Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 58 страница




ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio – передача) – передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

ТРАДУЦИОНИЗМ (от лат. traducere переводить) – точка зрения христианства, согласно которой душа ребенка возникает не при рождении тела, а при зачатии, из семени отца, что она не связана с телом, как считает креационизм. Особенно рьяно защищали эту точку зрения Тертуллиан и Лютер.

ТРАНЗИТИВНЫЙ (от лат. transire переходить) – глагол, указывающий на дополнение, испытывающее действие подлежащего (напр., «класть»); если такого дополнения нет и не может быть, то глагол называется интранзитивным (напр., «лежать»).

ТРАНС (от франц. transe – оцепенение) – вид сумеречного помрачения сознания; ненормальное (сомнамбулическое) состояние сна при глубоком гипнозе, сомнамбулизме, экстазе.

ТРАНСИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (от лат. trans – за и intelligibilis – постижимый) – находящийся вне сферы человеческого разума, – термин, введенный Николаем Гартманом. См. также Познание.

ТРАНССУБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. trans – за и субъективный) – объект («ты», безличная вещь), находящийся по ту сторону, т.е. вне субъективного, вне собственного Я, или отличный от субъекта (подлинной личности), не имеющий метафизического (трансцендентного) значения. Транссубъективным называется также для-себя-бытие.

ТРАНСФИНИТНЫЙ (от лат. trans за и finis – конец) – бесконечный, безграничный, находящийся за пределами конечного.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ – исходный пункт трансцендентальной философии Канта, а также «неоидеализма» Эмерсона.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены опытом. В нем. идеализме, особенно у Шеллинга, понятие трансцендентальной философии имеет спекулятивно-метафизический смысл.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее – вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, – нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРЕЖИВАНИЮ – уклоняющееся от способности переживать; так называют в психологии физическую действительность, поскольку мы не можем сделать ее чем-то внутренним с помощью опыта, но тем не менее она дает знать о своем существовании, воздействуя на нас. Так, напр., трансцендентными по отношению к переживанию являются процессы, которые совершаются в органах чувств, в нервных путях и в центральной нервной системе и имеют следствием ощущения; трансцендентным по отношению к переживанию является также все, что извещает о себе посредством нашего настроения (см. Состояние); не воспринимаемые чувствами процессы в пищеварительном тракте, процессы кровообращения и т. д., изменения давления воздуха, содержания в воздухе влаги и электричества и т. д., вообще всего, что вызывает раздражение.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere – переступать) – «перелетающий» (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность – имманентный. См. Трансценденция.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (от лат. transcendere – переступать) – в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (Кант); см. Трансцендентальный. Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у Ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т.е. «самого Май», к самобытию, т.е. к самости, настоящее становится свободным. Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.

ТРЕВОЖНОСТЬ – чувство опасения или страха, часто не вполне оправданное. Тревожность отличается от настоящего страха, т. к. последний появляется в ответ на явную, непосредственную опасность, напр. когда кто-либо угрожает физической сохранности человека. В противоположность этому тревожность возникает в ответ на достаточно безобидные ситуации или является результатом субъективных внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых человек может сам и не осознавать. Некоторая тревожность неизбежно проявляется в то или иное время в течение дня, и это нормально,. Однако устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений. Тревожность вызывается многими причинами. Зигмунд Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Тревожность также рассматривается как то, что возникает в ответ на угрозу Я или самооценке, как это бывает при неадекватном проявлении в сексуальной сфере или на работе. Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, т. о., эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события. Если человек недостаточно контролирует у себя проявление тревожности, то у него может развиться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности, усиления сердцебиения и страха смерти или страха умопомешательства. Такое психическое расстройство относится к классу неврозов. Др. виды расстройств, связанных с тревожностью, включают ипохондрию, истерию, навязчивые состояния, фобии и шизофрению.

ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (род. 17 февр. 1865, Гаунштеттен, близ Аугсбурга – ум. 1 февр. 1923, Берлин) – нем. теолог и философ; с 1894 – профессор в Гейдельберге, с 1915 – в Берлине. Известен прежде всего своей критикой историзма и работами в области религиозной социологии. В философии религии исходил из того, что религиозное состояние является априорным переживанием, которое якобы характерно (и это он выводил из чувства необходимости и обязанности) для любой религии. Самая настоящая, но вместе с тем и самая страшная форма религии основана на мистическом переживании, переживании тайны жизни, которое обнаруживает в фактически однократном априорно-всеобщее, в конечном – абсолютный дух. Что касается понимания Трёльчем философии истории, то здесь его взгляды характеризуются следующим: индивид может быть понят только в свете таких больших коллективных индивидуальностей, как народ, класс, эпоха. Работа историка заключается в постоянном выборе и обработке «существенного» для него материала, причем для него важно различение понятий, употребляемых в то или др. время в естественных науках и науках о духе. Осн. произв.: «Geschichtliche Schriften», 4 Bde., 1912-1925; «Der Historismus und seine Ьberwindung», 1924.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф (род. 30 нояб. 1802, Эйтин – ум. 24 янв. 1872, Берлин) нем. философ и логик; профессор с 1833. Противник Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое «органическое мировоззрение», связывавшее мышление и бытие через общее для них созидающее движение. Согласно Тренделенбургу, имеется «просто справедливое», которое возвышается над всеми предпосылками и отделено от условно справедливого. Осн. произв.: «Logische Untersuchungen», 1840 (рус. пер. «Логические исследования». М., 1868); «Naturrecht auf dem Grunde der Ethik», 1860.

ТРЕШОВ (Treschow) Нильс (род. 5 сект. 1751, Драммен – ум. 22 сект. 1833, Осло) – норв. философ; с 1803 по 1813 – профессор в Копенгагене, оказавший большое влияние на дат. философию, прежде всего путем ознакомления ее с Кантом. Создал полубиологическое, полуспиритуалистическое учение – философию развития, специально уделив внимание развитию личности. Осн. произв.: «Forelдsninger over den Kantiske philisophie», 1798; «Lovgivningsprinciper», 3 v., 1820-1823.

ТРИМУРТИ (санскр. – имеющий три формы) – проповедуемое с первых веков Р. X. учение брахманов о том, что божество проявляет себя как Брахма (Бог-творец), Вишну (Бог-хранитель) и Шива (Бог-разрушитель).

ТРИПЕЛЬ (Tripel) Хенрих (род. 12 февр. 1868, Лейпциг – ум. 23 нояб. 1946, Грайнау, близ Гармиша) – нем. философ права; с 1913 – профессор в Берлине. Боролся против формализма и культа понятия в юриспруденции; занимался также эстетикой и вопросами стиля позитивного права, которое рассматривал как произв. искусства и выражение стиля, характера воли, господствующего в данную эпоху. Осн. произв.: «Vцlkerrecht und Landesrecht», 1899; «Die Zukunft des Vцlkerrechts», 1916; «Die Hegemonie, ein Buch von fьhrenden Staaten», 1938.

ТРИХОТОМИЯ (от греч. thicha на три части и tome – сечение),sa также триализм и трилогизм – разделение на три главные части (напр., разделение человека на тело, душу, дух). Трихотомией является система Гегеля; склонность к трихотомии имелась также у В. Вундта.

ТРОИЦА – триединство. Согласно христ. догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: БогОтец, Бог-Сын, Бог – Дух Святой (см. Ипостась), причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии, появилось не раньше нач. 5 в. Эта догма напоминает представления индусов о тримурти, а также учение неоплатоников о первоедином разуме и мировой душе.

ТРОП (от греч. trope – поворот, направление) – оборот речи, образное выражение; предложение, употребленное ради стиля, формы.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич, князь (род. 23 сент. 1863, Москва – ум. 23 янв. 1920, Новороссийск) – рус. религиозный философ, правовед и общественный деятель; друг В. С. Соловьева, брат С. Н. Трубецкого. В 1910-1917 был инициатором создания книгоиздательства «Путь», пропагандировавшего взгляды мирообновления. Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал через введение понятия «абсолютное сознание». Если, по Соловьеву, абсолют – это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, как действительное и возможное. Опять же в отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять, По многим вопросам был не согласен с С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Осн. произ.: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.», ч. I. М., 1892; «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.», т. 1-2, 1897; «Философия Ницше», 1904; «Социальная утопия Платона», 1908; «Миросозерцание В. С. Соловьева», т. 1-2, 1913; «Умозрение в красках», 1916; «Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич, князь (род. 23 июля 1862, Калуга – ум. 29 сент. 1905, Петербург) – рус. религиозный философ, публицист и общественный деятель; брат E. H. Трубецкого. В 1900-1905 редактор журнала «Вопросы философии и психологии», в 1905 был избран ректором Московского ун-та. Мировоззрение его сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, славянофильства и воззрений В. С. Соловьева. В центр философии ставил отношение познающего разума к сущему, отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью. Пространство и время, по Трубецкому, суть формы чувственности некой мировой души, коренящейся в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт, разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности – объединения людей в «церковном богочеловеческом организме». Осн. произв.: «Метафизика в Древней Греции», 1890; «О природе человеческого сознания», 1890; «Основания идеализма», 1896; «Учение о логосе в его истории», 1900; «Собр. соч.», т. 1-6, 1906-1912.

