Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функционирования Национального банка




Тема 2

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1. Правовой статус, цели и функции Национального банка

Первый уровень банковской системы занимает Национальный банк Республики Беларусь. Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Согласно ч. 2 ст. 24 БК Национальный банк независим в своей деятельности. В той же ч. 2 ст. 24 БК содержится перечень правовых актов, регулирующих деятельность Национального банка, в него не включены нормативные правовые акты Правительства.

Особенности правового статуса Национального банка предопределяются тем, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, наделенным широкими властными полномочиями, а с другой – юридическим лицом особого рода, осуществляющим типичную банковскую деятельность и участвующим в гражданском обороте. Таким образом, НБ имеет двойственную правовую природу. Национальный банк не вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не предусмотренной законами Республики Беларусь.

Согласно ст. 25 БК основные цели деятельности Национального банка заключаются:

- в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, его курса по отношению к иностранным валютам;

- развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Для достижения названных целей проводится работа по трем основным направлениям:

- организация и проведение денежно-кредитной политики;

- организация денежного обращения;

- осуществление пруденциального регулирования банковской деятельности (т.е. функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе государства).

Реальная «независимость центрального банка» складывается из следующих элементов, составляющих в своей совокупности это понятие:

  1. институциональная;
  2. функциональная;
  3. инструментальная;
  4. финансовая;
  5. имущественная;
  6. кадровая независимость.

Институциональная независимость определяется положением центрального банка в системе государственных органов страны.

Национальный банк можно определить как особый орган управления, не входящий в систему органов государственного управления, подчиненных Правительству, наделенный законодательством определенными властными полномочиями. К их числу относится издание нормативно-правовых актов (ст. 39 БК).

Функциональная независимость определяется степенью самостоятельности НБ при решении вопросов выбора основных направлений и методов осуществления денежно-кредитной политики (отношения с Правительством).

В соответствии с положениями Конституции (в ред. 1996 г.) Национальный банк не обладает исключительным правом разработки и осуществления денежно-кредитной политики. Согласно ст. 136 Конституции Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Инструментальная независимость тесно связана с функциональной, однако в отличие от последней определяется степенью самостоятельности центрального банка в использовании инструментов и методов денежно-кредитной политики и проведении активных и пассивных операций. Самым распространенным случаем ограничения инструментальной независимости является принуждение центрального банка финансировать дефицит государственного бюджета. Известно, что величина и способы финансирования бюджетного дефицита оказывают существенное влияние на инфляцию.

Финансовая самостоятельность определяется независимостью центрального банка в распоряжении денежными средствами, находящимися в его распоряжении.

Имущественная независимость определяется независимостью центрального банка в процессе владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Кадровая независимость характеризуется независимостью высшего руководства центрального банка, определяемой принципами назначения высших должностных лиц, основаниями и порядком освобождения их от должностей, сроками замещения постов.

В ч. 3 ст. 24 БК установлена прямая подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь, которая означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, БК, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

- разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

- выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- осуществляет лицензирование банковской деятельности;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

- устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

- согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

- осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

- разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

- организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

- создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

- формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

- устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

- устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;

- устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

- организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

- осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

- проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

- заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

- выполняет другие функции, предусмотренные Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В отличие от республиканских государственных органов, имеющих статус учреждений и состоящих на финансировании из государственного бюджета, Национальный банк Республики Беларусь из бюджета не финансируется.

 

Одной из главных особенностей функционирования Национального банка является его формальная обособленность от Правительства. Так, согласно ст. 16-1 Закона Республики Беларусь от 07.07.1998 N 178-З (ред. от 07.05.2007) «О Совете Министров Республики Беларусь», Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь принимает участие в разработке и выполнении государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Председатель Правления НБ входит в состав Правительства, а также является членом Совета Безопасности Республики Беларусь.

Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Финансовую и экономическую информацию и документацию, необходимые для выполнения функций, Национальному банку предоставляют как банки и небанковские кредитно-финансовые организации, так и республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы.

Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами.

Также одной из особенностей функционирования Национального банка является то, что он не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда НБ принимает на себя такие обязательства. В свою очередь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации также не отвечают по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, когда банки и небанковские кредитно-финансовые организации берут на себя такие обязательства.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они принимают на себя такие обязательства.

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению – совместно с республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за НБ на праве оперативного управления. НБ обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями его деятельности и устава НБ.

Размер уставного фонда Национального банка определяется Уставом НБ.

Национальный банк для обеспечения своей деятельности создает резервный и иные фонды, а также специальные резервы общих банковских рисков.

Резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Национального банка, по которым не образуются специальные резервы общих банковских рисков, в том числе связанных с предоставлением гарантий.

Отчисления в резервный фонд производятся от прибыли за отчетный год, остающейся в распоряжении Национального банка после перечисления в доход республиканского бюджета части прибыли в сумме, установленной законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Резервный фонд формируется в размере не менее уставного фонда Национального банка.

Прибыль Национального банка образуется от осуществления им деятельности в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.

Национальный банк передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на увеличение (создание) уставного, резервного и иных фондов Национального банка.

Национальный банк и его структурные подразделения освобождаются от уплаты всех налогов и сборов (пошлин).

Прибыль организаций Национального банка подлежит налогообложению в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 46 БК для Национального банка установлен ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно. Поэтому Национальный банк обязан ежегодно до 15 апреля представить Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением НБ, с аудиторским заключением. Причем аудиторская проверка деятельности Национального банка производится также ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, не может быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за исключением отдельных банков, организаций, осуществляющих возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, организаций, обеспечивающих деятельность Национального банка, в том числе работающих на рынке ценных бумаг, проводящих межбанковские расчеты, финансирующих и (или) осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий, а также международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах; причем порядок участия НБ в вышеперечисленных организациях определяет Президент Республики Беларусь.

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций. Также НБ представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции.

Взаимоотношения между Национальным банком и кредитными организациями иностранных государств устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также межбанковскими соглашениями.

Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.