Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Празднества. Композиция сценария массового театрализованного

Читайте также:
  1. Билет 12. Культура архаической Греции. Религиозно-общественные празднества. Олимпийские игры и их культурное значение
  2. ДРУГИЕ ПРАЗДНЕСТВА
  3. И массовые празднества в России XII—XVII веков
  4. Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
  5. Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
  6. Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов
  7. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА
  8. Празднества
  9. Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
  10. Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества



Композиция сценария массового театрализованного

 

А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­зованного празднества. Это, во-первых, торжественно-героический акт как «массовое выступление в собственном смысле слова, кото­рое предполагает движение масс из пригородов к какому-то еди­ному центру, а если их слишком много — к 2—3 центрам, где со­вершается какое-то центральное действие типа возвышенной си­мволической церемонии...». И, во-вторых, часть «более интимного ха­рактера — либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение должно обратиться в своего рода революционное кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, про­сто на столах, бочках и т. п. Здесь возможны и пламенная рево­люционная речь, и декламирование куплетов, и выступление кло­унов с какой-нибудь карикатурой на враждебные силы, и какой-нибудь остро сатирический спич, и многое другое...».

В этом первом и еще самом общем теоретическом взгляде на революционное советское празднество выделены действительно важнейшие его части, намечен характер его построения, подхода к организации и проведению. Но сегодня даже не специалисту видно, что в первой части празднества слиты воедино два само­стоятельных элемента: движение масс к единому центру и «цент­ральное действие». Это закономерно, так как в эстетическом аспекте в качестве театрализованного представления революцион­ное празднество в то время не могло рассматриваться.

Говоря же сегодня подробно о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как от­крытие празднества), кульминацию и финал.

Что же касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных пред­ставлений других видов, более локального характера, рассредото­чен в общей мозаике компонентов.

Некоторые специалисты видят известное сходство в построении массового театрализованного празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жиз­ненные проблемы и противоречия. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общно­сти людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отра­жения действительности вполне правомерно.



В первой части симфонии — в экспозиции — основные конт­растные темы-образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу театрализованного массового празднества разработка темы также помогает через частное про­вести общее, т. е. основную идею.

С театрализованным празднеством перекликается и такая му­зыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема празд­ника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднсп ва: если театрализованный концерт, литературно-музыкальп.тл композиция или агитационно-художественное представление зри тель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. «Если в театрализованном концерте необходимо сфокусирон.тп. внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празд нике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник».

Участник театрализованного празднества, проводимого в пар­ке или на площадях города, редко находится длительное время в каком-либо одном месте. Передвигаясь по территории празднест­ва, он имеет возможность, в соответствии со своими интересами и вкусами, выбрать то или иное представление, мероприятие, те или иные игры, аттракционы, зрелище и т. п.

Выстраивая празднество, сценарист должен прежде всего ду­мать о том, как объединить эту массу зрителей, помочь им рас­средоточиться и одновременно воспринять основную тему всего празднества, как подчинить второстепенное, разнородное главно­му и единому. А это значит, что сценарий театрализованного празднества нужно строить так, чтобы определенные средства художественного воздействия распространялись на всех присут­ствующих.

К таким средствам относятся: оформление территории, эстрад и сооружений; передвижные театрализованные процессии или группы костюмированных; умело составленный радиоконферанс, печатный путеводитель или либретто, в котором в хорошей лите­ратурной форме излагается содержание и программа празднества. Всей массой зрителей воспринимаются также: пиротехническое представление, представление на воде и заключительный фейер­верк, театрализованное шествие (демонстрация, парад).

Эти общие средства воздействия дополняются теми впечатле­ниями, которые пришедшие в парк или на площадь получают, прослушав и просмотрев какую-либо программу концерта и т. п.

Отмеченные выше основные особенности драматургии массово­го театрализованного празднества определяют и специфику его композиции. В рамках основных элементов единого действия оп­ределяются здесь «степень эмоционального накала каждого эпи­зода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие»1.

Итак, архитектоника массового театрализованного праздне­ства в общих чертах напоминает композиционную структуру дра­мы, но важнейшие ее элементы здесь более обобщены и творче­ский монтаж осложнен огромным различием природы, характера и формы материала.

И все-таки крупнейший режиссер массовых театрализованных празднеств И. М. Туманов между началом, экспозицией праздне­ства и его кульминацией выделяет элемент развитие. Имеется в виду, очевидно, развитие действия. Правомерно ли при такой обобщенной архитектонике выделение элемента развитие дей­ствия! Разумеется, да, если не отождествлять эту часть праздне­ства с развитием действия сюжетной драмы. Развитие действия выстраивается, монтируется и готовит кульминацию не меньше, чем обычная развернутая экспозиция празднества.

Что касается самих элементов композиции театрализованного массового празднества, то их можно охарактеризовать следующим образом.

В массовых театрализованных празднествах тема начинает раскрываться с экспозиции, функции которой могут выполнять «ху­дожественное оформление территории праздника, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово», театрализованное шест­вие участников, торжественные ритуалы, марши-парады и т. п.

Развитие действия включает в себя театрализованные рапорты предприятий или городов, всевозможные игровые моменты, мас­совые гулянья, монтаж театрализованных представлений и многое другое.

Кульминация как наивысший эмоциональный момент в разви­тии действия представляет собой конкретное выражение темы; по словам И. М. Туманова, кульминация обобщает тему праздника и вовлекает зрителей в действие, в «орбиту своего влияния». «В практике драматургии кульминация есть своего рода критерий обоснованности всех элементов данного драматического постро­ения».

К кульминации следует так психологически подготовить зри­теля, чтобы возник момент соучастия, который выражается обыч­но в массовом активном пении, в каких-либо коллективных дей­ствиях.

Завершающий единое действие момент финал — весьма важ­ная часть в построении массового театрализованного празднест­ва. Задача финала — закрепить в сознании зрителей то, для чего было организовано празднество, к чему стремились его постанов­щики. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как явля­ется наиболее подходящим временем для максимального проявле­ния активности всех участников празднества.

В массовом празднестве, как и в любом театрализованном представлении, затянутый, многоступенчатый финал расслабляет впечатление, разрушает концепцию. Она должна «достраиваться» удачно найденной последней точкой, завершающим штрихом.

Желательно придавать финалу мобилизующий характер. Не случайно театрализованные празднества 20-х годов часто закап­чивались парадом войск или демонстрацией трудящихся, а позд­нее— театрализованными шествиями, карнавальными процессия­ми и т. п.

Творчески осмысленная и четко выстроенная композиционная структура массового театрализованного празднества является ра шающей предпосылкой непрерывности его действия, ясности и за­конченности художественного образа. В такой композиционно! структуре конфликтность выступает как специфическая форма от ражения противоречивой, движущейся, изменяющейся дейстпп тельности.

 





Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 166; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.107.122
Генерация страницы за: 0.008 сек.