ТРУД – как этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и «усердия». Он не только наталкивается на сопротивление вещи, но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь: самого себя – в спонтанности примененной энергии, как физической, так и духовной; вещь – в ее сопротивлении этой энергии. Они нераздельно связаны друг с другом, они суть реальный опыт.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА – приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Конечно, это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функция угрожает потерять свой смысл. Недооценка умственного труда и труда работников искусства в обществе должна быть компенсирована указанием на присущую этому обществу трудовую этику. В тех странах, где понятие трудовой этики отсутствовало, труд рассматривался если не как проклятие, то, во всяком случае, как нечто такое, что превращало жизнь в тягость и не давало человеку возможности позаботиться о самом себе или о душевном счастье. По мнению китайцев, наиболее умным является тот, кто благодаря уму и превосходству умеет быть праздным. В нашем мировоззрении мы ощущаем противоречие между утомительной деятельностью и мудростью. Мудрец никогда не проявляет поспешности в деле; тот, кто спешит, никогда не бывает мудрым (Линь Цзюйтан).

ТУЛМИН (Toulmin) Стивен Эделстон (род. 25 марта 1922) – амер. философ, критик неопозитивизма. Занимаясь философией науки, полагает, что в основе всех научных теорий лежат стандарты рациональности и понимания. Ученый считает понятными те события и явления, которые соответствуют принятым им стандартам, а те, что не соответствуют, являются аномалией, устранение которой движет вперед развитие науки. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий, их понятийного аппарата. Согласно Тулмину, в общих чертах эволюция науки подобна дарвиновской схеме биологической эволюции (с конкурентной борьбой за существование, с выживанием лучших и т. д.). Осн. произв.: «The philosophy of science», 1953; «The ancestry of science», v. 1-3, 1961-1965; «Foresight and understanding», 1961; «Human understanding», v. 1, 1972; «Knowing and acting», 1976; на рус. яз. – «Концептуальные революции в науке». – В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978.

ТУРНВАЛЬД (Turnwald) Рихард (род. 18 сент. 1869, Вена – ум. 19 янв. 1954, Берлин) – австр. социолог и этнолог, работавший в Германии; профессор с 1923. Разрабатывал вопросы развития у примитивных народов сил, способствующих образованию у них общественных связей; результаты этих исследований изложил в историческом психологическом аспекте в словаре М. Эберта, в статье «Reallexikon der Vorgeschichte» (14 Bde., 1924-1929). Осн. произв.: «Die menschliche Gesellschaft», 5 Bde., 19311935.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО – см. Хилиазм.

ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) HIAPTPСКИЙ, Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (ум. 1149/55, Шартр) – средневековый философ, виднейший представитель шартрской философской школы, в которой преподавал в 1115-1150, а с 1141 был ее канцлером; именно с ним связан расцвет этой школы, являвшейся центром «франц. Возрождения» 12 в, В математической метафизике Тьерри Шартрского творение есть развертывание составных единств из безусловной пустоты первоединства, которое придает цельность каждому единству. Из первоединства возникает материя как чистая зеркальная ее восприимчивость. В единении находит отражение форма бытия вещей, поскольку каждая из них есть единство составляющих ее единиц. Материя расслаивается на 4 элемента, из которых, напр., воздух раздается вширь, образуя небесную «твердь». Теория Тьерри Шартрского была возрождена в системе Николая Кузанского.

ТЭН (Taine) Ипполит Адольф (род. 21 апр. 1828, Вузьер – ум. 5 марта 1893, Париж) – франц. историограф, философпозитивист, испытавший влияние Конта, критик; профессор с 1865. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение придавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному окружению); пытался доискаться до истоков выдающихся способностей (faculte" maltresse) у гениев. В логике и теории познания склонялся к номинализму. Осн. произв.: «Les origines de la France contemporaine», 6 t., 1877 – 1894.

 

УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт (род. 15 февр. 1861, Ремсгейт – ум. 30 дек. 1947, Кембридж, Массачусетс) – англо-амер. философ и математик; с 1924 – профессор Гарвардского ун-та; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению, «ряд подстрочных примечаний к Платону». Написал (совместно с Расселом) «Principia Mathematica» (см. Логистика). В своем осн. метафизическом произв. «Process and reality. An essay in cosmology» (1929) рассматривает объекты как неизменные и как «атомистические кирпичики природы», являющиеся только признаками и свойствами становления. Все существующее представляет собой своего рода организмы; сущность же организмов лучше всего обнаруживается в единичных электронах и единичных живых существах (coincidentia oppositorum); в пространстве, находящемся между ними, царит беспорядок. Др. осн. его произв.: «An inquiry concerning the principles of natural knowledge», 1919; «The concept of nature», 1920; «Religion in the making», 1926; «Science and the modern word», 1926; «Process and reality»; 1929; «Adventures of ideas», 1933; «The principle of relatiity», 1934; «Modes of thought», 1938; «Essays in science and philosophy», 1947.

УАРТЕ (Huarte) Хуан (род. ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пьедель-Пуэрто, Наварра – ум. ок. 1592, Баэса) – исп. врач и философ. В своем труде «Исследования способностей к наукам» (1575, рус. пер. 1960) ставит способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом организме является активный элемент – огонь. Делал попытки классифицировать науки, опираясь на человеческие способности – память, разум, воображение и в •особенности наблюдение. Оказал большое влияние на расцвет исп. гуманизма 16-17 вв.

УБЕЖДЕНИЕ – процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию др. людей. На взгляды и поведение человека могут влиять и иные факторы (напр., словесные угрозы, физическое принуждение, психологические состояния индивида). Убеждение часто включает в себя манипулирование др. людьми, и по этой причине многие относятся к нему отрицательно. Доводом в пользу убеждения является необходимость в определенной степени осуществлять социальный контроль и взаимное приспособление, без которых человеческое общество дезорганизуется; убеждение при этом обладает моральной приемлемостью по сравнению с др. альтернативами. Перефразируя оценку, данную Уинстоном Черчиллем демократии как форме правления, можно сказать, что убеждение является худшим методом социального контроля, за исключением всех остальных. В средние века в европейских университетах убеждение было одним из осн. свободных искусств, которым должен был владеть образованный человек; начиная с времен императорского Рима и до Реформации оно действительно стало великим искусством, и проповедники использовали слово как мощное средство обращения слушателей к добродетели. В принципе же убеждения людей различны, как и их характеры. Основателем этики убеждения, в противоположность этике успеха, является Кант. Гёте считал, что людей объединяют убеждения, разобщают мнения. Современная этика судит о человеке по его убеждениям, а не по внешнему успеху его деятельности. В современную эпоху убеждение в форме рекламы является основой целой отрасли производства. Процесс убеждения может быть упрощенно разбит на вербальную коммуникацию (причину, или стимул) и связанное с ней изменение в отношении (эффект, или отклик). Анализ показал серию последовательных этапов, через которые проходит индивид, подвергающийся убеждению: человек обращает внимание на представленное сообщение и понимает его значение (включая исходную посылку и, возможно, подтверждающие ее доводы). Чтобы дальнейшее убеждение имело место, нужно, чтобы объект убеждения принял или согласился с исходным положением и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, для того чтобы иметь случай действовать нужным образом. Наконец, если процесс убеждения был вполне успешен, поведение индивида должно прийти в соответствие с его вновь сложившимися взглядами: напр., человек вступает в армию, становится буддийским монахом или начинает есть овсянку на завтрак. Реакция слушателя на убеждение зависит частично от его содержания и в значительной мере от того, как оно воспринимается и интерпретируется. Текст газетного объявления может иметь различную степень убедительности в зависимости от того, напечатан ли он черной или красной краской. Теоретики восприятия рассматривают результат убеждения как изменение восприятия индивидом объекта его отношения.

УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов» (англ, brainwashing) – систематические усилия для принуждения противников принять определенную точку зрения, доктрину или обрести лояльность, выполнить команду. Является политическим термином, чаще всего применяемым к любой технике манипулирования человеческим сознанием и поведением вопреки желанию, воле или убеждениям индивида. Путем контроля за физическим и социальным окружением предпринимаются попытки создать отрицательное мнения о нежелательных группах или лицах, показать индивиду ошибочность и необходимость изменения его отношений и стиля мышления, добиться верности и безусловного послушания по отношению к правящей партии. Выражение «промывание мозгов» наиболее применимо к программам политической или религиозной индоктринации или идеологической переориентации. Техника «промывания мозгов» обычно включает: изоляцию от прежних единомышленников и источников информации; жесткий режим, требующий абсолютного повиновения и подчинения; сильное социальное давление и поощрение сотрудничества, от социального остракизма и критики, лишения пищи, сна и общения до тюремного заключения и пыток; постоянное подкрепление. «Промывание мозгов» использовалось в коммунистических политических тюрьмах, религиозными сектами и радикальными политическими группировками. Перевоспитание, или снятие эффекта «промывания мозгов» путем интенсивной психотерапии и сопоставления, оказалось более или менее результативным, особенно по отношению к членам религиозных сект. Глубина и постоянство изменений в отношениях и взглядах зависят от личности индивида, степени мотивации к исправлению и степени поддержки окружающими новых убеждений.

УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ – два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как «окраску», или «акцент», процесса сознания. Стоики называли удовольствие разрешением, а неудовольствие – отклонением; и действительно, удовольствие и неудовольствие могут быть поняты как полярно связанные друг с другом чувства ценности. Чувство удовольствия наступает при выполнении желания (часто неосознанного), а неудовольствия – при невыполнении его. Переход к выполнению желания – это то, что соответствует в действительности всякому удовольствию, а удаление от выполнения желания – то, что соответствует всякому неудовольствию; удовольствие и неудовольствие относятся к желанию как утверждающая и отрицающая формы сознания. См. также Гедонизм.

УИСДОМ (Wisdom) Джон (род. 12 сект. 1904, Лондон) – англ, философ, представитель лингвистической философии. Задачу философского исследования видел в прояснении отдельных выражений обыденного языка. Абстрактные философские понятия, такие, напр., как материя, являются, по Уисдому, логическими конструкциями, которые следует сводить к конкретным понятиям, описывающим чувственные данные, телесные и психические проявления. Особо занимался исследованием парадоксов, связанных с проблемой познания сознаний др. людей. Традиционные философские вопросы возникли, согласно Уисдому, в результате бессознательных влечении и стремлений человека и потому философские теории следует рассматривать в лингвистической философии, сближенной с психоанализом, как своеобразные заболевания, нуждающиеся в лечении. Осн. работы: «Other minds», 1952; «Philosophy and psychoanalysis», 1953; «The unconscious origin of Berkeley's philosophy», 1953.

УЛЬРИХ ЭНГЕЛЬБЕРТ (Ulrich Engelbert) из Страсбурга (род. 1248/54, Кёльн – ум. 1277, Париж) средневековый теолог и эстетик; ученик Альберта Великого, находился с ним в тесной дружбе и был его биографом. Испытал сильное влияние неоплатонизма. Считал, что красота эстетического предмета связана с благородством приданной ему формы.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода. В простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода – такое умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов. В силлогизме субъект предложения, составляющего вывод, называется меньшим термином, посылка, которая его содержит, – меньшей посылкой; предикат вывода – большим термином, содержащая его посылка – большей посылкой; понятие, имеющееся в обеих посылках, но уже не представленное в выводе, называется средним термином. В зависимости от того, выступают ли больший и меньший термины посылок как субъект или как цредикат, возможны 4 фигуры силлогизма; 1) М есть P; S есть М, следовательно, S есть Р; 2) P есть М; S есть М и т. д.; 3) М есть P; M есть S и т. д.; 4) P есть M; M есть S и т. д. Из того факта, что посылки могут быть общеутвердительными или общеотрицательными, частноутвердительными или частноотрицательными, следует, что схематично существует 4 х 16 = 64 модуса, т.е. вида умозаключения, из них только 19 ведут к правильному выводу. Ошибки в умозаключении, которых следует избегать: 1) не должно быть учетверения термина (quaternio terminorum); 2) из двух отрицательных или из двух частных посылок нельзя получить вывода (а также, конечно, из двух частноотрицательных). Очень часто умозаключение (при опущении большей посылки) бывает сокращенным – энтимема (напр.: «Опасное запрещено, прислоняться опасно, следовательно, прислоняться запрещено», или иначе: «Прислоняться нельзя! Опасно!»). Цепь умозаключений возникает благодаря тому, что вывод одного умозаключения (просиллогизма) становится посылкой в др. умозаключении (эписиллогизме). Нечто иное представляет собой сорит. До сих пор предполагалось, что суждения умозаключения являются категорическими – категорическое умозаключение; но они могут быть и гипотетическими – гипотетическое умозаключение. Т. н. разделительное умозаключение (см. Дизъюнктивные суждения) является разновидностью категорического умозаключения. Для всех умозаключений имеет силу следующее положение: вывод умозаключения выводится из более слабой части (слабой в этом смысле является отрицательное, частное, гипотетическое – в противоположность утвердительному, всеобщему, категорическому). В таком смысле умозаключения по аналогии, индуктивные (см. Индукция) и вероятностные (см. Вероятный), хотя их и называют умозаключениями, не являются таковыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.