Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство чувственного и рационального в познании




Познание, как культурно - исторический процесс. Субъект и объект познания

Познание – вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Результатом познания является знание. Путь от незнания к знанию – называется познанием. Гносеология – наука о познании.

Проблема познания относится ко второй части основного вопроса философии: «Что первично: материя или сознание, и познаваем ли мир?»

Агностики – философы, которые считают, что истина не достижима, мир непознаваем (И. Кант).

Скептики – философы, которые считают, что не всякая истина постижима, не все в мире познаваемо (Р. Декарт).

Оптимисты – философы, которые считают, что истина достижима, мир познаваем (Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс).

В разные эпохи философы обращали внимание на субъект и объект познания. Объект познания – та часть бытия, которую познают. Субъект познания – человек, коллектив или общество, которые познают объект познания.

Если человека изучают, он является объектом познания (анатомия, психология). Если человек изучает себя – этот процесс называется самопознание.

В субъектно-объектных отношениях активную роль всегда играет субъект. Его активность заключается в следующем:

1. Субъект выбирает объект познания. Этот выбор социально обусловлен.

2. Субъект изменяет объект в ходе познания. В восточных религиях для познания мира используют медитацию, которая не меняет мир.

 

Познание мира состоит из двух видов:

· чувственное познание

· рациональное мышление

Чувственное познание начинается с ощущения, которое возникает благодаря действию органов чувств. Второй этап – восприятие, когда возникает образ предмета, основанный на ощущениях. На третьем этапе возникает представление – образ предмета, зафиксированный в памяти.

Рациональное мышление имеет следующие три формы. Первая форма – понятие – логический образ предмета. В нем фиксируются основные свойства и отбрасываются не основные. Понятие фиксируется словом или знаком. Вторая форма – суждение – логическая связь понятий, с помощью чего предмету предписываются какие-либо свойства. Суждение всегда выражается предложением. Третья форма рационального познания – умозаключение – логическая взаимосвязь суждений, в результате чего появляется новое знание.

По моменту возникновения чувственное познание первично, рациональное мышление возникает на его основе. Действие чувственного и рационального взаимосвязано. Познать можно только в единстве чувственного и рационального познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.