Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права




Правом издавать нормативные правовые акты подзаконного харак­тера, регулирующие банковские правоотношения в РФ наделены:

• Президент Российской Федерации;

• федеральные органы исполнительной власти.

Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы банковского права, делятся на две группы:

• акты органов общей компетенции;

• акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:

1)Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и банковскому законодательству и имеют приори­тетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет банковского права. Указы Президента РФ:

- в своем большинстве являются нормативными правовыми

актами;

- носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории России;

- издаются в целях восполнения правовых пробелов в урегу­лировании отношений.

Поскольку указы Президента Российской Федерации — это ак­ты не главы исполнительной власти, а главы государства, их абсолютно подзаконный характер не очевиден и, по мнению Президента, при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Указы в этих случаях являются нормой реализации конститу­ционно установленных прерогатив Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, а также функций Президента как гаранта Конституции.

(Конституционный Суд определил, что Президент Российской. Фе­дерации действует в установленном Конституцией порядке, а в случае, когда этот порядок не детализирован, общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделе­ния властей и требованием Конституции, согласно которому указы Президента Российской Федерации могут приниматься по любым неурегулированным вопросам. Конституционный Суд указал, что точка зрения, согласно которой полномочия)

Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции.

Начиная с 1991 г. Президентом РФ принято более 30 указов, имеющих самое непосредственное значение для регулирования банковской деятельности. Среди них необходимо назвать:

· Указ Президента РФ от 12.05.97 № 477 "О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета;

· Указ Президента РФ от 21.06.2001 № 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федера­ции драгоценных металлов и драгоценных камней" (в ред. от 05.08.2002);

· Указ Президента РФ от 21.03.96 №408 "Об утверждении '» Комплексной программы мер по обеспечению прав вклад-I: чиков и акционеров" (в ред. от 16.10.2000);

· Указ Президента РФ от 28.10.94 № 2023 "О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финан­сово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы "Интеррос". (В целях реализации этого указа Прави­тельство РФ приняло Постановление от 10.07.95 №688 "О межгосударственной финансово-промышленной группе "Интеррос");

· Указ Президента РФ от 10.06.94 № 1184 "О совершенство­вании работы банковской системы Российской Федера­ции" (в ред. от 27.04.95) и др.;

2) Постановления Правительства РФ. Согласно ст. 111 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правовой статус правительства установлен (помимо Конституции положениями Федерального конституционного закона от.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 31.12.97). Оно обеспечивает в том числе проведение;!В стране единой финансовой и кредитно-денежной политики (п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Постановления Прави­тельства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, нормативных указов Президента РФ. Акты, изданные в форме постановлений Правительства РФ, имеют нормативный характер. Порядок их принятия устанавливается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нор­мативными указами Президента РФ. Датой официального опу­бликования постановления или распоряжения Правительст­ва РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. • Постановления Правительства РФ, за исключением постанов­лений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широко­го их обнародования доводятся до всеобщего сведения через.средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня них официального опубликования. Иные поста­новления Правительства РФ вступают в силу со дня их подпи­сания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их под­писания. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Среди актов Правительства РФ, выступающих источниками банковского права необходимо назвать:

• Постановление Правительства РФ от 30.06.97 № 772 "Об утвер­ждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами";

• Постановление Правительства РФ от 27.06.96 № 759 "Об утвер­ждении Положения о совершении сделок с природными драго­ценными камнями на территории Российской Федерации" (в ред. от 08.05.2002);

• Постановление Правительства РФ от 30.06.92 № 445 "О размере компенсации Россельхозбанку и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам" и др.

 

К актам органов специальной компетенции относятся регули­рующие банковские правоотношения ведомственные подза­конные нормативные правовые акты, издаваемые;

Центральным банком Российской Федерации — главным органом подзаконного нормотворчества в банковском праве;

Министерством финансов Российской Федерации (например, Указание ЦБ РФ и Минфина РФ от 05.01.2001 № 898-у /

15.01.2001 № 5н "О порядке работы банков с расчетными до­кументами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса)" (в ред. от 22.10.2001);

Министерство Российской Федерации па антимонопольной поли­тике (например, Приказ ГАК РФ от 22.07.97 № 100 "Об ут­верждении и направлении на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации Положения о порядке пред­ставления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке банковских услуг в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О банках и банков­ской деятельности" (в ред. приказа МАП РФ от 11.03.99 № 71, вред, от 17.11.99);

Государственный таможенный комитет Российской Федерации (например, Приказ ГТК РФ от 22.04.2002 № 392 "Об утвер­ждении Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенны­ми органами", в ред. от 01.07.2002);

Комитет финансового мониторинга и контроля и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.