КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет банковского права. Метод банковского права
Понятие банковского права Республики Беларусь ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА И БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Тема 1 ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Кредитно-финансовыми организациями инкассации Понятие и порядок осуществления Тема 16. Договор банковского хранения Тема 15. Валютно-обменные операции Тема 14. Правовое регулирование расчетов Тема 13. Доверительное управление денежными средствами Тема 12. Основные вопросы, рассматриваемые по теме:
Основные вопросы, рассматриваемые по теме:
Основные вопросы, рассматриваемые по теме:
Основные вопросы, рассматриваемые по теме:
Основные вопросы, рассматриваемые по теме:
Возникновение любой отрасли права обусловлено потребностью правового регулирования определенной группы общественных отношений. Без нормативного регулирования обращения денежными потоками и другими финансовыми инструментами в принципе невозможно обеспечить нормальное функционирование экономики страны. Действовавшие в эпоху СССР законодательные и нормативные акты в этой сфере стали неспособны выполнять эти функции в силу того, что они создавались для регулирования отношений в экономике, основанной на командно-административной системе управления ею, а вскоре перестало существовать и само государство. Демонополизация банковского дела открыла широкие возможности привлечения в сферу новых субъектов, поэтому стали создаваться коммерческие банки, финансовые и страховые компании, пенсионные, инвестиционные фонды и другие структуры с целевой установкой работать не с товаром, а деньгами, другими финансовыми инструментами. Для регулирования деятельности данных субъектов хозяйствования государство вынуждено было создать ряд новых нормативных документов. Первоначально возникновение и становление термина «банковское право» связывалось с наличием следующих условий: - созданием коммерческих банков и преобразованием в коммерческие действующих государственных банков, основной целью которых становится не выполнение плановых госзаданий, а извлечение прибыли с использованием финансовых инструментов; - ликвидацией одноуровневой и становлением двухуровневой банковской системы с четко определенными функциями центрального банка государства и с необходимой степенью самостоятельности коммерческих банков; - развитием товарного и денежного рынков, расширением сферы действия, помимо денег, иных финансовых инструментов, а соответственно, и рынка финансовых услуг.
Затем в Беларуси, как и в других странах, происходят существенные изменения, связанные с проблемами банковского права: - определяющую роль берут на себя безналичные расчеты в сфере отношений не только между субъектами хозяйствования, но и на бытовом уровне, где все большее значение приобретают расчеты с использованием банковских пластиковых карточек; - значительно увеличиваются количественные и качественные показатели осуществления банками присущих им операций, что предопределяется усложнением экономических отношений, увеличением количества клиентуры, развитием связей с иными государствами в целом и банками иностранных государств в частности; - возрастает роль институтов, опосредующих денежное обращение, осуществление которого немыслимо вне компьютерных технологий, по-новому ставящих проблему распределения рисков между собственниками и пользователями финансовых инструментов. Действительно, сфера отношений, в которых участвуют банки, чрезвычайно широка и они в той или иной мере являются предметом регулирования нескольких отраслей права. Но они настолько специфичны, что это дает основания для выделения банковского права в самостоятельную отрасль права. Поскольку в зарубежных странах термин «банковское право» прочно вошел в жизнь, и его используют не только ученые, но и законодатели, то это значит, что оно рассматривается в качестве системообразующего элемента национальной правовой системы. Банковское право – совокупность правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обращение, правовой статус и банковские операции банков (центрального банка государства и банков второго уровня) и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковское право имеет свою систему, под которой понимается группировка и расположение норм в такой последовательности, которая делает банковское право стройной и логически завершенной системой правовых норм. Система банковского права включает в себя общую особенную части. Наука банковского права представляет собой деятельность по выработке теоретических знаний о закономерностях правового регулирования банковской системы и банковской деятельности, в результате чего формируется учение о банковском праве, представляющее систему взаимосвязанных понятий, взглядов, концепций и теорий.
Банковское право как учебная дисциплина – это совокупность обобщенных знаний о банковском праве как о науке, отрасли законодательства и практике применения последнего. Банковское право как учебная дисциплина состоит из двух частей: правовое регулирование банковской системы Республики Беларусь и правовое регулирование банковских операций.
Предметом банковского права являются, общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы Республики Беларусь, в частности в процессе осуществления Национальным Банком и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы Республики Беларусь со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства. Круг общественных отношений, регулируемых банковским законодательством, сформулирован в ст. 1 БК: - система экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств, где мобилизация проявляется в получении денежных средств посредством их привлечения в различных формах, а использование означает размещение в различных формах. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; - имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируемые также и гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных БК; - если это предусмотрено БК, отношения, связанные с использованием ценных бумаг, бюджетных и валютных средств, а также иные отношения, связанные с деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, которые регулируются специальным законодательством.
Для раскрытия метода банковского права, следует опереться на понятия гражданского права, использующего такой метод правового регулирования, в котором основным признаком выступает юридическое равенство участников правоотношений, и административного права, опирающегося на метод властных предписаний, предполагающего юридическое неравенство участников соответствующих правоотношений. Применительно к банковской системе Республики Беларусь следует констатировать, что в отношениях банков второго уровня с Национальным банком преобладающими являются отношения власти и подчинения. Соответственно для регулирования их взаимоотношений используется метод властных предписаний – это с одной стороны. С другой же, отношения самих банков с клиентурой и друг с другом основаны на юридическом равенстве сторон, т.е. фактически применяется гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Таким образом, метод правового регулирования банковской деятельности неоднороден и базируется на методах регулирования, относящихся и к гражданскому и к административному праву. Совокупность этих методов есть метод, объединяющий в себе отдельные характерные черты первичных методов и вместе с тем обладающий специфическими особенностями, совокупность которых позволяет говорить о комплексном методе правового регулирования банковской деятельности как об одном из основных критериев обособления банковского права как комплексной правовой отрасли. Характерными чертами данного метода являются: - имущественная и организационная самостоятельность участников правоотношений, которая предопределяет и свободу их волеизъявления; - ограничение автономии воли участников банковских правоотношений, которые осуществляют свои права собственной волей и в личных интересах, однако в рамках, предопределенных публичными интересами. Так, в частности, определенные законодательством экономические нормативы деятельности банков предопределяют возможность и рамки осуществления ими банковских операций; - сочетание в регулировании общественных отношений издания нормативного правового акта, содержащего обязательные для исполнения предписания, и заключения договора, имеющего частно-правовую природу. Например, издание акта о льготном кредитовании организаций агропромышленного комплекса сочетается с заключением кредитного договора, который предусматривает льготные условия кредитования; - наличие значительного числа императивных норм, реализация которых обеспечивает защиту публичных интересов, обеспечение характерного для банковской деятельности единообразия ведения банковских операций, возможность осуществления надлежащего контроля со стороны государства.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |