КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метафоричность зрелищаУвидеть сказанное, услышать зримое... Идея режиссера зрелища, как театрального, так и пло-|радного, претворяется через метафору, определяющую 5раз спектакля или представления. Понятие сценической метафоры по природе своей уни-эсально, ибо смысл' поэтического иносказания может *1ть выражен любым элементом образной системы спек-1кля: игрой актера, построением мизансцен в их связи с рожественнотдекоративным;решением, совмещением ета и музыки с пластической композицией, а таьсже шым'и проявлениями режиссерской мысли. Различие ме-рвфорь! театра, эстрады и площади обусловлено в основ-зм жанром зрелища и особенностями сценической пло- Исторический процесс развития зрелищных форм :убе-щает нас в том, что поэтические иносказания были важ-"йшей составляющей ритуалов, обрядрв: и других видов вйств древних цивилизаций. Однако выражались они пре-^ущественно, символами ;и аллегориями, которые были шятны широкой массе участников и зрителей независи-ш от стецени их образоданности, • •- Претерцевая; многовековую эволюцию, театр, рожден-шый на площади, «перенесся в чертоги» (А.Пушкин), что-|§ы возвратиться из них вновь на площадь обогащенным ложностью мышления и многообра.зием выразительных |средств,- ••'••'' ' •.:".• /... '-•" •'•..-..-?-:.0->.;-:.''-:..::-;. Лл:;'-"г:г >:.;?•'•:.'•/. Использование метафорической образности в различ-|шых видах зрелищ опередила литература. Если аллегория и I символ возникали в процессе естественного развития об-Црядово-ршуальных; форм как их необходимая данность, то литературная метафора — со времен эпоса Древнего остока: и античного Запада— была плодом образного {мышления поэтов. О красном вечере задумалась дорога; Кусты рябин туманней глубины,.,, Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. г В одном четверостишии Сергей Есенин, используя две| литературные метафоры, дал удивительную картину сель-1 ского вечера. Однако этого было мало: мастер поэтического слова, он развивает и уточняет «предлагаемые обстоятельства» новыми и новыми образами, которые следуют один за другим в течение всего стиха: ... Осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору...... Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи...... Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы... Поэтические иносказания в каждой строке убеждают нас в наступлении осени. А вот метафора осени, прозвучавшая из уст японского поэта Якамоси еще в 1-ом в. н.э. (умер в 785 г.): Кинут на восток • Мост полета сорок Чрез неба поток... • Инеем оторочены Будут нуднее ночи. «Мост полета сорок чрез неба поток...» - образ, графической четкости, позволяющий с абсолютной ясностью увидеть сказанное. Увидеть сказанное и услышать зримое — самое необходимое условие зрительского восприятия и самое высокое искусство режиссуры зрелища. В статье «Нежданный стык» Сергей Эйзенштейн говорит о сценических приемах театра Кабуки, которые, по его мнению, смыкаются с принципами монтажа в кинематографе. Для режиссера зрелища эти рассуждения Мастера чрезвычайно интересны, ибо речь идет о «методе сочетания зрительного и звукового образа». Для овладения этим методом, считает Эйзенштейн, «надо выработать в себе новое ощущение: умение приводить к «единому знаменателю» зрительные и звуковые восприятия». Он приводит пример из спектакля «Цюсингура»: «После коротенького боя... дается «перебивка» — пустая сцена, пейзаж. Потом опять дерутся и снова «врезан» пустой ночной снежный пейзаж...» Но вот двое из «47 верных» замечают хижину, куда скрылся злодей (зритель это знает).... Момент обнаружения будки надо акцентировать... тем же ритмическим материалом, то есть опять-таки ночью, пустотой, снежным I пейзажем...^ Но на сцене - люди! И... торжествующе вступает флейта. И вы видите те же снежные поляны, ту же «звучащую» пустоту и ночь, которую «елыхалц» немного перед тем, когда смотрели на пустую сцену...» (здесь; и далее курсив дан С.Э.). И затем другой пример «невиданного сочетания движения руки Ицикава Энсио, перерезающего горло в сцене харакири, с рыдающим звуком за сценой, графически совпадающим с движением ножа». В 1926 году когда Эйзенштейн совместно с Вс.Пудов-киным и Г.Александровым отстаивал в ожесточенных дискуссиях с другими мастерами кинематографа введение звука в кино, гастрольные спектакли театра Кабуки помогли ему убедиться в правильности своих исканий. В образной системе этого театра режиссер увидел подтверждение своей концепции звукозрительного контрапункта. Его интересовала общечеловеческая значимость многовековых (от XVII в.) традиций театра, структурные принципы спектаклей и возможность использования их в современном искусстве. В процессе изучения и.анализа этих принципов он приходит к заключению, что «японцы нам показали иной (в отличие от МХАТовского — Ю.Ч,), крайне любопытный вид ансамбля — монистический ансамбль. Звук, движение пространство, голос у японцев не аккомпанируют (и даже не параллелизируют) друг другу, а трактуются как равнозначащие элементы». Основной эстетический принцип театра, окончательно сложившегося к концу XVIII века, — «искусство находится на грани между тем, что есть, и тем, чего нет».*
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |