Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фридрих Ницше (1844—1900) стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в




Ф. НИЦШЕ О ПРОБЛЕМЕ КОММУНИКАЦИИ

 

Значительное место в философии Ницше отведено критике языка.

Ницше был убежден, что мышление неотделимо от языка

Но язык:

1. искажает реальность,
2. подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов «бытия»

 

Атрибутами бытия являются

1. естественность страстей,
2. непосредственность,
3. стихийность.

 

 

С помощью слов-метафор люди упорядочивают хаос впечатлений.

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставимых членов (напр, «говор волн», «бронза мускулов»)

Случайные метафоры постепенно «твердеют», так как забывается источник их появления

От частого употребления метафоры превращаются в «понятия».

 

Деиндивидуализация (потеря индивидуальности) и универсальная применимость понятий — залог существования общества

Члены общества должны иметь возможность «договориться».

В свою очередь жизнь в обществе является условием выживания человека.

Фридрих Ницше

1. рассматривал реальность как неупорядоченный поток становления,
2. утверждал * несоизмеримость создаваемого категориями языка образа мира с подлинным миром, * неспособность языка, а следовательно, и мышления представить знание независимо от самого языка и мышления.

 

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ФИЛОСОФИИ XX в.

 

В философской традиции изучения коммуникации в XX в. получили продолжение идеи семиотики и герменевтики

Большое внимание проблеме человеческой коммуникации было уделено также в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.

 

Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами.

Идеи, созвучные экзистенциалистскому стилю философствования, можно встретить и у некоторых мыслителей, заявивших о себе еще в XIX в. (С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский и др.).

Однако оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг.

Его основными представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и Н.А. Бердяев.

Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества.

По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности

 

В центре внимания экзистенциализма — внутренний мир человека

Социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мир

 

Кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще.

 

Распространение экзистенциализма было связано с историческими потрясениями, которые переживал мир с начала XX в.:

1. Первая мировая война, свидетельствующая о глубо­чайшем кризисе европейского общества и культуры;
2. революция в России;
3. возникновение и укрепление авторитарных и тоталитарных режимов во многих странах Европы накануне Второй мировой войны;
4. потрясения Второй мировой войны.

 

Все эти события обнаружили явный дефицит гуманности в отношениях между людьми.

Разочарование во всемогуществе знания, науки, которая не смогла справиться с социальными кризисами и потрясениями, за­ставило многих философов обратиться к вопросам о смысле жизни.

Ответ на вопрос о смысле жизни содержал в себе констатацию ее бессмысленности, абсурдности бытия,

Вырваться из абсурдности и бессмысленности бытия человек уже не в состоянии.

Прежде всего экзистенциализм — это философия бытия.

Но в качестве бытия выступает не нечто наличное, данное, а переживание: экзистенциализм понимает его как внутреннее переживание субъектом своего «бытия в мире».

Бытие трактуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция

Экзистенция непознаваема и невыразима ни научными, ни рациональными философскими средствами.

Центральное место в экзистенциализме (как и в философии жизни) занимает проблема человека и его существования (экзистенции).

Одиночество человека перед лицом бога, признанное Кьеркегором, превратилось экзистенциализме в одиночество человека перед Ничто

Ничто обнаруживается лишь благодаря страху.

В этом страхе заключается ужас перед всем тем, чем в действительности является «ничто»

Ничто – отсутствие или даже небытие чего-либо.

Отсутствие бытия как такового.

Понять человеческое бытие невозможно рациональными методами и тем более методами естественных наук

Человеческое бытие постигается только интуитивно.

Как и в философии жизни, человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний

Представление о человеческой жизни как «потоке переживаний» впервые появилось в работах С. Кьеркегора и параллельно и независимо от него у А. Бергсона и У. Джемса.

Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют понятия, описывающие определенные состояния человека — «модусы» (виды): «страх», «надежда», «отчаяние», «решимость» и т.д.

Но в отличие от философии жизни экзистенциализм утверждает присутствие некой трансцендентной сущности

Трансцендентная сущность стоит за этими переживаниями

Именно на трансцендентную сущность эти переживания и направлены

Отсюда, глубинная тайна человеческого существования состоит:

1. с одной стороны, в постоянной направленности (интенциональности) на что-то вне самого человеческого существования
2. а с другой — в открытости, незамкнутости — в силу направленности к этой трансцендентной сущности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.