КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к тексту. Цзыгун спросил о правлении
Цзыгун спросил о правлении. Чжунгун спросил о милосердии. Вопросы к тексту. 1. Что такое Дао, каково соотношение Дао и многообразия всех вещей и явлений? 2. Как нужно управлять государством? 3. Какой образ жизни соответствует Дао (образ жизни мудрого человека)?
Автор: Кун Фу-цзы или Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) – китайский философ, которого в Китае называют «Учитель десяти тысячи поколений». Сам Конфуций ничего не писал, но его беседы с учениками составили книгу «Лунь юй» («Суждения и беседы»).
Конфуций о «благородном муже». 1.16. Учитель сказал: Не печалься о том, что люди тебя не знают, А печалься о том, что ты не знаешь людей. 2.12. Учитель сказал: Благородный муж не инструмент. 2.15. Учитель сказал: Напрасно обучение без мысли, Опасна мысль без обучения. 4.5. Учитель сказал: Знатность и богатство – Это то, чего так жаждут; Если я их обретаю незаслуженно, Ими не пользуюсь. Убожество и бедность – Это то, что люди ненавидят; Если я их обретаю незаслуженно, Ими не гнушаюсь. Как может благородный муж добиться имени, Если отвергнет милосердие?! Благородный муж даже во время трапезы не забывает о милосердии, И в спешке – непременно и тогда, И под угрозой – непременно и тогда. 4.16. Учитель сказал: Благородный муж научен справедливостью, Малый человек научен выгодой. 8.2. Учитель сказал: Когда почтительны без ритуала – суетливы, Когда предусмотрительны без ритуала, то робки, Когда смелы без ритуала, то мятежны. Когда прямы без ритуала, то грубы. 8.9. Учитель сказал: Народ можно принудить к послушанию, Но его нельзя принудить к знанию. Учитель сказал: Быть таким на людях, словно встретил важную персону,
Править так народом, будто совершаешь важный обряд, Чего себе не пожелать, Того не делать и другому. Учитель сказал: – Это когда достаточно еды, Достаточно солдат, И есть доверие народа. Цзыгун спросил: – А если бы была необходимость, То что бы прежде Вы исключили из перечисленного? – Исключил бы солдат, - ответил Учитель. Цзыгун опять спросил: – А если бы была необходимость, То что бы прежде Вы исключили из перечисленного? – Исключил бы пищу. Смерть издревле никто не может избежать, Когда ж народ не верит, то не устоять. 14.34. Кто-то спросил: – Что если за зло платить добром? Учитель ответил: – А чем же за добро платить? Плати за зло чистосердечием, А за добро плати добром. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. С.263 - 269. 1. Назовите основные принципы этики Конфуция. 2. Какое значение Конфуций уделяет ритуалу? 3. Какого человека можно назвать «благородным мужем»?
Тема: «Философия Древней Греции». Античная философия (VII-VI вв. до н.э. – VI в.) зародилась в греческих городах-государствах (полисах). Для первых греческих философов главным вопросом был вопрос о первоначале мира, о структуре космоса, первых греческих философов называют физиками или досократиками. Сократ изменил философскую проблематику, поставив на первое место в философских размышлениях человека, исследование его души и нравственности. Девиз Сократа: «Познай самого себя». Идеи Сократа были продолжены и развиты в философии его ученика Платона. Учения Платона и Аристотеля относятся к классике античной философии, к периоду формирования обобщающих философских концепций. Античная философия продолжила свое развитие в период эллинизма и Древнего Рима, наиболее известными школами в это время были: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.
Автор: Ксенофонт Афинский (V – IV вв. до н.э.) – военный, политик, писатель, одни из замечательных философов греческой классики. Он был другом Сократа и написал о нем целый цикл произведений названных «Сократические сочинения».
Разговор Сократа с софистом Антифонтом Однажды Антифонт, желая отвлечь от Сократа его собеседников, подошел к нему и в присутствии их сказал так: Сократ! Я думал, что люди, занимающиеся философией, должны становиться счастливее от этого; а ты, мне кажется, вкушаешь плоды от нее противоположные. Живешь ты, например, так, что даже ни один раб при таком образе жизни не остался бы у своего господина: еда у тебя и питье самые скверные; гиматий ты носишь не только скверный, но один и тот же летом и зимой; ходишь ты всегда босой и без хитона. Денег ты не берешь, а они доставляют радость, когда их приобретаешь, а когда владеешь ими, дают возможность жить и приличнее, и приятнее. В других областях знания учителя внушают ученикам желание подражать им: если ты хочешь внушить своим собеседникам такую мысль, то смотри на себя как на учителя злополучия. Сократ на это ответил: Как мне кажется, Антифонт, ты представляешь себе мою жизнь настолько печальной, что предпочел бы, я уверен, скорее умереть, чем жить, как я. Так давай посмотрим, что тяжелого нашел ты в моей жизни! Не то ли, что я, не беря денег, не обязан говорить, с кем не хочу, тогда как берущим деньги поневоле приходится исполнять работу, за которую они получили плату? Или ты хулишь мой образ жизни, думая, что я употребляю пищу менее здоровую, чем ты, и дающую меньше силы? Или думаешь, что продукты, которыми я питаюсь, труднее достать, чем твои, потому что они более редки и дороги? Или думаешь, что кушанья, которые ты готовишь, тебе кажутся вкуснее, чем мои мне? Разве ты не знаешь, что, кому есть хочется, тому очень мало надобности в лакомых блюдах, и кому пить хочется, тот чувствует очень мало потребности в напитке, которого нет у него? Что касается гиматиев, как тебе известно, меняющие их меняют по случаю холода и жара, обувь надевают, чтобы не было препятствий при ходьбе от предметов, причиняющих боль ногам: так видал ли ты когда, чтобы я из-за холода сидел дома больше, чем кто другой, или по случаю жара ссорился с кем-нибудь из-за тени, или от боли в ногах не шел, куда хочу? Разве ты не знаешь, что люди, по натуре очень слабого сложения, благодаря упражнению становятся крепче силачей, пренебрегающих ими, в сфере трудов, к которым они подготовляют себя, и легче их переносят? Про меня, как видно, ты не думаешь, что я, всегда приучавший тело упражнениями ко всяким случайностям, переношу все легче тебя, не занимавшегося упражнениями? Если я – не раб чрева, сна, сладострастия, то существует ли для этого, по-твоему, какая-нибудь другая более важная причина, чем та, что у меня есть другие, более интересные удовольствия, которые доставляют отраду не только в момент пользования ими, но и тем, что подают надежду на постоянную пользу от них в будущем? Но, конечно, тебе известно, что люди, не видящие никакой удачи в своих делах, не радуются; а которые считают, что у них все идет хорошо, – сельское хозяйство, судоходство или другая какая профессия, – те радуются, видя в этом для себя счастье. Так вот, от всего этого, как ты думаешь, получается ли столько удовольствия, сколько от сознания того, что и сам совершенствуешься в нравственном отношении и друзей делаешь нравственно лучшими? Я вот всегда держусь этого мнения. А когда нужна помощь друзьям или отечеству, у кого больше времени заботиться об этом, – у того ли, кто ведет такой образ жизни, как я, или такой, который тебе кажется счастьем? Кому легче быть в походе, – кто не может жить без роскошного стола, или кто довольствуется тем, что есть? Кого скорее можно вынудить к сдаче при осаде, – кому нужны продукты, которые очень трудно найти, или кто довольствуется тем, что легче всего можно встретить?! Похоже, Антифонт, что ты видишь счастье в роскошной, дорогостоящей жизни; а по моему мнению, не иметь никаких потребностей есть свойство божества, а иметь потребности минимальные – это быть очень близким к божеству; но божество совершенно, а быть близким к божеству – это быть очень близким к совершенству.
Ксенофонт Сократовские сочинения. М., 2007. С. 48-50.
Дата добавления: 2015-07-01; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |