Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Избирательное право: понятие, принципы, система




В соответствии с учебным планом изучают данный курс в течении одного года и сдают по этой дисциплине экзаменационный зачет, экзамен. Объем требований, предъявляемых на экзаменационном зачете и экзамене, определяется программой по курсу.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦКУРСА

Спецкурс непосредственная демократия в Российской Федерации логично дополняет курсы конституционного и муниципального права России и конституционного права зарубежных стран. Он охватывает вопросы, связанные с непосредственным осуществление власти многонационального народа Российской Федерации, а так же сравнительно-правовой анализ форм непосредственной демократии на двух уровнях осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Спецкурс предполагает глубокое знание студентом учебной и специальной литературы, нормативного материала и практики его реализации. Особое внимание должно быть уделено изучению Конституции РФ, конституций республик в составе РФ, уставов других субъектов РФ, а также федеральных конституционных законов, федеральных законов, законодательных и иных нормативных актов субъектов РФ и актов местного самоуправления о различных формах непосредственного волеизъявления народа.

Важно быть в курсе последних изменений в законодательстве. В связи с этим рекомендуется регулярно просматривать «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российскую газету», «Парламентскую газету». Источником сведений о законодательстве могут служить компьютерные правовые системы, в частности, «Консультант Плюс», «Гарант», «Эталон». Особую ценность имеет база регионального законодательства системы «Консультант Плюс», охватывающая акты почти всех субъектов Российской Федерации.

Конкретный перечень этих актов (с учетом обновленного законодательства в этой сфере) студенты получают на установочной сессии.

Динамика форм народовластия на различных уровнях (федеральном, субъектов федерации и местном) и их регламентации обязывает студентов следить не только за изменением нормативного регулирования, но и систематически изучать проблематику, используя периодическую печать, публикации государствоведов по изучаемой проблематике. Такие публикации имеются в журналах «Государство и право», «Журнал российского права», «Право и жизнь», «Право и политика», «Известия вузов. Правоведение», «Вестник Московского университета. Серия «Право», «Российская Федерация сегодня».

Следует иметь ввиду, что преподаватели, ведущие занятия, вправе уточнять перечни рекомендуемой студентами литературы. Перечни источников могут представлять интерес для студентов и как исходная основа для определения нормативной и научной базы при подготовке курсовых работ.

При рассмотрении вопроса семинарского занятия может быть использован один из следующих вариантов проведения занятия:

1) заслушивание сообщения одного из обучаемых по существу вопроса (при этом преподавателем дается установка: сообщение должно быть сделано в таком виде, в каком оно было бы приемлемо в качестве ответа на соответствующий вопрос в экзаменационном билете; делающий сообщение обучаемый должен выступить в роли обучающего по отношению к тем обучаемым, которые отсутствовали на соответствующей лекции (на которой преподавателем излагался рассматриваемый вопрос) и ответить на возникшие у них вопросы; после этого преподаватель может задать вопросы обучаемым, отсутствовавшим на соответствующей лекции, с целью выявить, насколько они поняли суть рассматриваемого вопроса);

2) дискуссия, в ходе которой обучаемые отстаивают разные точки зрения на тот или иной вопрос теории, истории или механизма реализации одной из форм непосредственной демократии;

3) деловая игра, в ходе которой обучаемые выступают в роли субъектов механизма реализации одной из форм непосредственной демократии.

По иному предлагается проводить семинар со студентами заочной формы обучения, потому что, в отличие от студентов иных форм обучения, с ними проводится всего лишь одно семинарское занятие продолжительностью 4 часа. Представляется целесообразным, чтобы в ходе его обучаемые сами предлагали к обсуждению те вопросы, которые вызвали у них затруднение при изучении форм непосредственной демократии. Разъяснять эти вопросы могут обучаемые, которые овладели ими успешно. Заключительное слово по каждому вопросу делает преподаватель.

 

 

Тема 1. Непосредственная демократия – конституционная форма народовластия в Российской Федерации.

Вопросы семинара:

1. Демократия – понятие, типы, классификация.

2. Народный суверенитет, гражданское общество и народовластие.

3. Понятие прямой демократии, ее признаки и отличия от дру­гих институтов демократии. Соотношение прямой и непосредственной демократии.

4. Виды институтов (форм) непосредственной демократии (на­родовластия).

5. Классификация институтов (форм) непосредственной демократии.

6. Конституционные формы осуществ­ления народовластия в Российской Федерации.

7. Конституционные институты прямой демократии.

8. Формы непосредственного волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.

