Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УПРАЖНЕНИЯ 3 страница




 

44. Определите онтологическую позицию, на которой основывается данное высказывание: «Бытие достигло значения истины, так как идея есть единство понятия и реальности; бытием обладает теперь, следовательно, лишь то, что представляет собой идею».

45. Определите: а) достаточно ли, с точки зрения автора высказывания, для понимания сути философских проблем знания математики, физики, истории, б) служит ли основанием для решения философских вопросов вера в бога: «Эта наука претерпевает часто такое пренебрежение, что даже те, которые не занимались ею, воображают, что без всякого изучения они понимают, как обстоят дела с философией, и что, получив обыкновенное образование и опираясь в особенности на религиозное чувство, они могут походя философствовать и судить о философии».

46. Определите, является ли данное утверждение атеистическим: «Бог как существо нравственно совершенное есть не что иное, как осуществленная идея, олицетворённый закон нравственности, обращённая в абсолютную сущность собственная моральная сущность человека».

47. Определите онтологическую позицию т.н. «прежней» и «новой философии»: «Исходной позицией прежней философии являлось следующее положение: Я – абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из положения: Я – подлинное, чувственное существо; тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность».

48. Определите, отрицает ли данный тезис существование небытия: «Из ничего никогда не может создаться что-либо, и никогда что-либо не может превратиться в ничто».

49. Определите онтологическую позицию, на которой основано данное высказывание: «Мозг предназначен для мышления, как желудок для пищеварения или печень для выделения крови».

50. Определите: а) автора высказывания, б) основной научный метод с точки зрения автора, в) основную задачу социальной физики: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами – в замене слова почему словом как … Теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и физическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остаётся для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику».

51. Определите гносеологическую позицию автора высказывания: «Воля – это нечто первое и основное, познание же только привзошло к проявлению воли и служит его орудием. Поэтому всякий человек есть то, что он есть, в силу своей воли, и его характер составляет в нём коренное начало, потому что хотение – основа его существа».

52. Определите этическую позицию, на которой основывается данное высказывание: «Оптимизм, если только он не бессмысленное словоизвержение таких людей, за плоскими лбами которых не обитает ничего, кроме слов, представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества».

53. Определите: а) гносеологическую позицию автора, б) о какой форме веры говорится в высказывании, в) предмет веры достойный человека, с точки зрения автора: «Вера как раз являет собой тот парадокс, что индивид, как таковой, выше общего, правомочен, не подчинён ему, а поставлен над ним: должно, однако, заметить, что это такой индивид, который был в качестве индивида подчинён общему, а теперь через это общее стал выше его, причём этот индивид как индивид находится в абсолютном отношении к абсолютному…Вера есть чудо, и все же не один человек не отлучен от неё, ибо то, в чём едина жизнь всех людей, есть страсть, а вера есть страсть».

54. Определите: а) онтологическую позицию автора, б) его главную гносеологическую установку: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни… Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

55. Определите, какой раздел философии автор считает наиболее важным (онтология, гносеология, антропология, логика, этика, эстетика): «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего надо дать ответ».

56. Определите а) основную гносеологическую установку экзистенциальной философии (рационализм или иррационализм), б) её основной предмет исследования: «Экзистенциальная философия есть использующее всё объективное знание, но выходящее за его пределы мышление, посредством которого человек хочет стать самим собой. Это мышление не познаёт предметы, а проясняет и выявляет бытие в человеке, который так мыслит».

57. Определите: а) автора высказываний, б) название трактата, в) c каким способом человеческого существования (обладание или бытие) соотносится второе высказывание: [1] «Обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера»; [2] «Чем меньше я имею, тем больше я способен любить».

58. Определите этическую позицию, на которой основывается высказывание: «Лучшее средство начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Если бы это могло быть признано возмещением религиозной привычки к молитве, то наши ближние имели бы выгоду от этой перемены».

59. Определите методологический принцип (строгий детерминизм, умеренный детерминизм, индетерминизм), на котором основывается данное высказывание: «Мы никогда не можем рационально установить истинность научных законов. Всё, что мы можем сделать – это строго проверить законы и удалить ложные. Соответственно, все научные законы всегда имеют гипотетический характер. Они являются допущениями, и, следовательно, все утверждения об отдельных причинных связях тоже всегда имеют гипотетический характер».

60. Определите: а) онтологическую позицию, б) гносеологическую позицию, на которых основывается данное высказывание: «Как нет мышления без материи, понимаемой как субстанция, так нет и материи без мышления, понимаемого как её атрибут».

 

 

ЗАДАНИЕ 3. ТАБЛИЦЫ

Индивидуально подготовленная таблица является необходимой составляющей отчёта студента о самостоятельной работе по курсу. На основе предъявленной таблицы проводится собеседование.

