Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На сохранение материала в памяти




Исследование факторов, влияющих

 

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: процесс сохранения информации, критерии сохранения (воспроизведение, узнавание, доучивание), реминисценция, интерференция, ретроактивное торможение, проактивное торможение; факторы, влияющие на сохранение материала в памяти: характер деятельности, предшествующей запоминанию, ее временн а я локализация, интерферирующие воздействия в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания.

Вводные замечания:

Сохранение в памяти обнаруживается по последующему воспроизведению или узнаванию либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Сохранение материала в памяти зависит от времени, участия материала в деятельности субъекта, характера деятельности, предшествующей запоминанию или промежуточной между запоминанием и воспроизведением.

Г. Эббингауз, А. Браун, К. Конрад и др. считали, что мнемический след стирается с течением времени. Однако эта гипотеза вызвала ряд возражений, в связи с чем в 1900 г. Г Мюллер и А. Пильцеккер высказали предположение о том, что забывание является результатом тормозящих влияний со стороны побочных, интерферирующих воздействий. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов.

Ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта, получило название ретроактивного (обратного) торможения. В его основе лежит явление персеверации – продолжение реакции после окончания процесса заучивания, приводящее к консолидации следов.

Результаты ряда исследований показали, что ретроактивное торможение особенно сильно тогда, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первоначальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Наибольший эффект торможения получается при комбинировании обоих видов сходства промежуточной деятельности с основной (Дж. Гибсон, 1937 г.).

Проактивное (прямое) торможение вызывается отрицательным влиянием предшествующей деятельности на образование связи в последующей деятельности и проявляется в ухудшении воспроизведения под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию материала.

Цель занятия: изучение эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

Цель эксперимент а: проверка гипотезы о взаимной интерференции следов как основной причине забывания в кратковременной памяти.

Предполагается, что чувствительность к взаимной интерференции между элементами должна изменяться прямо пропорционально частоте их употребления. Ассоциации, имевшиеся у испытуемого до начала опыта, являются источником как положительного, так и отрицательного переноса в усвоении и сохранении в памяти последовательностей следов. Предполагается, что интерференция будет возрастать быстрее, чем положительный перенос. Поэтому объём кратковременной памяти для редко употребляемых слов должен быть больше объёма памяти для часто употребляемых слов.

Используется метод Л. Постенома.

Оснащение: карточки со словами с большой и малой частотой употребления, протокол занятия.

Ход работы:

Испытуемому на слух предъявляют последовательности слов с большой и малой частотой употребления. Длина последовательностей варьируется. Объём кратковременной памяти измеряется в момент, когда прерывается последовательность слов неопределённой длины и испытуемому предлагается вспомнить последнюю часть сообщения. Сигналом к воспроизведению является повторное предъявление слова, уже встречавшегося в последовательности. Задача состоит в воспроизведении всех слов, следовавших в ряду за сигналом. Экспериментатор фиксирует в протоколе результаты воспроизведения. Объём кратковременной памяти определяется числом элементов, воспроизведённых в правильной последовательности их расположения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.