Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие замечания о форме догматиков




1. Преобладающей формой догматиков является трехчастная. Исключение составляет один 4 гл., догматик которого построен в двухчастной форме.

1-е части догматиков имеют разное количество строк. Так во 2-м гласе их две; в 5-м – три; в 3-м, 6-м и 8-м – по четыре; в 1-м, 4-м и 7-м – по шести. Обыкновенно все строки содержат каждая особую попевку, и только в 7-м гласе на 6-ть начальных строк приходится собственно попевок 5.

Заключительные части догматиков также не во всех гласах одинаковы по числу строк, и – главное – не везде равны количеству строк первых частей. Равное количество имеют концы догматиков 2-го, 5, 6 и 8-го гласов.

 

2 гл. 5 гл. 6 гл. 8 гл.

               
       


а) а) а) а)

       
   


б) б) б) б)

 

в) в) в) в)

       
   

 


В 1-м гл. начальных 6 строк, заключительных – 4 строки.

В 3-м гл.» 4 стр.,» – 5 стр.

В 7-м гл.» 6 стр.,» – 4 стр.

 

Представляет ли заключение догматиков тематическое тожество с началом, как это наблюдается в трехчастных формах общей музыки?

На этот вопрос можно ответить лишь отрицательно. Часть гласов содержит в своих заключениях совершенно новые попевки; таковы догматики: 2 гл. и 6 гл.. В гласах 1-м, 3-м, 5-м и 8-м, наряду с попевками встречаемыми ранее, введены в заключение по одной или по две, и даже три новых, т. е.:

 

1 гл. 3 гл. 5 гл. 8 гл.

 

а) 1 ___________ а) 1 _____________ а) 1 ___________ а) 1 __________

2 ___________ 2 _____________ 2 ___________ 2 __________

3 ___________ 3 _____________ 3 ___________ 3 __________

4 ___________ 4 _____________ 4 __________

5 __________________

6 __________________

 

б) б) б) б)

 

в) 8 __________ в) 1 __________ в) 7 ___________ в) 7 _________

1 __________ 6 __________ 2 ___________ 5 _________

5 _________ 3+1 _____________ 8 ___________ 4 _________

4 _________ 8 (__________) 4 _________

3+6 __________

 

 

Заключение догматика 7-го гласа тематически сродно началу, хотя и с своеобразной перестановкой попевок:

 

 

а) 1 ____________

2 ____________

3 ____________

4 ____________

1 ____________

5 ____________

 

б)

 

в) 1 ____________

5 ____________

3 ____________

5 ____________

 

Средние части догматиков (за исключением 7-го гл.) представляют собой широко-развитые построения, по количеству строк не менее чем вдвое большие 1-й и последней части, взятых в отдельности.

 

Так в 1-м гл. на 6 начальных и 4 заключительных в средней части 10 строк.

− во 2-м гл. − 2» 2»» 8 стр.

− в 3-м гл. − 4» 5»» 10 стр.

− в 5-м гл. − 3» 3»» 14 стр.

− в 6-м гл. − 4» 4»» 14 стр.

− в 8-м гл. − 4» 4»» 13 стр.

 

В 7-м гласе средняя часть равна начальной (по 6-ти строк) и больше заключительной на 2 строки.

В 4-м гласе, при его двухчастной форме, вторая часть несоразмерно велика: в ней 18 строк (при 6-ти новых попевках) на 6 начальных.

Можно ли считать среднюю часть догматиков вполне аналогичной такой же части в сочинениях общей музыки, где она то имеет вид разработки тем, данных в первой части[8], то вводит совершенно новый и имеющий самостоятельное значение материал[9], то довольствуется материалом хотя и новым, но второстепенного значения[10]?

В этом отношении догматики представляют большое разнообразие форм.

а) Так 2 гл. вводит в средней части 5 новых попевок, на две взятые из начальной части. 4-й глас во второй части вводит 6 новых попевок, пользуясь в тоже время только одной 2-й попевкой, заимствованной из начала. Здесь, как видно, преобладает новый материал, подавляющий собою впечатление от прежде встреченных попевок.

б) В гласах 3, 5 и 6-м количество новых попевок равно количеству ранее введенных.

в) В 1 и 8-м гл. применены вновь по две попевки при явном перевесе прежних.

г) 7-й глас совсем не вводит нового материала.

Эти четыре разновидности средних частей позволяют форму одних догматиков признать довольно близкой тому, что в общей музыке называется «песенной формой» − 2-х или 3-х частной; форму других – отчасти напоминающей собою Rondo с новой темой в качестве средней части. Но искать в догматиках подлинную «разработку тем» совершенно невозможно, т. к. пользование попевками 1-й части сводится к буквальному повторению их, а не в виде каких-либо новообразований или вариантов, в чем и проявляется в сущности действительная «разработка» в сочинениях общемузыкальных. Вообще говоря, средние части догматиков, вводя новое содержание в равном или неравном количестве с прежними попевками, а также давая им перевес или подавляя их собою, лишают возможности считать формы догматиков вполне аналогичными песням 2-х и 3-х частным общей музыки, а только позволяют видеть в них некоторое подобие, частичное сходство, не больше.

Таким образом, формы догматиков совершенно своеобразны и в своих деталях не соответствуют 2-х и 3-х частным формам общей музыки.

Это обстоятельство заставляет видеть в догматиках чисто русское, самобытное, вполне оригинальное проявление музыкального творчества, независимость которого так определенно сказалась в этой свободе архитектоники форм.

 

2. Формы догматиков не только своеобразны по своему строению, но и крайне различны между собою: ни один догматик не имеет точного подобия себе. Это важно, как показатель отсутствия у их составителей хотя бы малой наклонности к шаблону или рутине, и как живое доказательство богатства и неиссякаемости их творческой фантазии.

3. Оригинальность и разнообразие форм в догматиках идут рядом с изяществом и поразительной стройностью этих форм. В этом отношении вполне безупречны гласы: 2-й, 5-й, 6, 7 и 8-й, в которых гармония частей – очевидна.

 

 

2 гл. 5 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл.

 

а) а) а) а) а)

               
       

 

 


б) б) б) б) б)

                   
         

 

 


 


в) в) в) в) в)

                   
         

 

 


Полной, совершенной стройности 1-го гл. немного мешает взаимное расположение двух пар его 6-ти и 4-х строчных построений, как это показывает схема формы:

 

а)

 

 


б)

 

 



 

в)

 

 


Присутствие в заключении догматика 3-го гл. вставной фразы, привносящей с собою некоторое нарушение симметричности, также препятствует признать его абсолютно- совершенным по форме.

 

 

а)

 

 


б)

 

 


в)


()

 

Догматик 4 гл. отличается чрезмерной растянутостью своей второй части, но вместе с тем он и подкупает единством построения всех отделов его общей формы:

 

 

а)

 


б)

 

 


Мелкие погрешности в форме гласов 1, 3 и 4-го, конечно, не могут служить серьезным возражением против признания того, что формы догматиков вообще прекрасны; они (погрешности) заставляют лишь установить для догматиков разделение их на группы – более совершенных по форме и менее совершенных.

4. Интересно отметить разницу в способе использования попевками – в большом знаменном распеве с одной стороны, и распевах применяемых в «Господи воззвах» и стихарях, - с другой.

Во всех распевах для каждого из гласов существует известное число «строк попевок». Но в распевах для стихир в каждом гласе определенно установлено как самое количество действительно «чередующихся» попевок, так и правила для такого чередования. Напр., в 1-м гл. из 5-ти попевок – четыре участвуют в чередовании, а пятая служит лишь для заключения; в 5, 6 и 8 гл. имеется по три чередующихся строки с четвертой – заключительной; в 3 и 7-м гл. чередуются две строки, а третья заканчивает мелодию гласа. В 2 и 4 гл. кроме чередующихся и заключительной строк имеются еще так назыв. начальные строки (в 2 гл. – одна, в 4-м – две первых), такие, которые применяются, не взирая на длину текста, лишь по одному разу в первой фразе текста.

В мелодии догматиков «строки-попевки» не отличаются такой правильностью и последовательностью своих чередований. Некоторые попевки применяются по несколько раз, тогда как другие значительно реже или даже всего только один раз; вслед за новыми попевками встречаются прежде введенные, иногда образуя с ними новые комбинации, а чаще оставляя их стоять особняком и т. д. Среди такой свободы чередования однако можно установить следующие характерные приемы: а) новые попевки всегда отмечают наличность особой части или отдела общей мелодии [11], что для выяснения формы мелодии и ее наилучшего восприятия имеет огромное значение; б) некоторым отдельным попевкам или комбинациям из 2-х них, придается значение кадансов [12] для отделов и частей общей мелодии, что в свою очередь может способствовать тому же уяснению или восприятию мелодии в целом; в) есть попевки, которыми форма песнопения как бы рассекается на две половины[13], и которые образуют собой центр всего песнопения.

Таким обр., в большом знаменном распеве чередование попевок обуславливается отнюдь не количеством текстовых предложений, а исключительно конструкцией общей формы. Этим объясняется тот факт, что догматики гласов имеющих равное количество попевок (1-й и 2-й по 9-ти, 4 и 6-й – по 12-ти, 3 и 7-й − по 8-ми) или весьма близко к равенству (7 и 8 поп.), образуют формы вполне своеобразные, не схожие, а тем более не тожественные.

5. Частая повторяемость некоторых отдельных попевок или комбинаций из 2-х попевок, наблюдаемая в мелодиях большинства догматиков[14], придает этим мелодиям некоторое однообразие. Но такое свойство нельзя считать недостатком (монотонностью), потому что повторяемые фразы создают в общем впечатление главной темы, сообщающей мелодии единство и определенность характера. Окруженная попевками иного содержания, такая «тема» получает тоже самое значение, как и главная партия в формах рондо или сонатной (высших среди форм общей музыки). При таком положении дела, повторяемость попевок обращается в весьма ценное качество знаменных мелодий, что вполне и подтверждается установившейся высокой репутацией догматиков среди знатоков и любителей церковного пения.

Итак, все догматики большого знаменного распева по своим формам крайне своеобразны, весьма различны между собой, и полны изящества и стройности.

Во 2-х, - попевки догматиков имеют ту особенность, по сравнении с попевками других распевов (в стихирах), что они чередуются не в порядке числовой последовательности, а согласно особых конструктивных условий, отдельных для каждого гласа и каждой формы.

В 3-х, - неоднократное повторение известных попевок (одной или двух) сообщает мелодиям догматиков единство, сжатость и определенность общего впечатления, спасая от излишней разбросанности, вполне естественной при большом числе попевок.

В 4-х – догматики в виду вышеуказанных свойств их мелодий и формы по праву должны быть отнесены к разряду высокохудожественных произведений искусства.

 


[1] Трудная расстановка слов в тексте догматика, часто затемняющая смысл, побудила сделать вышеприведенный перифраз подлинного текста, чтобы помочь надлежащему уяснению как содержания догматика, так и формы его построения. - Автор.

[2] «Фиты» - это особые попевки, обычно мелодически широко развитые, в крюковом изображении которых имеется знамя, назыв. ФИТОЙ. Фиты – попевки имеют характер вставок, исполнение коих отнюдь не обязательно.

[3] См. гл. III.

[4] См. гл. III.

[5] Любопытно сопоставить 20 и 21-ю строки со следующей попевкой из догматика 2-го гласа:

 

 

Не трудно заметить сходство тех и других, определенно указывающих на факт заимствования попевок (см. также глас 4-й).

[6] Та же строка, но с фитой

[7] Такой же прием применен в средней части догматика 3-го гл., где два 4-х строчных построения разделенных вставкой в виде двухстрочной фразы (см. гл. IV, 3).

[8] В сонатной форме.

[9] В рондо высших форм..

[10] В так называемой «песенной трехчастной» форме.

[11] Напр., 6 – 7 в средней части, и 8-я в заключении догматика 1 гл.; 5 – 6 в одном отделе, 7 – 8 в другом отделе средней части догматика 6 гласа и т. д.

[12] Напр., 5 – 4 поп. в 1 гл.; 4-я – в 3-м гл.; 3-я попевка в первом, и 4-я во втором отделе средней части 5 гл.; 3 – 4 поп. в 8-м гласе и т. д.

[13] 6-я в 8-м гласе 7 – 4 поп. в 3-м гласе.

[14] Напр., 5 – 4 попевки в 1 гл.повторены 4 раза; 4-я попевка в 3-м гл. – 3 раза; 2 – 3 поп. в 5 гл. – четыре раза; 3 – 4 поп. в 8 гл. – шесть раз; 1 – 5 поп. в 7 гл. – три раза; 2-я попевка в 4 гл. – девять раз (шесть – полностью и три раза – в виде отрывка; в соединении с другими попевками в одной строке).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.