Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 6 страница




Суждения мыслителей:

«Если под словом «смысл» мы понимаем мнение или суждение, а под словом «здравый* — всеоб­щность его принятия, то будет трудно показать, кто же является законодателем здравого смысла... Опре­делить здравый смысл так же сложно, как и понятие истинной веры...» (Антони Шефтсбери).

«Единственный способ спасти человеческое здра­вомыслие и сохранить разумность в мире — это дать свободу острому уму. Однако никогда не будет сво­боден острый ум там, где отнята свобода для насмеш­ки» (Антони Шефтсбери).

«Несомненно, во всяком случае, что вопреки всем рассказам о видениях и о действиях мира духов, из которых множество наиболее вероятных мне извест­но, я всегда старался следовать прежде всего указа­ниям здравого смысла, склоняясь в сторону отрица­ния» (Иммануил Кант).

«Я поступил вполне искренне, поскольку состоя­ние моей души действительно было при этом против­но здравому смыслу» (Иммануил Кант).

Вопросы в задания:

1. Приведи пример здравомыслия, помогающий
ориентироваться в жизни («Не стану же я поступать
в непрестижный вуз, все-таки я здравомыслящий
человек»).

2. Покажи, что здравомыслие не всегда раскры­
вает сущность явлений («Солнце вертится вокруг
Земли, согласно житейском опыту, а на самом
деле...»).

3. Придумай историю о том, как здравый смысл
помог тебе не совершить безнравственный поступок.

4. Покажи, как во время последних выборов президента в нашей стране люди руководствовались здравым смыслом.

5. Почему англичане называют «здравый смысл»

«общим смыслом»?

ЗЛО — радикальная противоположность добра. В философии различают четыре вида зла: физичес­кое, моральное, социальное и метафизическое. Пер­вое зло, зло физическое, есть то, что причиняет че­ловеку страдание и нарушает его благосостояние (бо­лезнь). Нравственное зло коренится в несовершенст­ве нравственной природы человека, которая позво­ляет ему переступать моральный закон. Социальное зло исходит из несовершенства общественного и го­сударственного устройства. Наконец, зло метафизи­ческое вытекает из природы бытия вообще и приро­ды человека.

Зло — проблема, которая исстари интересовала и философов, и теологов. Религия воплотила зло в образах Аримана, черта, Антихриста. Философия старалась проникнуть в природу зла и объяснить его смысл. Отрицательного определения зла как устра­нения или отсутствия добра явно недостаточно, Томас Гоббс называл злом причину ненависти и от­вращения, а Бенедикт Спиноза утверждал, что в природе нет добра и зла. Эти определения вносит философ.

Попытки философского объяснения зла встреча­ются уже в древней философии. Платон считал, что Бог невиновен в происхождении Зла. Стоики полага­ли, что для восполнения целого Зло необходимо. Августин Блаженный и Лейбниц видели корень нравственного зла в свободе воли.

Суждения мыслителей:

«В мире царит зло» (Эзоп).

«По-видимому, не в природе человека по собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выбирает большего, если есть возможность выбрать меньшее» (Платон).

«Если человек делает недоброе, в этом не вина его природных качеств» (Мэн-цзы).

«Ни одно ало не заслуживает уважения. Зло — это всего лишь препятствие, которое будит в нас силу, рост и добродетель» (Зенон).

«В древние времена совершенномудрые, видя, что человек по природе зол, именно потому и созда­ли власть правителя, чтобы следить за людьми, разъясняли основы ритуала и долга, чтобы воспиты­вать людей» (Сюнь-цзы).

«Видя, что смерть неизбежна и что страдание умирающего определяется его виной, пойми, что ради земного наслаждения не должно совершать зла» (Нагарджуна).

«Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепо­та произошла от потери глаза» (Василий Великий).

«Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — на­казание... Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет» (Августин Блажен­ный).

«Бегство от зла есть не что иное, как философия» (Анахт Давид).

Был прав мудрец, сказав нам в назиданье, Что ке бывает зла без наказанья.

Юсуф из Баласагуна

Кто зло творит, при этом лицемеря, Тот враг вдвойне — его ты опасайся.

Мануэль Хуан

«Люди склонны ко злу» (Никколо Макиавелли). «Более того, честный и порядочный человек ни­когда и каким образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла» (Фрэнсис Бэкон).

«Зло, которое мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим» (Томас Гоббс).

«Постигая зло, заключенное в природе, преис­полняешься презрения к смерти; постигая пороки общества, научаешься презирать жизнь» (Никола Шамфор).

«Лейбниц также не имел в виду высказать что-то новое, корда он говорил: «Этот мир наилучший из всех возможных, или, что то же самое, совокупность всего того, что Бог создал помимо себя, есть наилуч­шее из того, что только можно было бы создать; новое заключалось лишь в способе распутывания сложного узла затруднений, связанных с вопросом о первоисточнике зла» (Иммануил Кант).

«Бог отрицает зло как окончательное или пребы­вающее, и в силу этого отрицания оно и погибает, но он допускает его как преходящее условие свободы, то есть большого добра. Бог допускает зло, посколь­ку, с одной стороны, прямое его отрицание или уничтожение было бы нарушением человеческой свободы, то есть еще большим злом, так как делало бы совершенное добро в мире невозможным, а с дру­гой стороны, Бог допускает зло, поскольку имеет в своей премудрости возможность извлекать из зла большее благо или наибольшее возможное совершен­ство — что и есть причина существования зла» (Вла­димир Соловьев).

«Человек есть существо свободное, в нем есть элемент первородной, несотворенной, домирной сво­боды. Но он бессилен справиться со своей собствен­ной иррациональной свободой, с ее бездонной тьмой. В этом его вековечная трагедия. И нужно, чтобы Бог низошел в глубь той свободы, в ее бездонную тьму и принял на себя последствия порожденного ею зла и страдания» (Николай Бердяев).

«Вы никогда не верили в осмысленность этого мира, а вывели отсюда идею о том, что все в нем равноценно, что добро и зло определяются желания­ми человека» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

 

1. Что ты думаешь о происхождении зла?

2. Можно ли устранить зло, или оно вековечно?

3. Воспроизведи философскую типологию ала.

 

4. Прав ли Эзоп, утверждающий, что в мире
царит зло?

5. Почему Бог допустил Зло?

ЗЛОДЕЙСТВО — склонность совершать злые по­ступки.

Суждения мыслителей:

«Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает из­вестным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться» (Никколо Макиавелли).

«Злом одинаково признается и злодейство и зло­получие, что явно свидетельствует о внутреннем сродстве между добром и благом, которые, впрочем, и сами по себе нередко отождествляются в общем словоупотреблении, замещаясь одно другим» (Вла­димир Соловьев).

«Нет награды и наказания за добро и зло» (Фрид­рих Ницше).

 

Вопросы я задавил:

1. Почему Макиавелли оправдывает злодейство?

2. Что такое злополучие? Определи по контрасту
со словом «благополучие».

3. Может ли гений совершить злодейство? Кто
мучился этим вопросом?

4. Искоренимо ли злодейство?

5. Нужна ли смертная казнь, или ее можно отме­
нить? Твои доводы «за» и «против».

ЗЛОРАДСТВО — чувство радости, которое воз­никает у человека при несчастье и неблагополучии ближнего. Злорадству сопутствует неприязнь или ненависть. Предельным воплощением злорадства можно считать образ Мефистофеля («Фауст» Гёте), который ликует при виде всякого зла и страдания. Фридрих Ницше выступил защитником злорадства.

Суждения мыслителей:

Сладко, когда на поверхности моря, взволнованной ветром, С берега ты наблюдаешь большую опасность другого.

Лукреций Кар

«Действительно, каждая дурная наклонность в обществе или общине должна делать столько наси­лий над собой, надевать на себя столько масок, так часто ложиться на Прокрустово ложе добродетели, что можно было бы говорить о мученичестве злого» (Фридрих Ницше).

Вопросы и задания:

1. Бываешь ли ты злораден?

2. Считаешь ли ты злорадство пороком?

3. Можно ли изжить в себе злорадство?

4. Почему Ницше пишет о мученичестве порока?

5. Покажи, почему Мефистофель — воплощение
злорадства? Перечитай трагедию.

 

 

ЗНАНИЕ — подтвержденный практикой резуль­тат познания действительности, итог познавательно­го процесса, приведшего к обретению истины. Зна­ние характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстриру­ет обладание опытом и пониманием, позволяет осва­ивать окружающий мир. В общем смысле знанию противопоставляется незнание, невежество. Внутри познавательного процесса знание, с одной стороны, противостоит мнению, которое не может претендо­вать на полную истину и выражает лишь субъектив­ное убеждение. С другой стороны, знание противос­тоит вере, которая также претендует на полную ис­тину, но опирается на иные основания, на уверен­ность, что дело обстоит именно так. Самый сущест­венный вопрос знания заключается в том, насколько оно верно, то есть действительно ли оно может быть реальным ориентиром в практической деятельности людей.

Суждения мыслителей:

«Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Соломон Муд­рый).

«От многой мудрости много скорби, и умножаю­щий знанье умножает печаль» (Соломон Мудрый).

«Я не родился со знаниями» (Конфуций).

«Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех» (Конфуций).

«Больше люби знание, чем незнание» (Клеобул).

«Нет! Нет! Мы ничего не чувствуем и ничего не видим. Все вещи сокрыты от нас, нет ни одной, о которой мы в состоянии были бы установить, что она такое» (Эмпедокл).

«Блажен, кто надежно владеет кладом божественных знаний - Жалок, кто смутное мненье в душе о бессмертных имеет» (Эмпедокл).

«Знание о существующем непередаваемо другим людям» (Горгий).

«Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее» (Со­крат).

«Мудрость и знание не являются делом челове­ческим, и искать их надо только у богов» (Пиррон).

«Однажды Пиррову задали провокационный во­прос: «А не умер ли ты, Пиррон?», и последнему, в соответствии с его учением, со стойкостью, достой­ной лучшего применения, ничего не оставалось иного, как ответить: «Не знаю».

«То, что не существует никакого знания, — это очевидно. И любому ниспровергателю такого ут­верждения следует признать, что он либо это знает, либо не знает. Если не знает, то мы бы посоветовали ему остерегаться опрометчивых опровержений. Если же знает, то тем самым он подтверждает правиль­ность нашего воззрения» (Карнеад).

«Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно наличествует, познавал» (Аль-Ашари).

«Лучшее, чем может обладать человек, — это знание. Многие выражают сомнение, что лучше: знать или обладать, уметь или иметь. Уверенно можно сказать, что разрешить это сомнение весьма просто. Ведь истинно то, что умение сохраняет име­ние, а имение не дает умения» (Мануэль Хуан).

«Истинное могущество нуждается в великих зна­ниях» (Мануэль Хуан).

«Предостережения апостола Павла... великолеп­но могут показать истинные пределы, поставленные человеческому знанию, которые, однако, дают ему полную возможность без всякого ограничения охва­тить всю природу» (Фрэнсис Бэкон).

«Знание само по себе сила (Знание — сила)» (Фрэнсис Бэкон).

«Знание есть только путь к силе» (Томас Гоббс).

«Факты, взятые со стороны их достоверности, определяют, чему быть знанием, а чему — наукой» (Томас Гоббс).

«Сладок ли мед? Мне он кажется сладким. Но знаю ли я, что мед действительно сладок от приро­ды, сам по себе? Тут я признаюсь, что я не знаю. Таким знанием мы обладать не можем» (Пьер Гас-сенди).

«Не будем отрицать всякое знание на том основа­нии, что некоторые вещи непознаваемы» (Джон Локк).

«Однако хотя у меня есть об этом мире идея, имеющая свое серьезное основание, тем не менее у меня нет о нем никакого знания и я никогда не могу приобрести его при всех стараниях моей естествен­ной способности разума» (Иммануил Кант).

«Ничто столь не возмущает философский ум, как утверждение, что отныне вся философия должна быть заключена в оковы какой-либо одной системы. Никогда он не ощущал своего величия в большей степени, чем тогда, когда видел перед собой беско­нечность знания» (Фридрих Шеллинг).

Я богословьем овладел,

Нед философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако я при этом всем

Был и остался дураком.

В магистрах, докторах хожу

И аа нос десять лет вожу

Учеников, как буквоед,

Толкуя так и сяк предмет.

Но знанья это дать не может,

И этот вывод сам мне сердце гложет...

Гёте Фауст»

«Жизнь и знание единосущны и нераздельны в своих высших нормах» (Владимир Соловьев).

«Мы знаем это знанием особого рода, отмеченно­го взвешенностью между достоверностью и недостоверностью, — знанием, в которое мы врастаем толь­ко посредством философствования» (Мартин Хайдеггер).

Вопросы и задания:

1. Правда ли, что знание — сила, или оно скорее

умножает печаль, как считал Соломон Мудрый? Проведем дискуссию на эту тему. Пусть спорят сто­ронники той и другой точки зрения.

2. Мнение носит частный характер. А знание?
Можно ли сказать, что оно общепризнанно?

3. Найди в словаре материал о вере. Сравни веру
и знание.

4. Почему Горгий считает, что знание невозмож­
но передать другим людям?

5. «Сладок ли мед?» Проверь свои сомнения.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ -традиционное в этике название библейской запове­ди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Этому древнейшему

моральному принципу человечества, которое играло роль житейского благоразумия — если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла, — более широкое значение придал Кант в формулиров­ке категорического императива: человеку следует поступать так, как он считает правильным посту­пать для всех людей.

Суждения мыслителей:

На вопрос: «Что есть жизнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет не­нависть в семье».

Древнеиндийские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом челове­ке, который ходил к разным просвещенным людями просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было по­черпнуть стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хи-лелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Цзы-Гун (ученик Конфуция) сказал, повторяя учителя: «То, что я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Конфуций на это ответил: «Этого добиться невозможно».

«Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в Священном Писании, а не «воз­люби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и уско­рявших ее прогресс. Это также и основное практи­ческое учение Канта («всегда относись к другому человеку как к цели, а не как к простому средству достижения своих целей») (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Сформулируй аолотое правило нравственнос­ти.

2. Стараешься ли ты следовать этому правилу?

3. Нравится ли тебе эта заповедь?

4. Не кажется ли тебе, что многие проступки
остаются безнаказанными? Не означает ли это, что
можно поступить дурно, не боясь воздаяния?

5. Что нового у Канта по сравнению с Конфуцием
в разъяснении золотого правила нравственности?

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea'— идея) — мировоз­зрение, согласно которому в основе мира лежит не материя, а идея, дух, разум. Поэтому в фундаменте

идеализма лежит утверждение, что истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу. Идеа­листы рассматривают материю как форму обнаруже­ния духа.

Суждения мыслителей:

«Идеалистами называют философов, которые,

признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые! И эту систему, к стыду человеческого ума, к стыду философии, всего труднее опроверг­нуть, хотя она всех абсурднее» (Дени Дидро).

«Идеализм состоит в утверждении, что существу­ют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответст­вует никакой вне их находящийся предмет. Я же, напротив, говорю: нам даны вещи как вне нас нахо­дящиеся предметы наших чувств... Следовательно, я, конечно, признаю, что вне нас существуют тела, то есть вещи, относительно которых нам совершенно неизвестно, каковы они сами по себе, но о которых мы знаем по представлениям, доставляемым нам их влиянием на нашу чувственность и получающим от нас название тел... Разве можно назвать это идеализ­мом? Это его прямая противоположность» (Имману­ил Кант).

Вопросы и задания:

1. Что лежит в основе мира — идея или материя?

2. Какое мировоззрение противостоит идеализ­
му?

3. Почему Дидро называет идеалистическую сис­
тему экстравагантной, то есть причудливой, необыч­
ной? С какой стати упоминаются слепые?

 

4. Должны ли идеализм и материализм устра­
нить друг друга?

5. Есть ли у философии окончательные ответы?

ИНТУИЦИЯ (от лат. intuitus —- взгляд, вид) -особый, непосредственный вид познания, основан­ный на смутном внутреннем образе. Интуиция — это рассматривание, видение, созерцание. Древние счи­тали, что интуиция это духовное прозрение, нечто вроде вдохновения, сведения, которые откры­ваются цельно и непосредственно, вне мышления. Платон считал интуицию способом познания идей. Аристотель усматривал в интуиции возможность по­знания высших принципов. Таким образом, интуи­ция -- это непосредственное переживание действи­тельности.

Никто как будто не оспаривает тот непреложный факт, что интуиция — благословенный человечес­кий дар. Однако в традиционной теории познания она выглядит вольноотпущенницей беспокойного рассудка. О ней вспоминают, когда всепроникаю­щий разум достигает пределов усталости в процессе продвижения к истине. Тогда интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа мысли начинает плодоносить. Искра озарения венчает аналитичес­кую работу сознания, демонстрируя неисчерпаемый потенциал интеллекта. Так разум берет на вооруже­ние тончайшие механизмы бессознательного творче­ства, внезапного просветления. См. Вдохновение.

Без интуиции не может быть человеческого иска­ния истины... Но какова ее собственная роль в осо­знании реальности? Выходит, она годится только для подпорки? Не будь разума, быть бы ей слепым поводырем? Интуиция, стало быть, дополняет ин­теллект, но при этом не может соперничать с ним в постижении мира. Как самостоятельное средство по­знания интуиция не обладает, считают многие, важ­нейшими свойствами, которыми можно характери­зовать интеллект.

Интуиция на самом деле - - базисный, природ­ный дар человека. Многое человек постигает путем воображения, фантазии, предчувствия. И это тоже тип знания, который был широко представлен до возникновения науки. Приобщиться к тайнам Все­ленной можно не только путем размышления, ана­лиза, эксперимента, но и посредством интуиции. На­учное сознание — не единственный прорыв к исти­не.

Суждения мыслителей:

«Интуиция — это откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте).

«Моя метафизика -- это изложенное в отчетли­вых понятиях знание, почерпнутое из интуиции» (Артур Шопенгауэр).

«Интуиция — одновременно и общее, и внутрен­нее видение результатов анализа, но не доаналити-ческое положение вещей. Философия не должна ни конструировать реальность... ни довольствовать­ся фактическим состоянием естественного мировоз­зрения и... науки... она должна реконструировать Вселенную с помощью интуиции тем, что она в воз­растающей степени приобретает с нею непосредст­венный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и те схемы, кото­рые придают Вселенной характер чисто человечес­кой среды» (Анри Бергсон),

«Существование идеальной интуиции вообще не­сомненно, доказывается фактом художественного творчества» (Владимир Соловьев).

«Для познания... необходима особенная форма мыслительной деятельности, которую мы вместе со многими прежними философами назовем умствен­ным созерцанием или интуицией и которая состав­ляет настоящую первичную форму цельного знания» (Владимир Соловьев).

«Интуиция, безусловно, играет огромную роль в жизни ученого, равно как и в жизни поэта. Она ведет его к открытию, но она может привести его же и к поражению» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «интуиция» (созер­
цание, рассматривание...) Что еще?

2. Знаменитый математик Пуанкаре нашел важ­
ное математическое доказательство во время прогул­
ки по берегу озера, а Пушкин сочинил нужную ему
поэтическую строку во сне. О каком механизме твор­
чества и познания говорят эти факты?

3. Интуиция — пролог к мышлению или само­
стоятельная форма познания?

4. Доверяешь ли ты своей интуиции?

5. Почему интуиция может привести к пораже­
нию?

 

ИСКУССТВО — вид духовного освоения действи­тельности, художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, телевидение. В первоначальном смысле выражение всякого мас­терства- В искусстве рождаются образы, а не поня­тия. Этим оно отличается от науки. Искусство само­стоятельно и не подчиняется другим формам обще­ственного сознания. Платон предлагал изгонять поэ­тов и художников из идеального государства, так как, по его мнению, они не в состоянии изобразить мир идей. Лев Толстой видел смысл искусства в служении нравственности.

Суждения мыслителей:

«Искусство убеждает людей много выше всех ис­кусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению» (Горгии).

«Правильнее было бы назвать искусством лишь созидание посредством свободы или произвола, пола­гающего в основу своих действий разум. Ибо хотя продукт пчел (правильно построенные соты) многие склонны называть произведением искусства, но про­исходит это только по аналогии с ним; как только вспоминают, что пчелы исходят в своем труде не из соображений собственного разума, сразу же гово­рят — это продукт их природы (инстинкта) и отно­сят его в качестве искусства к их творцу» (Имману­ил Кант).

«Возможно, что человечество еще не познало всех видов страстей. Возможно, что чувствитель­ность, этот инстинкт, заставляющий нас испыты­вать удовольствие и страдание, не был еще применен ко всем объектам, способным возбуждать его. Изо­бретение наук и искусств вызвало множество прият­ных и неприятных ощущений, неизвестных грубым дикарям. Не будем воображать себе, что мы исчер­пали всю сумму предметов, способных вызвать в нас страсти...» (Жан Робине).

«Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что ее искали по пути науки, а не искусства. Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука» (Артур Шопенгауэр).

«Следовательно, основная особенность каждого произведения искусства... есть красота, и там, где нет красоты, нет и произведения искусства* (Фрид­рих Шеллинг).

«Опасный характер искусства состоит в том, что оно приучает нас к вещам, рисующимся только в воображении, и заставляет высоко ценить их: пред­почитать полуправду, ослепительную выдумку, ко­роче сказать, блеск и эффект вещей считать доказа­тельством их блага, их реальности. «Совершенное — реально» — такая ошибка делается очень часто. Чему мы сильно удивляемся, то должно быть будто бы истинно» (Фридрих Ницше).

Задача искусства в полноте своей... состоит, по моему определению, в том, чтобы- пересоздать сущест­вующую действительность, на место данных внешних отношений между божественным, человеческим и природным элементами установить в общем и в част­ностях, во всем и каждом внутренние, органические отношения этих трех начал» (Владимир Соловьев).

«Третье равносущественное явление Нового вре­мени заключается в том процессе, что искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это значит: художе­ственное произведение становится предметом пере­живания и соответственно искусство считается вы­ражением жизни человека...» (Мартин Хаидеггер).

Вопросы и задания:

1. Что такое искусство?

2. Какие виды искусства ты знаешь?

3. Отчего искусство немыслимо без красоты?

4. В чем Ницше усматривает опасность со сторо­
ны искусства?

5. Как преобразилось искусство в Новое время?

ИСТИНА — правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком. Истина — это цель человеческого позна­ния. Слово «истина» происходит из старославянско­го языка. Оно образовано от «исть» — настоящий, несомненный, действительный с помощью суффикса «-ина». Истина — это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, истина — это то, что есть, что от­крыто, не утаено от человека.

Суждения мыслителей:

«Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть по­крывает себя одеждою» (Пифагор).

«Я познаю все с помощью одной истины» (Конфу­ций).

«Истина скрыта на дне колодца» (Демокрит).

«Или ничто не истинно, или истинное нам неиз­вестно» (Демокрит).

«Ищущий истину бродит в потемках» (Чжуан-цзы).

«Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь, а ложь существует лишь постоль­ку, поскольку существует истина. Сказанное — не выдумка мудрого, а то, что наблюдается в природе» (Чжуан-цзы).

«Развитие человечества не находится еще в столь блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы — доказательство полной несостоятельности» (Сенека).

«Бывают заблуждения, имеющие видимость ис­тины» (Сенека).

«Истина существовала первоначально, а заблуж­дение явилось потом» (Тертуллиан).

«Истинно, ибо абсурдно» (Тертуллиан).

«Само сокрытие истины есть или испытание на­шего смирения, или уничтожение гордости» (Авгус­тин Блаженный).

Кто жаждет истины, я знаю, тот Без-страха бросится а водоворот, Не дрогнет в жажде знанья, не остынет, Хоть знает он, что в тех волнах погибнет.

СааЭи

«Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины. Они мешают всем и каждому мудрому человеку и едва позволяют достичь подлин­ной мудрости. А именно: пример жалкого и недо­стойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного неве­жества показной мудростью» (Роджер Бэкон).

«Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, про­тиворечила чьему-либо праву на власть или интере­сам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии, было бы если не оспари­ваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геомет­рии» (Томас Гоббс).

«Удивительно то, что, с тех пор как люди зани­маются философией и исследуют истину и даже при­роду вещей, не нашелся не то чтобы один человек, но хотя бы народ или философская школа, которые отыскали бы истину и раскрыли ее» (Пьер Гассен-0ц).

«Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость» (Франсуа де Ларошфуко).

«Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем... У сердца свои законы, которых разум не знает» (Блез Паскаль).

«Человек столь счастливо устроен, что не распо­лагает никаким верным критерием истины, зато имеет несколько отличных критериев лжи» (Блез Паскаль).

«Каждая вещь в этом мире частью истинна и частью ложна. Подлинная истина не такова, что совершенно чиста и полностью истинна. Эта смесь ее разрушает и уничтожает. Ничто не бывает безуслов­но истинным, и, таким образом, ничто не истинно в смысле чистой истины... Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом» (Блез Паскаль).

«Справедливость и истина — два столь тонких острия, что наши инструменты слишком грубы, чтобы их касаться с точностью. Прикасаясь к ним, они их сплющивают и опираются на окружающую их плоскость, то есть скорее на ложь, чем на истину» (Влез Паскаль).

«Нет истин, которые бы пользовались признани­ем всего человечества» (Джон Локк).

«Я ищу истину и ей всегда буду рад, когда бы и откуда она ни пришла» (Джон Локк),

«Истина, подобно золоту, не бывает хуже от того, что ее недавно вынесли из рудника» (Джон Локк).

«Что ни делай, а истина всегда прерывается и всегда пронизывает потемки, окружающие ее» (Шарль Монтескье).

«Истину я отыскивал чистосердечно, нашел ее наверняка» (Леже Мари Дешан).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.