Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. 1 страница




Микроценности социальной работы

Ценностные ориентации в социальной работе могут выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту.

Основными ценностными установками выступают:

Эмпатия сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом. Аутентичность

включает пять ценностных установок профессионального взаимодействия:

• поддерживающее невербальное поведение;

• ролевое поведение;

• конгруэнтность — безоценочное осознание социальным работником своих актуальных ощущений, переживаний, установок и выражение их способами, не травмирующими клиента;

• спонтанность — естественность;

• открытость — способность к самораскрытию при сохранении контроля над степенью открытости.

Уважение способность ценить клиента как личность, принятие обязательств по отношению к нему, воздержание от критических суждений, демонстрация разумной меры теплоты.

Экспертность понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивность способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность умение заслужить доверие клиента,

Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтации, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

 

Мировоззрение. Его исторические типы: миф, религия, философия.

Мировоззрение - это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретическое мировоззрение - интеллектуальный уровень (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения:

Миф - священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный, надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас.

Религия- это форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган.

Философия (с греческ. “любовь к мудрости”) - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Основные философские разделы:

1.Онтология (учение о бытие).

2.Гносеология (теория познания).

3.Методология (учение о развитии).

4.Социология (соц. проблемы).

5.Этика (учение о морали).

6.Эстетика (учение о прекрасном).

7.Антропология (учение о человеке).

8.Аксиология (учение о ценностях).

9.Диалектика (учение о действительности).

10.Метафизика (учение о смысле жизни).

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образует мировоззрение, которое выражается посредством категорий. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической функцией (от греч. methods -способ, путь; logos-учение). В центре философских проблем стоят вопросы о мировоззрении. Одной из основных функций философии является обоснование, оправдание и анализ мировоззрения (философско-теоритическое ядро мировоззрения).

Исторические типы мировоззрения были обусловлены той или иной исторической эпохой, тем или иным общественным классом, определенными нормами и принципами сознания, стилем мышления. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояла феодализму, было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазии ее мировоззрение становится консервативным или реакционным.

Вопрос № 3.

Зарождение философии. Философия Древнего Востока: возникновение, специфика, особенности, проблемы. Конфуцианство, даосизм, буддизм.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА зародилась на основе мифологического понимания мира и разделяется на три цивилизации: древнеиндийскую, древнекитайскую и древнюю цивилизацию Среднего Востока.

Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение кприроде, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом.

Индийская философия – это нравственность человека, путь самосовершенствования души и тела, освобождение его от мира страстей, конечная цель - достижение нирваны. Человеческая жизнь в индийской философии предстает как бесконечная цепь перерождений души, если человек при жизни достоин, то после смерти он воплощается в священнослужителя - брахмана, представителя власти - кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если человек вел неправедный образ жизни – его ждет низшая каста – шудра (каста слуг) или обличье животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

Основные категории древней индийской философии: Бpахманизм, Джайнизм, Буддизм, Индуизм.

Бpахманизм. Брахма - безличное сущее, Атман - индивидуальное частное начало.

Джайнизм. Джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые).

Буддизм. Будда (просветленный) - принц Гаутам. Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды., и путь самоистязания. Hиpвана - постепенное угасание желаний. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям.

Индуизм. Стремление найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений.

Важным элементом достижения внутреннего совершенства в индийской философии является физическая тренировка - Йога. Она заключается в овладении дыханием при определенных положениях тела, изоляции чувств от внешних влияний, концентрации мысли, медитации, т.е. освобождении от телесной оболочки.

Философская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы).

В Китае наибольшее распространение получила философия конфуцианства, основоположником которой был Конфу­ций (VI –V в. до н.э.). Ос­новными принципами этого учения являются следующие:

взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

сдержанность и осторожность в поступках (осуждение без­деятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вож­жи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, на­род — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного наси­лия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность че­ловека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.

В этот же период получило распространение учение Лао-Цзы о священном Дао - даосизм. Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лао-Цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание.

В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Существует два Дао:

Незыблемое Дао, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть.

Реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей.

Появляются еще два начала - небо и земля. Ян (небо) - некоторое мужское начало, Инь (земля) - некоторое женское начало. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Лао-Цзы считал: в этом мире ничего нельзя менять; тот, кто мудр, тот не говорит.

Китайская философия очень мало интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос.

Вопрос № 4

Философия древней Греции. Особенности ранней греческой философии. Натурфилософия, ее значение, основные идеи и представления.

Философия как наука возникла в древней Греции в 7-6 веках до н.э. Уже в поэмах Гомера делаются попытки осознать окружающий мир и место человека в нем. Усиливается интерес к рациональному мышлению, наряду с религиозными и мифическими мотивами в литературных произведениях возникают мотивы рациональные, дающие возможность осмыслить происходящие события с точки зрения человеческого самосознания. Также становлению философии в греческом мире способствовали и достигнутые греками политические свободы, которые давали человеку ощущение личностной самоценности.

Одной из древнейших философских школ считается Милетская. Мыслители из города Милета – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Именно они впервые попытались освободить античное мышление от излишней мифологичности. «Из чего все?» - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса давала убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, беспредельное начало. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Вода и воздух – это субстанция.

Подобные попытки объяснить материальные события и объекты делались не только в Др. Греции, но и в Индии, Китае, Японии. Везде в качестве субстанции называли воду, воздух, землю, дерево.

Следующее поколение философов, к которому относится Пифагор, также занято проблемой субстанций, но земля, воздух, вода – этого не достаточно. Пифагор приходит к выводу, что «все есть число». В соотношении и сочетании чисел он видит высшую гармонию. Простые числовые соотношения стали искать в геометрии и астрономии. Всем нам широко известна теорема Пифагора о соотношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы. Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления рационального мышления, характерного для современного цивилизованного человека.

К 5 в. до н.э. постепенно складывается понятие о существовании некой общей философской идеи, которая сама по себе стоит выше материальных событий и явлений. Др.греческий ученый из Эфеса Гераклит считал, что миром правит логос - т.н. закономерность всего происходящего на Земле, которая заключается в борьбе противоположностей. Все в мире происходит через борьбу, все течет, изменяется, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Гераклитовская философия тождества противоположностей резко критиковалась элеатами – учеными из г.Элеи Парменидом и Зеноном. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности. Они придумали ряд парадоксов (апорий), многие из которых до сих пор считаются неразрешимыми. Например, аргумент «дихотомия» доказывает: для того, чтобы пройти определенный путь, сначала надо пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти ее четверть, далее – одну восьмую, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, т.к. ее фактически нет. Таким образом, приходится признать, что Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит. Из этого следует, что бытие неподвижно, не изменяется и все существующее есть одно и то же бытие.

Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок, чтобы его преодолеть, требовались новые идеи. Это удалось сделать атомистам, к которым принадлежал Демокрит. Демокрит предположил, что мир нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, неделимые вещества – атомы. Земля, воздух, вода, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры. Достижение атомистов состоит в обнаружении атомарного, элементарного. С чем бы мы не имели дело – с физическим явлением, теорией, - всегда есть элементарное: атом (в химии),ген (в биологии), материальная точка (в механике) и т.д. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

Все вышеупомянутые философы в основном имели дело с природой, поэтому их называют натурфилософами, а их философские разработки натурфилософией. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, как образовались небо, земля, звезды.

Вопрос № 5.

Сократ: новый тип философствования, диалектика. Философия Платона: Теория идей, учение о душе и познании, концепция «идеального государства».

Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ так же, как натурфилософы, хочет понять мир, но в принципиально иной манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к частному. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.

Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя понятие прекрасного связывать с одной из вещей, ведь в этом случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Все вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос или смысл.

Сократ уверен в том, что при объяснении отдельных, частных событий нужно начинать с общего. Современный образованный человек придерживается именно таких воззрений, во времена же Сократа это было большой новостью.

Сократ убежден, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Натурфилософ начинает с атомов и стихий, Сократ начинает с блага, т.е. с этического. Этическое стоит выше физики, политики, экономики.

Но что является этически оправданным, добродетельным? Сократ отвечает: добродетель состоит в знании добра и в действии в соответствии с этим знанием. Он связывает нравственность с разумом, этику Сократа можно считать рационалистической. Введение в этику разумного начала имело для человечества самое прогрессивное значение.

Для приобретения знаний Сократ разработал определенный метод – диалектику, состоящую из иронии и майевтики (рождения мысли). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: «Я знаю, что ничего не знаю». Но дальнейшее обсуждение постепенно приводит к рождению новых мыслей, понятий. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим средством получения новых знаний, диалектика Сократа полностью сохранила свое значение до настоящего времени.

Большое значение в жизни Сократа имели споры с софистами, к которым принадлежали такие философы, как Протагор, который говорил: «Человек есть мера всех вещей», субъективное восприятие ставя выше объективного. Сократа раздражало в рассуждениях софистов нежелание и неумение в частном, субъективном видеть общее, закономерное.Но в то же время у софистов есть более практичный подход ко всему, Сократ же со своими понятиями об «абсолютном» был несколько идеализированным философом, оторванным от жизни. Недаром Сократа считают родоначальником такого течения в философии, как идеализм.

Вопрос № 6.

