Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затухания в забывании




Определение роли интерференции и

Лабораторная работа №16.

По методу Тульвинга и Псотки

Исследование ситуативного забывания

Лабораторная работа №15

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: процесс забывания; ситуативное забывание; принцип «специфического кодирования»; основные положения информационного подхода в исследовании памяти.

Вводные замечания:

Существует множество точек зрения на процесс забывания. Согласно позиции информационного подхода, нам не удаётся воспроизвести ту или иную информацию не вследствие затухания или помех, а потому, что признаки текущей ситуации слишком расходятся с тем, что мы пытаемся вспомнить. Не воспроизведённые воспоминания на самом деле «живы» и находятся где-то в ассоциативной сети, чтобы их высвободить, требуется только правильная стимуляция. Такое объяснение забывания, названного «ситуативным забыванием», было предложено Тульвингом в 1974 году.

Забывание, неспособность воспроизвести что-либо из памяти есть неспособность отыскать признаки, которые соответствовали бы элементам, закодированным в памяти.

Идея ситуативного забывания была проверена эмпирически Тульвингом и Псоткой.

Цель работы: проверка гипотезы Тульвинга и Псотки.

Ход работы: процедура опыта состоит в следующем: испытуемому предъявляются списки из 24 слов, разделённых на 6 категорий по 4 слова (список предъявляется без деления на части по категориям). После трёх предъявлений каждого списка испытуемым даётся задача на свободное воспроизведение. Предъявляется 1, 2, 3, 4 и 5 списков. Через 10 минут «нейтрального занятия» испытуемым сначала предлагается просто воспроизвести слова, затем предъявляются названия категорий, и происходит повторное воспроизведение.

Обработка результатов:

1. Подсчитать количество правильных воспроизведений на каждом этапе эксперимента (до и после предъявлений категорий). Подсчитать среднее арифметическое значение правильных воспроизведений для 2, 3, 4 и 5 списков.

2. Построить график зависимости правильности воспроизведения от количества списков при предъявлении категорий и без них (на оси абсцисс – количество заучиваемых списков, на оси ординат – среднее количество воспроизведённых слов).


Контрольные вопросы:

1. В чём заключается гипотеза Тульвинга и Псотки?

2. Как ещё можно объяснить результаты опыта

3. Что понимается под процессом забывания?

4. В чем заключается «принцип специфического кодирования»?

 

 

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: кратковременная память, кратковременное хранилище, объем памяти, интерференция, затухание; теория «первичной памяти» (Во и Норманн), механизм вытеснения «старых» элементов новыми в кратковременной памяти, факторы забывания.

Вводные замечания. Первая современная поведенческая модель, способная проникнуть вглубь памяти, модель, в которой первичная память послужила отправной точкой для многих современных теорий, была разработана Во и Норманном. В ее основе лежит следующая концепция: первичная память, или система кратковременного хранения, представлена как независимая от вторичной памяти, или системы более длительного хранения. Во и Норманн дали количественную оценку свойствам первичной памяти. По их мнению, система краткого хранения обладает весьма ограниченным объемом, и информация в ней теряется не просто в зависимости от времени, но и за счет вытеснения «старых» элементов новыми. Во и Норманн проследили судьбу элементов первичной памяти в нижеприведенном эксперименте.

Цель. Проследить динамику забывания, рассматривая роль затухания и интерференции внутри кратковременной (первичной) памяти.

Оснащение. Используется методика Во и Норманна, которая представляет собой списки из 16 цифр, причем 16-ая цифра повторяется но на позиции 3,5,7,9,10,11,12 или 14.

Ход работы: Списки из 16 цифр зачитываются испытуемому со скоростью одна цифра в секунду или четыре цифры в секунду. Шестнадцатая («пробная») цифра повторная, она сопровождается звуковым сигналом, который является командой испытуемому воспроизвести ту цифру, которая следовала за пробной, когда пробная называлась в первый раз.


Обработка и анализ результатов.

- Построить графики зависимости доли верных ответов от количества интерферирующих элементов для различной скорости предъявления.

- Сравнить скорость забывания при различных темпах предъявления.

- Сделать вывод о роли интерференции и затухания в забывании в кратковременной памяти.

Контрольные вопросы.

1. Какая концепция лежит в основе модели памяти Во и Нормана?

2. Какие факторы забывания вы знаете?

3. Дайте определение понятию «затухание».

4. Дайте определение понятию «интерференция».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.