Требования к выполнению задания: а) все графы таблицы должны быть заполнены, б) определения должны быть краткими, но без сокращений слов, в) ссылки на источники, используемые при подготовке таблицы, обязательны, г) для проверки предъявлять только печатный вариант работы, д) количественные изменения списка персоналий не допускается (в порядке исключения возможно изменение имен философов по самостоятельному выбору студента, но не более пяти имен).

При собеседовании студент должен показать:

Ø понима­ние специфики предмета философии и её роли в истории человеческой культуры;

Ø представление об основных этапах развития философского знания;

Ø общее представление об основных отраслях философского знания (онтологии, гносеологии, социальной философии, философской ан­тропологии, этике, эстетике, аксиологии);

Ø умение четко разбираться в представленных в таблице формулировках;

Ø знание смысла указанных категорий, понятий и терминов;

Ø умение пользоваться философской терминологией;

Ø навыки рациональной организации собственного духовного творчества;

Ø умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых вопросов.

Список философов для заполнения таблицы: Лао-цзы, Конфуций, Будда, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, В. Соловьев, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.


Образец заполнения таблицы

Имя, даты жизни Онтология Гносеология Этика Социально-полит. идеи Категории Афоризмы
Эмпедокл (ок. 490 – 430 до н.э.) Натурфилософ, стихийный материалист. Материя состоит из первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь). Мир – сочетание элементов, результат непрекращающейся борьбы двух «начал» – любви и ненависти. Признавал развитие живых форм, эволюцию. Гносеологический оптимизм, рационализм. Полное знание мира доступно лишь уму, который получает «пищу для мышления» от чувств. Допускал возможность переселения душ (метемпсихоз). Главный принцип познания – подобное познается подобным. Равенство людей по природе. Неравенство по социальному происхождению. Дружба возможна среди равных (подобных), среди неравных – только ненависть. Сторонник демократии, выступал против власти тиранов. Считал, что граждане полиса должны быть политически равны. Признавал имущественное неравенство. Филия – любовь. Нейкос – ненависть (распря). Ананкэ – необходимость. «Был уже некогда отроком я, был девой когда-то, был кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной». «Кто ищет мудрого, сам прежде мудрым должен быть».

 

При составлении таблицы использовались источники: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981; Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989.


ЗАДАНИЕ 4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Составление словаря является важной формой самостоятельной работы студентов по курсу «Философия». При выполнении задания следует ориентироваться на перечень основных тем курса (см. стр. 6 данного практикума). Полный словарь должен включать не менее 34 терминов (два термина по каждой теме).

Словарь должен включать только философские термины, понятия и категории. Фамилии и имена философов, названия трактатов, изречения и высказывания словарь содержать не должен. При составлении словарных статей следует руководствоваться общими требованиями и правилами формально-логических определений.

При проведении учебных занятий (семинар, коллоквиум, консультация, собеседование, индивидуальные занятия, зачёт, экзамен) студент по требованию преподавателя предъявляет полный текст индивидуально выполненного словаря. При отсутствии данного текста студент выполняет письменную работу по составлению словаря в процессе учебного занятия (либо по указанным преподавателем темам учебного курса, либо по обозначенным преподавателем терминам). В ходе учебного занятия рекомендуется проводить опрос студентов по итогам данного вида работы.

Работа по составлению словаря призвана сформировать и развить у студентов умение правильно и логически корректно формулировать определения основных терминов, понятий и категорий, выражающих различные проблемы философского знания и отражающих содержание основных философских дисциплин.

 

ЗАДАНИЕ 5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ

1. На основе анализа данного текста установите предмет философии и основной метод его исследования: «Философия не может иметь своего специфического объекта, поскольку её единственный, не специфический объект – мышление самого философствующего, а то, о чём философствующий мыслит, когда он мыслит, – вторично, случайно и временно» (Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 404).

2. На основе анализа текста сформулируйте основную цель философа, средства и способы её достижения: «Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху и снизу, как привычные для него события и грозовые удары; который, быть может, сам представляет собой грозовую тучу, чреватую новыми молниями; это роковой человек, постоянно окружённый громом, грохотом и треском и всякими жутями. Философ: ах, существо, которое часто бежит от самого себя, часто боится себя, – но которое слишком любопытно для того, чтобы постоянно снова не «приходить в себя», не возвращаться к самому себе» (Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла», § 292).

3. По аналогии с данным афоризмом сформулируйте высказывания по поводу любви, знания, жизни, смерти: «Истинно путешествующий не ведает куда он направляется» (Лао-цзы).

4. Установите правильное соотношение между мифическими персонажами и их атрибутами: а) Афродита, Ариадна, Ахиллес, Сизиф, Фемида, Пандора, Геракл; б) пята, камень, львиная шкура, нить, ящик, пена, весы.

