Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система управления силами и средствами на пожаре




3.1. Общая характеристика системы управления

 

Среди актуальных задач управления особое место занимают исследования проблем, связанных с дальнейшим совершенствованием уровня управленческой деятельности РТП, оперативных штабов и других лиц органов управления силами и средствами на пожаре.

Необходимость поиска путей дальнейшего совершенствования организации, стиля и методов управленческой деятельности диктуется, прежде всего, большой сложностью условий подготовки и ведения боевых действий, возможностью возникновения кризисных ситуаций, особенно при тушении пожаров на крупномасштабных объектах, на объектах с наличием ядовитых, взрывчатых веществ, с массовым пребыванием людей.

В науке обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций по решению той или иной частной проблемы находятся в прямой зависимости от правильного понимания исследователем тех явлений и процессов, которые по отношению к данной проблеме носят более общий характер, а также от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Данное методологическое положение обязывает нас, перед тем как вести речь о частных и конкретных вопросах управления силами и средства на пожаре, предварительно рассмотреть общее понятие об управлении и те принципы, на которых основано построение и функционирование всех без исключения систем управления.

Важное значение для теории и практики имеет также правильное и единое толкование применяемых терминов. Опыт показывает, что без этого не может успешно развиваться ни одна теория, а в практике имеют место различные недоразумения, споры, пререкания и даже дезорганизация работы. Чтобы этого не было, известный французский ученый Декарт в свое время советовал: "Уточняйте значение слов и вы избавите человечество от половины заблуждений". Справедливость такого мнения для исследуемой темы станет тем более очевидной, если учесть, что к определению и толкованию одних и тех же терминов и общих понятий об управлении имеет место различный подход. При этом представители философии обычно характеризуют управление как одно из свойств материальных систем, а кибернетики – как процесс движения информации, упорядочения или перевода системы из одного состояния в другое. Математиков интересуют, прежде всего, возможности формализации, алгоритмизации, количественного описания и моделирования процессов управления в целях создания математической основы для их автоматизации. Социологи и юристы чаще всего подчеркивают общественные и правовые отношения, складывающиеся в системах управления, а экономисты - хозяйственные аспекты управления.

Принципиальных ошибок все эти и подобные им толкования не имеют. Но они характеризуют управление только с какой-либо одной или нескольких точек зрения, не давая о нем целостного представления.

Нуждается в четком определении и сущность управления силами и средствами на пожаре. Некоторые из встречающихся в печати терминов и определений сути управления подразделениями обычно сводят к руко-водству ими со стороны РТП и оперативного штаба, что нельзя считать удовлетворительным, так как слово "руководство" само нуждается в пояснении. Неточность такого определения состоит хотя бы в утверждении, что РТП с помощью оперативного штаба и других органов управления ведет боевые действия. На самом же деле боевые действия ведут пожарные подразделения, которые и являются объектом управления для РТП, оперативного штаба и других органов управления на пожаре.

Из сказанного видно, что в четком и научно обоснованном определении понятий "управление" вообще, а затем и "управление силами и средствами на пожаре", в частности, имеется острая необходимость. Причём, чтобы такое определение было понятным, а главное - имело практическую ценность, оно должно отвечать как минимум на следующие вопросы: кто (что), кем (чем), на основе чего, с какой целью и как конкретно управляет?

Под сущностью любого процесса, в том числе всякого управления, следует понимать его наиболее глубокие, общие, устойчивые и постоянно повторяющиеся внутренние стороны. При этом сущность не видна на поверхности исследуемого процесса, поскольку она не совпадает с внешними явлениями.

Большую помощь в решении поставленной задачи могут оказать также последние достижения и таких наук, рассматривающих различные аспекты управления, как социология, кибернетика, психология и др. Комплексный подход, т.е. подход с учетом выводов наук, исследующих те или иные стороны управления, имеет большое методологическое значение. При этом исходной базой для исследования может быть только практика, поскольку научную теорию или формулировку можно извлечь только из окружающего мира, из реально и объективно существующих фактов.

С точки зрения практики и с учётом изложенных выше методологических позиций, управление представляет собой одно из всеобщих и объективно необходимых свойств и условий существования и развития материального мира. Управление имеет место во всех формах движения материи: механической, физической, химической, биологической, а также в общественной жизни. Без управления не может нормально действовать никакая машина, существовать любой живой организм, в том числе наш собственный, функционировать промышленное предприятие и государство в целом, соответственно без этого не может быть успешно потушен пожар.

Исходя из этого, в современной науке управление принято разделять (классифицировать) на следующие три больших вида:

управление в неживой природе, в том числе в машинах и комплексах машин;

управление в живых организмах (биологических системах);

управление в человеческом обществе, в коллективах людей при их общественной жизни. К этому же виду относится и тушение пожаров (социальное управление).

Между этими видами управления имеется существенное различие по характеру и целям.

Однако в силу единства материального мира всем видам управления свойственны одинаковые формальные признаки, а также общие принципы и закономерности, которые изучаются такой наукой, как кибернетика, и знание которых имеет большое теоретическое и практическое значение.

Первым таким признаком управления является наличие определенной структуры, организации. Сам термин "управление" в русском языке, прежде всего, предполагает, что есть субъект или объект, который управляет, и вместе с тем имеется тот, которым управляют. Первый принято называть органом управления, второй - объектом управления (рис.3.1).

 

Рис. 3.1. Принципиальная схема построения и действия системы управления

В смысловом значении термин "управление" употребляется в том случае, когда речь идет о таких действиях объекта, которые не могут и не должны протекать стихийно, неорганизованно, когда требуется то или иное направляющее и организующее воздействие на него со стороны органа управления. Чтобы такое воздействие было осуществимо, между органом и объектом управления обязательно должна быть какая-либо связь.

Одинаковыми по смыслу (синонимами) со словом "управление" являются такие слова, как "руководство", "корректирование", "направление" и др. Эти слова обычно употребляются в том случае, когда процессу управления хотят придать тот или иной оттенок. Так, слово "руководство" используется, как правило, в том случае, когда речь идет об управлении со стороны высших государственных органов и должностных лиц или, когда это управление носит более общий координирующий и направляющий характер, сочетает в себе не только хозяйственно-экономические, но и социально-политические, воспитательные функции, подбор и расстановку кадров, согласование их деятельности и пр.

Слова "направление", "регулирование", "корректирование" и другие употребляются вместо слова "управление", как правило, в том случае, когда речь идет об управлении в ходе того или иного процесса, в его динамике.

Таким образом, анализируя процесс управления, с точки зрения формы, в любой материальной среде, под этим процессом следует понимать деятельность органа управления, заключающуюся в необходимом направляющем воздействии на объект управления.

Совокупность этих трех элементов - органа управления с присущими ему техническими средствами и методами действий, объекта управления и каналов связи между ними принято называть системой управления.

В этой общей системе орган управления иногда называют управляющей системой (или подсистемой), а объект управления – управляемой системой (подсистемой). Авторы, которые из понятия "система управления" исключают объект управления, допускают грубую методологическую ошибку, поскольку такая система без объекта управления функционировать в принципе не может (некем управлять). Для осуществления процесса управления необходимы все его материальные носители – как "производители", так и "потребители", т.е. замкнутый контур (рис. 3.2).

Объективный характер существования систем управления не означает, что они остаются неизменными. Наоборот, они постоянно развиваются и совершенствуются.

В самом примитивном виде некоторые признаки управления наблюдаются в системах неорганической природы. В ходе длительной исторической эволюции на базе этих элементарных систем возникли более сложные и организованные биологические системы управления, начиная от живой клетки и заканчивая самой сложнейшей и высокоорганизованной систе-мой – человеческим организмом.


Рис. 3.2. Построение системы управления с использованием

средств автоматизации

 

На этом развитие систем управления в природе не закончилось. Гений человека, его разум и труд создали различные технические системы управления. Паровой двигатель, пожарный автомобиль, электронно-вычислительная машина, космический корабль и т.д. - все это созданные человеком системы управления. В качестве основного органа управления здесь выступает сам человек. Образуется так называемая система “человек – машина". В помощь себе человек использует различные приборы, оборудование и автоматические управляющие устройства, работающие по составленной им программе. Объектом управления являются или машина (комплекс машин) в целом, или отдельные ее агрегаты. Каналы связи между человеком, приборами управления и машиной также могут быть различные: зрительные, слуховые, механические, электромагнитные, химические, документальные и др. Образуется, таким образом, еще более сложная система "человек – автомат (прибор) – машина”.

Одновременно с техническими системами по мере разделения и кооперации труда людей создавались различные общественные системы управления, поскольку человек жил и трудился не в одиночку, а в тех или иных коллективах.

По своему назначению общественные системы, так же как и технические, бывают различные: бригада, цех, предприятие, школа, институт и т.п. (к ним можно отнести отделение, караул, пожарную часть и т.д.). В качестве органа управления здесь выступает или отдельно взятый человек, или коллектив людей, которые имеют самые различные названия: начальник, директор, председатель, ректор, министр, командир, РТП, оперативный штаб и др. Объектом (субъектом) управления в таких системах всегда являются люди, использующие соответствующую технику. Для связи между органами и объектами управления здесь используются разнообразные каналы, начиная от зрительных и слуховых и заканчивая сложными радиоэлектронными устройствами, входящими в автоматизированные системы управления.

Общественные системы управления, следовательно, по сравнению с техническими системами отличаются большей сложностью и представляют собой многогранное сочетание "человек – автомат (прибор) – человек – техника".

Правильное понимание сути и структуры систем управления имеет большое не только познавательно-методологическое, но и практическое значение.

В частности, практика тушения пожаров обязывает при поиске путей совершенствования управления силами и средствами применять системный и комплексный подходы, требующие улучшать на основе достижения науки, изучающей различные аспекты управления, одновременно не только какие-то отдельные элементы, но и систему в целом, т. е. органы управления, их функции, каналы связи с ними.

Рассмотрев внешнюю форму, перейдем к анализу внутреннего содержания управления, под которым обычно понимается совокупность взаимосвязанных функций, осуществляемых органами управления для того, чтобы воздействовать необходимым образом на объекты управления и добиваться конечной цели. Функцией управления, в свою очередь, принято считать такой обособленный вид управленческого труда органа управления, который принудит к достижению частной (промежуточной) цели на пути к общей и конечной цели. В ранг функций управления поэтому нельзя возводить каждое элементарное мероприятие органа управления. Функция - понятие более самостоятельное, общее и укрупненное, чем любое отдельно взятое мероприятие. Она включает устойчивую группу однородных по характеру мероприятий, осуществление которых позволяет достичь частной цели и приступить к выполнению следующей функции, хотя в практике иногда имеет место изменение роли и некоторое переплетение, накладка одной функции на другую по времени их осуществления. В функциях, их взаимосвязи и совокупности проявляется, следовательно, содержание, технология и динамика всего процесса управления. Их появление обусловлено разделением и специализацией управленческого труда.

В соответствии с функциями строится структура органов управления, а для выполнения каждой из них обычно требуется соответствующее распределение прав, обязанностей и ответственности между должностными лицами этих органов, их специальные знания и навыки, применение соответствующих технических средств управления, а также последовательности методов и приемов действий. Четкое определение функций имеет, следовательно, большое значение.

Чтобы правильно определить функции управления, присущие любому органу управления, необходимо проанализировать практику действий последнего. При таком анализе сравнительно легко можно установить, прежде всего, тот факт, что процесс управления со стороны органа управления возникает не сам по себе, а является следствием какой-либо причины, реакцией на те или иные изменения в объекте управления или в окружающей его среде. Так, получив путём разведки или путем личного наблюдения сведения о скрытом развитии пожара, РТП принимает решение на введение сил и средств на этом направлении.

Сказанное свидетельствует, что исходной функцией любого органа управления является получение им по каналу обратной связи сведений о состоянии и действиях объекта управления и об окружающей его среде. Без этого успешное управление со стороны любого органа в принципе невозможно, так как это неизбежно войдет в противоречие с объективной действительностью и приведет к неэффективности системы. Вместе с тем получение такой информации всегда представляет собой специфический и сложный вид деятельности органа управления, требующий от него специальных прав, знаний и применения соответствующих средств и способов действий. По этим соображениям вполне правомерно считать ее функцией управления, а не каким-либо вспомогательным мероприятием. Особенно это касается современных общественных систем управления, где потоки информации с каждым годом возрастают.

Реакция органа управления на полученную информацию состояния бывает различной. В высокоразвитых системах орган управления не только получает, но и воспринимает, хранит, изучает, преобразовывает информацию состояния, сопоставляет ее с заданным состоянием и, если нужно, переводит систему в принципиально новое состояние, соответствующее изменившимся условиям. Тем самым орган управления активно воздействует на объект управления. Такая активная реакция системы становится возможной благодаря тому, что в основу ее построения положен принцип обратной связи. Этот принцип обязательно предполагает не только получение информации состояния, но и следующую функцию органа управления – планирование действий объекта управления, важнейшим и объективно необходимым этапом которого является принятие решения.

Суть принятия любого решения и в целом планирования состоит в определении органом управления на основе анализа и оценки информации состояния, а также закономерностей в данной среде цели действий объекта управления, конкретных его задач, последовательности, сил, средств, способов и сроков их выполнения, а также мер обеспечения этих действий.

В кибернетике процессом принятия решения обычно называют преобразование органом управления информации состояния в командную (или управляющую) информацию, т. е. в такую информацию, с помощью которой затем ставятся задачи объекту управления и, тем самым, его действиям и функционированию системы в целом придается целенаправленный характер. Вполне очевидно, что бесцельные стихийные действия любого объекта нельзя считать управляемыми, поскольку они противоречат самому смыслу слова "управление". Всякое управление осуществляется для достижения управляемым объектом какой-либо цели. Целенаправленность, следовательно, также является обязательным и главным признаком любого вида управления, независимо от того, где оно осуществляется (в машинах, живом организме или в коллективе людей).

По своему характеру цели управления могут быть самыми различными. Они полностью зависят от назначения системы и условий ее функционирования. По-разному происходит в системах и определение цели органом управления. В системах, функционирующих без участия человека, например в организмах животных, цель формируется на основе приобретенных за многие сотни и тысячи лет безусловных и условных рефлексов, приспособленности к окружающей среде, а также выработанных инстинктов. Принципиально иначе цели управления определяются в системах с участием человека. Здесь в основе такого определения лежит высшая форма отражения объективной действительности – мышление, сознательное целеполагание, направленное на удовлетворение своих потребностей. При этом человек способен активно воздействовать на природу, идеально предвидеть конечные результаты действий объекта управления. К. Маркс в связи с этим писал: "...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека,
т. е. идеально". При управлении коллективами людей в общественной жизни цель не только определяется, но и достигается человеком. Управленческий труд здесь является разновидностью умственного труда, а отношения в системе управления принимают форму общественных отношений между людьми с их чисто человеческими качествами (идеологией, моральным обликом, отношением к труду, знаниями и навыками, привычками, обычаями и т. д.).

После принятия решения процесс планирования, при необходимости и возможности, продолжается и завершается. При этом орган управления конкретизирует и детализирует задачи, способы, последовательность, применяемые средства и сроки действий объектов управления, порядок их взаимодействия между собой, с окружающей средой и пр.

В строгом соответствии с принятым решением и намеченным планом действий органом управления осуществляются следующие функции управления: – постановка задач объекту управления (отдача ему приказа, распоряжения, подача команды, сигнала и т. д.), организация взаимодействия и связи с ним и окружающей средой, а также всестороннего обеспечения его действий. Из этих функций объективно необходимой и наиболее важной является постановка объекту управления задач, так как без этого его целенаправленные действия также в принципе немыслимы.

При осуществлении названных функций орган управления имеет дело уже не с информацией состояния, а с материальными объектами и воздействием на них путем передачи им командной (управляющей) информации. Тем самым выполнение принятого решения и намеченного плана действий обеспечивается организационно. По этим причинам данную группу функций управления некоторые авторы объединяют в одну более крупную функцию организации, что, на наш взгляд, можно считать правомерным, но с той оговоркой, что резкой границы между функциями не существует: эта граница весьма условна и подвижна. Такую оговорку подтверждает тот факт, что без получения информации состояния и принятия решения никакая правильная организация невозможна, и, наоборот, сбор информации, принятие решения и все другие функции также нуждаются в организации. Организация, следовательно, пронизывает весь процесс управления и действия самой системы.

Все перечисленные функции составляют своего рода подготовительный этап в деятельности органа управления и системы в целом. После их осуществления наступает новый, исполнительный этап, на котором осуществляются функции управления в ходе действий объектов по выполнению поставленных им задач, т. е. управление в динамике. Данные функции органа управления нередко обобщают и называют регулированием, корректированием или оперативным управлением. При этом по своему содержанию и сути они во многом схожи с предыдущими (подготовительными) функциями.

В ходе действий любого объекта управления по выполнению своей задачи орган управления вновь получает по каналу обратной связи сведения о его состоянии и окружающей среде, сопоставляет их с ранее намеченным планом, в случае отклонения или несовпадения вносит в план соответствующие коррективы или принимает принципиально новое решение, а затем доводит до объекта управления уточненную или новую задачу.

Такие операции повторяются до тех пор, пока объект управления не выполнит полностью своей задачи и им не будет достигнута конечная цель действий системы в целом. Весь процесс управления носит, следовательно, ярко выраженный циклический характер.

Наконец, следует коротко остановиться еще на одной функции управления – контроле. Выделение контроля в самостоятельную функцию может быть в какой-то мере оправдано лишь тем большим значением, которое он имеет в общем процессе управления, особенно в управлении силами и средствами на пожаре. По этим соображениям контроль РТП и оперативного штаба за готовностью и действиями подразделений при тушении пожаров рассматривается в отдельной главе.

Если же к данному вопросу подходить с позиций содержания, то выделение контроля в самостоятельную функцию управления нельзя признать правомерным. В этом легко убедиться на практике. Ведь при осуществлении контроля, как в статике, так и в динамике, орган управления делает не что иное, как осуществляет уже рассмотренные функции, а именно: собирает данные о готовности, фактическом состоянии и действиях объектов управления, сопоставляет эти данные с принятым решением и намеченным планом действий, в случае их расхождения определяет необходимые коррективы (уточняет прежнее или принимает новое решение) и дает соответствующие указания объекту управления (ставит ему уточненную или новую задачу). В основе контроля, следовательно, лежит принцип обратной связи между органом и объектом управления.

Таким образом, проведенный анализ процесса управления позволяет утверждать, что независимо от того, где этот процесс осуществляется (в машине, в живом организме, коллективе людей или в обществе в целом), общими его чертами являются:

обязательное наличие системы управления, состоящей из органа управления, объекта (объектов) управления и соединяющих их каналов прямой и обратной связи;

существование причинно-следственной связи между элементами системы управления;

целенаправленность действий системы и наличие управляющего параметра;

динамический характер системы, ее способность переходить из одного состояния в другое и претерпевать при этом нагрузки от внешнего воздействия без нарушения своей структуры и свойств.

По своей форме управление в любой системе представляет собой процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления, а по содержанию оно как в статике, так и в динамике включает различные функции, из которых главными, обязательными, устойчивыми, постоянно повторяющимися в каждом цикле являются: получение информации состояния, принятие по ней решения и доведение до объекта командной информации, т.е. постановка ему задачи. Без этих трех функций никакое управление в принципе немыслимо. Стоит только исключить хотя бы одну из них, как процесс управления рано или поздно нарушится, прекратится. Более того, они пронизывают все остальные функции, тесно переплетаются с ними и характеризуют, таким образом, глубинные черты всего процесса управления. Они поэтому полностью подходят под философскую категорию сущности и позволяют нам дать следующее определение общего понятия об управлении: всякое управление есть основанный на объективных законах данной среды целенаправленный процесс воздействия путём получения информации о его состоянии, принятия по ней решения и постановки объекту задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.