Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Требования к уровню подготовки водителей




Требования к уровню подготовки водителей


Определенные минимальные навыки необходимы для предотвращения различных ДТП при вождении механического транспортного средства. Как способность управлять механическим транспортным средством, так и способность научиться этому различны для разных слоев населения.

Несмотря на то, что органы власти предъявляют минимальные требования к подготовке водителей и технике вождения для получения водительского удостоверения, различия в уровне подготовки и навыках вождения весьма значительны для водителейновичков. Минимальные требования должны снизить возможность получения водительского удостоверения для совершенно неподготовленных водителей. И эти требования представляют собой своеобразное руководство для кандидатов (стажеров) на получение водительского удостоверения, для учащихся автошкол и других лиц в том, что требуется для того, чтобы выдержать водительский экзамены.

Цель предъявления минимальных требований к подготовке и навыкам вождения заключается в том, чтобы создать препятствие для водителей-новичков на пути к ДТП в связи с отсутствием элементарных водительских навыков. Ставится также задача, чтобы выполнение этих требований способствовало повышению пропускной способности автомобильных дорог и адаптации водителей-новичков к режиму движения транспортного потока.


Описание мероприятий


Согласно норвежскому закону о дорожном движении (статья 24) Дорожный департамент вправе устанавливать требования к знаниям и навыкам водителей. Эти требования конкретизируются в стандартных учебных планах для автошкол, готовящих водителей простых категорий транспортных средств. Требования являются весьма подробными и поэтому здесь не приводятся. Основные требования к знаниям водителя (для получения удостоверения В) охватывают (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1994) следующие дисциплины:

  • человек как участник дорожного движения,
  • транспортное средство, дорога и организация движения,
  • поведение в транспортном потоке,
  • ответственность водителя транспортного средства.

По первой теме (человек как участник дорожного движения) требуется, в частности, чтобы кандидат обладал достаточными знаниями о пределах возможностей разных групп участников дорожного движения. Далее он должен знать, как усталость, возраст, потребление опьяняющих веществ или заболевание влияют на готовность к вождению и действиям водителя в транспортном потоке. Требования к знаниям о механическом транспортном средстве охватывают, в частности, знания о тормозной системе, шинах и колесных дисках, системе управления, фарах и оборудовании безопасности в той степени, как требуется предписаниями. Знания о дороге и обустройстве дорожного движения охватывают знания о правилах дорожного движения и знание всех видов дорожных знаков. Водитель должен также знать о рисках вождения, ДТП и их причинах.

Требования к поведению в потоке автомобилей охватывают также изучение правил дорожного движения и других правил, регламентирующих поведение водителя в транспортном потоке. В отношении ответственности водителя кандидат должен знать свои обязательства при ДТП и обязательство застраховать свой автомобиль. Требования к получению водительского удостоверения для вождения транспортных средств категории В введены в состав учебного плана, который состоит из 7 модулей:

Модуль 1. Основополагающие навыки вождения
Модуль 2. Навыки вождения в транспортном потоке
Модуль 3. Навыки вождения в городе и в пределах населенного пункта
Модуль 4. Вождение на автомобильной дороге (за пределами населенного пункта)
Модуль 5. Обязательные занятия по вождению в городе
Модуль 6. Обязательные занятия по вождению на скользкой дороге
Модуль 7. Обязательные занятия по вождению в темное время суток

Из основополагающих навыков будущих водителей учат обращению с коробкой передач (задний ход, свободная передача, трогание на горку, переключение скоростей при увеличении или уменьшении скорости). Требования к готовности к вождению охватывают обращение с сигналом поворота и перестраивание при приближении к перекрестку. Вождение в городской среде предусматривает, что будущий водитель умеет показать сигнал поворота и вести себя правильно в круговом движении. При движения по автомобильным дорогам водитель должен уметь определить правильную скорость и расстояние при въезде с боковой дороги на главную, а также принять необходимую скорость при вливании в поток автомобилей. Обязательные занятия по вождению в условиях транспортного потока включают в себя поведение в момент обгона. Обязательные занятия по вождению на скользкой дороге включают в себя тренировку торможения с учетом удлинения тормозного пути и торможения до блокировки тормозов. Особенное внимание уделяется способности будущего водителя оценить свои возможности резкой остановки или торможения до конца в момент появления препятствия. Занятия по вождению в темное время суток включают в себя, к примеру, упражнения по правильному пользованию фарами автомобиля.

Характер требований является гораздо более детальным, чем было представлено выше. Примеры приводились только с целью создания впечатления о типе знаний и навыков, требуемых от водителей в настоящее время.


Влияние на аварийность


Требования к знаниям и навыкам водителей


Связь между теоретическими знаниями водителя автомобиля и уровнем риска ДТП изучалась в целом ряде исследований. Среди исследований рассматривались, в частности, следующие:

Waller og Goo, 1969 (США)
Wallace og Crancer, 1971 (США)
Hoinville, Berthoud og Mackie, 1972 (Великобритания)
Pedersen og Christensen, 1973 (Норвегия)
Raymond og Tatum, 1977 (Великобритания)
Dreyer og Janke, 1979 (США)
Stoke, 1980 (США)
Strang, Deutsch, James og Manders, 1982 (США)

Большинство этих исследований сделано не в Норвегии. Многие исследователи изучали лишь прямую связь между уровнем знаний водителя и риском ДТП без учета того, что на риск ДТП, кроме знаний и навыков, влияет и множество других обстоятельств. Кроме этого, в разных исследованиях знания и риск аварийности измерялись поразному, но без описания способа их измерения. Вероятно, что измерялось только знание правил дорожного движения и дорожных знаков. Поэтому можно сомневаться, иллюстрируют ли эти результаты связь между риском ДТП и знаниями норвежских водителей в современных условиях.

Согласно основной тенденции, проявляющейся в исследованиях, нет прямой статистической зависимости между уровнем знаний и риском аварийности водителя.

В более раннем британском исследовании, изучившем связь между знаниями и риском ДТП у мотоциклистов (Raymond og Tatum, 1977), мотоциклисты были разделены на тех, кто проходил формальное обучение, и на тех, кто научился водить мотоцикл без формальной подготовки (их учили родители, друзья или подобные). Результаты исследования приводятся в табл. 6.3.1.

Рис. 6.3.1. Взаимосвязь между знаниями мотоциклистов и количеством ДТП с участием мотоциклистов, проходивших и не проходивших формальное обучение. Великобритания. Источник: Raymond и Tatum, 1977

Это исследование показало, что среди мотоциклистов, проходивших формальное обучение, вообще не было никакой связи между уровнем знаний и риском ДТП. Среди мотоциклистов, не проходивших формального обучения, зато была положительная взаимосвязь между уровнем знаний и риском ДТП, т.е. чем лучше были знания мотоциклиста, тем выше был его риск попасть в ДТП. Это может также означать, что водители доверяют своим знаниям и то, как они их используют, влияет на риск оказаться в ДТП.

В целом те исследования, которые рассматривают взаимосвязь между знаниями водителя и риском аварийности, не позволяют делать однозначные выводы. Большинство исследований являются устаревшими или методически недостаточно надежными. Неизвестно, какие именно знания были изучены. Раньше при сдаче экзамена на получение водительского удостоверения особое внимание уделялось теоретическим знаниям и знаниям правил дорожного движения. В настоящее время упор делается на распознание риска и понимание ограничений человека как участника дорожного движения. Вопрос о влиянии распознания и понимания риска совершенно не изучен.

Водители, которым трудно дается обучение, могут иметь более высокий риск ДТП, чем другие водители. В американском исследовании (Waller og Hall, 1980) было установлено, что водители, которые предпочли сдавать устный водительский экзамен, имели на 20% больше ДТП, чем водители, выбравшие обычный письменный теоретический экзамен.

В другом американском исследовании (McKnight og Edwards, 1982) кандидатам на водителя и водителям, желающим обновить свое удостоверение, раздали специальные учебники для самостоятельного изучения дисциплины. Эти новые учебники были написаны на упрощенном языке и имели много иллюстраций. В эксперименте, который предусматривал разделение группы пополам таким образом, что первая половина занималась по новым учебникам, а вторая - по старым, попытались выявить влияние учебника на аварийность будущего водителя. Результаты показаны в табл. 6.3.1.

Среди тех новых водителей, кто занимался по новым учебникам, количество ДТП было ниже, чем среди тех, кто занимался по старому учебнику. Среди тех, кто желал обновить свое удостоверение, учебник не играл никакой роли с точки зрения аварийности. Комментируя это исследование, Overskeid (1990) утверждает, что постановка эксперимента позволила ожиданиям как исследователей, так и подопытных лиц, повлиять на результаты. Он относится с определенным скепсисом к этим результатам.


Таблица 6.3.1. Результаты американского исследования по влиянию автошкольных учебников на риск ДТП водителей. Источник: McKnight и Edwards 1982

Группа водителей Новые учебники Старые учебники
Все водители Кол-во ДТП Все водители Кол-во ДТП
Новые водители   0,1736   0,2141
Опытные водители   0,0956   0,0942
Пожилые водители   0,0756   0,0720



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.