5. Обоснуйте несостоятельность данного умозаключения: «Любите врагов ваших. Сатана – враг человеческого рода. Следовательно, нужно любить Сатану».

6. Установите правильное соотношение между когнитивными концептами и терминами: а) астрология, алхимия, каббала, теософия, суфизм; б) «доктрина Богопознания», «сокровенная мудрость», «откровение Бога в сердце», «философский камень», «гороскоп».

7. По аналогии с данным афоризмом сформулируйте ещё одну неразрешимую дисгармонию бытия: «Мы изначально нелогичные и потому несправедливые существа и можем познать это; и это есть одна из величайших и самых неразрешимых дисгармоний бытия» (Ницше Ф. «Человеческое, слишком человеческое»; Отдел первый: «О первых и последних вещах», § 32).

8. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого». Основываясь на смысле данного афоризма, установите, что могут знать те люди, о которых говорит Сократ?

9. На основе анализа данного высказывания определите, признаёт ли автор наличие в процессе мышления неосознаваемых элементов, т.е. нечто такое, чего познающий субъект в принципе не может осознавать: «Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, то есть абстрактный, дух, – словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое существо. Реальностью, субъектом разума является только человек. Мыслит человек, а не Я, не разум» (Л.А. Фейербах).

10. По аналогии с данным афоризмом сформулируйте определение личности и её первоначальную цель: «Государство есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то, в конце концов, личность будет им ослаблена и даже уничтожена – т.е. будет в корне разрушена первоначальная цель государства» (Ницше Ф. «Человеческое, слишком человеческое»; Отдел пятый: «Признаки высшей и низшей культуры», § 235).

11. На основе анализа текста выделите: а) основные условия функционирования культуры; б) факторы, обусловливающие её деградацию: «Не может быть культуры там, где нет возможности апелляции к принципам гражданской справедливости. Нет её и там, где нет уважения к определённым позициям, обладающим интеллектуальным авторитетом, к которым можно было бы обратиться в споре как за последним бесспорным аргументом. Культуры не может быть и там, где экономические отношения не подчиняются правилам свободного передвижения, являющимся гарантией свободы. Не может быть культуры там, где полемика в области эстетики не приводит к признанию необходимости существования произведений искусства» (Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: сборник. – М.: Радуга, 1991. – С. 98).

12. Расположите знаки препинания таким образом, чтобы данное высказывание выражало а) оптимистическую; б) пессимистическую позиции: «Счастье в мире невозможно нам вещуют это ложно быть счастливым слишком сложно говорят нам всё возможно непреложна радость жизни».

13. Поясните, каковы философские основания смысловых различий следующих утверждений: «всё познать нельзя» и «ничего познать нельзя».

14. В чём заключается основной смысл данного утверждения: «Истинная, подлинная и абсолютная свобода – это свобода от всего, в том числе, и от самой свободы».

15. «Жизнь есть трагедия для тех, кто чувствует» (Гераклит Эфесский). «Жизнь есть комедия для тех, кто мыслит» (Демокрит Абдерский). Используя смыслы данных афоризмов, завершите следующее изречение: «жизнь есть драма для тех, кто …..».

16. Сформулируйте вопрос, на который уже дан следующий правильный ответ: трансцендентальный идеализм.

17. Древнегреческий философ Парменид утверждал, что мысль и бытие тождественны («одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует»). Являются ли тождественными по смыслу утверждения: а) «мысль о бытии мысли о бытии творит само бытие мысли»; б) «бытие мысли о бытии мысли создает саму мысль о бытии».

18. «Существует глубокая общность форм между дифференциальным исчислением и династическим государственным принципом Людовика IV, между государственным устройством античного полиса и Евклидовой геометрией, между пространственной перспективой западной масляной живописи и преодолением пространства при помощи железных дорог, телефонов, дальнобойных орудий, между контрапунктической инструментальной музыкой и экономической системой кредита» (О. Шпенглер «Закат Европы», Т.1). Используя данный ряд образных соотношений, укажите, какие современные открытия в науке и достижения в искусстве можно соотнести с президентской формой правления.

19. По аналогии с данным определением утопии сформулируйте смысловые определения а) антиутопии; б) дистопии: «Утопия – описание или изображение общества, альтернативного своим совершенством всем ныне существующим и ранее существовавшим обществам».

20. По аналогии с общеупотребимыми противоположностями (например, день-ночь, верх-низ, лево-право, жизнь-смерть и пр.) укажите понятия противоположные по смыслу следующим: идеал, уникальное, культура, божественное, совесть, абсолютное, красота.

 

СЛОВАРЬ

Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) – вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.

