КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Введение. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности
КРАТКИе ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
Раздел 1. Основы профессионально-этических знаний Учебные вопросы лекции: 1. Цель и задачи дисциплины. Место профессиональной этики в этической науке. 2. Мораль как предмет изучения этики. Нравственность и мораль. 3. Соотношение этики с другими формами общественного сознания. 4. Направления этических учений. Подходы к изучению морали.
1. Цели дисциплины: - формирование у студентов представлений об этике как о системе научных знаний; рассмотрение проблем нравственных отношений между людьми; формирование моральных ценностей и норм как основ в осуществлении любой профессиональной деятельности; а также выработка у студентов практических умений и навыков этикетных форм поведения в трудовой деятельности, связанной с социально-культурным сервисом и туризмом. Задачи дисциплины: ознакомить с происхождением, основными категориями и основными этапами развития этической науки; развить представления о моральных нормах и нравственных установках, лежащих в основе профессиональных отношений; научить применять этические принципы и нормы в процессе профессиональной деятельности работников сферы сервиса и туризма. Профессиональная этика является прикладной наукой, опирающейся на общеэтические принципы, законы, нормы, установки, которые приобретают отраслевую направленность. 2. Соотношение понятий «морали», «нравственности», «этики», «профессиональной этики» целесообразно рассматривать в виде сравнительной таблицы по критериям: 1) происхождение понятия 2) определение понятия 3) объект и предмет изучения 4) сущность понятия Сравнительный анализ даёт полное представление о взаимосвязи этих понятий.
3. Этика тесно связана с другими формами общественного сознания: - с философией. Этика имеет философские категории, определяющие: а) универсальные значения нравственности – наиболее общие исходные принципы морали (добро и зло, справедливость и несправедливость и т.д.) б) нравственные основания личности – принципы внутреннего содержания индивидуума (долг, достоинство, честь); - с психологией. Психология рассматривает психическую природу нравственных норм и принципов, а этика рассматривает нормативную природу этих норм. Основой нравственности являются психологические особенности личности человека; - с социологией. Этика это особая гуманистическая наука, решающая сложные практические проблемы жизни общества и людей. Новое общество – новый тип морали; - с правоведением. Правовые отношения в обществе формируются и исчезают по мере необходимости. Мораль не появляется и не исчезает, она задана изначально. В основе правовых отношений лежит мораль. Право имеет свои учреждения, организации, мораль не имеет границ и институтов. Право это область законодательно-нормативной регуляции в жизни общества, мораль – нравственно-нормативной. Нарушение норм профессиональной этики в сфере сервиса осуждается обществом с этической точки зрения и подлежит или не подлежит уголовному наказанию. 4. Направления и подходы к изучению морали и этики. 1) Натуралистические концепции. Мораль это усложнённое продолжение групповых инстинктов животных, как способа выживания и борьбы за существования. Начало: учение Гераклита о морали, теория Конфуция о небесном мире и др. Продолжение и развитие: эпоха Возрождения и Новое время. Представители: Джордано Бруно, Чарлз Дарвин, Пётр Кропоткин – рассматривали этику как фазу биологической эволюции мира. Современная этика: К Лоренц представляет нормы животного мира как основания для нравственных норм в мире людей, например, борьба за сохранения и продолжения рода есть основание для любви, заботы, ответственности.
2) Антропологические концепции. Мораль вне «природы человека». Начало: V век до нашей эры греческий философ Протагор изрёк: «Человек есть мера всех вещей». Продолжение в различных течениях: гедонизм (мораль – следствие удовольствия или неудовольствия); эвдемонизм (счастье – исходный принцип нравственности и её главная цель), утилитаризм (мораль – арифметический подсчёт выгод и потерь по результатом поступка). 3) Креационистские теории. Источник нравственность – Бог. Мораль это божий дар, который отсёк человека от животного. Представители – различные виды религиозной морали. 4) Социально-историческое направление. Принципиальная разница между биологической природой животного и человека. Представители: Ж.Ж. Руссо, французские материалисты, марксистская этика. Мораль предполагает разумную деятельность личности. 5) Современная материалистическая этика. Мораль – система нормативных представлений во всех сферах общественных отношений, мораль имеет духовную сущность и определяется требованиями жизни, а не навязывается извне. 6) Нормативная этика. Мораль приобретает деловую направленность. В определённой деловой сфере действуют не только общие нормы этики, но и специфические нормы нравственности, которые перерастают в требования нормативной этики. Литература: 1. Зеленкова И. Л. Основы этики. Учебное пособие, Минск, 1998. 2. Основы этических знаний./ Под ред. М. Н. Росенко, СПб., 2002. 3. Словарь общественных наук./ Под ред. С. Н. Смоленского, Ростов/н/Д., 2006. 4. Федцов В. Г. Культура сервиса, М., 2001.
