КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные свойства
Тема 8.2. Тормозные жидкости Низкозамерзающие охлаждающие жидкости Требования к охлаждающим жидкостям Тема 8.1. Охлаждающие жидкости
Надежность работы двигателей во многом зависит от состояния системы охлаждения и качества охлаждающей жидкости, которая должна удовлетворять следующим требованиям:
При низких температурах окружающего воздуха в систему охлаждения двигателей заливают низкозамерзающие охлаждающие жидкости. В настоящее время широко применяются в качестве охлаждающей незамерзающей жидкости смеси воды и этиленгликоля. Кроме общих требований к охлаждающим жидкостям, к низкозамерзающим жидкостям, предъявляются более жесткие требования к антикоррозионным свойствам, к физической и химической стабильности. Поэтому низкозамерзающие жидкости состоят из этиленгликоля, воды и присадок. Этиленгликоль - двухатомный спирт СН2ОН-СН2ОН - представляет собой бесцветную жидкость, кипит при +197 °С, а застывает при -11,5 °С. Этиленгликоль хорошо растворим в воде. Смеси этиленгликоля с водой имеют более низкую температуру застывания по сравнению с температурой застывания каждого компонента смеси.
Смеси этиленгликоля и воды при замерзании не расширяются и не твердеют, а образуют рыхлую массу кристаллов воды в этиленгликоле, которая не является помехой для запуска двигателя. После запуска двигателя низкозамерзающая жидкость достаточно быстро вновь переходит в жидкое состояние. В настоящее время широкое применение нашли охлаждающие жидкости сортов ТОСОЛ 40 (температура застывания -40˚С), и ТОСОЛ 65 (температура застывания -60˚С).
Температура кипения. Это важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Температура кипения большей части современных тормозных жидкостей в процессе эксплуатации снижается из-за их высокой гигроскопичности. Это происходит в результате попадания воды, главным образом за счет конденсации из воздуха. Поэтому наряду с температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5% воды. Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Температура жидкости в легковых автомобилях с дисковыми тормозами при движении по магистральным автострадам составляет 60-70 °С, в городских условиях достигает 80-100 °С, на горных дорогах 100-120 °С, а в экстремальных ситуациях (при высоких скоростях движения, высокой температуре воздуха и интенсивном торможении) - до 150 °С. Согласно требованиям международных стандартов температура кипения "сухой" и "увлажненной" тормозной жидкости должна иметь значения соответственно не менее 205 и 140 °С для автомобилей при обычных условиях их эксплуатации и не менее 230 и 155 °С - для автомобилей, эксплуатирующихся на режимах с повышенными скоростями или с частыми и интенсивными торможениями, например на горных дорогах.
Вязкостно-температурные свойства. Процесс торможения обычно длится несколько секунд, а в экстренных условиях доли секунды. Поэтому необходимо, чтобы сила, прилагаемая водителем к педали тормоза, с помощью рабочей жидкости быстро передавалась на колесные тормоза. Для этого жидкость должна обладать необходимой текучестью, которая определяется максимально допустимой вязкостью при температуре -40 °С: не более 1500 мм2/с для жидкостей общего назначения и не более 1800 мм2/с - для высокотемпературных жидкостей. Жидкости в автомобилях, эксплуатируемых в северных районах, должны иметь вязкость не более 1500 мм2/с при температуре -55 °С. Вязкость при температуре +50 °С должна быть не менее 5,0 мм2/с Антикоррозионные свойства. В гидроприводе тормозов детали из различных металлов соединяются между собой, что создает условия для возникновения электрохимической коррозии. Для ее предотвращения жидкости должны содержать ингибиторы коррозии. Эффективность ингибиторов коррозии оценивается по изменению массы и состоянию поверхности пластин из стали, чугуна, белой жести, алюминия, латуни, меди после их выдерживания в тормозной жидкости, содержащей 3,5% воды, в течение 120 ч при 100 °С. Совместимость с резиновыми уплотнениями. Герметичность тормозной системы достигается путем использования резиновых уплотнительных манжет. В результате небольшого набухания манжет под воздействием тормозной жидкости их уплотнительные кромки плотно прилегают к стенкам цилиндров. Однако излишнее набухание манжет недопустимо, так как может произойти их разрушение при перемещении поршней, а чрезмерное уплотнение манжет может вызвать утечку жидкости из тормозной системы. Чтобы определить, как манжеты проявят себя в эксплуатации, проводят испытание на набухание резины. Для этого манжеты или образцы резины, из которой выполнены манжеты, выдерживают в тормозной жидкости при температурах 70° и 120 °С. После этого определяют изменение объема, твердость и диаметр манжет. Смазывающие свойства. Влияние жидкости на износ рабочих поверхностей тормозных поршней, цилиндров, манжетных уплотнений зависит от ее смазывающих свойств, которые проверяются при стендовых испытаниях, имитирующих работу гидропривода тормозов в тяжелых условиях эксплуатации.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости должны сохранять исходные показатели в интервале рабочих температур от -50 до 150 °С. При хранении и применении они должны противостоять окислению и расслаиванию, образованию осадков и отложений на деталях гидропривода тормозов. Качество тормозных жидкостей оценивается по результатам лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний.
8.2.1. Ассортимент и эксплуатационные свойства. Жидкость БСК - смесь 50% бутилового спирта и 50% касторового масла с добавлением красителя, который придает ей оранжево-красный цвет. БСК обладает хорошими смазывающими свойствами, но неудовлетворительными низкотемпературными свойствами (при понижении температуры касторовое масло выпадает из смеси в виде кристаллов.) Жидкость работоспособна при температуре окружающего воздуха от -20 до +30 °С. Кроме того, БСК имеет низкую температуру кипения (115°) поэтому она не в состоянии обеспечить надежную работу тормозов автомобилей на режимах с интенсивным движением. В летний период эксплуатации возможно образование паровых пробок. Попадание воды в систему нарушает однородность жидкости и делает ее непригодной к применению. Применяют БСК в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ. Жидкость "Нева" изготавливается на основе этилкарбитола с добавлением вязкостной и противокоррозионных присадок. Она обеспечивает надежную работу в температурном интервале от +45 до -45 °С. При увлажнении снижается температура кипения и увеличивается вероятность образования паровых пробок, повышается коррозионная агрессивность к металлам. Жидкость применяют всесезонно во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера, в гидроприводах тормозов и сцепления старых моделей грузовых и легковых автомобилей (кроме ГАЗ-24 выпуска до 1985 г. из-за несовместимости с резиновыми уплотнениями гидропривода тормозов). Срок службы - не более одного года.
Жидкость "Томь" изготавливается на основе этилкарбитола и борсодержащего полиэфира с добавлением вязкостной и антикоррозионной присадок. Имеет лучшие эксплуатационные свойства чем "Нева" и более высокую температуру кипения. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от —40 до +45 °С. Совместима с "Невой" при смешивании в любых соотношениях. Смешение с БСК не допускается. Применяется всесезонно на всех моделях автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ, во всех климатических зонах, за исключением районов Крайнего Севера. Срок службы жидкости "Томь" - 2 года. Жидкости "Роса ДОТ-4", "Роса-3", "Роса" изготавливаются на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки. Жидкости "Роса" и "Роса-3" отличаются от жидкости "Роса ДОТ-4" тем, что они содержат в своем составе различные пластификаторы, из-за отсутствия сырья они практически не выпускаются. Жидкости имеют хорошие высокотемпературные свойства - температура кипения 260 °С, а температура кипения "увлажненной" жидкости 165 °С. Это обеспечивает надежную работу тормозной системы при тяжелых эксплуатационных режимах. Жидкости работоспособны при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяется в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе и в переднеприводных автомобилях ВАЗ. Совместимы с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева". Несовместимы с БСК. Срок службы - 3 года. Тормозные жидкости предназначенные для районов Крайнего Севера в России не вырабатываются. Такая жидкость должна иметь вязкость при -55 °С не менее 1500 мм2/с Поэтому практикуется разбавление жидкостей "Нева" и "Томь" 18-20% (мас. доля) этилового спирта. Такую смесь возможно применять до температуры окружающего воздуха не менее -60 °С. При этом температура кипения смеси снижается по сравнению с жидкостями "Нева" и "Томь", но при этом ухудшается герметичность резиновых уплотнений. Поэтому по окончании зимнего сезона такую смесь необходимо заменить. Зарубежными аналогами жидкостей "Нева" и "Томь" являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3 с температурой кипения более 205 °С, а аналогом жидкости "Роса" - является жидкость ДОТ-4 с температурой кипения более 230 °С.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |