Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления силами и средствами на пожаре




СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

Организационная структура органов управления сложилась в процессе исторического развития пожарной охраны под влиянием изменений сил, средств и способов ведения боевых действий, численности, организации и структуры подразделений, а также технических средств управления. В ходе этого развития изменялись требования к управлению силами и средствами на пожаре, расширялся круг задач органов управления, возрастал объем их работы, а это, в свою очередь, вынуждало совершенствовать их организационную структуру, приводить ее в соответствие с новыми требованиями и задачами.

Процесс совершенствования организационной структуры органов управления силами и средствами так же, как и пожарной охраны в целом, происходит непрерывно.

Органы управления успешно справятся со своими задачами только в том случае, если их организационно-штатная структура, уровень подготовленности, методы работы и техническое оснащение будут в полной мере соответствовать требованиям, необходимым для тушения пожаров. Органы управления окажутся способными обеспечивать надежное управление силами и средствами в любой обстановке, если они отвечают следующим требованиям: находятся в постоянной готовности к руководству подразделениями выполнить в кратчайшие сроки возлагаемые на них задачи; имеют число должностных лиц, органов управления, соответствующим нормам управляемости, являются подвижными, простыми в своей структуре; обеспечивают оперативное развертывание пунктов управления, в случае необходимости имеют в своем составе специалистов по направлениям и службам.

Среди этих требований важнейшее значение имеет поддержание органов управления в постоянной готовности к руководству подразделениями, прибывшими на пожар, поскольку они являются основным элементом системы управления. И поэтому на пожаре всегда стремились иметь такую организацию органов управления, которая по возможности мало отличалась бы от организационно-штатной структуры при тушении пожара. В этом случае при возникновении пожара не требовалось производить перестройку органов управления; они могли приступить к выполнению своих задач по прибытии к месту пожара. При возникновении крупных пожаров такое требование приобретает новое значение. Оно сводится к тому, что готовность органов управления, а, следовательно, и всей системы управления должна быть выше готовности подразделений пожарной охраны. Только при соблюдении данного условия РТП и оперативный штаб на пожаре в состоянии своевременно и качественно организовать предстоящие действия прибывших сил и средств.

Высокая боевая готовность подразделений пожарной охраны, а значит и органов управления, означает такое их состояние, которое обеспечивает выполнение задач по тушению пожаров в любой момент и в самых сложных условиях обстановки, быструю их локализацию и последующую ликвидацию.

Такая готовность, как и системы управления в целом, достигается осуществлением комплекса мер, в числе которых важнейшее значение имеют: обеспечение высокого морального состояния личного состава; укомплектование органов управления подготовленными сотрудниками, оснащение их современными техническими средствами управления; натренированность органов управления в выполнении функциональных обязанностей; обеспечение высокого уровня их пожарно-тактической выучки; научная организация работы в оперативном штабе.

В связи с развитием средств пожаротушения, увеличением размаха и динамичности боевых действий, резко возросли объем и содержание задач управления на пожаре. Вместе с тем сократились сроки их выполнения. Поэтому органы управления должны быть способны решать все задачи за короткое время, отводимое на организацию боевых действий.

В решении этой проблемы, наряду с высокой тактической подготовкой начальствующего состава, важное значение приобретает научно обоснованное определение состава и структуры органов управления. При их расчете учитываются также нормы управляемости, т.е. допустимое максимальное число должностных лиц, органов управления, подразделений, которыми в состоянии эффективно управлять РТП и созданный оперативный штаб. Данная норма не является единой, она зависит от содержания и сложности выполняемых подчиненными задач, степени предоставления им самостоятельности, места нахождения этих лиц на пожаре, наличия с ними связи и т.д.

В результате исследований установлено, что в любой сфере управления один руководитель может эффективно направлять деятельность в среднем 5-10 непосредственно подчиненных ему лиц. Излишнее увеличение количества подчиненных одному лицу создает ситуацию "неуправляемости". Подчиненный не получает своевременно задач, указаний о содержании работы и остается вне поля зрения начальника. При этом нужно учитывать, что командир, как правило, имеет, кроме постоянных связей, значительное число временных связей управления приданными силами и поддержания контакта с взаимодействующими подразделениями и службами. Все это уплотняет занятость РТП, увеличивает его нагрузку.

Обоснование нормы управляемости вытекает из расчета возможностей органов управления. Нарушение этого требования ведет к снижению эффективности управления.

Особое значение приобретает и другое требование - иметь эффективные органы управления. Опыт убеждает в том, что чем больше состав органов управления, тем сложнее организация их плодотворной работы, перемещения и размещения. При этом следует учитывать и такое немаловажное обстоятельство, как взаимосвязь между составными элементами структуры органов управления в процессе работы. Обычно, чем больше людей принимают участие в выполнении работы, объединенной единой целью, тем сложнее становится организация их деятельности, тем больше времени забирают различного рода согласования, обсуждения и взаимная информация.

Существует точка зрения, что основным путем повышения оперативности управления является увеличение численности органов управления. На самом же деле причина запаздывания с выполнением мероприятий по управлению и перегрузка отдельных исполнителей чаще всего заключается в недостаточно четкой организации работы органов, малоэффективном использовании ими технических средств управления и в применении устаревших, не отвечающих современным требованиям методов работы.