Платон, ученик Сократа, стремится развить сократовские представления. Для всякой вещи фиксируется ее смысл, идея. Эта идея общая для всех вещей, объединенных в отдельные классы, и она имеет свое имя. Например, есть множество разных лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у них есть один и тот же смысл – лошадность. Рассматривая какой-то предмет, мы можем говорить об идее, объединяющей все предметы данного класса. Платон выявляет связь идеи с вещью так: есть идея А, т.е. наиболее совершенное представление о вещи - идеал, и есть вещи - а1, а2, а3, … Очевидно, что какая-то вещь аn будет наиболее близка к совершенству, идеалу. Среди многих лошадей к идее лошадности ближе всего будет подходить наиболее совершенная лошадь. Платон приходит к выводу, что идеи существуют независимо от субъективных представлений человека. Идеи объективны. Платон – представитель объективного идеализма.

Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность их удовлетворения в одиночку является побудительным мотивом для создания государства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни разумны, мудры, они способны управлять государством. Другие аффективны, т.е. мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие вожделеющей душой – сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Итак, имеются три сословия:

правители, стратеги, земледельцы и ремесленники.

Далее Платон дает массу рецептов, например чему и как надо учить детей, как их воспитывать. Предлагает ввести цензуру в литературе, чтобы та не опорочила идею добродетели. По представлениям Платона, в загробном мире добродетельных ждет блаженство, а порочных – ужасные муки.

В своем учении об обществе и государстве Платон начинает с идей, от которых переходит к идеалам, т.е. к моделям. По этим моделям он пытается строить идеальное государство. Но сами идеалы, модели возникают у него на основе ограниченного исторического знания, без опоры на реальные факты. В итоге получается утопия.

Но несмотря на издержки и оторванность от реальной жизни, философия Платона имеет непреходящее значение. Он ввел концепцию идей, которая до сих пор является актуальной для современных философов. Как и двадцать четыре столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека и общества.

Вопрос № 7.

Философия Аристотеля: логика, онтология, методология, психология и этика.

Аристотель наряду с Платоном, своим учителем, - величайший древнегреческий философ. По некоторым позициям Аристотель не совпадает с Платоном, но по сути он продолжает и развивает его идеи.

В онтологии (науке о бытии) Аристотель выводит новые законы и понятия.

Аристотель вывел такое понятие, как субстанция – самобытное единичное бытие. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии.

Мир есть совокупность субстанций, каждая из них – некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и формы (эйдоса). Материя – это некоторый субстрат, например, медь – это субстрат, из меди можно сделать шар и статую, т.е. придать разную форму данной материи.

Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель («то, ради чего»). Здесь мы сталкиваемся с главным аспектом философии Аристотеля – каждая вещь, субстанция проявляется в динамике, в развитии, а динамику и развитие определяет эйдос.

Аристотель пытается найти самый главный эйдос – эйдос эйдосов, который является перводвигателем, первопричиной всего, что существует на Земле. «Ум-перводвигатель» – это принцип всего, Космоса в целом. Концепция «ума-перводвигателя» явилась логическим заключительным звеном в представлениях Аристотеля о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Аристотель называет богом.

Аристотель предвосхитил те представления о пространстве и времени, к которым приведет теория относительности Эйнштейна.

В трудах Аристотеля значительного совершенства достигли логика и анализ. Многие современные ученые считают, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.

Аристотель выводит ряд категорий, которые можно рассматривать:

1)как род бытия;

2) как форму мысли;

3) как высказывание.

К этим категориям он относит сущность, свойство, отношение, количество и качество, пространство и время, движение.

Аристотель также выводит знаменитые законы формальной логики. Первый закон логики – закон тождества (А есть А). Второй – закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики – закон исключенного третьего (А или не-А, «третьего не дано»).

На основе законов логики Аристотель строит учение о сииллогизме. Смысл силлогизма состоит в том, что в нем два крайних термина S и Р соединяются посредством третьего М (т.е. выводом). Например:

Все граждане России имеют право на труд (S).

Иванов – гражданин России (Р).

Иванов имеет право на труд (вывод М).

Аристотель также раскрывает содержание знаменитого Сократовского учения о диалогизме. Диалог содержит: 1) постановку вопроса; 2) стратегию задавания вопросов и получение ответов на них; 3) правильное построение умозаключения.

Этика(наука о морали) Аристотеля во многом сходна с этикой Платона, он считает, что смысл жизни не в удовольствии, а в добродетели. Человек должен быть добродетельным. Главные качества добродетельного человека – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие, справедливость.

Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные и неправильные:

  Правильные формы   Неправильные ф-мы Кол-во правящих
Монархия Тирания Один
Аристократия Олигархия Богатое меньшинство
Полития Демократия Большинство

Аристотель в своих философских разработках подвел итог развитию древнегреческой классической философии. Он создал систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

Вопрос № 8.

Философия эллинизма: специфика, основные черты, проблемы, представления.

Философию эллинизма называют послеклассической философией античности. Эллин – древний грек, живший в эпоху Александра Македонского (4-3вв. до н.э.). Эта эпоха была полна великих потрясений и завоеваний, философов интересовал прежде всего человек как субъект в бурнотекущей жизни.

Философия эллинизма делится на три основных течения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Стоицизм как философское направление просуществовал с 3 в. до н.э. до 3 в н.э. Наиболее видными представителями его были Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какая она есть. Судьбу можно ненавидеть, но можно и полюбить ее, получая удовольствие от того малого, что она дает тебе.

Стоики стремятся обнаружить смысл жизни, они видят его в лектоне. Лектон – это слово, его смысловое значение. Лектон осуществляется и во внутренней жизни человека, создавая состояние атараксии, т.е. душевного спокойствия, невозмутимости. Стоик не безразличен к миру, он просто слишком хорошо его понимает, поэтому и спокоен.

Итак, основные моменты картины мира в представлении стоиков:

1) Космос – это огненный организм;

2) человек существует в рамках космических законов, которые он не в состоянии изменить, поэтому человек подвержен фатализму;

3) лектон – это смысл мира и человека;

4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;

5) люди составляют единое целое с Космосом.

Эпикуреизм существовал параллельно со стоицизмом.

Крупнейшими представителями э. являются Эпикур и Лукреций Кар.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому основной этический принцип у них – удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом.

Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь – вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принимал теплую ванну и просил принести ему вина.

Итак, главные представления эпикурейцев таковы:

Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;

Человек состоит из атомов, которые отклоняясь, обеспечивают ему свободу выбирать жизнь, полную удовольствий;

Главное содержание человека – мир чувств;

Боги безразличны к человеческим делам;

Для счастливой жизни человеку необходимы три составляющие: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души (атараксия), дружба.

Скептицизм. Крупнейшие представители – Пиррон, Секст Эмпирик.

Античный скептик отрицал возможность познания мира, подлинное знание в принципе невозможно. Скептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. Скептик Карнеад, посланный в Рим ходатайствовать об отмене налога, один день выступал перед публикой за отмену, другой день – за налог. Устойчивый смысл жизни вообще отсутствует, поэтому мудрецу-скептику вообще лучше молчать.

Итак, основные положения скептицизма:

мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;

всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма – молчание;

следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.

Молчание скептиков – это своеобразный конец философскому поиску, и указание на то, что необходимы новые поиски.

Неоплатонизм завершает эпоху эллинизма. Основные идеи неоплатонизма были разработаны Плотином, в зрелом возрасте проживавшем в Риме. Неоплатоники стремились дать картину всего мира, Космоса в том числе. Плотин выстраивает своеобразную иерархическую «лестницу», на вершине которой стоит Единое благо, дплее следуют Ум. Душа, Материя. Материя – это низшая ступень человеческого бытия.

 
Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Человек может избежать зла в той мере. в какой ему удается подняться по лестнице: Душа – Ум- Благо.

Неоплатонизм дал наиболее синтетическое представление о мире.

Вопрос № 9.

Философия средневековья. Христианство как новая мировоззренческая установка. Основные черты средневековой мысли. Августин, Фома Аквинский. Спор об универсалиях. Соотношение веры и разума, теория двойственной истины.

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (5 – 15 века). Это весьма своеобразный способ философствования, во многом отличный от античного. Несмотря на то, что ср.ф. явилась продолжением античной философии, она выработала свои собственные принципы.

Основополагающим моментом в становлении средневековой философии явилось то, что в отличии от античного признания многобожия (существования многих богов), в средневековом мире получили распространение такие религии, как ислам и христианство, основанные на единобожии. На основании того, что источником всякого блага и красоты является Бог, возник принцип теоцентризма (от гр. «теос» - бог). Теоцентризм ведет к разработке теории «абсолютной личности», средневековый человек уже осознает свое особое положение в мире, но «абсолютная личность» в его понимании – это все-таки Бог, а простые люди – его «вассалы». Такие учения получили название «монотеистическими».

Идеи монотеизма и теоцентризма получили широкое применение в трудах средневекового философа Августина (354 – 430гг.), которого считают разработчиком идейной платформы христианства. Августин понимал исторический процесс как путь к «Царству Божию» и считал, что «творец зовется творцом по отношению к своим тварям подобно тому, как господин зовется господином по отношению к своим слугам».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.