Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые формы рекламы: этикетки, вкладыши, упаковки




Новые советские торговые марки

 

Облик многих российских марок не усту­пал в содержательности и выразительно­сти зарубежным, особенно в случаях, ко­гда за их создание брались опытные мастера. Излюбленные компо­ненты новых советских марок, помимо революционной атрибутики, – детали станков и машин (зубчатые колеса, шестеренки, разводные ключи и т.п.). Характерный образец – фирменная марка треста «Мосполиграф», исполненная А. Коджаковым в конце 20-х годов. Перед нами профильное изображение печатного станка с надпися­ми, исполненными четким рубленым шрифтом. Вверху – слово «МОСПОЛИГРАФ» – черный шрифт на белом фоне, внизу – слово «ТРЕСТ» – белый шрифт на черном фоне. Марка производит ощущение предельной деловитости, строгости, четкости.

В более свободной манере испол­нен фирменный знак «Моссельпро­ма». Знак перегружен изобразитель­ными элементами, видимо, в целях охватить многообразие видов дея­тельности, присущих этой организа­ции. В центре окружности силуэт ра­бочего на фоне шестеренки и серпа; сюда же вписан рог изобилия с бук­вами МСНХ, что означает Московский совет народного хозяйства. А по ок­ружности расположено слово МОС-СЫЬПРОМ. Дробность элементов изо­бражения снижает, на наш взгляд, цельность эстетического воздействия торговой эмблемы.

В ином, динамичном и концентриро­ванном, варианте исполнена А. Родченко фирменная марка для издательства «Феде­рация». Утолщенный обод окружности с надписью «Издательство Федерация» рас­секает стилизованное изображение книги-ракеты, которая действительно передает впечатление огромной силы, скорости, движения к желанной цели. Вдохновенно исполненный фирменный знак.

Разумеется, наряду с талантливо ис­полненными товарными знаками в 20-е годы было немало формальных, безликих образцов. Но важно отметить, что эта сфера находилась в поле зрения и властей, и художников. За качество товарного зна­ка боролись преуспевающие предприятия. Например, Всесоюзный химический син­дикат объявил в 1929 г. конкурс на луч­ший рисунок для товарного знака. На конкурс поступило 932 рисунка. Была устроена их однодневная вы­ставка. В итоге выбранный знак не стал особо примечательным – сказались усредненные потребительские вкусы.

Но любой (более или менее удачный) зарегистрированный тор­говый знак находит широкое поле применения в малых формах рекламы – этикетках, вкладышах, обертках, упаковках, расшифро­вывая имя и адрес производители товара, давая первое представле­ние о его качестве.

 

 

Наряду с плакатами и товарными знаками в 20-е годы уделялось особое внимание малым рекламным формам: этикеткам, вкладышам, открыткам, упаковкам. На­помним, что среди продукции «реклам-конструктора» упоми­нались «до сотни вывесок, упаковок, оберток».

Своеобразная ситуация сло­жилась в области этикеток. На них нередко присутствовала одновременно и дореволюци­онная, и советская эмблематика. Причины те же, что и в использовании дореволюци­онных товарных знаков: попу­лярность привычного оформ­ления повседневных потреби­тельских товаров. Вот на круг­лой коробочке с мармеладом, ангельского, вполне дорево­люционного облика девчушка прижимает ко рту апельсин на фоне трех апельсиновых деревьев. Вверху надпись: «Пат Д’Абрикосова», внизу же – слово МОССЕЛЬПРОМ и товарный знак, описанный нами ранее.

Действовали пришедшие из былых времен этикетки одеколона «Кармен», пудры «Цветущий май», духов «Букет моей бабушки». Но, параллельно созданная по былым рецептам качественная продукция получала новое облачение. Так произошло с парфюмерной линией «Красная Москва». Для духов, одеколона, крема и пудры этой линии были разработаны одностильные ярко-красные этикетки и упаковки с орнаментом из наложенных друг на друга пятиконечных звезд.

Во вновь разработанных этикетках ведущими изображениями стали, подобно тому, как они присутствовали в товарных знаках, силуэты заводских корпусов, дымящие трубы, технические конст­рукции, штабеля готовой продукции. Этой тенденции еще предсто­ит усилиться в период индустриализации 30-х годов.

 

Этикетки: творчество - «реклам-конструктора»

 

А пока шла общегосударственная массированная подготовка этих процессов. И в об­ласти малых рекламных форм не обходится без участия «агитатора, горлана-главаря» В. Маяковского. Он разрабатывает тексты к оберткам для конфет «Наша индустрия», «Красноармейская звезда», «Новые меры». Темы оберток для карамели «Наша индустрия» с рисунками А. Родченко таковы: «Дирижабль», «Элеватор», «Авто­плуг», «Аэроплан», «Паровоз», «Пароход», «Трактор», машина «Динамо». Надписи к последним двум сюжетам сообщают:

Крестьянскому характеру

пора привыкнуть к трактору,

не провернуть земли сухой

доисторической сохой.

Этою вот самою машиною динамою можно гору сдвинуть прочь,

горю нашему помочь.

В обертках карамели «Красноармейская звезда» не только над­писи, но и рисунки исполнены В. Маяковским.

Он же берется продвигать в массы освоение новых метрических наименований. С этой целью поэт в 1923–1924 гг. создает цикл
конфетных оберток для карамели «Новый вес» и «Новые меры» и дает доходчивые и ценные рекомендации на бытовом уровне:

Запомни, расчет очень важен:

два метра – приблизительно сажень.

Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.

Четыре сантиметра – один вершок.

Запомните, эта работа не тяжка: один сантиметр – четверть вершка.

Создаются надписи и для коробок с наборами конфет или пе­ченья, и для вкладышей. Так, в пакеты с продукцией Чаеуправле­ния вкладывались листовки с такими текстами:

Милый,

брось слова свои, – что мне

эти пения?

Мчи

в подарок мне чаи

ЧАЕУПРАВЛЕНИЯ

(выделено Маяковским. – Авт.).

Таким образом, в середине 20-х годов в СССР не было недос­татка в талантливых образцах ни крупных изобразительных, ни ма­лых форм рекламной продукции. Отсветы этих процессов в опреде­ленной степени затронули оформление вывесок и витрин в круп­ных городах, преимущественно в Москве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.