Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два аспекта и пути осмысления образа и изобразительности в раннепатристической литературе




О существовании росписей в катакомбах было известно с самых первых веков. Об этом важном обстоятельстве вспоминает и Л.А. Успенский в первой главе уже упоминаемой его работы. Археологи обнаруживают их большей частью в «местах сборов, где происходило богослужение, а также в местах (как, например, римская катакомба Каллиста), где по преимуществу хоронили духовенство. Таким образом, росписи эти были известны не только простым верующим, но и иерархии. Трудно предположить, чтобы духовенство, совершая богослужение перед этими росписями, их не замечало и, если христианство было враждебно искусству, не предпринимало никаких мер, чтобы положить предел такому заблуждению». И если древние писатели, такие как Евсевий действительно боролись против изображений в христианском богослужении, то уже сам факт наличия этого противостояния «доказывает и существование, и важную роль изображений, ибо нельзя бороться с тем, чего нет, и незачем бороться против того, что не имеет значения.» (Л.А. Успенский, гл.1). Но большинство из противников икон, как то Климент Александрийский, протестуя против изображений, имели в виду определенно образы языческие. Так, Климент Александрийский пишет: «Искусство обманывает и обольщает [...], увлекая если не к любви, то во всяком случае к уважению и почитанию статуй и картин. Ибо то же действительно и для живописи. Можно хвалить это искусство, но пусть оно не обманывает человека, выдавая себя за истину» [Педагог, гл.4.]. Итак, Климент говорит лишь об изображениях, которые обольщают и обманывают, выдавая себя за истину, то есть борется против изображений ложных. В другом же месте он пишет: «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения, выгравированные на нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами; можно изображать на нем даже лиру Поликрата или якорь, как Селевк; наконец, рыбака у берега моря, вид которого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из воды» [Педагог, 1,3, гл. II, РС, 8, 633.]. Все перечисленные изображения являются христианскими символами.

Поэтому не удивительно, что уже ко 2 веку по Рождеству Христову обращенность к образу и изобразительности занимает должное внимание в философско-богословской литературе, найдя опору как в исторически определенных границах традиции, так и в разнообразии изучаемых его (образа) модусов: от образа-подражания до образа–знака, образа–символа и образа–аллегории. В конечном итоге, апологеты и Отцы раннепатристической литературы уже сформулировали два аспекта этой проблемы и таким образом определили две магистральных линии в ее осмыслении.

В первой образ рассматривается как принцип Божественного проявления, а во второй образ определяется как “основание сугубой личностной связи человека с Богом” – так называемое интериорное направление, целью которого является феория т.е. созерцание. [Лосский Вл. Богословие образа / Богословские труды, №14, 1975., 105].

1) Первый аспект достаточно успешно разрабатывался представителями Александрийской школы, начиная с самого Филона, как ее основателя, а так же занял достойное место в наследии Тертуллиана, Лактация, Афинагора Афинского. Наконец, у Климента Александрийского образ (eicwn) как принцип Божественного проявления превращается в структурный принцип всей его философско-богословской системы. [Малая история византийской эстетики., К: Путь к истине, 1991, 69-91 ]. Обращение к этой проблеме мы находим и в Corpus Aropagiticum, в творениях св. Иоанна Дамаскина и св. Феодора Студита.

2) Второй аспект наиболее выразительно представлен апофатической линией мистического богословия. Наиболее яркое проявление он нашел в аскетической литературе преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Максима Исповедника, опять же не лишенных апелляций к уже упоминаемому Corpus Aropagiticum, и вплоть до богословского осмысления исихазма в “Омилиях” и “Триадах” св. Григория Паламы, ибо только в человеке “таинственно сосредоточены все божественные силы и энергии, открывающиеся в мире… По самому устроению своему он призван к обожению и к тому, чтобы именно в нем совершилось обожение всей твари, ради которого она измышлена и сотворена …(ибо) прежде всего человек призван соединять” разбившееся человечество во Адаме, созданного с создаваемым, конечного с бесконечным [Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VШ веков., М: Паломник, 1992. 16, 208 ].

Таким образом, богословское осмысление сущности образа своим основанием имеет христологию, через которую раскрывается домостроительство Сына Божия в его воплощении для осуществления Божественного замысла о человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.