Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия коммуникации К. Ясперса




 

Точка зрения К. Ясперса несколько отлична от позиции большинства экзистенциалистов

Уровни "я" и типы общения по К. Ясперсу

В XX веке в числе первых к этой проблеме коммуникации обратился К.Ясперс.

Немецкий философ Карл Ясперс (Jaspers, 1883—1969), один из основателей экзистенциализма, начинал, свою деятельность как врач — психиатр.

 

В коммуникации Ясперс

1. видел путь к подлинно человеческому существованию
2. и придавал коммуникации настолько важное значение, что свод его трудов уместно назвать "философией коммуникации".

 

 

Ясперс различает в человеческом "я" несколько уровней

Каждому из этих уровней "я" соответствует свой способ общения:

1. Эмпирическое "я". Это "я" биологическое. Это — "я", отождествляющее себя (и "я" других людей) с природным телом. Эмпирическое "я" * подчинено инстинкту самосохранения, * стремится к удовольствиям и избегает страданий   В общем эмпирическое "я" преследует утилитарные цели. Эмпирический индивид относится к другим людям как к средству для удовлетворения своих потребностей. Потому и общение индивидов на этом уровне является не целью, а только средством для самосохранения, безопасности, наслаждения.
2. Сознание вообще. Это "я" – мыслящее. На этом уровне "я" осознает себя носителем знаний. Рассудочное "я" * мыслит категориями, научными понятиями, * стремится к правильности мышления и поведения, * подчиняется общезначимым нормам.   Индивиды на уровне "сознания вообще" * различаются между собой количеством усвоенных знаний, * а "качественно" все считаются равными.   Общение между индивидами * основано на формально—правовом принципе "равенства всех перед законом" * и представляет собой "обмен мыслями"
3. "Я" на уровне духа Это "я" - социальное Это — "я", осознающее себя час тью целого (народа, нации, государства), чем —то особенным. Коммуникация индивида — это коммуникация отдельного члена с организмом. Он отличается от всех остальных, но составляет с ними одно в объемлющем их порядке

 

Однако указанные три уровня сознания

1. не охватывают всего человеческого существа целиком,
2. не затрагивают самых глубоких и интимных сторон человеческой души.

 

Наиболее глубокий уровень "я", четвертый, это — экзистенция.

Этому уровню соответствует экзистенциальная коммуникация.

Мир Ясперса, по выражению П.П. Гайденко, «это всегда — мир коммуникации».

Ясперс проводит различие между «объективной» и «экзистенциальной» коммуникацией.

Объективная коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.п.).

 

Экзистенциальная коммуникация возникает в ситуации общения двух, трех или нескольких близких людей

 

Экзистенциальная коммуникация вырастает из их разговора о самых важных для них «последних» вопросах

В ходе подобного разговора которого возможен «прорыв экзистенции к трансценденции» (от существования к сущности).

 

Способность человека к коммуникации отличает его от всего остального сущего

Благодаря способности человека к коммуникации человек может обрести самого себя

Эта способность лежит в основе экзистенциального отношения между людьми, как отношение между Я и Ты.

Такого рода отношения возникают между людьми общающимися

Однако собеседники при этом одновременно осознают и сохраняют свои различия

Собеседники идут друг к другу из своей уединенности.

Человек, считает Ясперс, не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уеди­ненным, не будучи «самостью».

Таким образом, коммуникация, по Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.