Помимо перечисленных требований, важное значение имеет обеспечение высокой экономичности. Основными направлениями в повышении экономичности являются: упрощение структуры и уменьшение численности органов управления, максимальное сокращение обслуживающего и обеспечивающего персонала. Такие мероприятия могут привести к сокращению расходов на непосредственное содержание управленческого аппарата, на его подготовку, обслуживание, к уменьшению транспортных расходов и надобности в средствах связи.

Однако сокращения органов управления, производимые без научно обоснованных расчетов, ничего, кроме вреда, принести не могут. Состав их зависит от сложности пожара и объема работы на нём. Эти положения с учётом других требований кладутся в основу определения состава органов управления. Для этого устанавливается объем работы, подлежащий выполнению в различных условиях обстановки, берутся проверенные нормы затрат времени на выполнение каждой работы с использованием передовых методов и имеющихся технических средств, и в результате многократных расчетов по различным вариантам определяется состав органов управления. Решение данной задачи выполняется с помощью математических методов анализа.

Объективный подход к определению численности аппаратов структуры органов управления - одно из условий, обеспечивающих эффективность управления.

Состав и структура органов управления должны обеспечивать четкое, непрерывное, квалифицированное управление силами и средствами на пожаре. При этом в основу определения структуры берется оправдавший себя принцип разделения труда по видам работы при строгом распределении функций и задач между должностными лицами. Такой подход к построению органов управления позволяет исключить параллелизм и дублирование в работе, четко разграничивает сферы действия и, вместе с тем, облегчает организацию управления силами и средствами на пожаре, способствует повышению оперативности в работе. Наличие лиц в органах управления, отвечающих за определенный вид работы, положительно сказывается на скорости прохождения информации. Большой поток информации, который вливается в систему управления, как бы распределяется по направлениям и тем самым обеспечивается в короткие сроки её переработка. Конечно, такое решение при отсутствии должной организованности в работе может привести к параллелизму, особенно в сборе данных обстановки, медлительности и задержке в выполнении тех работ, в которых участвуют разные исполнители.

Но наличие у каждого должностного лица органа управления на пожаре определенных функциональных обязанностей не создаст непреодолимых препятствий во взаимоотношениях внутри органов управления, дополнят готовностью любого сотрудника выполнять обязанности других исполнителей в порядке взаимозаменяемости.

Выход из строя любого звена управления создаёт дополнительные трудности в поддержании устойчивого руководства силами и средствами на пожаре. Одним из путей обеспечения надежности управления является наличие такого состава органов управления, который позволяет развернуть запасной оперативный штаб.

В связи с тем, что боевые действия ведутся совместными усилиями различных подразделений, в составе органов управления возникает необходимость иметь специалистов из различных взаимодействующих служб (спасательная, медицинская, водопроводная, энергетическая, газовая и др.)

В зависимости от обстановки, складывающейся на пожаре, РТП может создавать или не создавать оперативный штаб пожаротушения.

При отсутствии штаба пожаротушения РТП назначает начальника тыла, который должен организовать: связь на пожаре, освещение места пожара (если это необходимо), взаимодействие с другими аварийно-спасательными службами, вызов дополнительных сил и средств и обеспечение быстрой передачи приказаний РТП подразделениям, питание и подмену личного состава при затяжных пожарах. К выполнению этих задач начальник тыла привлекает начальствующий состав подразделений, инженеров по технике, связи, а также других специалистов гарнизона. В практике тушения нередки случаи, когда первый прибывший на пожар РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на нем начальника боевого участка и после этого лично руководит работой по встрече подразделений и дает им задание на боевое развертывание, ставит боевые задачи. В основном такое решение оправдывается, когда обстановка на пожаре ясна, развитие пожара интенсивно и опасно, а решающее значение в этот период времени будет иметь быстрое введение в действие мощных стволов и умелая организация развертывания сил и средств. При тушении крупных пожаров организуется оперативный штаб пожаротушения.

Оперативный штаб организуется тогда, когда одно лицо не в состоянии управлять подразделениями, участвующими в тушении пожара. Его рекомендуется создавать:

на всех крупных и сложных пожарах, в том числе, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;

при организации трех и более БУ, а также если силы и средства привлечены по повышенному номеру вызова;

при пожарах на объектах, когда действия по тушению необходимо согласовывать с инженерно-техническим персоналом объекта.

В состав штаба входят: начальник штаба, начальник тыла, ответственный за технику безопасности, начальник связи.

На оперативный штаб тушения пожара возлагается:

встреча прибывающих подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с требованиями РТП;

организация связи на пожаре, обеспечение взаимодействия между подразделениями, аварийно-спасательными службами города и службами информации вышестоящих организаций;

непрерывное ведение разведки на пожаре и обеспечение РТП необходимой информацией об обстановке на пожаре в ходе его тушения.

Схема управления силами и средствами на пожаре представлена на рис. 4.1.

 

 

Рис. 4.1. Схема управления силами и средствами на пожаре




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.