Абстрактное и конкретное – философские категории, обозначающие ступени процесса познания. Абстрактное (лат. abstractio – отвлечение) – мысленный образ, полученный путём отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение позволяющее выразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. Конкретное (лат. concretus – густой, твёрдый, сросшийся) – реально существующее, вполне определённое, точное, предметное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от абстрактного).

Абсурд (лат. ad absurdum – исходящий от глухого) – термин, обозначающий нелепость, бессмысленность того или иного феномена. В логике «доведение до абсурда» предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием «абсурд» принято обозначать утрату субъектом действия смысла самого действия. Понятие «абсурд» использовалось в экзистенциализме для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мироздания.

Агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis – знание) – гносеологическая установка, согласно которой невозможно однозначно обосновать соответствие познания действительности, а следовательно – выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Данная позиция характерна для философии Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта.

Аксиология (греч. axia – ценность, logos – слово, учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей, как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющих путём логической дедукции получать утверждения (теоремы) данной теории.

Акциденция (лат. accidentia – случай, случайность) – понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи.

Альтруизм (лат. alter – другой) – этический принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. Содержание данного принципа выражается в бескорыстной заботе о благе других.

Антропология (от греч. ánthrōpos – человек, lógos – слово, речь, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Сформировалась в середине XIX в. Основные разделы: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Апостериори (лат. a posteriori, букв. – из последующего) – гносеологический термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность «a priori» (доопытному знанию, приущему сознанию изначально). Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта.

Архетип (гр. аrche – начало, typos – образ) – в аналитической психологии К. Юнга это первичные, врождённые структурные элементы «коллективного бессознательного», архаические психические наслоения повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальные, общечеловеческие первообразы и изначальные идеи, профвляющиеся как индивидуально (фантазии, сновидения, некоторые виды бреда), так и в различных мифологических, культурных системах. Архетип бессознательно воссоздаётся всякий раз в условиях кризисной, проблемной ситуации.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

Бесконечное – категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчленённостью, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития.

Бессознательное – гносеологический термин, имеющий следующие значения: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, неосознаваемым им без применения специальных методов; 2) обширная и наиболее содержательная сфера психики человека, нерефлексируемая им самим; 3) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознательного восприятия действительности.

Бифуркация (от лат. bifurcus – раздвоенный) – приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении её параметров. Основы теории бифуркации заложены А. Пуанкаре, А.М. Ляпуновым в начале XX века, затем эта теория была развита А.А. Андроновым и его учениками. Знание основных бифуркаций позволяет существенно облегчить исследование реальных систем (физических, химических, биологических и др.), в частности предсказать характер новых движений, возникающих в момент перехода системы в качественно другое состояние, оценить их устойчивость и область существования.

Бог – сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистического типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством.

Брáхман – категория индуистской идеалистической философии (веданты), обозначающая безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей, явлений, событий и процессов.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования мира; в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания (гносеологии) рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Вера – общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя следующие аспекты: 1) гносеологический (принятие в качестве истинного некоего тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого); 2) психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям); 3) религиозный (при соотнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).

Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение; лат. verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы или утверждения на основе их соответствия эмпирическим или теоретическим положениям (причем последние должны также соответствовать опытным данным).

Власть – способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых различных обстоятельствах. Механизмы власти – от убеждения (т.е. успешного воздействия без обещания вознаграждения или угрозы наказания) до давления, применения силы, принуждения (угроз сурового наказания или лишения благ за неповиновение).

Воля – феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий направленную ориентацию внутренних состояний сознания на объективированную цель и концентрацию усилий на достижении последней.

Вселенная – весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, – часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).

Вторая сигнальная система – свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Понятие ввёл в 1932 году И. П. Павлов.

Гипотеза (от греч. hypóthesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

Глобализация (фр. global – всеобщий) – охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности взаимоотношений между людьми.

Деизм (лат. deus – бог) – философская позиция, согласно которой Бог, выступая в качестве внемирового (трансцендентного) Абсолюта, осуществляет творческий акт как исходное чудо начала самого мира, не вмешиваясь в его дальнейшее развитие, протекающее по сообщенным миру Богом разумным и совершенным законам.

Детерминизм (лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Диалектика (греч. διαλέγοαι – веду беседу, спор) – философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления и практического преобразования действительности.

Дискурс (лат. discursus – беседа, разговор) – 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приёмы и т.п.), в этом смысле дискурс предстает как речевая деятельность, вид социальной практики; 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, логически обоснованном способе постижения истины (противостоящем интуиции).

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение (взаимосвязь) между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические или частные (например, закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие или универсальные (например, диалектические законы). Познание законов составляет задачу науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.