Тема 2.Мораль: формирование, структура, свойства, функции. Учебные вопросы лекции: 1. Формирование морально-нравственных норм на разных этапах человеческого развития. 2. Структура, свойства и функции морали. 3. Нравственная культура общения в разных сферах общественной жизни и в профессиональной деятельности. 1.1)Зачатки нравственности в первобытном обществе. Первобытный человек отождествлял своё «Я» с общественным «Мы» и подчинялся вырабатываемым родом основам нравственности.
2) Мораль рабовладельческого общества. Переход к новой системе ценностей с возникновением частной собственности. Формируется мораль классового общества. Возникает два типа морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов. Ценностью считалась мораль господствующего класса (мораль только для свободных). 3) Мораль периода Средневековья. Очень продолжительный и насыщенный событиями период (Ближний и Средний Восток - I-IX века; Западная Европа – V-XV века; Восточные славяне – IX-XII века). Мораль определяла различную ценность людей в зависимости от принадлежности к сословиям. Средневековая мораль была религиозной (Мораль это Бог). На Руси пересмотр норм морали произошёл в период крещения. Развитие просвещения и светской этической мысли. Центральная нравственная проблема – идея патриотизма, защита и сохранение Русской Земли. Выработка простых правил нравственности с высокими требованиями к личности. Позже Иван Пересветов высказывает мысль об отходе от принципа сословного деления людей. 4) Этика эпохи Возрождения и перехода к раннему капитализму. Появляется мораль гуманистической направленности. Гуманизм – идейная основа всех видов деятельности. Появляются первые профессиональные кодексы. 5) Этика периода нового и новейшего времени. Период динамичный, противоречивый. Становление и развитие индустриальной, а затем послеиндустриальной цивилизации с классовой борьбой и противоречиями. Главная нравственная задача – соотнесение интересов и ценностей личности с ценностями и интересами общества. Различные этические течения, развитие профессиональной морали. Принцип служения профессии. 6) Этика современного общества. Основа формирования и развития морали – трудовая деятельность. Мораль – главное условие социализации личности. Главная цель морали – создание условий для реализации личности. Главная цель профессиональной морали – создание условий для профессиональной реализации личности. 2. Структура морали: - идеальный аспект социального бытия – моральное сознание
- материальный аспект – моральная практика. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции отношений людей: а) эмоционально-чувственном (обыденное сознание) б) рационально-теоретическом (этическая теория) Моральная практика – предметно-материальная деятельность людей. Эти два аспекта взаимосвязаны и взаимодействуют от практике к сознанию, а от сознания к новой практике. Эта взаимосвязь реализуется в моральном факте. Свойства морали. Общие с другими формами общественного сознания: - социально-экономическая содержательность - относительная самостоятельность - преемственность в развитии - влияние на общественные процессы Специфические свойства: - императивность – свойство предписания, требовательности - нормативность – свойство регуляции норм и правил взаимодействия между людьми - оценочность – свойство установления соответствия или несоответствия поступка, мотива или поведения требованиям морали с учётом конкретных ситуаций. Функции морали: - оценочная - регулятивная - воспитательная - познавательная - мировоззренческая В единстве и взаимодополняемости все функции морали являются нормативным кодом для алгоритма поведения человека. 3. Нравственное общение людей – способ функционирования жизнедеятельности. Нравственная культура общения – главный компонент нравственного общения. Имеет два вида: внутреннюю культуру – духовную основу личности и внешнюю культуру – обмен ценностями с другими людьми. Внутренняя культура играет ведущую роль по отношению к внешней. Культура общения в разных сферах жизни и деятельности: - в семье через нравственные нормы любви, ответственности, согласия, взаимоуважения и т.д. - в трудовом коллективе через коллективизм, взаимопомощь, дисциплинированность, авторитет и т.д. - в сфере профессиональной деятельности через прфессиональный долг, умение строить коммуникации, создания имиджа своего и предприятия и т.д. Литература: 1. Зеленкова И. Л. Основы этики. Учебное пособие, Минск, 1998. 2. Основы этических знаний./ Под ред. М. Н. Росенко, СПб., 2002. 3. Словарь общественных наук./ Под ред. С. Н. Смоленского, Ростов/н/Д., 2006. 4. Федцов В. Г. Культура сервиса, М., 2001
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |