Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности




КРАТКИе ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

 

Раздел 1. Основы профессионально-этических знаний

Учебные вопросы лекции:

1. Цель и задачи дисциплины. Место профессиональной этики в этической науке.

2. Мораль как предмет изучения этики. Нравственность и мораль.

3. Соотношение этики с другими формами общественного сознания.

4. Направления этических учений. Подходы к изучению морали.

 

1. Цели дисциплины:

- формирование у студентов представлений об этике как о системе научных знаний; рассмотрение проблем нравственных отношений между людьми; формирование моральных ценностей и норм как основ в осуществлении любой профессиональной деятельности; а также выработка у студентов практических умений и навыков этикетных форм поведения в трудовой деятельности, связанной с социально-культурным сервисом и туризмом.

Задачи дисциплины: ознакомить с происхождением, основными категориями и основными этапами развития этической науки; развить представления о моральных нормах и нравственных установках, лежащих в основе профессиональных отношений; научить применять этические принципы и нормы в процессе профессиональной деятельности работников сферы сервиса и туризма.

Профессиональная этика является прикладной наукой, опирающейся на общеэтические принципы, законы, нормы, установки, которые приобретают отраслевую направленность.

2. Соотношение понятий «морали», «нравственности», «этики», «профессиональной этики» целесообразно рассматривать в виде сравнительной таблицы по критериям:

1) происхождение понятия

2) определение понятия

3) объект и предмет изучения

4) сущность понятия

Сравнительный анализ даёт полное представление о взаимосвязи этих понятий.

3. Этика тесно связана с другими формами общественного сознания:

- с философией. Этика имеет философские категории, определяющие:

а) универсальные значения нравственности – наиболее общие исходные принципы морали (добро и зло, справедливость и несправедливость и т.д.)

б) нравственные основания личности – принципы внутреннего содержания индивидуума (долг, достоинство, честь);

- с психологией. Психология рассматривает психическую природу нравственных норм и принципов, а этика рассматривает нормативную природу этих норм. Основой нравственности являются психологические особенности личности человека;

- с социологией. Этика это особая гуманистическая наука, решающая сложные практические проблемы жизни общества и людей. Новое общество – новый тип морали;

- с правоведением. Правовые отношения в обществе формируются и исчезают по мере необходимости. Мораль не появляется и не исчезает, она задана изначально. В основе правовых отношений лежит мораль. Право имеет свои учреждения, организации, мораль не имеет границ и институтов. Право это область законодательно-нормативной регуляции в жизни общества, мораль – нравственно-нормативной. Нарушение норм профессиональной этики в сфере сервиса осуждается обществом с этической точки зрения и подлежит или не подлежит уголовному наказанию.

4. Направления и подходы к изучению морали и этики.

1) Натуралистические концепции.

Мораль это усложнённое продолжение групповых инстинктов животных, как способа выживания и борьбы за существования.

Начало: учение Гераклита о морали, теория Конфуция о небесном мире и др.

Продолжение и развитие: эпоха Возрождения и Новое время. Представители: Джордано Бруно, Чарлз Дарвин, Пётр Кропоткин – рассматривали этику как фазу биологической эволюции мира.

Современная этика: К Лоренц представляет нормы животного мира как основания для нравственных норм в мире людей, например, борьба за сохранения и продолжения рода есть основание для любви, заботы, ответственности.

2) Антропологические концепции.

Мораль вне «природы человека».

Начало: V век до нашей эры греческий философ Протагор изрёк: «Человек есть мера всех вещей».

Продолжение в различных течениях: гедонизм (мораль – следствие удовольствия или неудовольствия); эвдемонизм (счастье – исходный принцип нравственности и её главная цель), утилитаризм (мораль – арифметический подсчёт выгод и потерь по результатом поступка).

3) Креационистские теории.

Источник нравственность – Бог. Мораль это божий дар, который отсёк человека от животного.

Представители – различные виды религиозной морали.

4) Социально-историческое направление.

Принципиальная разница между биологической природой животного и человека.

Представители: Ж.Ж. Руссо, французские материалисты, марксистская этика.

Мораль предполагает разумную деятельность личности.

5) Современная материалистическая этика.

Мораль – система нормативных представлений во всех сферах общественных отношений, мораль имеет духовную сущность и определяется требованиями жизни, а не навязывается извне.

6) Нормативная этика. Мораль приобретает деловую направленность. В определённой деловой сфере действуют не только общие нормы этики, но и специфические нормы нравственности, которые перерастают в требования нормативной этики.

Литература:

1. Зеленкова И. Л. Основы этики. Учебное пособие, Минск, 1998.

2. Основы этических знаний./ Под ред. М. Н. Росенко, СПб., 2002.

3. Словарь общественных наук./ Под ред. С. Н. Смоленского, Ростов/н/Д., 2006.

4. Федцов В. Г. Культура сервиса, М., 2001.

 

Тема 2.Мораль: формирование, структура, свойства, функции.

Учебные вопросы лекции:

1. Формирование морально-нравственных норм на разных этапах человеческого развития.

2. Структура, свойства и функции морали.

3. Нравственная культура общения в разных сферах общественной жизни и в профессиональной деятельности.

1.1)Зачатки нравственности в первобытном обществе.

Первобытный человек отождествлял своё «Я» с общественным «Мы» и подчинялся вырабатываемым родом основам нравственности.

2) Мораль рабовладельческого общества.

Переход к новой системе ценностей с возникновением частной собственности. Формируется мораль классового общества. Возникает два типа морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов. Ценностью считалась мораль господствующего класса (мораль только для свободных).

3) Мораль периода Средневековья.

Очень продолжительный и насыщенный событиями период (Ближний и Средний Восток - I-IX века; Западная Европа – V-XV века; Восточные славяне – IX-XII века).

Мораль определяла различную ценность людей в зависимости от принадлежности к сословиям. Средневековая мораль была религиозной (Мораль это Бог).

На Руси пересмотр норм морали произошёл в период крещения. Развитие просвещения и светской этической мысли. Центральная нравственная проблема – идея патриотизма, защита и сохранение Русской Земли. Выработка простых правил нравственности с высокими требованиями к личности. Позже Иван Пересветов высказывает мысль об отходе от принципа сословного деления людей.

4) Этика эпохи Возрождения и перехода к раннему капитализму.

Появляется мораль гуманистической направленности. Гуманизм – идейная основа всех видов деятельности. Появляются первые профессиональные кодексы.

5) Этика периода нового и новейшего времени.

Период динамичный, противоречивый. Становление и развитие индустриальной, а затем послеиндустриальной цивилизации с классовой борьбой и противоречиями. Главная нравственная задача – соотнесение интересов и ценностей личности с ценностями и интересами общества. Различные этические течения, развитие профессиональной морали. Принцип служения профессии.

6) Этика современного общества.

Основа формирования и развития морали – трудовая деятельность. Мораль – главное условие социализации личности. Главная цель морали – создание условий для реализации личности. Главная цель профессиональной морали – создание условий для профессиональной реализации личности.

2. Структура морали:

- идеальный аспект социального бытия – моральное сознание

- материальный аспект – моральная практика.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции отношений людей:

а) эмоционально-чувственном (обыденное сознание)

б) рационально-теоретическом (этическая теория)

Моральная практика – предметно-материальная деятельность людей.

Эти два аспекта взаимосвязаны и взаимодействуют от практике к сознанию, а от сознания к новой практике. Эта взаимосвязь реализуется в моральном факте.

Свойства морали.

Общие с другими формами общественного сознания:

- социально-экономическая содержательность

- относительная самостоятельность

- преемственность в развитии

- влияние на общественные процессы

Специфические свойства:

- императивность – свойство предписания, требовательности

- нормативность – свойство регуляции норм и правил взаимодействия между людьми

- оценочность – свойство установления соответствия или несоответствия поступка, мотива или поведения требованиям морали с учётом конкретных ситуаций.

Функции морали:

- оценочная

- регулятивная

- воспитательная

- познавательная

- мировоззренческая

В единстве и взаимодополняемости все функции морали являются нормативным кодом для алгоритма поведения человека.

3. Нравственное общение людей – способ функционирования жизнедеятельности.

Нравственная культура общения – главный компонент нравственного общения.

Имеет два вида: внутреннюю культуру – духовную основу личности и внешнюю культуру – обмен ценностями с другими людьми. Внутренняя культура играет ведущую роль по отношению к внешней.

Культура общения в разных сферах жизни и деятельности:

- в семье через нравственные нормы любви, ответственности, согласия, взаимоуважения и т.д.

- в трудовом коллективе через коллективизм, взаимопомощь, дисциплинированность, авторитет и т.д.

- в сфере профессиональной деятельности через прфессиональный долг, умение строить коммуникации, создания имиджа своего и предприятия и т.д.

Литература:

1. Зеленкова И. Л. Основы этики. Учебное пособие, Минск, 1998.

2. Основы этических знаний./ Под ред. М. Н. Росенко, СПб., 2002.

3. Словарь общественных наук./ Под ред. С. Н. Смоленского, Ростов/н/Д., 2006.

4. Федцов В. Г. Культура сервиса, М., 2001

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.