КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 6 страница
Суждения мыслителей: «Если под словом «смысл» мы понимаем мнение или суждение, а под словом «здравый* — всеобщность его принятия, то будет трудно показать, кто же является законодателем здравого смысла... Определить здравый смысл так же сложно, как и понятие истинной веры...» (Антони Шефтсбери). «Единственный способ спасти человеческое здравомыслие и сохранить разумность в мире — это дать свободу острому уму. Однако никогда не будет свободен острый ум там, где отнята свобода для насмешки» (Антони Шефтсбери). «Несомненно, во всяком случае, что вопреки всем рассказам о видениях и о действиях мира духов, из которых множество наиболее вероятных мне известно, я всегда старался следовать прежде всего указаниям здравого смысла, склоняясь в сторону отрицания» (Иммануил Кант). «Я поступил вполне искренне, поскольку состояние моей души действительно было при этом противно здравому смыслу» (Иммануил Кант). Вопросы в задания: 1. Приведи пример здравомыслия, помогающий 2. Покажи, что здравомыслие не всегда раскры 3. Придумай историю о том, как здравый смысл 4. Покажи, как во время последних выборов президента в нашей стране люди руководствовались здравым смыслом. 5. Почему англичане называют «здравый смысл» «общим смыслом»? ЗЛО — радикальная противоположность добра. В философии различают четыре вида зла: физическое, моральное, социальное и метафизическое. Первое зло, зло физическое, есть то, что причиняет человеку страдание и нарушает его благосостояние (болезнь). Нравственное зло коренится в несовершенстве нравственной природы человека, которая позволяет ему переступать моральный закон. Социальное зло исходит из несовершенства общественного и государственного устройства. Наконец, зло метафизическое вытекает из природы бытия вообще и природы человека.
Зло — проблема, которая исстари интересовала и философов, и теологов. Религия воплотила зло в образах Аримана, черта, Антихриста. Философия старалась проникнуть в природу зла и объяснить его смысл. Отрицательного определения зла как устранения или отсутствия добра явно недостаточно, Томас Гоббс называл злом причину ненависти и отвращения, а Бенедикт Спиноза утверждал, что в природе нет добра и зла. Эти определения вносит философ. Попытки философского объяснения зла встречаются уже в древней философии. Платон считал, что Бог невиновен в происхождении Зла. Стоики полагали, что для восполнения целого Зло необходимо. Августин Блаженный и Лейбниц видели корень нравственного зла в свободе воли. Суждения мыслителей: «В мире царит зло» (Эзоп). «По-видимому, не в природе человека по собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выбирает большего, если есть возможность выбрать меньшее» (Платон). «Если человек делает недоброе, в этом не вина его природных качеств» (Мэн-цзы). «Ни одно ало не заслуживает уважения. Зло — это всего лишь препятствие, которое будит в нас силу, рост и добродетель» (Зенон). «В древние времена совершенномудрые, видя, что человек по природе зол, именно потому и создали власть правителя, чтобы следить за людьми, разъясняли основы ритуала и долга, чтобы воспитывать людей» (Сюнь-цзы). «Видя, что смерть неизбежна и что страдание умирающего определяется его виной, пойми, что ради земного наслаждения не должно совершать зла» (Нагарджуна).
«Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаза» (Василий Великий). «Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание... Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет» (Августин Блаженный). «Бегство от зла есть не что иное, как философия» (Анахт Давид). Был прав мудрец, сказав нам в назиданье, Что ке бывает зла без наказанья. Юсуф из Баласагуна Кто зло творит, при этом лицемеря, Тот враг вдвойне — его ты опасайся. Мануэль Хуан «Люди склонны ко злу» (Никколо Макиавелли). «Более того, честный и порядочный человек никогда и каким образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла» (Фрэнсис Бэкон). «Зло, которое мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим» (Томас Гоббс). «Постигая зло, заключенное в природе, преисполняешься презрения к смерти; постигая пороки общества, научаешься презирать жизнь» (Никола Шамфор). «Лейбниц также не имел в виду высказать что-то новое, корда он говорил: «Этот мир наилучший из всех возможных, или, что то же самое, совокупность всего того, что Бог создал помимо себя, есть наилучшее из того, что только можно было бы создать; новое заключалось лишь в способе распутывания сложного узла затруднений, связанных с вопросом о первоисточнике зла» (Иммануил Кант). «Бог отрицает зло как окончательное или пребывающее, и в силу этого отрицания оно и погибает, но он допускает его как преходящее условие свободы, то есть большого добра. Бог допускает зло, поскольку, с одной стороны, прямое его отрицание или уничтожение было бы нарушением человеческой свободы, то есть еще большим злом, так как делало бы совершенное добро в мире невозможным, а с другой стороны, Бог допускает зло, поскольку имеет в своей премудрости возможность извлекать из зла большее благо или наибольшее возможное совершенство — что и есть причина существования зла» (Владимир Соловьев). «Человек есть существо свободное, в нем есть элемент первородной, несотворенной, домирной свободы. Но он бессилен справиться со своей собственной иррациональной свободой, с ее бездонной тьмой. В этом его вековечная трагедия. И нужно, чтобы Бог низошел в глубь той свободы, в ее бездонную тьму и принял на себя последствия порожденного ею зла и страдания» (Николай Бердяев).
«Вы никогда не верили в осмысленность этого мира, а вывели отсюда идею о том, что все в нем равноценно, что добро и зло определяются желаниями человека» (Альбер Камю). Вопросы и задания:
1. Что ты думаешь о происхождении зла? 2. Можно ли устранить зло, или оно вековечно? 3. Воспроизведи философскую типологию ала.
4. Прав ли Эзоп, утверждающий, что в мире 5. Почему Бог допустил Зло? ЗЛОДЕЙСТВО — склонность совершать злые поступки. Суждения мыслителей: «Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться» (Никколо Макиавелли). «Злом одинаково признается и злодейство и злополучие, что явно свидетельствует о внутреннем сродстве между добром и благом, которые, впрочем, и сами по себе нередко отождествляются в общем словоупотреблении, замещаясь одно другим» (Владимир Соловьев). «Нет награды и наказания за добро и зло» (Фридрих Ницше).
Вопросы я задавил: 1. Почему Макиавелли оправдывает злодейство? 2. Что такое злополучие? Определи по контрасту 3. Может ли гений совершить злодейство? Кто 4. Искоренимо ли злодейство? 5. Нужна ли смертная казнь, или ее можно отме ЗЛОРАДСТВО — чувство радости, которое возникает у человека при несчастье и неблагополучии ближнего. Злорадству сопутствует неприязнь или ненависть. Предельным воплощением злорадства можно считать образ Мефистофеля («Фауст» Гёте), который ликует при виде всякого зла и страдания. Фридрих Ницше выступил защитником злорадства. Суждения мыслителей: Сладко, когда на поверхности моря, взволнованной ветром, С берега ты наблюдаешь большую опасность другого.
Лукреций Кар «Действительно, каждая дурная наклонность в обществе или общине должна делать столько насилий над собой, надевать на себя столько масок, так часто ложиться на Прокрустово ложе добродетели, что можно было бы говорить о мученичестве злого» (Фридрих Ницше). Вопросы и задания: 1. Бываешь ли ты злораден? 2. Считаешь ли ты злорадство пороком? 3. Можно ли изжить в себе злорадство? 4. Почему Ницше пишет о мученичестве порока? 5. Покажи, почему Мефистофель — воплощение
ЗНАНИЕ — подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Знание характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. В общем смысле знанию противопоставляется незнание, невежество. Внутри познавательного процесса знание, с одной стороны, противостоит мнению, которое не может претендовать на полную истину и выражает лишь субъективное убеждение. С другой стороны, знание противостоит вере, которая также претендует на полную истину, но опирается на иные основания, на уверенность, что дело обстоит именно так. Самый существенный вопрос знания заключается в том, насколько оно верно, то есть действительно ли оно может быть реальным ориентиром в практической деятельности людей. Суждения мыслителей: «Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Соломон Мудрый). «От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль» (Соломон Мудрый). «Я не родился со знаниями» (Конфуций). «Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех» (Конфуций). «Больше люби знание, чем незнание» (Клеобул). «Нет! Нет! Мы ничего не чувствуем и ничего не видим. Все вещи сокрыты от нас, нет ни одной, о которой мы в состоянии были бы установить, что она такое» (Эмпедокл). «Блажен, кто надежно владеет кладом божественных знаний - Жалок, кто смутное мненье в душе о бессмертных имеет» (Эмпедокл). «Знание о существующем непередаваемо другим людям» (Горгий). «Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее» (Сократ). «Мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов» (Пиррон). «Однажды Пиррову задали провокационный вопрос: «А не умер ли ты, Пиррон?», и последнему, в соответствии с его учением, со стойкостью, достойной лучшего применения, ничего не оставалось иного, как ответить: «Не знаю». «То, что не существует никакого знания, — это очевидно. И любому ниспровергателю такого утверждения следует признать, что он либо это знает, либо не знает. Если не знает, то мы бы посоветовали ему остерегаться опрометчивых опровержений. Если же знает, то тем самым он подтверждает правильность нашего воззрения» (Карнеад). «Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно наличествует, познавал» (Аль-Ашари). «Лучшее, чем может обладать человек, — это знание. Многие выражают сомнение, что лучше: знать или обладать, уметь или иметь. Уверенно можно сказать, что разрешить это сомнение весьма просто. Ведь истинно то, что умение сохраняет имение, а имение не дает умения» (Мануэль Хуан). «Истинное могущество нуждается в великих знаниях» (Мануэль Хуан). «Предостережения апостола Павла... великолепно могут показать истинные пределы, поставленные человеческому знанию, которые, однако, дают ему полную возможность без всякого ограничения охватить всю природу» (Фрэнсис Бэкон). «Знание само по себе сила (Знание — сила)» (Фрэнсис Бэкон). «Знание есть только путь к силе» (Томас Гоббс). «Факты, взятые со стороны их достоверности, определяют, чему быть знанием, а чему — наукой» (Томас Гоббс). «Сладок ли мед? Мне он кажется сладким. Но знаю ли я, что мед действительно сладок от природы, сам по себе? Тут я признаюсь, что я не знаю. Таким знанием мы обладать не можем» (Пьер Гас-сенди). «Не будем отрицать всякое знание на том основании, что некоторые вещи непознаваемы» (Джон Локк). «Однако хотя у меня есть об этом мире идея, имеющая свое серьезное основание, тем не менее у меня нет о нем никакого знания и я никогда не могу приобрести его при всех стараниях моей естественной способности разума» (Иммануил Кант). «Ничто столь не возмущает философский ум, как утверждение, что отныне вся философия должна быть заключена в оковы какой-либо одной системы. Никогда он не ощущал своего величия в большей степени, чем тогда, когда видел перед собой бесконечность знания» (Фридрих Шеллинг). Я богословьем овладел, Нед философией корпел, Юриспруденцию долбил И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком. В магистрах, докторах хожу И аа нос десять лет вожу Учеников, как буквоед, Толкуя так и сяк предмет. Но знанья это дать не может, И этот вывод сам мне сердце гложет... Гёте Фауст» «Жизнь и знание единосущны и нераздельны в своих высших нормах» (Владимир Соловьев). «Мы знаем это знанием особого рода, отмеченного взвешенностью между достоверностью и недостоверностью, — знанием, в которое мы врастаем только посредством философствования» (Мартин Хайдеггер). Вопросы и задания: 1. Правда ли, что знание — сила, или оно скорее умножает печаль, как считал Соломон Мудрый? Проведем дискуссию на эту тему. Пусть спорят сторонники той и другой точки зрения. 2. Мнение носит частный характер. А знание? 3. Найди в словаре материал о вере. Сравни веру 4. Почему Горгий считает, что знание невозмож 5. «Сладок ли мед?» Проверь свои сомнения. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ -традиционное в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Этому древнейшему моральному принципу человечества, которое играло роль житейского благоразумия — если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла, — более широкое значение придал Кант в формулировке категорического императива: человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей. Суждения мыслителей: На вопрос: «Что есть жизнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье». Древнеиндийские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людями просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хи-лелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». Цзы-Гун (ученик Конфуция) сказал, повторяя учителя: «То, что я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Конфуций на это ответил: «Этого добиться невозможно». «Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс. Это также и основное практическое учение Канта («всегда относись к другому человеку как к цели, а не как к простому средству достижения своих целей») (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Сформулируй аолотое правило нравственности. 2. Стараешься ли ты следовать этому правилу? 3. Нравится ли тебе эта заповедь? 4. Не кажется ли тебе, что многие проступки 5. Что нового у Канта по сравнению с Конфуцием ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea'— идея) — мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя, а идея, дух, разум. Поэтому в фундаменте идеализма лежит утверждение, что истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу. Идеалисты рассматривают материю как форму обнаружения духа. Суждения мыслителей: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые! И эту систему, к стыду человеческого ума, к стыду философии, всего труднее опровергнуть, хотя она всех абсурднее» (Дени Дидро). «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет. Я же, напротив, говорю: нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств... Следовательно, я, конечно, признаю, что вне нас существуют тела, то есть вещи, относительно которых нам совершенно неизвестно, каковы они сами по себе, но о которых мы знаем по представлениям, доставляемым нам их влиянием на нашу чувственность и получающим от нас название тел... Разве можно назвать это идеализмом? Это его прямая противоположность» (Иммануил Кант). Вопросы и задания: 1. Что лежит в основе мира — идея или материя? 2. Какое мировоззрение противостоит идеализ 3. Почему Дидро называет идеалистическую сис
