Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 51 страница




 

 

Утреня на Всенощном бдении начинается тотчас после благословения священником народа. Чтец произносит песнь, воспетую ангелами в ночь на Рождество Христово: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (трижды). Раздаваясь при закрытых Царских вратах, в полумраке (в некоторых церквах есть обычай уменьшать в это время свет), эти слова напоминают о Рождении Иисуса Христа, а по связи основной мысли предыдущей Вечерни (ветхозаветное ожидание И. Х). напоминают мир, который проповедовал Господь на земле, и благоволение, принесенное Им людям. Далее начинается отдел Всенощной, называемый чтением “шестопсалмия” (Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142). В этих псалмах говорится о вражде, которой был окружен Пр. Давид, но под Давидом прообразовательно разумеется Иисус Христос, а под его бедствиями — бедствия ожидаемого Мессии [127]). По прочтении первых трех псалмов священник выходит из алтаря на солею и тайно читает перед Царскими вратами 12 молитв, называемых “утренними,” в которых молится, между прочим, за предстоящих в храме и за всех православных христиан, просит Господа дать утро и день видеть в радовании, оставить им грехи, даровать искреннюю веру, твердую надежду и нелицемерную любовь, благословить все их дела, слова и помышления и удостоить Царства небесного (рис. 236, л. 60).

За шестопсалмием следует Великая ектения, после которой раздается торжественная песнь Христу Богу, сошедшему на землю нашего ради спасения: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне.” — Эти слова напоминают нам, помимо пребывания Иисуса Христа на земле вообще, — торжественный Его вход в Иерусалим на вольные Страдания. К пению “Бог Господь”… присоединяется пение тропаря на тот же глас. Поется тропарь праздника или дня, а затем начинается чтение псалмов или “кафизм” (называемое в священных книгах “стихословием Псалтири”). Кафизма есть отделение Псалтири. Вся Псалтирь содержит в себе 150 псалмов, которые разделяются на 20 отделов или кафизм. Кроме того, каждая кафизма делится еще на три части или “славы,” так как по прочтении всякой такой кафизме читается “слава и ныне,” “Аллилуиа” (трижды). Чтение кафизм в церкви распределяется по особому плану [128]).

На воскресной утрени всегда читается 2-ая и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются 15, 21 и 23 псалмы, где пророчески говорится о Страданиях, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа [129]). Чтение воскресных кафизм, таким образом, изображает страдания Спасителя. После чтения кафизм бывает малая ектения; затем Царские врата отверзаются и священнослужители выносят на средину храма Евангелие [130]).

Светильники увеличиваются светом, а на клиросе начинается пение следующих стихов из 134 и 135 псалмов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век миеость Его. Аллилуиа.

Эта часть Всенощной носит название полиелея, что значит “многомилостие” (от греческого слова “поли” — много, и “елеос” — милость, или многоосвещение (от слова “поли” и “елей” — масло), в знак того, что в этом псалме часто встречается слово “милость,” или в знак того, что, как сказано выше, в этот момент особенно обильно возжигали елей и свечи. Открытие Царских врат и вынос Евангелия напоминает Воскресение Иисуса Христа. Пением полиелея обозначается бесконечная милость и слава Иисуса Христа, явленная людям в чуде Воскресения Его из мертвых. Словами полиелейного псалма верующие приглашаются хвалить Бога Отца за послание Сына Своего Единородного для нашего спасения. Для прославления же Самого Воскресшего Господа Иисуса, а равно для изображения Его явлений поются (под воскресные только дни) следующие высоконазидательные стихи, называемые “воскресными непорочными”:

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша. Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Слава: Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи. И ныне. Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси: Падшие же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек. Благословен Ты, Господи, научи меня Твоим заповедям. Сонм ангелов был изумлен, видя Тебя, Спасителя, мертвым, но разрушившего крепость смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы (т.е. мироносицы) смешали мир вместе со сердобольными (сострадательными) слезами? Блистающий Ангел приветствовал при гробе мироносиц словами: “видите (пустым) вы этот гроб и узнайте, что Спаситель воскрес из мертвых.” Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице во едином Существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят, Ты, Господи. Жизнодавца родивши, Ты, Дева, избавила Адама от греха: Еве же радость вместо горя даровала; падших же (уклонившихся) от жизни к ней направил от Тебя Воплотившие Бог и Человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.