Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Философия – способ духовного освоения человеком мира




АГНОСТИЦИЗМ (от греч. «недоступный познанию») – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира, ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) – раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностей

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. учение о человеке) – раздел философии, изучающий природу и сущность человека как социального существа.

ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) – процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

 

ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – понятие, обозначающее искусство аргументации, приём опровержения в дискуссии (субъективная диалектика); на современном этапе представляет собой философскую концепцию развития, противостоящую метафизическому методу (объективная диалектика).

ДОГМАТИЗМ. (от греч. мнение) – склонность к утверждению без обсуждения; доктрина, исходящая из предварительной очевидности и оперирующая неизменными понятиями и фактами без учёта новых данных практики и науки.

ДУАЛИЗМ ( от лат. двойственный) – философское учение, в противоположность монизму, признающее два начала - дух и мате­рию, идеальное и материальное.

ИДЕАЛИЗМ ( от греч. идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя природа, физическое вторично. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

ЛОГИКА – философская наука о законах и операциях правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ ( от лат. вещественный) – философское направление, противоположное идеализму; утверждает первичность материального, и вторичность ду­ховного, идеального; считает сознание продуктом материи, рассматривая его как отражение внешнего мира; утверждает познаваемость мира. Философский материализм следует отличать от термина «материалист», употребляемого в обыденном языке для обозначения человека, который материальные интересы ставит превыше духовных. В философии принято выделять три исторических типа материализма: 1) наивный (стихийный) материализм античности («линия Демокрита»); 2) метафизический (механистический) материализм XVII-XVIII вв.; 3) диалектический материализм, где материализм и диалектика органически соединены.

МЕТАФИЗИКА ( от греч. то, что следует после физического) – 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия; 2) философия, предметом которой являются сверхчувственные первопричины; 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенного знания, которая для человека приоб­ретает значение собственного способа видения, понимания, оценки явлений, которое определяет характер отношения к ним, характер поступков и действии человека. Мировоззрение имеет свою структуру. Первоначально знания о мире добываются на основе эмоций и чувств, из которых складывается мироощущение. Целостные, наглядные представления и познавательные образы мира формируют мировосприятие, а целостный познавательно-интеллектуальный взгляд на явления составляет миропонимание. Выделяют следующие структурные уровни мировоззрения: элемен­тарный, концептуальный и методологический. Принято выделять также три основный исторических типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское.

МИФОЛОГИЯ (от греч. учение о преданиях) – способ понимания мира, характерный для ранних стадиях общественного развития, выступающий универ­сальной формой общественного сознания, для которого свойственно глубокое очеловечивание природы, окружающего мира, наделение его свойствами человеческого бытия и овеществление человека, основанный на генетическом первоначале мира. Историческими формами мифологии были: тотемизм (период охоты и собирательства), антропоморфизм – боги олицетворяют различные силы и стихии природы (период земледелия и скотоводства) и анимизм – индивидуализация богов (разложение родового строя и переход к классовому обществу).

МОНИЗМ (от греч. один единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – характеристика явлений материального и духовного мира как существующих независимо от субъекта, противостоящих ему. Объективное противостоит субъективному как основанному только на частном опыте конкретного субъекта.

ОПТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающим фундамен­тальные принципы бытия, наиболее общие сущности и понятия сущего.

ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, созна­ния в природе: в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Принято различать две стороны этого вопроса: 1) что является первичным по происхождению – дух или материя? (онтологическая сторона); 2) может ли человеческий дух постичь, познать материальную действительность, то есть – познаваем ли мир? (гносеологическая сторона). При ответе на первый вопрос выделяется философский материализм и философский идеализм. При ответе на второй вопрос выделяют гносеологических оптимистов и агностиков. огоято различать две стороны основного вопроса философии:

РЕЛИГИЯ (от лат. благочестие, святыня) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – небесный сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного сознания составляет вера в существование сверхъестественных сил.

СУБСТАНЦИЯ ( от лат. сущность) – в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании – нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благо­даря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН ( от греч. являющееся) – явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) – теоретическое сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Возникла из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления действительности, в логике и теории познания. Зародилась в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигает в Древней Греции. Первоначально была «пранаукой», со временем от философии отделились естественные науки, а затем гуманитарные и она обрела свой предмет – исследование основ мироздания, определение места человека в нем, то есть – взаимоотношение «человек – мир».

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (от лат. исполнение) – обязанности, круг деятельности философии. К ним относятся: методологическая, методическая, гносеологическая, преобразовательно-прогностическо-эвристическая, гуманистическая и критическая.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.