Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование – примеры применения




Схемы неавтоматического лицензирования можно применять для разнообразных целей, как экономических, так и не экономических (социальных). Такие системы обычно строятся на основе списков товаров различных типов, обычно списков товаров, ввоз которых запрещен или ограничен.

Схемы лицензирования импорта для экономических целей, воздействуют на товарные потоки аналогично импортным квотам, то есть непосредственно как количественное ограничение, сокращая объем импорта без явного установления квот. Они активно использовались странами до проведения Уругвайского раунда ВТО для решения проблем платежного баланса, особенно в условиях переоцененного курса валют, как инструмент промышленной политики для направления ресурсов в приоритетные отрасли экономики, для поддержки или защиты внутренних отраслей промышленности. С середины 80-х годов началось преобразование систем лицензирования, особенно в развивающихся странах, под действием трех факторов: развивающиеся страны вынуждены были в одностороннем порядке выполнять стабилизационные программы и структурные реформы, внедряемые МВФ, из-за тяжелейшего долгового и макроэкономического кризиса, особенно в Латинской Америке и Африке; сузились возможности использования количественных ограничений после заключения соглашений Уругвайского раунда; соглашения в рамках преференциального режима торговли подразумевали соответствующие реформы систем лицензирования.

В результате, использование ограничений в виде лицензирования по экономическим причинам осталось в арсенале только нескольких стран и регионов, но даже в них лицензирование изменяется. Из стран ОЭСР неавтоматическое лицензирование применяют только Чешская Республика для защиты внутренней промышленности по некоторой сахарной продукции (против Словакии) и некоторым видам угольного топлива (из Польши и Украины), и Мексика в отношении чуть более 1% тарифных позиций, в частности, в автомобильной промышленности.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе этот тип лицензирования применяется в Индонезии по продукции сельского хозяйства, транспортным средствам, химикалиям и основным металлам, но очевидно намерение властей полностью демонтировать систему лицензирования по экономическим причинам, в Бангладеш для 2% тарифных позиций, в основном связанных с текстилем, в Таиланде в отношении сельскохозяйственного и пищевого секторов, текстиля. Малайзия – единственная страна в регионе, где применение неавтоматического лицензирования по экономическим причинам увеличилось с 17% тарифных позиций до 27%, и охватывает лесную промышленность и заготовку леса, химическую промышленность, машины и электротехнические изделия, транспортные средства (особенно автомобили), оружие и боеприпасы.

Из стран Латиноамериканского региона неавтоматическое лицензирование по экономическим причинам применяют Бразилия в отношении 30% тарифных линий, и Колумбия (7%, направленных, в основном, на сельскохозяйственные товары). Этот вид нетарифного регулирования широко распространен в странах Карибского бассейна (за исключением Доминиканской республики), главным образом, по отношению к продовольственным товарам и напиткам, текстильной продукции. В Африке и Ближневосточном регионе его практикуют только Марокко (временно, для некоторых сельскохозяйственных товаров), Нигерия (продовольствие и минеральные продукты), Свазиленд (охватывается весь импорт, но режим преобразуется и переводится в список ограничиваемых к ввозу товаров, который включает лекарства, оружие, подержанные транспортные средства, товары дикого животного мира, золото и другие драгметаллы). Кипр применяет такое лицензирование только к одному сельскохозяйственному товару – арахису, и привязывает его к требованию внутреннего компонента.

Единственным исключением из общей тенденции отказа от систем лицензирования для экономических целей является увеличение, начиная с Уругвайского раунда ВТО, использования тарификации (перевода на тарифные ставки) квот в сельскохозяйственном секторе, которая часто осуществляется через неавтоматическое лицензирование импорта.

Что касается лицензирования импорта, предназначенного для неэкономических целей, эти схемы используются для осуществления регулирования широкого круга проблем, связанных с национальной безопасностью, защитой и безопасностью здоровья, окружающей среды, этики, религии, интеллектуальной собственности и согласованности с международными обязательствами. Лицензирование этого вида может по существу повлечь за собой предшествующее одобрение уполномоченным органом для выполнения импортной сделки, например, использование схемы неавтоматического лицензирования для соблюдения санитарных и фитосанитарных правил. Импортируемые товары могут также подвергнуться осмотру, прежде чем пройдут таможенную очистку, которая потом завершит процесс получения лицензии.

Требования получения неавтоматической лицензии могут использоваться для химических и фармацевтических товаров, чтобы гарантировать соответствие импортируемых веществ внутренним медицинским и научным требованиям. В других случаях - для регулирования импорта транспортных средств по причинам охраны окружающей среды, безопасности дорожного движения или защите потребителя через, например, установления предельного возраста машин от даты изготовления, требования гарантированного минимального срока эксплуатации с момента ввоза. Часто эти схемы используются для текстильных товаров, допуская к ввозу только товары, прошедшие дезинфекцию, или для оборудования телесвязи по причинам совместимости с установленными стандартами (например, электромагнитная совместимость). Лицензирование может также стать необходимым условием исполнения международных обязательств типа Соглашения по международной торговле вымирающими видами или Монреальского протокола о веществах, исчерпывающих озоновый слой, Базельского соглашения по контролю трансграничного перемещения опасных отходов, разрешая, например, ввоз только для целей исследования конкретному лицу.

Неавтоматическое лицензирование широко распространено как в развитых, так и в развивающихся странах. Продукция химической и фармацевтической промышленности, сельскохозяйственные товары, оружие и боеприпасы, вместе с машинами и электрическими машинами, и транспортными средствами наиболее часто подвержены этой нетарифной мере регулирования. Таким образом, при существенном сокращении или устранении традиционного использования лицензирования как инструмента ограничения количества импорта по экономическим причинам, в настоящее время системы лицензирования особенно широко используются для осуществления технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер.

Как в случае автоматического, так при неавтоматическом лицензировании импорта серьезное ограничительное воздействие на торговлю могут оказать трудности в процедурных аспектах, а именно, непрозрачные процедуры лицензирования, чрезмерные накладные расходы экспорта или импорта, усложненные бюрократические процедуры лицензирования. Так, стоимость двухмесячной задержки лицензирования, и связанных с этим затрат складирования, эквивалентна от 4 до 6% импортной пошлины, а дополнительные затраты типа штрафов при невыполнении крайних сроков поставки могут доходить до 10% цены, уплаченной за товар.

Описываемые сторонниками либерализации и упрощения международной торговли экономические выгоды от повышения эффективности процедур лицензирования импорта включают улучшение конкурентной среды из-за того, что национальные рынки становятся доступными для большего количества поставщиков; снижение стоимости торговых сделок и увеличение прибыли внутренних экспортеров; улучшение инвестиционного климата, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; существенное сокращение административных затрат для внутренних регулирующих органов; более эффективное управление незаконным движением ограниченных товаров, надлежащая защита прав интеллектуальной собственности и достижение других целей общественного благосостояния; наконец, уменьшение коррупции и повышение культуры взаимоотношений между правительством и бизнесом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.