Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анналы в 1970-80 е гг




Второе поколение «Анналов». Бродель.

Во второй половине XX века школа Анналов продолжала оставаться замечательным явлением во французской историографии. Характерной чертой журнала «Анналы» по-прежнему была его открытость для разных авторов. В 1956 г. журнал возглавил Бродель. И до 1969 г. он был лидером школы Анналов и эти годы стали называться ее вторым поколением. Бродель сохранил интерес к экономике, занимавшей видное место в его трудах. Он продолжил характерную для французской историографии традицию взаимодействия с географией. Он уважительно относился к марксизму. Также можно найти пересечения в подходах Броделя и структурализм.
Его работа «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». Он очень долго собирал для ее написания материал, но прервал ее написание из-за войны, находясь в немецком плену без своих материалов, он писал ее на память. В этой работе нашли отражение взгляды Февра и Блока о синтетической истории, стремился к созданию всемирной истории. Принято говорить, что Бродель положил начало структурной истории так, как он видел в историческом процессе не конкретные события, а долговременные общественные структуры. Он выдвинул тезис о разных скоростях исторического развития и выделил время «большой длительности» и «короткое время».

Другая его работа называлась «Материальная цивилизация, экономика, капитализм», где он изложенный подход применил к миру в целом. Он выделил понятие «мир-экономики», отличное от мировой экономики. Мировая экономика – это совокупность экономических связей в мировом масштабе. «Мир-экономики» – это замкнутое экономическое пространство, которое самодостаточно, но находится в состоянии взаимодействия с другими мир-экономиками. «мир-экономика» делится на центр и периферию. Центр – это всегда город, вокруг которого сосредоточены экономические связи региона.

Главное внимание автор уделяет XVI – XVIII вв., времени торгового капитала.
Однако оценка взглядов Броделя никогда не была однозначной. Особые возражения вызывала концепция «долгого времени», которая утверждала, что история по Броделю – это история без человеческого лица.

После отхода Броделя от руководства Анналами во главе журнала встал «триумвират» в составе Э.Леруа Ландюри, Ж Ле Гоффа и М Ферро. С этого времени намечается отход от той глобальной истории, к изучению которой призывал Бродель.Был выбран путь тщательного исследования отдельных моментов истории.

На 1960-70е гг получило распространение идеи структуранизма,клиометрия,психоанализ.Во Франции выходят новаторские работы Мишеля Фуко по истории тюрем, сексуальности и безумия, в исторической науке США происходит «квантитативная революция», развивается психоистория в духе Эриха Фромма и Эрика Эриксона.

Происходившие во французском обществе изменения затронули и «Анналы». На экстренном собрании «друзей и сочувствующих» (май-июнь 1968 г.) Ф. Броделя отстранили от руководства; вместо него был выбран коллективный директорат, в который вошли Марк Ферро, Жак Ле Гофф, Эммануэль Ле Руа Ладюри. Последний также заменил Броделя на посту заведующего кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс.

В «Анналах» в 1970-е гг. возникло так называемое «третье поколение». Его представители отказались от глобальности и выбрали путь тщательного исследования отдельных моментов истории, парцелляции и углубления специализации.
В 1970-е гг. продолжается институциональный рост «Анналов». Происходит пересмотр арсенала средств познания, предмета, принципов, методов. Объектом критики теперь становятся уже работы представителей «Анналов» – М. Блока и Ф. Броделя. Франсуа Фюре заявляет о революции историографического знания. В 1970-х гг. выходят в свет ряд работ теоретического характера, в том числе «Территория историка» Э. Ле Руа Ладюри (1973-1978); трехтомный сборник «Изучать историю» под редакцией Ж. Ле Гоффа и П. Нора (1974), коллективная энциклопедия «Новая историческая наука» (1977). В них намечаются шаги по дальнейшей перестройке исторического знания.

Новая историческая наука» во Франции в целом и «третье поколение» школы «Анналов» в частности наибольших успехов достигают в изучении истории средних веков и раннего нового времени (ХУ1-ХУ1П вв.). При этом школа и журнал не идентичны. Не все ученые, печатающиеся на страницах журнала, приобщены к «новой исторической науке». Но именно журнал является воплощением духа этого направления. Как и прежде, «Анналам» присуще стремление к контактам, к поиску нового: новых источников и нового прочтения старых, новых тем.

«Сериальная» история Появилась впервые в США количественная история (клиометрия), которая во Франции получила название «сериальной» истории. В ней отдается предпочтение не изолированным фактам, но множественным однородным историческим данным, поддающимся объединению во временные серии с учетом сравнимых единиц в равные промежутки времени на длительном временном отрезке. Одним из «отцов» количественной истории во Франции стал Пьер Шоню. П. Шоню полагал, что события нужно рассматривать только в серии, математически обработанной; что без математики нет и научного знания. Особое место он отводил демографии, которую считал наравне с географией важнейшими науками, с которыми история должна вести и ведет диалог. Он был противником политической, чисто событийной истории.

Первая крупная работа, которая принесла Пьеру Шоню известность, называется «Севилья и Атлантика, 1504-1650 гг. Эммануэль Ле Руа Ладюри – член редколлегии «Анналов», профессор Колледж де Франс. Его называют «браконьером в истории». Ле Руа Ладюри не признает монополии никакой теории – по его мнению, выбор ее зависит отте-мы. Ученый использует в своей работе различные концепции (глобальную историю, структурализм, фрейдизм, многие положения квантитативной истории). Он изучает то многовековые структуры, то мелочи повседневности жизни. Докторская диссертация Э. Ле Руа Ладюри называлась «Крестьяне Лангедока» (1966). Историк исследует небольшой район между Роной и Пиренеями в XV-XVIII вв. В основе исследования лежат материалы переписей населения и имущества, на основании которых изучаются производство сельскохозяйственной продукции, движение земельной собственности, эволюция доходов и цен и пр. Исследователь показывает технологическое бессилие; обремененность людей культурными «тормозами» – нравами, обычаями, образом жизни; отсутствие прогресса и в сфере технологии, и в сфере сознания. Другая известная работа Э. Ле Руа Ладюри – «История климата с 1000 года» (1967). В ней ученый разрабатывает оригинальную концепцию «истории без людей». В книге представлены история климата Европы, главным образом Франции. Внимание кoнцeнтpируeтcя_нe на человеческой деятельности, а на физических процессах природы. В 1975 г. вышла монография Э. Ле Руа Ладюри «Монтайю окситанская деревня». Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада». Считал, что изучение ментальности достижимо только на основе междисциплинарности, придавая главное значение антропологии, социальной психологии, этнологии. Он показал отличия ментальности людей разных эпох, подчеркивал отличия в восприятии средневековым человеком времени и пространстве.Итак, «третье поколение» школы «Анналов» отказывается от глобальности в духе броделевской концепции, его отличает разнообразие тем и самого видения истории. Нужно отметить, что именно начиная с 1970-1980-х гг. повсеместно заговорили о «новой исторической науке» как особом течении в исторической науке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.