Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 8 страница




БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (род. 21 апр. 1882, Кембридж, Массачусетс – ум. 20 авг. 1961, Рандолф, Нью-Хемпшир) – амер. физик и теоретик, с 1904 – профессор Гарвардского унта. Известен своими трудами в области разработки теоретико-познавательных основ теории относительности Эйнштейна. Ему принадлежит также мнение, что в физике на основе знания данной причины будущее состояние системы может быть определено лишь приблизительно. Осн. произв.: «The logic of modern phisics», 1927; «Reflections of a physicist», 1950.

БРОЙЛЬ (Brogue) Луи, де (род. 15 авг. 1892, Дьепп – ум. 19 марта 1987, Париж) – франц. физик. В 1924 высказал ставшую осн. принципом волновой механики мысль о том, что каждому материальному процессу в атоме соответствует также волновой процесс (волновые свойства материи, волны де Бройля). Осн. произв.: «La theorie de quanta», 1924; «Introduction a la mecanique ondulatoire», 1930 (рус. пер. «Введение в волновую механику», 1934); «Matiere et lumiere, la physique moderne et les quanta», 1937; «De la mecanique ondulatoire a la theorie du noyau», 1943; «L'Avenir de la science», 1951.

БРОУД (Broad) Чарли Данбар (род. 30 дек. 1887, Лондон – ум.?) – англ, философ, профессор в Кембридже с 1936. Сторонник неореалистической школы Дж. Э. Мура, занимался вопросами применения оправдавших себя представлений частных наук к области эстетики, религии, этики, политики и специально – вопросом применения математических знаний к физике. Сторонник учения об «эмерджентной эволюции» (см. Александер) и переселении душ. Осн. произв.: «Perception, physics and reality», 1914; «Scientific thought», 1923; «The mind and his place in nature», 1925; «Five types of ethical theory», 1930.

БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур (род. 1 okt. 1915, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США) – амер. психолог и педагог, чьи исследования относительно ощущения, обучения, памяти и др. когнитивных аспектов у детей оказали столь же значительное влияние на амер. систему образования, как и работы швейц. ученого Жана Пиаже на европейскую; профессор Гарвардского ун-та с 1952 и Оксфордского с 1972. В своей работе «Процесс образования» (1960) Брунер доказывал, что любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом. Согласно Брунеру, все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится. Брунер также изучал восприятие у детей и пришел к выводу, что ценностные ориентации детей существенно влияют на их восприятие. Его осн. произв.: «Mandate from the people», 1944; «A study of thinking», 1956 (совм. с J. J. Goodnow and G. A. Austin); «On knowing essays for the left hand», 1962; «Toward a theory of instruction», 1966; «Processes of cognitive growth: infancy», 1968; «The relevance of education», 1971; «Communication as language», 1982; «Child's talk», 1983; «Actual minds, possible worlds», 1986.

БРУННЕР (Brunner) Константин, настоящее имя Лео Вертхеймер (род. 28 авг. 1862, Альтона – ум. 28 авг. 1937, Гаага) нем. писатель-философ. Выступал в защиту учения Спинозы о единой субстанции и против антисемитизма; создал психологию, в основе которой лежит учение о движении. Осн. произв.: «Die Lehre von den Geistigen und vom Volke», 1908; «Spinoza gegen Kant», 1910; «Unser Christus oder das Wesen des Genies», 1921; «Der JudenhaЯ und das Denken», 1922; изложение его учения им самим – в «Archiv fьr syst. Philosophie», Bd. 27, 1911.

БРУННЕР (Brunner) Эмиль (род. 23 дек. 1889, Винтертур – ум. 1966) швейц. представитель философии религии, профессор в Цюрихе с 1924. Один из видных представителей развиваемой Карлом Бартом диалектической теологии, метод которой Бруннер переносит на философию. Взгляды его близки к взглядам Кьёркегора; сомневается в возможности философского разъяснения существования (человеческое существование может быть познано только в его отношении к Богу); это разъяснение, по его мнению, должно быть делом христ. антропологии. Он не согласен также с хайдеггеровским решением проблемы существования. В центре естественного самопонимания, считает он, находится совесть. Осн. произв.: «Philosophie und Offenbarung», 1925; «Religionsphilosophie», 1926; «Der Mittler», 1927; «Natur und Gnade», 1935; «Offenbarung und Vernunft», 1941; «Der Mensch im Widerspruch», 1937.

БРУНО (Bruno)' Джордано (род. 1548, Нола – ум. 17 февр. 1600, Рим: сожжен на костре) – итал. естествоиспытатель и философ, с 1563 – доминиканский монах, в 1576 бежал из монастыря; во время шестнадцатилетнего странствования по Швейцарии, Франции, Англии и Германии во многих ун-тах проповедовал свое учение, в Венеции был схвачен инквизицией и приговорен к смертной казни за ересь. В своем учении он объединяет достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создает гениальное пантеистическое мировоззрение, которое проповедует с поэтической силой и поэтическим воодушевлением. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным; единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации, однако они подвержены изменению. Элементарные, простейшие части всего существующего, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отделяются друг от друга и соединяются друг с другом в бесконечном разнообразии, суть minima, или монады, относящиеся к материальному и психическому. В мире, т. о., нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить согласно этим законам. Всякое познание естественного закона есть нравственное дело. Находясь под большим влиянием учений нем. мыслителей, в особенности Николая Кузанского и Парацельса, Бруно в свою очередь оказал влияние на Гердера, Лейбница, Гете, Шиллера. Осн. работы: «Delia causa, principle ed шю», 1584 (рус. пер. «О причине, начале и едином», 1934); "De 1'infimto, universe e mondi», 1584 (рус. пер. "О бесконечности, Вселенной и мирах», 1936); «Spaccio della bestia trionfante», 1584 (рус. пер. «Изгнание торжествующего зверя», 1914); «Degli eroici furori», 1585 (рус. пер. «О героическом энтузиазме», 1953).

БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (род. 30 янв. 1846, Гластонбери – ум. 18 сент. 1920, Оксфорд) – англ, философ, профессор в Оксфорде с 1876. Неогегельянец, в то же время строго придерживался традиций платонизма и неоплатонизма, исходя из философии нем. идеализма. Ратуя за развитие онтологического мышления, Брэдли пытался оттеснить на задний план развивавшиеся в Англии утилитаризм, гедонизм и прагматизм. Его книга «Appearance and reality» (1893) является наиболее выдающимся оригинальным произв. англ, метафизики; кроме того, ему принадлежат работы: «Principles of logic», 1883; «Essais on truth and reality», 1914.

БРЮНСВИК (Brunschwicq) Леон (род. 10 нояб. 1869, Париж – ум. 18 янв. 1944, там же) – франц. философ, профессор в Сорбонне с 1909. Представитель одного из направлений идеалистической философии, которое ставит своей задачей критику методов частных наук. Считал, что в истории человеческого духа весь период времени, начинающийся с Аристотеля и кончающийся Декартом, представляет собой возврат к «акусматической» (принимающей на веру) ступени познания, преодоление которой происходит лишь в настоящее время: можно надеяться, что вера умрет и дух станет окончательно свободным. Наиболее важная деятельность духа – суждение, существенным членом которого является глагол (связка). Бог – это не лицо, не понятие, не предмет (любви), он есть слово (глагол), связка в суждении; через Бога мы приходим к пониманию. Метафизические системы изменяются с развитием наук. Причина, пространство, время и мера суть лишь духовные функции, изменяющиеся понятия, а не независимые от мышления сущности. Вместе с Бугру и Газье издал «Oeuvres completes de Pascal» (14 vol., 1904-1914). Осн. произв.: «La modalitee du jugement», 1897; «Introduction д la vie de l'esprit», 1900; «L'idealisme contemporain», 1905; «Les etapes de la phil. mathematique», 1912; «Le progres de la conscience dans la phil. occidentale», 2 vol., 1927; «La raison et la religion», 1939; «Les ages de I'mtelligence», 1934; «Ecrits philosophiques», 2 vol.

БУБЕР (Buber) Мартин (род. 8 февр. 1878, Вена – ум. 13 июня 1965, Иерусалим) – евр. религиозный философ, профессор в Иерусалиме с 1938. Представитель хасидизма: в духе этого учения он пытался дать толкование сущности характера евр. народа и его истории. Жизнь еврея проявляется «больше в отношениях, чем в своей сущности; он жертвует собой ради выгоды, если обладает мелкой душой, и посвящает себя идее, если имеет большую душу. Но он никогда или почти никогда не сживается с окружающими вещами так, чтобы относиться к ним со спокойным вниманием и заботливо беречь их, чтобы пребывать в любви к окружающему миру и быть уверенным в своем существовании». Главным качеством души еврея Бубер считает пафос, желание невозможного. Он во многом содействовал развитию и моральному обоснованию сионизма. Осн. произв.: «Die chassidischen Bьcher», 1928; «Religion und Philosophie», 1931; «Die Frage an den Eizelnen», 1936; «Kampf um Israel», 1933; «Das Problem des Menschen», 1948; «Pfade in Utopia», 1950; «Moses», 1952; «Bilder von Gut und Bцse», 1952; «Die Schriften ьber das dialogische Prinzip», 1954; «Sehertum, Anfang und Ende», 1955; «Kцnigtum Gottes», 1956.

БУДДИЗМ – проповедовавшееся ок. 560-480 до Р. X. Буддой («ясновидящий») Гаутамой (Готамой) священное учение. Согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности)». Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). Постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (см. Нирвана). Старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е. «малая колесница») со временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»); дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии (см. Индийская философия). Активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва (будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению. Ок. 1200 влияние буддизма в Индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на Цейлоне и в восточных районах Индии, а также (в форме махаяны) в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях. См. также Дхьяна.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (род. 16 июня 1871, Ливны – ум. 13 июля 1944, Париж) – рус. религиозный философ, богослов, экономист. Профессор политэкономии в Киеве (1901-1906) и в Москве (1906 – 1918). Эмигрировал в 1923, профессор догматики и декан рус. Богословского ин-та в Париже в 1925- 1944, деятель экуменического движения. Испытал значительное влияние И. Канта, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева, от которого усвоил идею всеединства. Спасение России искал на пути религиозного возрождения и в этой связи все социальные, национальные отношения и культуру видел переоцененными на религиозных началах. Доминирующей в учении Булгакова стала идея боговоплощения, т.е. внутренней связи Бога и созданного им мира – софии («премудрости божьей»), которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными Богу. Развитая им софиология была изложена в работах: «Свет невечерний» (1917), «О Богочеловечестве. Трилогия» («Агнец Божий», 1933; «Утешитель», 1936; «Невеста Агнца», 1945). Др. труды: «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», т. 1-2, 1911; «Тихие думы», 1918; «Купина неопалимая», 1927; «Лествица Иаковля», 1929.

БУЛЬ (Boole) Джордж (род. 2 нояб. 1815, Линкольн – ум. 8 дек. 1864, Корк) англ, математик и логик, создатель т. н. «алгебраической логики» (см. Логистика). Осн. произв.: «The mathematical analysis of logik», 1847; «An analysis of the laws of thought», 1854 (рус. пер. «Исследование законов мышления»).

БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (род. 20 авг. 1884, Вифелыптеде, Ольденбург – ум. 30 июля 1976, Марбург) – нем. теолог и исследователь мифов, профессор в Марбурге. Известен благодаря своему методу демифологизации, который вел к пересмотру реформаторского вероисповедания лютеран, церкви на основании Библии; экзистенциалистская интерпретация евангелизма поставила евангелистскую теологию перед кризисом. Осн. произв.: «Die Geschichte der synoptischen Tradition», 1921; «Offenbarung und Heilsgeschehen», 1941; «Theologie des Neuen Testaments», 1948; «Das Urchristentum im Rahmen der antiken Religionen», 1949; «Glaube und Verstehen», 2 Bde., 1952.

БУНГЕ (Bunge) Марио (род. 1919, Буэнос-Айрес) – аргент. физик и философ. Уделял большое внимание философским вопросам совр. естествознания, интерпретируя достижения, в частности в физике. В осн. философской работе «Соотношение психического и телесного» («The mind-body problem», 1980) Бунге полагает, что сознание является «эмерджентным» порождением достаточно развитой, лабильной и пластичной материальной системы (мозга) во взаимодействии с природой и социальным окружением. Из собр. соч. Бунге («Treatice on basic philosophy», v. 1-4) в рус. пер. опубликованы: «Причинность» (1962); «Индукция и наука» (1967); «Философия физики» (1975).

БУРИДАН (Buridan) Жан (род. ок. 1300, Бетюн, Артуа – ум. ок. 1358) – франц. философ и физик, сторонник Уильяма Оккама. В 1327 и 1348 – ректор Парижского ун-та; представитель близкой к новой физике теории, в основе которой лежали понятия силы и инертности; пытался внести ясность в проблему свободы воли (см. "Буриданов осел»). Сторонник каузального, т.е. телеологического, доказательства бытия Бога (см. Доказательства бытия Бога).

«БУРИДАНОВ ОСЕЛ» – сравнение, употребленное для объяснения свободы воли и имевшееся, по сути дела, уже у Аристотеля и Данте: осел, стоявший между двумя совершенно одинаковыми, находящимися на равном от него расстоянии охапками сена, должен был голодать, ибо – при наличии равных мотивов – он никак не мог решить, какую охапку съесть сначала. Это сравнение приписывается Жану Буридану.

БУРКХАРДТ (Burckhardt) Якоб (род. 25 мая 1818, Базель – ум. 8 авг. 1897, там же) – швейц. представитель истории культуры и искусства, профессор (1858- 1893). Ему принадлежат: «Cicerone» (1855) и «Kultur der Renaissance in Italien» (1860). В своей работе «Weltgeschichtliche Betrachtungen» (1905) он дает толкование истории, при этом рассматривает три осн. силы истории (государство, религию, культуру) в их взаимной обусловленности, исторические кризисы, исторические величины (индивид и общее), точно так же как роль счастья и несчастья в мировой истории, предостерегает от конструирования каких-либо закономерностей и прежде всего от веры в прогресс, оставляя исторические события под покровом непостижимой загадочности. Из оставленного им наследия вышли в свет: «Grichische Kulturgeschichte», 4 Bde., 1898-1920; «Gesammelte Werke», 10 Bde., Basel, 1954 ff.

БУРЛЕЙ (Burleigh) Вальтер (ум. ок. 1343) – англ, представитель поздней схоластики, один из наиболее значительных сторонников Дунса Скота; написал историю античной философии от Фалеса до Сенеки («De vitis et moribus philosophorum») и составил своего рода лексикон аристотелевской философии («Summa alphabetica problematum»).

БУГРУ (Boutroux) Эмиль (род. 28 июля 1845, Париж – ум. 22 нояб. 1921, там же) франц. философ, профессор с 1888. Согласно Бугру, законы( природы лишь в какой-то мере являются строгими законами, они оставляют место случаю, случайности, индивидуальности действия, свободе и в конечном счете творческому принципу, необъяснимому божественному началу, т.е. Творцу. Осн. произв.: «De la contingence des lois de la nature», 1874 (рус. пер. «О случайности законов природы», 1900); «De l'idee de loi naturelle», 1895; «Science et religion», 1908 (рус. пер. «Наука и религия в современной философии», 1910).

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «Я есть»). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. Для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия (см. Творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом – материя, в энергетическом – энергия. Согласно современной онтологии, бытие – это идентичное во всем многообразии сущего. В др. понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия – возможность, действительность и необходимость. Говорят также и о «слоях бытия» (см. Учение о слоях). «Бытие – это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (N.Hartmann, Zur Grundlegung der Ontologie, 1941). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», – благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. Экзистенциализм, Фундаментальная онтология). Бытие – «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявляться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям (см. Настроение). Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. «Как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?» (M. Heidegger, Was ist Metaphysik, 1949). У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. Предложение), как «hie leo» (»здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в слав, и др. языках). Вопрос о том, что же означает то, что «есть» вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не ставился.

БЫТИЕ-В-СЕБЕ – в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. Между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т. к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. Но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. С точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, сущеев-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом. В экзистенциализме Сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует само бытие. Бытие-в-себе означает: «Бытие есть то, что оно есть» («l'etre est се qu'il est»). Это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что... бытие ставится под сомнение и, следовательно, торжествует ничто» (E. Munier, Einfьhrung in die Existenzphilosophien).

БЭЙН (Bain) Александр (род. 11 июня 1818, Абердин, Шотландия – ум. 18 сент. 1903, там же) – шотл. философ, логик, профессор Абердинского ун-та (с 1860). В своем двухтомном труде «Logic» (1870) досконально рассмотрел все методы приложения логических приемов к естественным наукам. Кроме того, занимался психологическими исследованиями физических процессов, происходящих в мозгу человека и его нервной системе. Бэйн ввел метод проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности. Осн. труды: «On the study of character», 1861; «Mental and moral science: a compendium of psychology and ethics», 1868; «Mind and body: The theories of their relation», 1873; «John Stuart Mill: A criticism with personal recollection», 1882.

БЭКОН (Bacon) Роджер (род ок. 1214, Ильчестер – ум. 11 нояб. 1294, Оксфорд) – англ, философ и естествоиспытатель; «Doctor mirabilis» (см. Доктор), противник клерикализма, в результате интриг клерикалов в 1278 был заключен в тюрьму. Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т.е. философии); опыт, эксперимент и математику он считал краеугольными камнями всего здания науки. Призывал ученых своего времени перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе. Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов; высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха); т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т.п.). Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать. Осн. произв. – «Opus maius».

БЭКОН (Bacon) Фрэнсис, Бэкон Веруламский (род. 22 янв. 1561, Лондон – ум. 9 апр. 1626, Нейгейт) – англ, государственный деятель и философ. Является родоначальником современного англ, эмпиризма, указал путь для бурного развития естественных наук, хотя сам в какой-то мере остался в путах средневековой метафизики. Важнейшую задачу науки Бэкон видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Для этого, считал он, человеку необходимо отказаться от предрассудков и ложных представлений (идолов). Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов; от них можно снова спуститься к опыту, прийти к тем изобретениям, которые укрепляют власть человека над природой, ибо человек способен осуществить то, о чем он знает: «tantum possumus quantum scimus». Осн. произв.: «De dignitate et augmentis scientiarum», 1605 (рус. пер. «О достоинстве и приращении наук», 1874); «Novum organum scientiarum», 1620 (рус. пер. «Новый органон», 1938); «Nova Atlatis» (незаконч.), (рус. пер. «Новая Атлантида», 1874).

БЮЛЕР (Bьhler) Карл (род. 27 мая 1879, Меккесгейм, Баден – ум. 24 окт. 1963, Лос-Анджелес, США) – нем.австр. психолог, с 1922 – профессор в Вене. Работал над проблемами психологии процессов мышления. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести особые элементы – мысли. Мысль способна к чистой абстракции и не нуждается в таком случае в образах или прошлых наблюдениях, чтобы постичь идею. Наряду с др. работами написал: «Die geistige Entwicklung des Kindes», 1924; «Handbuch der Psychologie», 1922; «Ausdruckstheorie», 1933; «Sprachtheorie», 1934; «AbriЯ des Kindes», 1949. Его жена, Шарлотта Бюлер (1893- 1974), с 1939 – профессор в Лондоне, известна своими работами по детской психологии. Осн. ее произв.: «Das Mдrchen und die Phantasie des Kindes», 1929; «Das Seelenleben des Jugendlichkeit», 1929; «Praktische Kinderpsychologie», 1938.

БЮФФОН (Buffon) Жорж Луи Леклерк, граф (род. 7 сент. 1707, Монбар, Кот-д'Ор – ум. 16 апр. 1788, Париж) франц. естествоиспытатель; Вместе с Добантоном и др. принимал участие в издании «Естественной истории» («Historic naturelle», 36 т., 1749-1789), которая была переведена почти на все языки; близко подошел к идее развития, особенно в своей работе «Epoques de la nature», 1787 (рус. пер. «Всеобщая и частная естественная история», ч. 1-10, 1802-1827). В противоположность Линнею отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды.

БЮХНЕР (Bьcher) Людвиг (род. 28 марта 1824, Дармштадт – ум. 30 апр. 1899, там же) – нем. врач, философ. Его книга «Kraft und Stoff» (рус. пер. «Сила и материя», 1907) сделала его одним из наиболее известных представителей материализма того времени. Находился под сильным влиянием философии Фейербаха, Кабаниса. Защищал идеи социального дарвинизма; основой социального развития считал борьбу за существование (конкуренцию).

 

ВАКУУМ (от лат. vaccuum – пустота) – пустое пространство. См. также Horror vacui.

ВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. valentia сила) – в физике число, показывающее, со сколькими атомами водорода может соединяться данный атом или замещать их. В психологии валентность есть идущее из Англии обозначение для побуждающей способности.

ВАЛЛА Лоренцо (Lorenzo della Valle) (род 1407, Пьяченци – ум. 1 авг. 1457, Рим) – итал. гуманист. Будучи учителем риторики, боролся с [вульгарной] латынью и благодаря своим переводам познакомил Западную Европу с Геродотом и Фукидидом. В философии выступал против ложного эпикуреизма своего времени («De voluptate as vero bono»-, 1431), схоластической логики и диалектики, которая является, по его мнению, смесью варварства и софистики («Dialecticae disputationes contra Aristoteles», 1499). Не подлежащее, с его точки зрения, сомнению совместное существование всемогущества Бога и человеческой свободы воли он рассматривал как таинство («De libero arbitrio», 1493). Подверг острой критике монашество («De professione religiosorum», 1445) и доказал, что грамота, в которой Константин Великий даровал христианство рим. церкви, т. н. «Константинов дар», является фальшивой («De Donatione Constantini magni», 1517).

BAH БРЕДА (Van Breda) Герман Лео (род. 28 фев. 1911, Лиер, Бельгия) – голл. философ, проф. ун-та в Антверпене. В своих трудах осн. внимание уделял проблемам натурфилософии, во многом заимствуя идеи Гуссерля об интенциональности, но отвергая его радикальные идеалистические взгляды. Занимался также проблемами интуиции в натурфилософии, подходя к их исследованию с позиций исторического анализа. Известен как издатель трудов Гуссерля и философской многотомной серии «Phaenomenologica». Опубликовал ряд работ о Дунсе Скоте и Уильяме Оккаме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.