9. Классификация форм непосредственной демократии:

а) по субъектам прямого волеизъявления;

б) по способам организации непосредственного волеизъявления;

в) по предмету (содержанию) волеизъявления;

г) по юридическому значению волеизъявления;

д) по территории проведения;

е) по функциям.

10. Социальная ценность прямого народовластия.

11. Развитие институтов народовластия в России. Институты прямой демократии в Советском государстве.

12. Система народовластия в современной России.

13. Основные направления развития непосредственного наро­довластия в Российской Федерации в современных условиях.

14. Субъекты демократии.

Рекомендуемые источники:

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1.

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрайт-М, 2001.

Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М., 2000.

Байковой Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации. - М., 2001.

Булаков О.Н. Совет Федерации в системе управления Российским государством. - М., 2004.

Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Ежегодник российского права. 2000.

Горбунов В.П., А.И. Попов Выборы – правовой институт формирования власти (концептуальный анализ)/Учебно-методическое пособие.- М., 2000.

Даль Р. О демократии.- М, 2000.

Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 1998.

Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в Москве // Право и жизнь. М. 2000. № 34.

Комарова В.В. Новеллы в институте референдума (обзор законодательства). // Право и жизнь. 2002. № 50

Комарова В.В. Референдарный процесс // Право и жизнь. 2003. № 57.

Комарова В.В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // «Законодательство и экономика», 2005, № 6.

Маклаков В.В. Референдум в странах - членах Европейского Союза. - М., 1997.

Народовластие в России: очерк истории и современное состоя­ние. - М.: Манускрипт, 1997.

Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы. - М., 2004.

Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. -М. 1999.

Пылин В.В. Народовластие в системе местного самоуправления. -СпБ., 1998.

Пылин В.В. «Избирательное и референдумное право Российской Федерации» - СПб, 2001.

Руденко В.Н. Прямая демократия. Модели правления, конституционно-правовые институты. - Екатеринбург. 2003.

Салмин А. Современная демократия: очерки становления. 2-е изд. - М., 1997.

Старостина И.А. Правовые возможности сочетания представительного и прямого правления // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М., 1998.

Страшун Б.А. (ред.). Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1–2. М.: БЕК, 1999.

Чиркин В.Е. (отв. ред.). Сравнительное конституционное право. - М.: Манускрипт, 1996.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М., 1997.

Тема 2. Институт референдума

Вопросы семинара:

1. Место референдумов в механизме народовластия; понятие референдума; классификация референдумов.

2. Соотношение института рефередума с иными формами прямой демократии.

3. Понятие, система и принципы референдумного права.

4. История развития референдумного права России.

5. Вопросы референдума Российской Федерации. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации. Вопросы местного референдума.

6. Вопросы, которые могут быть решены только референдумом. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум.

7. Общие и конкретные требования к формулировке вопроса, выносимого на референдум.

8. Понятие и содержание правового статуса «участник референдума».

9. Право на референдум: понятие и содержание. Гарантии права на референдум.

10. Виды инициаторов различных видов референдумов в России.

11. Политические партии и иные участники референдумного процесса. Институт наблюдателей как одна из форм контроля за проведением референдума.

12. Комиссии референдума – участники и организаторы референдумного процесса.

Рекомендуемые источники общие для темы 2 и темы 3.

Тема 3. Референдумный процесс

Вопросы семинара:

1. Понятие референдумного процесса.

2. Стадии и этапы референдумного процесса.

3. Общие и специальные этапы референдумного процесса.

4. Временные рамки референдумного процесса.

5. Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации: процедуры, финансирование, агитация. Основания отказа регистрации инициативы.

6. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации; в соответствии с международным договором Российской Федерации; по объединению субъектов Российской Федерации.

7. Реализация инициативы референдума субъекта Российской Федерации, референдума муниципального образования.

8. Основания и процедура назначения референдума. Органы или должностные лица, уполномоченные назначать референдумы. Сроки назначения референдума. Содержание акта, назначающего референдум.

9. Информирование граждан.

10. Обстоятельства, исключающие назначение референдума. Совмещение референдумов и иных форм народовластия.

11. Регистрация (учет) участников референдума. Основания для регистрации (учета) участников референдума. Органы и лица, осуществляющие регистрацию (учет) участников референдума. Порядок составления и обнародования списков участников референдума.

12. Гарантии прав граждан при составлении списков участников референдума.

13. Округ референдума. Образование (определение) округов и участков референдума. Определение границ и территорий участков референдума.

14. Финансовое обеспечение инициирования, подготовки и проведения референдума. Источники финансирования референдума. Порядок создания фонда референдума. Виды денежных средств, образующих фонд референдума. Предельные размеры перечисляемых в фонд референдума денежных средств. Контроль за целевым расходованием средств фондов референдума. Финансовые отчеты: порядок и сроки представления.

15. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения референдума. Информирование участников референдума: понятие, содержание, виды. Требования к содержанию информационных материалов. Опросы общественного мнения как разновидность информирования участников референдума.

16. Агитация по вопросам референдума: понятие, виды и формы. Расходы на проведение агитации по вопросам референдума. Участники агитации по вопросам референдума. Особенности агитации по проведению референдумов по объединению субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию агитационных материалов. Агитационный период. Порядок создания инициативной агитационной группы. Правовой статус инициативной агитационной группы.

17. Бюллетень для голосования, требования к нему. Открепительное удостоверение. Организация и порядок голосования участников референдума.

18. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования. Порядок досрочного голосования. Контроль в ходе голосования.

19. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией референдума. Порядок определения результатов различных видов референдумов.

20. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума.

21. Повторное голосование: основания, сроки проведения и порядок назначения.

22. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме. Реализации решения, принятого на референдуме.

23. Особенности реализации решения по объединению субъектов Российской Федерации. Реализация решений референдума субъекта Российской Федерации и его правовое регулирование.

24. Перспективы развития механизма реализации решений референдума.

25. Понятие и классификация референдумных споров. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на референдум. Порядок рассмотрения комиссиями референдума обращений о нарушениях законодательства Российской Федерации о референдуме. Судебное рассмотрение референдумных споров. Основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования.

26. Основания прекращения деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы.

27. Понятие и общая характеристика ответственности за нарушение прав участников референдума. Виды, основания и меры ответственности за нарушение прав участников референдума. Конституционно-правовая ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность.

28. Применение государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в референдумном процессе.

29. Практика инициатив федерального референдума.

30. Практика признания вопросов, выносимых на федеральный референдум не соответствующим требованиям законодательству Российской Федерации.

Рекомендуемые источники общие для темы 2 и 3.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ 2-3

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866 - 1 (в редакции от 14 декабря 1995г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 4970.

Федеральный закон от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Устав города Москвы. Принят Московской Городской Думой 28 июня 1995 года // Ведомости Московской городской Думы. 1995. №4.

Устав Московской области от 11 декабря 1995 года // Вестник Московской областной Думы. 1997. №1.

Постановление Правительства Российской Федерации от 02 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справка для участия в выборах или в референдуме"// Собрание законодательства Российской Федерации.2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2812.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 февраля 1998 года «О нормативах технологического оборудования, необходимого для работы участковых избирательных комиссий, комиссий референдума» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1998. № 1. С. 56-62.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 марта 2001 года N 123/1229-3 "О порядке хранения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подписных листов с подписями граждан, собранными в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации, в случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации постановления об отказе в проведении референдума Российской Федерации"// "Российская газета". 16 марта 2001 г..

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 ноября 2002 года N 166/1415-3 "О жалобах В.Г.Соловьева на постановления Избирательной комиссии Краснодарского края от 1 октября 2002 года N 626-П, N 627-П, N 628-П, N 629-П о ходатайствах о регистрации инициативных групп, образованных для сбора подписей в поддержку инициатив проведения референдумов Российской Федерации"// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. №10.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2003 года N 171/1428-3 "О работе Избирательной комиссии Чеченской Республики по подготовке к референдуму Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики"// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 2.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 июня 2003 года N 13/110-4 «О разъяснениях порядка применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующих вопросы формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации»// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. №6.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 21/151-4 «Об инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума»// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. №10.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 февраля 2005 года N 138/951-4 «О разъяснениях о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования денежных средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы при проведении референдума Российской Федерации»// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 2.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 февраля 2005 года N 138/950-4 «Об инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных счетов фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы при проведении референдума Российской Федерации»// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 2.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 140/965-4 "О форме регистрационного свидетельства инициативной агитационной группы"// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. №3.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 140/964-4 "О форме регистрационного свидетельства инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации"// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. №3.

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 140/966-4 «О форме протокола об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. №3.

Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации: Утверждено постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года №133/973-II // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 9.

Андреева Г., Верещагин А., Старостина И. Двери для референдума приоткрываются?// "Сравнительное конституционное обозрение", 2007, N 2

Андреева Г.Н. Бюджетно-финансовые вопросы как предмет референдума (заметки на полях решения Конституционного Суда РФ)// "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 20

Бланкенагель А. Референдум и Конституционный Суд.// "Сравнительное конституционное обозрение", 2007, N 2

Бузин А. Ю. Правовой статус избирательных комиссий: хронологический обзор российского законодательства // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 3 (141).

Веденеев Ю.А., Смирнов В. В. Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы// Представительная демократия и электорально-правовая культура.- М., 1997.

Волкова О.Н.Проблемы правового регулирования отношений в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы «Выборы» / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. - М.: Весь Мир, 2002.

Дагуев А.В. К вопросу о рассмотрении Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации.// "Конституционное и муниципальное право", 2008, N 8

Долгий О.В., Проценко С.В. Некоторые вопросы практики борьбы с правонарушениями в сфере организации и проведения выборов и референдумов.// "Юридический мир", 2008, N 8

Ежевский Д.О. Референдум в муниципальном образовании: российский и зарубежный опыт.// "Административное и муниципальное право", 2008, N 3

Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика.- М.: Весь мир, 1996.

Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995-2000). В 2-х т. – М., 2001.

Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2001 / Отв. ред. О. Ю. Вельяшев. – М., 2002.

Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. -Саратов, 1973.

Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. // Журнал российского права. 2001. N 2.

Комарова В.В Практика регулирования местного референдума в России. // Муниципальное право. 2004. № 2.

Комарова В.В. Референдарный процесс. // Право и жизнь. 2003. № 57.

Комарова В.В. Виды референдумов в современной России. // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5;

Комарова В.В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России. // Законодательство и экономика. 2005. № 6.

Комарова В.В. Новеллы в институте референдума (обзор законодательства). // Право и жизнь. 2002. № 51.

Комарова В.В. Референдум по укрупнению субъектов - способ федеративной реформы (реалии, механизм, проблематика).// Право и жизнь. 2004. № 67.

Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».- М., 2003.

Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. - М., 1964.

Лучин В.О., Мазуров А.В. Новый закон о референдуме // Право и политика. 2004. N 8.

Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы: Монография / Нудненко Л.А. - М.; Российская академия правосудия, 2004.

Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты // Конституционное и муниципальное право. 2005. NN 1, 2.

Ответственность за административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан и их право на участие в референдуме: Учебное пособие / Игнатенко В.В. - Иркутск, 2003.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами / Вешняков А.А., Лысенко В.И. - М.; Центральная избирательная комиссия РФ, 2005.

Сергеев А.А. Об ограничении предмета референдума Российской Федерации.// "Конституционное и муниципальное право", 2008, N 19

Тупиков В.А. Подсудность дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Российская юстиция. 2002. N 4.

 

Вопросы семинара:

1. Место выборов в механизме реализации народного представительства; понятие выборов, их виды и функции.

2. Понятие избирательного права.

3. Объективное избирательное право и субъективное избирательное право.

4. Активное избирательное право и пассивное избирательное право.

5. Понятие принципов избирательного права, их классификация и правовое закрепление.

6. Обязательность выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и проведение их в установленные законодательством сроки.

7. Источники избирательного права Российской Федерации: понятие и виды.

8. Международные избирательные стандарты и их значение для развития избирательного законодательства Российской Федерации.

9. История развития избирательного права России: принципы, избирательные системы, избирательные цензы, виды депутатского мандата: свободный, императивный.

10. Основные черты организации и проведения выборов в советский период развития государства.

11. Преемственность в избирательном праве.

Рекомендуемые источники общие для темы 4, 5, 6.

Тема 5. Понятие и виды выборов, избирательных систем.

Вопросы семинара:

1. Понятие и виды выборов.

2.

3. Основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная и их разновидности.

4. Смешанная избирательная система.

5. Особенности выборов единоличных органов власти.

6. Общая характеристика российской избирательной системы, ее особенности на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

7. Проблемы формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, занятия должности главы субъекта Российской Федерации.

8. Понятие и содержание правового статуса избирателя.

9. Избирательные права граждан: понятие и содержание.

10. Избирательные цензы.

11. Гарантии избирательных прав граждан.

12. Понятие кандидата и его правовой статус.

13. Понятие, регистрация и статус доверенных лиц кандидата. Уполномоченные представители по финансовым вопросам.

14. Избирательные объединения и избирательные блоки – участники избирательного процесса.

15. Правовой статус избирательного объединения и избирательного блока.

16. Политические партии как участники избирательного процесса: понятие и правовой статус.

17. Избирательные комиссии – участники и организаторы избирательного процесса.

18. Система, порядок формирования и правовой статус избирательных комиссий.

19. Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами.

Рекомендуемые источники общие для темы 4, 5, 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.