4. Должны ли идеализм и материализм устра 5. Есть ли у философии окончательные ответы? ИНТУИЦИЯ (от лат. intuitus —- взгляд, вид) -особый, непосредственный вид познания, основанный на смутном внутреннем образе. Интуиция — это рассматривание, видение, созерцание. Древние считали, что интуиция это духовное прозрение, нечто вроде вдохновения, сведения, которые открываются цельно и непосредственно, вне мышления. Платон считал интуицию способом познания идей. Аристотель усматривал в интуиции возможность познания высших принципов. Таким образом, интуиция -- это непосредственное переживание действительности. Никто как будто не оспаривает тот непреложный факт, что интуиция — благословенный человеческий дар. Однако в традиционной теории познания она выглядит вольноотпущенницей беспокойного рассудка. О ней вспоминают, когда всепроникающий разум достигает пределов усталости в процессе продвижения к истине. Тогда интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа мысли начинает плодоносить. Искра озарения венчает аналитическую работу сознания, демонстрируя неисчерпаемый потенциал интеллекта. Так разум берет на вооружение тончайшие механизмы бессознательного творчества, внезапного просветления. См. Вдохновение. Без интуиции не может быть человеческого искания истины... Но какова ее собственная роль в осознании реальности? Выходит, она годится только для подпорки? Не будь разума, быть бы ей слепым поводырем? Интуиция, стало быть, дополняет интеллект, но при этом не может соперничать с ним в постижении мира. Как самостоятельное средство познания интуиция не обладает, считают многие, важнейшими свойствами, которыми можно характеризовать интеллект. Интуиция на самом деле - - базисный, природный дар человека. Многое человек постигает путем воображения, фантазии, предчувствия. И это тоже тип знания, который был широко представлен до возникновения науки. Приобщиться к тайнам Вселенной можно не только путем размышления, анализа, эксперимента, но и посредством интуиции. Научное сознание — не единственный прорыв к истине. Суждения мыслителей: «Интуиция — это откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте). «Моя метафизика -- это изложенное в отчетливых понятиях знание, почерпнутое из интуиции» (Артур Шопенгауэр). «Интуиция — одновременно и общее, и внутреннее видение результатов анализа, но не доаналити-ческое положение вещей. Философия не должна ни конструировать реальность... ни довольствоваться фактическим состоянием естественного мировоззрения и... науки... она должна реконструировать Вселенную с помощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и те схемы, которые придают Вселенной характер чисто человеческой среды» (Анри Бергсон), «Существование идеальной интуиции вообще несомненно, доказывается фактом художественного творчества» (Владимир Соловьев). «Для познания... необходима особенная форма мыслительной деятельности, которую мы вместе со многими прежними философами назовем умственным созерцанием или интуицией и которая составляет настоящую первичную форму цельного знания» (Владимир Соловьев). «Интуиция, безусловно, играет огромную роль в жизни ученого, равно как и в жизни поэта. Она ведет его к открытию, но она может привести его же и к поражению» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «интуиция» (созер 2. Знаменитый математик Пуанкаре нашел важ 3. Интуиция — пролог к мышлению или само 4. Доверяешь ли ты своей интуиции? 5. Почему интуиция может привести к пораже
ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности, художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, телевидение. В первоначальном смысле выражение всякого мастерства- В искусстве рождаются образы, а не понятия. Этим оно отличается от науки. Искусство самостоятельно и не подчиняется другим формам общественного сознания. Платон предлагал изгонять поэтов и художников из идеального государства, так как, по его мнению, они не в состоянии изобразить мир идей. Лев Толстой видел смысл искусства в служении нравственности. Суждения мыслителей: «Искусство убеждает людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению» (Горгии). «Правильнее было бы назвать искусством лишь созидание посредством свободы или произвола, полагающего в основу своих действий разум. Ибо хотя продукт пчел (правильно построенные соты) многие склонны называть произведением искусства, но происходит это только по аналогии с ним; как только вспоминают, что пчелы исходят в своем труде не из соображений собственного разума, сразу же говорят — это продукт их природы (инстинкта) и относят его в качестве искусства к их творцу» (Иммануил Кант). «Возможно, что человечество еще не познало всех видов страстей. Возможно, что чувствительность, этот инстинкт, заставляющий нас испытывать удовольствие и страдание, не был еще применен ко всем объектам, способным возбуждать его. Изобретение наук и искусств вызвало множество приятных и неприятных ощущений, неизвестных грубым дикарям. Не будем воображать себе, что мы исчерпали всю сумму предметов, способных вызвать в нас страсти...» (Жан Робине). «Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что ее искали по пути науки, а не искусства. Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука» (Артур Шопенгауэр). «Следовательно, основная особенность каждого произведения искусства... есть красота, и там, где нет красоты, нет и произведения искусства* (Фридрих Шеллинг). «Опасный характер искусства состоит в том, что оно приучает нас к вещам, рисующимся только в воображении, и заставляет высоко ценить их: предпочитать полуправду, ослепительную выдумку, короче сказать, блеск и эффект вещей считать доказательством их блага, их реальности. «Совершенное — реально» — такая ошибка делается очень часто. Чему мы сильно удивляемся, то должно быть будто бы истинно» (Фридрих Ницше). Задача искусства в полноте своей... состоит, по моему определению, в том, чтобы- пересоздать существующую действительность, на место данных внешних отношений между божественным, человеческим и природным элементами установить в общем и в частностях, во всем и каждом внутренние, органические отношения этих трех начал» (Владимир Соловьев). «Третье равносущественное явление Нового времени заключается в том процессе, что искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это значит: художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека...» (Мартин Хаидеггер). Вопросы и задания: 1. Что такое искусство? 2. Какие виды искусства ты знаешь? 3. Отчего искусство немыслимо без красоты? 4. В чем Ницше усматривает опасность со сторо 5. Как преобразилось искусство в Новое время? ИСТИНА — правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком. Истина — это цель человеческого познания. Слово «истина» происходит из старославянского языка. Оно образовано от «исть» — настоящий, несомненный, действительный с помощью суффикса «-ина». Истина — это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, истина — это то, что есть, что открыто, не утаено от человека. Суждения мыслителей: «Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждою» (Пифагор). «Я познаю все с помощью одной истины» (Конфуций). «Истина скрыта на дне колодца» (Демокрит). «Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно» (Демокрит). «Ищущий истину бродит в потемках» (Чжуан-цзы). «Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь, а ложь существует лишь постольку, поскольку существует истина. Сказанное — не выдумка мудрого, а то, что наблюдается в природе» (Чжуан-цзы). «Развитие человечества не находится еще в столь блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы — доказательство полной несостоятельности» (Сенека). «Бывают заблуждения, имеющие видимость истины» (Сенека). «Истина существовала первоначально, а заблуждение явилось потом» (Тертуллиан). «Истинно, ибо абсурдно» (Тертуллиан). «Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости» (Августин Блаженный). Кто жаждет истины, я знаю, тот Без-страха бросится а водоворот, Не дрогнет в жажде знанья, не остынет, Хоть знает он, что в тех волнах погибнет. СааЭи «Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины. Они мешают всем и каждому мудрому человеку и едва позволяют достичь подлинной мудрости. А именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью» (Роджер Бэкон). «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии, было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии» (Томас Гоббс). «Удивительно то, что, с тех пор как люди занимаются философией и исследуют истину и даже природу вещей, не нашелся не то чтобы один человек, но хотя бы народ или философская школа, которые отыскали бы истину и раскрыли ее» (Пьер Гассен-0ц). «Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость» (Франсуа де Ларошфуко). «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем... У сердца свои законы, которых разум не знает» (Блез Паскаль). «Человек столь счастливо устроен, что не располагает никаким верным критерием истины, зато имеет несколько отличных критериев лжи» (Блез Паскаль). «Каждая вещь в этом мире частью истинна и частью ложна. Подлинная истина не такова, что совершенно чиста и полностью истинна. Эта смесь ее разрушает и уничтожает. Ничто не бывает безусловно истинным, и, таким образом, ничто не истинно в смысле чистой истины... Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом» (Блез Паскаль). «Справедливость и истина — два столь тонких острия, что наши инструменты слишком грубы, чтобы их касаться с точностью. Прикасаясь к ним, они их сплющивают и опираются на окружающую их плоскость, то есть скорее на ложь, чем на истину» (Влез Паскаль). «Нет истин, которые бы пользовались признанием всего человечества» (Джон Локк). «Я ищу истину и ей всегда буду рад, когда бы и откуда она ни пришла» (Джон Локк), «Истина, подобно золоту, не бывает хуже от того, что ее недавно вынесли из рудника» (Джон Локк). «Что ни делай, а истина всегда прерывается и всегда пронизывает потемки, окружающие ее» (Шарль Монтескье). «Истину я отыскивал чистосердечно, нашел ее наверняка» (Леже Мари Дешан).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |