Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 47 страница




ПРОСИЛЛОГИЗМ (от греч. pro + syllogismos) – предварительное умозаключение; см. Умозаключение.

ПРОСТРАНСТВО – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. После того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости. Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность – он есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе. Математик Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа. Теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (М. Plank. Vom Relativen zum Absoluten, 1925); см. Континуум, Паладьи. Хайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное (см. Подручность), пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу. «Но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. Пространственность сама по себе, пространственность-всебе находится в незаметности подручного. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным» («Sein und Zeit», 1953). Современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. Система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. Интеллигибельный мир). И для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. «Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто» (Metzger. Psychologie, 1941). Современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. Поля теория); родство поля и системы отношений несомненно. Тот факт, что пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. Прегнантности правило): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

ПРОТАГОР из Абдеры (род. 480, Абдеры – ум. 410 до Р. X., был изгнан из Афин за свое соч. «О богах», по дороге случайно утонул) – древнегреч. философ. Протагор – известнейший из софистов, он сам называл себя «софистом и учителем людей». Полагают, что он сказал: «О богах я не знаю ни того, сколько их существует, ни также того, существуют ли они вообще». Главное положение его философии: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии» (т. н. Homo – mensura – положение). Поэтому невозможна всеобщезначимая истина. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо «тот же» человек становится др. человеком. В этом смысле все «относительно». «Протагор» – название одного из соч. Платона, в котором речь идет о поучительности добродетели и ее единстве.

ПРОТЕКЦИЯ (лат.) – вместе с настоящим и ретенцией структурный момент временного имманентного сознания в философии Гуссерля. В русле имманентного времени протекции не образуют, подобно ретенциям, некоего континуума, а претерпевают свою «реализацию», т.е. переходят в пережитое настоящее, где каждому наступающему моменту соответствует и новая протекция. Протекция не является интерциональным актом, а имеет аналогичную структуру, как и ретенция.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – форма христианства, которая со времени Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. В противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности христиан. См. также Павел. Сам термин «протестантизм» ведет свое происхождение от «протеста» (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен Шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. В современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. Контрадикция; см. также Противоречие), контрарные или полярные (см. Контрарный, Антитезис).

ПРОТИВОРЕЧИЕ – 1) положение, при котором одно высказывание исключает др. высказывание (суждение, мнение), несовместимое с ним; 2) в логике наличие (в рассуждении, теории) двух высказываний, из которых одно – отрицание другого; в более широком смысле – утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Закон противоречия (principium contradictionis) гласит, что два контрадикторных (см. Контрадикция) суждения не могут быть одновременно истинными и если одно из их истинно, то другое обязательно ложно. Или иначе: одно и то же суждение не может одновременно быть и утвердительным и отрицательным.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП – осн. закон логики, согласно которому два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными, т.е. подразумевается, что никакое предложение (высказывание, суждение) не может быть одновременно истинным и ложным. Первую трактовку принципа противоречия дал Аристотель. Теории, для которых справедлив данный закон, называются непротиворечивыми. Проникновение же противоречий в рассуждение или научную теорию делает последние в определенном смысле несостоятельными.

ПРОТОТИП (от греч. protos – первый и typos – отпечаток, оттиск) – прообраз, образец, оригинал.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство физических тел находиться в пространстве, заполнять его. Декарт и Гоббс считали протяженность (протяжение) сущностью материи. В физике означает расширение тел путем нагревания. О протяженности Вселенной см. Мир.

ПРОФЕССИЙ ПСИХОЛОГИЯ – раздел психологии, занимающийся научными исследованиями, связанными с вопросами выяснения сущности и выработки профессии, с определением способностей и отбора. В качестве вспомогательных наук или методов психологии профессий служат физиология, психология, психотехника, учение о профессии как обобщение всех представлений о ней, возникающих при постижении ее сущности (см. также Психология труда).

ПРОФИЛЬ (от лат. pro – соответственно и filum – нить) – изображение вертикального среза с помощью какого-либо тела, напр. участка земной поверхности. В психологии говорят о профиле свойств, цвета, имея в виду свойства, цвета в содержании сознания, поскольку они наглядно отличаются друг от друга (подобно горам и долинам в профиле местности).

ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (род. 15 янв. 1809, Безансон – ум. 19 янв. 1865, Париж) – франц. философ, социолог, экономист, теоретик анархизма. Прудон был противником коммунизма – «абсурдной идеологии», «возвеличения государства», «сообщества зла и тирании», «религии нищеты», «философии нищеты». [Последнее выражение – подзаголовок его гениального в смысле прогнозов двухтомного произв. «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» («Systeme des contradictions economiques, ou Philosophie de la misere», t. 1-2, 1846) – стало знаменитым, к сожалению, благодаря убогому ответу Маркса в его книге «Нищета философии», 1847.] В своей философии, «философии труда», Прудон пытался всюду на место буржуа поставить рабочего. Если бы были уничтожены два деспота – деньги и цена, – то могли бы образоваться свободные группы и объединения, которые начали бы жить в гармонии друг с другом, в справедливости и взаимности (отсюда название его системы – «мутуализм», от лат. mutuus – взаимный). В его произ. «Что такое собственность?» (1840, рус. пер. 1907) имеется известный ответ на этот вопрос: «Собственность – это кража». Осн. произв. Прудона изданы в сборнике под ред. Г. Соломона «Proudhon und Sozialismus», 1920, а на рус. яз. отдельные его работы: «Война и мир», т. 1-2. М., 1864; «Бедность как экономический принцип». М., 1908.

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ – см. Дионисий Ареопагит.

ПСЕВДОМНЕЗИЯ – см. Парамнезия.

ПСЕЛЛ Михаил, Заика (род. 1018, Константинополь – ум. 1078 или 1096, там же) – визант. философ, самый значительный систематизатор визант. философии, который в период господства философии аристотелизма высоко оценил Платона и тем самым подготовил почву для более позднего платонизма визант. философии. Его соч. напечатаны в книге Минье «Patrologie», I, v. 122 (18571866).

ПСИ-ФЕНОМЕН, также парапсихологический феномен- любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Дисциплина, занимающаяся изучением таких феноменов, называется парапсихологией. Описаны два вида пси-феноменов. Они могут быть когнитивными, как в случае ясновидения, телепатии или способности к предсказанию: считается, что человек обретает знание о фактах, мыслях другого человека или будущих событиях без использования обычных сенсорных каналов – отсюда название «экстрасенсорное восприятие», часто используемое для обозначения этих феноменов. С др. стороны, парапсихологические феномены могут быть и физического характера: комбинация выпавших цифр при игре в кости или расклад карт при сдаче считаются подверженными мысленному приказу человека; предметы передвигаются, часто сокрушительно, при полтергейсте. В этой связи часто применяется термин психокинез. Общее обозначение «пси» традиционно используется для всех видов парапсихологических феноменов. Научный интерес к этому предмету является относительно недавним, хотя вера в реальность пси-феноменов распространена с древнейших времен. До расцвета современной науки причинные связи сложных физических явлений не находили достаточного объяснения – отсюда ссылки на сверхъестественные силы (привидения, колдунов, демонов, сказочные существа) вместо причинно-следственных научных обоснований. Но даже и в этих условиях имели место споры о существовании явлений, выходящих за пределы повседневного жизненного опыта, таких, как сбывающиеся пророчества (дельфийский оракул) или оживление мертвых. Реальность парацсихологических феноменов продолжает быть предметом дискуссий, хотя общества, ставящие своей целью их изучение, включающие в себя как видных ученых, так и дилетантов, существуют уже более столетия. В 1882 Общество психических исследований было основано в Лондоне; через 6 лет подобное общество возникло в Соединенных Штатах благодаря усилиям психолога Уильяма Джемса. Позже общества такого рода возникли в большинстве европейских стран, и их активная работа продолжается по сей день, в особенности в Нидерландах, Франции, Италии, России и Японии. Одной из причин роста интереса к исследованиям в области психики во второй пол. 20 в. явилось увлечение спиритизмом – признание реальности общения с духами и использование его как основания для новой религии. Некоторые из первых исследователей парапсихологии были также спиритами, как, напр., англ, спирит Ф. У. К. Майерс и англ, физик сэр Оливер Лодж, а др. исследователи (напр., франц. физиолог Шарль Рише) считали парапсихологическую деятельность реально существующей, но отвергали ее спиритическое обоснование. Противники пси-феномена обосновывают свои взгляды тем, что они не списываются в научные данные, но безапелляционные суждения в этой области едва ли основываются на всех известных фактах.

ПСИХИАТРИЯ (от греч. psyche – душа и iatreia – лечение) – наука о психических болезнях и их лечении; см. Психотерапия.

ПСИХИЧЕСКИЙ – душевный, духовный. Противоположность – физический, телесный.

ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Зигмундом Фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. Затем он был разработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать» (см. Реагирование, Сублимация). Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (т. н. «либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. От школы Зигмунда Фрейда отпочковалось два направления – психология личности (индивидуальная психология) Альфреда Адлера и цюрихская школа, внутри которой наиболее крупным психологом был К. Г. Юнг; см. Глубинная психология. В экзистенциалистской философии Сартра речь идет об экзистенциальном психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она 'является». Стремления, склонности по отношению к этому выбору являются второстепенными. Учение о бессознательном отвергается: психическое простирается так же далеко, как и сознание.

ПСИХОБИОЛОГИЯ – направление в биологии, представленное невропатологом Гансом Лунгвитцем («Lehrbuch der Psychobiologie», 8 Bde., 1933). Сущность психобиологии состоит в стремлении разработать психологию как чисто биологическую науку («психика – синоним ничто»; «человек – рефлекторный автомат»), в попытке истолковать мышление, чувства и волю как нервно-мозговые процессы и в объяснении неврозов функциональными расстройствами (нарушением деятельности желез внутренней секреции, обмена веществ и т. д.). Проблема отношения души и тела и проблема каузальности генетически суть конечная ступень демонистического мировоззрения и упускаются из виду «реалистическим» мышлением. Невроз является чисто функциональным, т.е. мировоззренческим, инфантилизмом; способ лечения: познавательная терапия (мировоззренческое объяснение).

ПСИХОВИТАЛИЗМ (от греч. psyche душа и лат. vita – жизнь) – принятие особого, сверхиндивидуального, психического, теологического принципа, призванного объяснить целесообразное поведение организмов.

ПСИХОГЕНЕЗИС (греч.) – возникновение и развитие духовной жизни; см. Психология развития, Психология.

ПСИХОГЕНЕТИКА – см. Поведенческая генетика.

ПСИХОГЕННЫЙ (от греч. psychogen) – духовно обусловленный (напр., известные физиологические проявления – сердцебиение от страха, неврозные болезненные симптомы).

ПСИХОГРАФИЯ (от греч. psyche душа и graphein – писать) – описание личности.

ПСИХОЗЫ (от греч. psychosis одушевление) – душевные нарушения, особенно душевные болезни, иллюзорная фантазия, которая сводит на нет или изменяет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения и делает человека одержимым. Коллективы и группы людей также впадают в психоз (массовый психоз, психоз страха, паника и т.д.).

ПСИХОИД (от греч. psyche – душа и eidos – вид) – духовные образования или силы. У Дриша часто имеет смысл энтелехии.

ПСИХОКИНЕЗ, телекинез-в парапсихологии воздействие концентрированной на материальном предмете мысли, при котором этот предмет передвигается или меняет форму. Физический эффект психокинеза находится в противоречии с когнитивной природой экстрасенсорного воздействия, др. категории парапсихологических феноменов. Левитация считается основанной на силах психокинеза; ее проявления обычны, хотя часто основаны на мошенничестве при демонстрации магии. В экспериментах по психокинезу испытуемый старается мысленно или усилием воли воздействовать на бросаемую кость так, чтобы она упала определенной стороной. Экспериментальные данные, как и в др. областях парапсихологии, являются малоубедительными.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА (от греч. psyche – душа и лат. lingua – язык) учение о душе или жизни языка; см. Сигнифика.

ПСИХОЛОГИЗМ – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., В. Вундт). Психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. Противоположность – антипсихологизм.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. Тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. ситуациях. Тесты подразделяются на три осн. категории. Тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях. Вторая категория – тесты достижений – оценивают достигнутый уровень академических или интеллектуальных возможностей. Школьные экзамены, количественно измеряющие знания ученика, также входят в эту группу. Третьей осн. категорией являются тесты личности. Они часто используются в клинической психологии и психиатрии для диагностики психических нарушений. Следует учитывать, что при психологическом тестировании психологические характеристики и интеллект не поддаются прямому измерению и их оценки должны выводиться из поведенческих проявлений. Необходимость делать выводы является компонентом любого психологического тестирования. Главным критерием ценности любого теста является его валидность, т.е. степень точности измерения того показателя, который исследуется с его помощью. Эмпирическая, или предсказательная, валидность теста определяется с помощью сравнения его результатов с поведенческими показателями испытуемого в соответствующих ситуациях. Наибольшие трудности представляет валидизация тестов личности. Любое предполагаемое личностное качество, лежащее в основе поведения индивида, называется конструктом. Если испытуемые, имеющие высокие и низкие показатели при тестировании данного конструкта, по-разному ведут себя в сходных ситуациях, то тест обладает конструктной валидностью. Тесты также оцениваются по их надежности: тест считается надежным, если результаты, показанные испытуемым при повторениях тестирования, оказываются сходными. Надежность может зависеть от исследователя, оценивающего выполнение теста, время проведения тестирования, несоответствие содержания теста исследуемой области. Методики и категории тестирования различны. Открытые тесты, предполагающие широкий диапазон возможных ответов, типичным примером которых является тест-эссе, дают испытуемому больше свободы. К таковым относятся проективные тесты, где интерпретируются ответы испытуемых на неоднозначные стимулы. Закрытый тест, предполагающий единственный набор правильных ответов, как и тест с выбором ответов из заранее определенных вариантов, считается полностью объективным. Тесты, требующие короткого или однословного заполнения пропуска в предложении, сочетают элементы открытых и закрытых тестов. Поведенческие тесты (напр., для определения координации движений в раннем детстве) требуют от испытуемого др. форм активности. Скорость и сила (способность достигать результата независимо от времени) представляют собой факторы, учитываемые при составлении тестов; в большинстве случаев требуется их сочетание. Др. типы тестирования – метод шкалирования, при котором значения стимула расположены на линейной (прямой) шкале, где отражаются, напр., установки, оценки качества, предпочтения, уровни признаков или свойств; метод наблюдения психолога за испытуемым в лишенных сценария драмах, называемых социодрамами, или психодрамами, что дает возможность судить о личностных характеристиках; метод применения стандартизованных тестов, которые дают возможность сравнения реакции испытуемого с нормой. Разнообразные тесты были разработаны для выделения и измерения различных качеств интеллекта. Англ, психолог Чарлз Э. Спирмен предложил теорию единственного общего фактора интеллекта, лежащего в основе всех умственных действий. Джой Пол Гилфорд, напротив, создал модель, включающую 120 различных факторов интеллекта. Индивидуальные показатели по некоторым подобным тестам широко используются в целях профессиональной ориентации, отбора персонала и определения его профессиональной пригодности. См. также Глубинная психология, Ассоциативный тест.

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. Исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. Современная психология отличается от старой (которую завершает В. Вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. Понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. Гештальткачества, Структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. Закон, Прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. Система отношений, Поле). В то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). Кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. Экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. Дифференциальная психология) и описательную (см. Описательная психология) психологии. Вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. Психология как наука развивалась исторически. Первую психологию написал Аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. И только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. Это механистическое понимание душевной жизни представляли Гоббс и Спиноза. В англ, ассоциативной психологии (Гартли, Юм – в 18 в., позже – Дж. Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. Гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. Прогресс психологии чувств (И.Мюллер, Е.Г.Вебер, Г.Л.Ф.Гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (Г.Т.Фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. Наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ – основанное Дильтеем направление в психологии, исследующее душевную подоплеку истории духа и культуры и пытающееся «понять» структуру человеческой личности и ее действий, а не объяснить ее из душевных элементарных составных частей согласно естественно-научным законам. Ведь личность никогда не рассматривается непосредственно, а всегда через формы ее проявления, через ее психическое и духовное выражение. Объективные результаты деятельности духовной личности (которые являются предметом наук о духе) учат понимать субъективные жизненные связи. При этом фактическое понимание связано с пониманием личности посредством внутренне родственных «структур». Типам переживаний в плане объективных связей между результатами действий соответствуют определенные формы жизни, на которых основаны типы личностей. Психология как наука о духе представлена прежде всего Э. Шпрангером, Т. Литтом, К. Ясперсом и др., но ее метод все больше переходит в метод общей психологии, в особенности потому, что она ставит своей задачей исследование высших психических функций.

ПСИХОЛОГИЯ МАСС – исследование душевной жизни людей, образующих массу. Типично массовыми явлениями являются: открытое выражение мнения (выступления, демонстрации, процессы), действия, совершаемые в бессознательном страхе (паника, массовый психоз), утеря естественного чувства права (ограбления, насилия), способность воодушевляться (массовая эйфория).

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ – отрасль экспериментальной психологии; возникла в кон. 19 в. в Германии (О. Кюльпе, вюрцбургская школа), еще ранее – во Франции (Т. А. Рибо, А. Вине). Ее задачей было определение целенаправленности процесса мышления с помощью тестов. Отрицала ранее существовавшие объяснения процесса мышления, которые давались ассоциативной психологией.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ – один из разделов психологии, который исследует не психические состояния, а развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная психология) и т. д.

ПСИХОЛОГИЯ РАС – часть народной психологии.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – отрасль психологии, исследующая духовные предпосылки и процессы, связанные с переживаниями при обращении в др. веру, раскаянии, грехе, заповедях и т. п. Обоснование психологии религии в качестве самостоятельной дисциплины связано с выходом в свет книги Ф. Шлейермахера «Psyshologie» (1862). В более широком смысле – характерологическое свойство основателей религии и верующих.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА – наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности; анализирует процесс труда, исследует, как способность к обучению, навыки, упражнения, смена работы обусловливают процесс труда, и применяет результаты исследований в экономической жизни.

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ – область прикладной психологии, в которой исследуется влияние экономики в ее различных формах (и связях) на человеческий дух (стремление к экономии, радрсть труда, моды).

ПСИХОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТОВ – течение в психологии, которое усматривает в психике, по аналогии с химическими и физическими представлениями, элементы восприятия, чувства и мысли (см. Атомизм); психология элементов развивается с 17 в., наиболее видным ее представителем являлся Вильгельм Вундт. Против психологии элементов выступает целостная психология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.