КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассматриваемые мероприятия
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВОДИТЕЛЯМ, ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
6.1. Возрастные ограничения для получения водительского удостоверения В настоящей главе рассматривается тематика и качество исследований по влиянию указанных выше мероприятий на безопасность дорожного движения. Рассматривается также их влияние на пропускную способность автомобильных дорог и на состояние окружающей среды. В конце главы приводится информация о расходах и эффекте от средств, вложенных на реализацию мероприятий.
Качество исследований существенно меняется. Имеются качественные экспериментальные исследования по подготовке водителей автомобилей (6.4) и специальной подготовке "трудных" водителей (6.5). В методическом отношении эти исследования являются одними из самых лучших, сделанных в области безопасности дорожного движения и влиянию мер по обеспечению безопасности на количество ДТП. Качество исследований по остальным мерам не такое высокое. По системам мотивирования и поощрения водителей (6.10), требованиям безопасности специальных служб (6.12), требованиям безопасности школьных автобусов (6.13) имеется очень небольшое количество исследований. Много исследований выполнено по разработке требований к состоянию здоровья водителей (6.2), но качество этих исследований не всегда самое лучшее. Таблица 6.0.1. Охват исследований о требованиях к водителям, подготовке водителей и профессиональных водителей
Особенно много исследований о требованиях к водителям и подготовке водителей проведено за пределами Норвегии. Как в Норвегии, так и в других странах наиболее исследованными темами являются: влияние потребления наркотических веществ на риск ДТП у водителей, влияние курса обучения вождению автомобиля в условиях гололеда на водителей, влияние требования об обязательной подготовке водителей мопеда. Результаты исследований, сделанных в разных странах, как правило, совпадают. По другим отраслям выявляются общие закономерности (взаимозависимости), которые позволяют сделать вывод о том, что результаты исследований, сделанных в одной стране, являются пригодными и в другой стране. Таким является, к примеру, зависимость, которая наблюдается между возрастом водителя и его риском попадания в ДТП. Такая зависимость выявлена везде, где исследовались эти вопросы. Самые молодые водители имеют самый высокий риск ДТП. Водители среднего возраста имеют наиболее низкий риск ДТП. Риск ДТП у пожилых водителей, однако, немного выше, хотя, как правило, он ниже риска молодых водителей. То, что во всех автомобилизированных странах выявлена взаимозависимость между возрастом водителя и его риском попадания в ДТП, дает основание полагать, что влияние, например, возрастных ограничений для получения водительского удостоверения во всех странах одинаково.
Возрастное ограничение для получения водительского удостоверения может рассматриваться как компромисс между аспектами безопасности движения и самостоятельной мобильности молодого человека. Исследования показывают, что повышение возрастного ограничения для водителейновичков на один год в возрасте между 16 и 21 годом позволяет сократить риск аварийности в течение первого года вождения на 5-10%. Наиболее распространенный возрастной предел допуска к вождению автомобиля во многих странах - 18 лет. Этот возраст совпадает с возрастом совершеннолетия и дееспособности. В отношении здоровья водителей в Норвегии установлены требования, относящиеся к зрению, слуху и определенным заболеваниям, в частности, эпилепсии и сердечным заболеваниям. Большинство водителей (90 - 95%) вполне соответствует этим требованиям. Водители, которые не соответствуют, отличаются повышенным риском аварийности. Повышение риска аварийности особенно заметно у эпилептиков: водители-эпилептики имеют двухкратный риск аварийности по сравнению со здоровыми водителями. Подробные требования в Норвегии установлены также к знаниям и навыкам водителя. Исследования показывают, что хорошее знание правил дорожного движения не имеет фактически никакой взаимосвязи с количеством ДТП. Мало изучено влияние на безопасность того, насколько водитель понимает и осознает риск и какими он обладает навыками вождения. Водители, проходившие специальную подготовку, например, в виде курсов езды по скользкой дороге, не отличаются более низким риском аварийности, чем водители, не проходившие подобных курсов. Наоборот, прослеживается тенденция, что определенные виды тренировки у водителей повышают риск аварийности. Зато обучение так называемых "трудных" или "проблемных" водителей предусмотрительной манере езды, повидимому, снижает риск аварийности этого типа водителей на 5-10%. Под "трудными" или "проблемными" водителями здесь подразумеваются водители-рецидивисты, которые имеют несколько судимостей за нарушение Правил дорожного движения (ПДД).
Основополагающее (формальное) обучение водителей в Норвегии дается в автошколах, которые содержатся либо частными предпринимателями, либо общественными организациями и готовят водителей согласно учебному плану. Согласно исследованиям, такой вид обучения в течение первого года вождения не приводит к снижению риска аварийности водителейновичков по сравнению с теми новыми водителями, которые прошли обучение вождению у членов семьи или друзей и знакомых. Увеличенное количество учебной езды, повидимому, приводит к снижению риска аварийности, но влияние трудно установить точно (Glad, 1996). Поэтому необходимо продолжать изучение содержания обучения, а также того, как водители-новички используют свои знания и навыки в дорожном движении. Это даст предпосылки для развития содержания обучения в том направлении, которое позволит благоприятно влиять на безопасность движения. С методической точки зрения трудно исследовать, какой водительский экзамен в достаточной мере влияет на аварийность. Сдача теоретического экзамена, повидимому, не оказывает никакого влияния на безопасность движения. Исследования показывают, что чем жестче требования к экзамену, тем выше процент провала кандидатов и тем больше отсеиваются опасные водители, которые при слабых требованиях не отсеялись бы. При самых жестких требованиях, которые рассматривались в различных исследованиях, разница в риске аварийности между теми, кто сдал экзамен, и теми, кто провалился, составляет 20%. В данном конкретном исследовании шла речь о добровольном экзамене, в котором провалилось 40% сдающих. Формальное обучение и прием экзаменов у водителей мопеда и мотоцикла не позволяет снижать риск аварийности, пожалуй, за исключением водительского экзамена. Одновременно имеется ряд исследований по экзаменам водителей мопедов и мотоциклов с весьма противоречивыми результатами. Формальное обучение профессиональных водителей, особенно обучение предусмотрительной манере вождения в сочетании с мероприятиями по мотивации и поощрению, может снизить риск аварийности даже на 20%. Другие типы обучения профессиональных водителей, в частности, курсы езды по скользкой дороге, повидимому, увеличивают риск аварийности. Другими словами, влияние обучения профессиональных водителей на аварийность зависит от содержания обучения, а также от того, сопровождается ли обучение другими мероприятиями. Поэтапное получение водительского удостоверения направлено на то, чтобы предотвратить молодых и неопытных водителей от попадания в условия вождения, которые сопряжены особенно высоким риском аварийности. Примерами таких мероприятий являются запрет вождения в ночное время, касающийся молодых водителей, и получение водительского удостоверения в несколько этапов. Первое практиковалось в США. Подобные запреты позволили снизить количество ДТП в течение периода действия запрета на 30-35%. Если взять все ДТП в течение суток, то снижение аварийности составляет 5%. Порядок поэтапного получения водительского удостоверения и/или временное удостоверение новых, молодых водителей снижает количество ДТП в течение периода действия этого порядка (обычно 2 года) на 10%. Регулирование времени работы и отдыха профессиональных водителей влияет на количество ДТП. Вождение автомобиля против установленного графика работы и отдыха повышает аварийность, особенно возрастает количество ДТП с травматизмом. Предполагается, что если бы правила работы и отдыха водителей в Норвегии соблюдались 100процентно, количество ДТП с травматизмом снизилось бы на 2-7% от сегодняшнего уровня. Требования к оснащению средствами безопасности специальных транспортных средств оказывают различное влияние на аварийность. Не установлено, что наличие синего проблескового маячка на крыше специальных транспортных средств снижало бы количество ДТП с участием этого типа транспортных средств. Подготовка водителей к езде на скользкой дороге также не способствует повышению безопасности. Наоборот, оба мероприятия могут привести к увеличению количества ДТП. Пожарные автомобили с желтым проблесковым маячком, однако, попадают в аварии менее часто, чем пожарные автомобили с красным сигнальным светом. Влияние требований к безопасности школьных автобусов на риск попасть в ДТП недостаточно исследовано. Дети школьного возраста подвергают себя большему риску, когда они едут в школу на велосипеде, чем в качестве пассажира школьного автобуса или автомобиля. Влияние различных требований к безопасности школьных автобусов не может быть точно установлено на основании существующих сегодня исследований.
Мероприятия, рассматриваемые в настоящей главе, не направлены, в первую очередь, на повышение пропускной способности автомобильных дорог. Ряд мероприятий может, однако, повысить пропускную способность. Такими мероприятиями являются:
Другие мероприятия, рассматриваемые в этой главе, не имеют документированного влияния на пропускную способность.
Оценка соотношения выгоды и затрат найдена по некоторым рассматриваемым в этой главе мероприятиям. Расходы, связанные с медицинским контролем пожилых водителей, соответствуют стоимости 4 ДТП с травматизмом в год. Вполне возможно, что ежегодно в результате медицинского контроля действительно удается предотвращать такое количество ДТП, так как пожилые водители, которые по состоянию здоровья не способны водить автомобиль, благодаря медицинскому контролю лишаются водительского удостоверения. Зрение примерно 3% водителей не соответствует существующим требованиям. Однако, если эти водители приобретут очки или контактные линзы для коррекции зрения, то смогут удовлетворить этим требованиям. Расходы, связанные с этим, по всей вероятности, превышают выгоду от снижения количества ДТП. Одновременно улучшение зрения повышает комфорт при вождении. Таблица 6.0.2. Ежегодные общественноэкономические расходы, связанные с требованиями к водителям, обучением водителей и подготовкой профессиональных водителей в Норвегии
Что касается формального обучения водителей в том виде, как оно осуществляется сегодня в Норвегии, выгода от предотвращения ДТП вряд ли превышает расходы, связанные с организацией обучения и получением водительского удостоверения. Это же касается обучения водителей мопедов и мотоциклов, а также обучения и проведение экзаменов профессиональных водителей. Однако эти мероприятия не направлены, в первую очередь, на повышение безопасности дорожного движения. В оценке социально-экономического значения необходимо учесть и пользу обучения для мобильности населения и пропускной способности дорожного движения. Эта польза в настоящее время недостаточно изучена, чтобы ее можно принять за основу оценки эффекта от вложенных на мероприятие средств. Водительский экзамен в том виде, как он в настоящее время практикуется в Норвегии, оказывает незначительное влияние на безопасность дорожного движения. Это объясняется тем, что те кандидаты, которые на экзамене проваливаются, сдают его заново, пока они не сдадут его и получат право на управление автомобилем. Расходы на сдачу экзамена значительно превышают пользу, достигаемую в виде сокращения количества дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия по обучению "проблемных" водителей могут иметь положительный социально-экономический эффект при условии, что стоимость обучения не превышает 600 крон на одного водителя. Требования к оснащению средствами безопасности специальных транспортных средств не дают достаточно высокого эффекта, чтобы превысить расходы, вызванные реализацией мероприятий. Выгода заключается, в первую очередь, в повышении пропускной способности, так как срочное оказание помощи, например, на место ДТП, может спасти жизни и ограничить размер материального ущерба в случае ДТП. Дополнительные расходы, связанные с предоставлением школьных автобусов для доставки в школу 6-летних детей, если у них путь в школу составляет от 2 до 4 км, дает выгоду в виде сокращения количества ДТП с участием детей этой возрастной категории, а также сокращения времени в пути (по сравнению с велосипедом) и, в целом, повышения безопасности детей по пути в школу и обратно.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |