КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование Российской модели бюджетного федерализмаВ РФ формируется особая национальная система бюджетного федерализма. Общеэкономическими критериями российского федерализма являются: · Обеспечение единства и целостности государства; · Развитие и капитализация единого российского рынка; · Выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной базы; · Демократизация межбюджетных отношений Особенность российской модели бюджетного федерализма заключается в наличии 89 субъектов РФ, в которых должны быть учтены различия не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального характера. Кроме того, полная реализация механизма бюджетного федерализма осложнена в настоящее время общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной последствиями экономических и финансовых кризисов. Поэтому главная задача государственной власти – выбрать оптимальную модель бюджетных отношений в стране и реализуя ее, устранять возникающие противоречия и диспропорции. В РФ установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как Конституция и бюджетно-налоговое законодательство РФ определяют: 1. разграничение бюджетной системы на три уровня / самостоятельность бюджетов/ 2. установление бюджетных полномочий / исключительные полномочия РФ в отношении федерального бюджета, федеральных налогов сборов, федеральных фондов регионального развития- с одной стороны, и совместное с субъектами федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ- с другой. Бюджетные полномочия субъектов РФ заключаются в самостоятельном формировании и исполнении своих бюджетов, в создании своей бюджетной системы, определении своего бюджетного процесса, наличие своих бюджетных и налоговых законодательств. Особым звеном являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов / установление общих принципов налогообложения и сборов/. Таким образом, с одной стороны они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, предопределяют единство бюджетной и налоговой систем, отсюда возникает правовая основа введения Налогового кодекса, единого для всей страны. СХЕМА Начиная с 1991г. федеральные власти проводили политику усиления бюджетной самостоятельности. Децентрализация бюджетной системы принимала форму «парада суверенитетов», когда отдельные субъекты устанавливали для себя особые бюджетные режимы, предполагавшие «одноканальную» модель взаимоотношений с федеральным центром, т.е. зачисление всех налогов в бюджет региона, а затем перечисление разовых взносов в федеральный бюджет на финансирование тех или иных общегосударственных функций. Одновременно с этим большинство регионов продолжало продвигать в Минфине свои бюджеты, попутно стремясь «ВЫБИТЬ» дополнительные дотации и индивидуальные (естественно заниженные) нормативы обязательных отчислений в федеральный бюджет. И та и другая формы взаимоотношений сформировали ИНДИВИДУАЛЬНО-ДОГОВОРНОЙ тип межбюджетных отношений, не имеющий ничего общего с бюджетным федерализмом. Российский бюджетный федерализм проходит сложный этап становления, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионов с бюджетными «традициями» тоталитарного государства, а с другой – стремление сохранить Россию как единое целое государство, не допустить превалирование местных интересов над общенациональными.
Существующий механизм бюджетного федерализма в России больше относится к централизованному типу бюджетного устройства. В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма: • «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные); • «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; • финансовые трансферты субъектам из федерального бюджета, не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам; • дотации, субсидии и субвенции; • целевые федеральные программы в их территориальном аспекте; • бюджетные ссуды; • обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов. В соответствии с бюджетным кодексом РФ бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
ПРОБЛЕМЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО И ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ В РФ Когда речь идет о "вертикали", имеется в виду устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. Такое несоответствие полностью устранить без внешней корректировки нереально: абсолютное совпадение налогового потенциала и объективных потребностей данной территории практически не встречается. Поэтому центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, может и должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов, направляя в их доходы какую-то часть средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета Российской Федерации. Что касается региональных и местных властей, то принцип вертикальной сбалансированности накладывает на них, во-первых, ответственность за финансовое обеспечение закрепленных за ними функций и предоставление населению соответствующих услуг либо непосредственно государственными учреждениями и организациями, либо через частный сектор, во-вторых, обязанность эффективно и ответственно использовать свои права по сохранению и увеличению собственного доходного потенциала. Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования. Оно должно сочетаться с процессом горизонтальной сбалансированности бюджетов. Горизонтальное выравнивание (сбалансированность) означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации (регионами) по определенной формуле для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях (потенциалах) различных территорий (субъектов Федерации и муниципалитетов). Такие проявления неравенства регионов рассматриваются в теории бюджетного федерализма аналогично неравенству в распределении доходов и материальных ценностей среди различных слоев населения, как форма проявления социального неравенства, вызываемая территориальным фактором. В условиях Российской Федерации задача горизонтального выравнивания сложна, как ни в одной другой стране. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину и человеку гарантированы широкие социальные и гражданские права и свободы, защита их со стороны государства и его обязанность предоставлять широкую совокупность государственных услуг; право каждого на труд и вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы; защита государством материнства и детства; гарантирование социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; право на государственные пенсии и социальные пособия в соответствии с законом; право на бесплатное или доступную плату за жилище малоимущим; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду; право каждого на образование, гарантирование общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы, развернувшийся и продолжающийся экономический кризис, а также процессы приватизации, сопровождающиеся массовым отказом тысяч предприятий от социальных затрат и содержания объектов социально-бытовой сферы, грозящие в ближайшем времени "сбросом" излишней численности работников, которые вынуждены обращаться за социальной защитой к государству. В процессе горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности населения разных регионов необходимо принимать во внимание дифференциацию населения по уровню получаемых денежных доходов, региональные различия в прожиточном минимуме, связанные в существенной степени с уровнем цен региональных потребительских В последние годы в Российской Федерации в методологии бюджетного выравнивания осуществляется переход от индивидуальных нормативов и постоянно меняющихся взаимных расчетов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления. Само по себе бюджетное выравнивание существует как в федеративных, так и в унитарных государствах. Оно выступает как объективно необходимый способ функционирования бюджетной системы единого государства и его экономической системы. Стратегическая задача бюджетного выравнивания состоит в том, чтобы объединять „ федеративное государство, его земли и народы, всех его граждан. Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа: с одной стороны, унифицированный порядок регионам при формировании бюджетных доходов (на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчие- | гений налога на добавленную стоимость и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет); с другой стороны — дифференцированный: подход да стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный бюджет, а затем из федерального бюджета в региональные, вынуждает отдельные субъекты прибегать к различного рода займам и кредитам. Применение единых нормативов отчислений от подоходного налога, налога на прибыль в федеральный бюджет независимо от социально-экономического положения региона, характера трансфертов ставит регионы в действительности в неравные условия и тем самым усугубляет положение тех субъектов, которые нуждаются в финансовой поддержке государства. Укрепление финансовой стабильности регионов, формирование региональных финансов как целостной системы предполагает координацию и согласование различных форм финансовой помощи центра. Существующая система межбюджетных отношений приводит в ряде случаев к необоснованному завышению расходов федерального бюджета вследствие многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъектов Федерации. Одним из последствий такого подхода является потеря стимулов субъектов Федерации к развитию собственной доходной базы и сокращению расходов. Федеральные органы управления в этих условиях теряют возможность должного контроля за эффективностью использования финансовой поддержки, предоставляемой субъектам Федерации из центра. Другим следствием такой недостаточно скоординированной финансовой поддержки регионов является размывание инвестиционного блока расходов федерального бюджета. Все это не способствует сокращению дефицитности бюджетов субъектов Федерации, снижению встречных финансовых потоков. Наименее проработанным вопросом в системе бюджетных взаимоотношений регионов и центра в российских условиях является вопрос повышения доходности бюджетов всех уровней. В связи с этим вопросы развития регионов на базе собственного экономического потенциала приобретают особое значение. Здесь многое зависит от сценария развития российской экономики, выбора основных направлений инвестиционной, структурной, внешнеэкономической общероссийской политики. Ясности в этом важнейшем для страны вопросе нет. В случае сохранения ресурсно-сырьевой специализации России на внешних рынках производственная инвестиционная деятельность будет по-прежнему смещаться на северо-восток страны.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |