и президентские 1995 г. выборы в Польше. На парламентских выборах 1993 г. победу одержал Союз демократических левых сил, а новый правительственный кабинет сформировал В. Павляк. Было объявлено, что экономические преобразования будут продолжены, однако их социальная цена — снижена. Вместе с тем до 1998 г. проведенные в начале 1990-х гг. экономические реформы давали свои результаты. В 1995 г. в стране прошли президентские выборы, на которых победу одержал лидер социал-демократов А. Квасьневский.

Развитие Польши в 1995 г. — начале XXI в. В 1997 г. на парламентских выборах победу одержала Избирательная акция «Солидарность», а правительство сформировал Е. Бузек. Деятельность кабинета пришлась на период ухудшения хозяйственной конъюнктуры на Западе и финансового кризиса в России, что привело к замедлению темпов экономического роста в Польше и снижению уровня жизни населения. Конец XX — начало XXI в. был отмечен активизацией выступлений рабочих, крестьян и служащих. В значительной степени это обусловило победу на президентских 2000 г. и парламентских 2001 г. выборах представителей левых сил. Президентом страны был избран А. Квасьневский, а новый правительственный кабинет сформировал Л. Миллер.

За период с 1995 г. в Польше была принята новая конституция (1997), которая существенно ограничила роль президента и сейма и укрепила позиции правительства в системе законодательной и исполнительной власти, проведены административная реформа и реформа самоуправления.

Самым значительным достижением конца 1990-х гг. стало преодоление экономического кризиса и обеспечение высоких темпов экономического роста. Однако социальная цена проводимых реформ по-прежнему оставалась очень высокой. В этих условиях был разработан план «Финансовая стратегия государства на 1999—2001 гг.», который получил название «второго плана Бальцеровича».

Внешняя политика Польши. В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь — Европейский Союз и НАТО. Желание вступить в ЕС не встретило сопротивления со стороны России, в то время как перспектива вступления польского государства в НАТО в некоторой степени осложнило российско-польские отношения. Несмотря на это, в 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране.

Вопрос вступления в ЕС (Польша являлась ассоциированным членом этой организации с 1994 г.) поставил польское руководство перед необходимостью усовершенствования законодательной базы государства и решения ряда социально-экономических проблем. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза.

Кроме общеевропейских объединений Польша активно развивает региональное сотрудничество с центрально-европейскими странами и является членом таких региональных объединений, как Вышеградская четверка, Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская инициатива и др.

Чешская и Словацкая федеративная республика в 1990—1992 гг. События «бархатной революции» привели к кардинальным политическим изменениям в стране. 10 декабря 1989 г. было сформировано новое коалиционное правительство ЧССР во главе с М. Чалфой. Президентом страны был избран В. Гавел, а А. Дубчек — назначен председателем Федерального собрания. В конце 1989 — начале 1990 г. в Чехословакии возникло более 20 политических партий.

В июне 1990 г. в стране прошли парламентские выборы. В Чехии победу одержал «Гражданский форум» (ГФ), а в Словакии — «Общество против насилия» (ОПН), которые объединились и сформировали правительственный кабинет во главе с В. Клаусом. Президентом страны 20 июня 1990 г. был избран В. Гавел.

Экономические реформы в Чехословакии. Новое правительство разработало программу экономических реформ. Её автором стал В. Клаус. Ещё в мае 1990 г. в Чехословакии вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Осенью 1990 г. был принят закон о реституции, который положил начало «малой приватизации». Одним из важнейших шагов реформы стала либерализация цен. Закон о ценах, вступивший в силу в январе 1991 г., закрепил возможность маневрирования в регулировании цен. Валютный закон 1991 г. одновременно с введением внутренней конвертируемости кроны установил жесткий валютный режим. Повысилась конкурентоспособность чехословацкого экспорта. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица среди людей, занятых в тяжелой и горной промышленности. Возникшие экономические трудности изменили чехословацкую политическую сцену.

Национальный вопрос в Чехословакии. На фоне экономических проблем обострился национальный вопрос, что нашло отражение и в изменении названия государства — Чешская и Словацкая федеративная республика (либо Чехо-Словакия). Принятый в декабре 1990 г. Конституционный закон о Чехословацкой федерации (известный как закон о компетенциях) значительно ограничил полномочия федеральных органов власти и дал большую самостоятельность национальным органам, однако это не сняло остроту проблемы.

В 1991—1992 гг. к исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. 14 марта 1991 г. в Братиславе состоялся митинг с требованием государственной самостоятельности Словакии.

На парламентских выборах 1992 г. победу в Чехии одержала выделившаяся из ГФ Гражданская демократическая партия в союзе с христианскими демократами, а в Словакии — Движение за демократическую Словакию, которое выступало за независимость Словакии.

Попытки чешской и словацкой сторон достичь соглашения относительно дальнейшего развития в рамках единого государства не принесли успехов. Стороны договорились о разделе Чехо-Словакии на два независимых государства, что было законодательно закреплено Федеральным собранием, подписавшим 25 ноября 1992 г. закон о прекращении существования ЧСФР с 1 января 1993 г. В этих условиях в сентябре 1992 г. в Словакии была принята конституция. В Чешской республике (ЧР) основной закон был принят только в декабре 1992 г. Что касается вопроса о разделе федерального имущества, то окончательно он был урегулирован только в 2000 г.

Развитие Чешской республики. В 1993 г. была принята новая конституция ЧР, которая определяет страну как демократическое правовое государство.

Несмотря на наличие в обществе различных политических взглядов, коалиционное правительство В. Клауса (действовало с 1992 по 1997 г.) проводило прагматичный курс. Однако некоторые из преобразований (например, закон 1993 г. о противозаконности коммунистического режима и сопротивлении ему, а также закон о люстрациях) коснулись бывших партийных функционеров. Закон 1996 г. изменил концепцию управления, затронув экономический блок и сократив численность правительственного кабинета, и способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления.

Экономическая политика чешских правительств. Стратегия чешской экономической реформы базировалась на жесткой денежно-кредитной политике, либерализации цен, внешней торговли и валютной политики, быстрой массовой приватизации, создании правовой базы рыночной экономики. Первоначально реформы привели к спаду производства, однако уже с 1994 г. стал наблюдаться его постепенный прирост. Вместе с тем в стране развивалась инфляция и росла безработица (в первую очередь скрытой). Экономические реформы привели к возникновению социальных проблем, что вызывало народные выступления.

К середине 1990-х гг. были приняты законы о свободном предпринимательстве, осуществлена либерализация цен, чешская крона стала внутренне конвертируемой, ее курс стабилизировался. Однако нерешенными оставались проблемы капиталовложений, взаимной задолженности предприятий. В промышленной сфере требовалась значительная модернизация и перестройка. Для этого широко использовался иностранный капитал. В 1995 г. иностранные инвестиции составили 7 млрд. долл., в 1999 г. — 5,1 млрд долл., из них 80 % пришлось на страны ЕС.

Финансовый кризис 1997 г., когда были исчерпаны преимущества чешской экономики, связанные в первую очередь с низкой стоимостью рабочей силы, вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. В результате в апреле 1997 г. была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Её реализация привела к тому, что объем экспорта на душу населения Чехии был самым высоким после Словении. Уровень инфляции в 2000 г. составил 3,9 %, а благодаря комплексной системе социальной защиты уровень безработицы в 1999 г. достиг 9,4 %. Вместе с тем, в Чехии постоянно усиливалось расслоение общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.